Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)
Оценка 4.9

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
8 кл
08.12.2018
Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)
На уроке представлено знакомство с деревенской национальной культурой, традициями, обычаями русского народа, русской национальной кухней, одеждой русского крестьянина. Ознакомление с основными типами русских поселений, основными занятиями, бытом русского крестьянина, приспособленностью крестьян к условиям природы. Причины вымирания русской деревни в настоящее время, возможные следствия и пути решения этой проблемы.
Урок- панорама Жизнь, быт и традиции русской деревни..doc
Урок­ панорама «Жизнь, быт и традиции русской деревни». Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с основными типами русских поселений, занятиями, бытом крестьян,  их приспособленностью к природным условиям. 2. Познакомить с особенностями деревенской национальной культуры: убранством жилища,  кухней, обрядами, костюмом. 3. Выявить причины вымирания русской деревни, возможные пути решения этой проблемы. 4. Развивать у детей творческое начало, чувство патриотизма и интерес к этнографии. Оформление: вышитые скатерти, полотенца, глиняная и деревянная посуда, игрушки, прялки,  макеты домов, иллюстрации художников, рисунки и модели костюмов. 1. Подготовительный этап: ­ учащимся предлагаются темы, по которым они готовят краткое, яркое выступление, в форме  доклада и необходимое оформление. Темы докладов:  ­ Типы русских поселений. Русская деревня. ­ Устройство и убранство жилища крестьянина. ­ Жизнь и быт крестьянина. ­ Традиционный костюм крестьянина. ­ Русская кухня. ­ Деревня в живописи и литературе. ­ Проблемы русской деревни. Ход урока.         Россия со времен Киевской Руси и вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. была  аграрной страной, где сельское хозяйство было главным занятием населения. Именно  крестьянскому хозяйству принадлежала ведущая роль в аграрной экономике России. Природа  для крестьянина была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, его занятия.  Под влиянием природы сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в  гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать.        Давайте посмотрим, как ему это удавалось. Какие знания о природе требовались  крестьянину для его хозяйственной деятельности? (знания по гидрологии, климатологии,  почвоведению, фенологии). Какие природные особенности учитывал крестьянин при выборе  места поселения, строительства жилища, для жизни и быта? На доске и в тетрадях выстраиваем логическую цепочку: природные условия ( рельеф, климат,  почвы, растительность)­ национальная кухня – занятия населения – традиции – одежда.        Краткое изложение выступлений докладчиков.       Планировка деревни складывалась постепенно под влиянием социально­ экономических и  географических факторов. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально­ уличную  планировку деревень.       Центральной осью деревни являлась транспортная магистраль: тракт или река. Кроме  деревень на Руси были села­ средоточие власти, торговли и религии. Менее всего были  распространены хутора (починки), так как русские привыкли жить общинами.         Названия поселений отражали географические особенности: Горки, Высоково, Сосново,  Рощино, Озерки; назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий:  Вознесенское, Бушуево; или каких­ либо событий: Погорельцево.         В деревне «все бревенчато, досчато, гнуто»­ начинается с дерева. Деревня­ это мир в  миниатюре, в котором в зачатке находим все то, что затем найдем в большом мире. Деревня начинается с крестьянского дома, где «красный угол подобен заре, потолок­  небесному своду, а матица­ Млечному Пути» (С. Есенин). Дом состоял из жилой и  хозяйственной частей. В зависимости от количества стен дома делились на четырехстенки,  пятистенки, шестистенки.        Жилая часть­ это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Размеры  жилой части были невелики­ 4х 4 м. Русская печь сначала топилась по­ черному, т.е. дым  выходил через окна и двери. В жилой части располагались не отапливаемые помещения­ сени и  клеть. В клети хранили запасы, а летом жили и спали. В северных областях России избы и клети  поднимали высоко над землей, строили «подызбище» и «подклет». В центре и на юге страны  избы ставились «наземь», нижние венцы (ряды бревен) сруба засыпались землей­ образовывалась  невысокая земляная насыпь вдоль стен дома­ завалинка. Пол в таких избах был глиняный и  посыпался соломой.         Большую площадь дома занимала хозяйственная, двухэтажная его часть. Второй этаж  находился на уровне жилой половины. Здесь находились мастерские, кладовые и поветь, на  которую с улицы поднимался бревенчатый настил­ ввоз, где могли развернуться две лошади с  возами, здесь играла молодежь. Поветь играла значение в свадебных обрядах. Зимой здесь  хранили сено. Внизу стоял скот.         Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный  угол с образами и столом. На почетной лавке садили большаков (родителей), гостей, а на  свадьбе­ молодых. У входа стояла лавка­ для приходящих и нищих, рядом мужская, для работы.        Большое место в доме играла печь. Она грела, кормила, лечила, на ней спали старики, на ней мылись, если не было бани. За печью находился чулан, или бабий кут, здесь на полках хранилась  глиняная, плетеная, деревянная и реже стеклянная посуда: крупники, чугунки ,миски и горшки.  Здесь женщины стряпали и ели. У окна, на зиму ставили ткацкий стан. Мебели почти не было:  сундуки и лавки. На стенах висели полки. На них ставили более дорогие вещи: ларцы, красивые  горшки, прялки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых  нитей, на окна вешали полотенца. Спали взрослые на полу, дети­ на полатях, старики­ на печи. В  середине 19 века печи стали иметь дымоходы, а в конце 19 века единое пространство дома стало делиться переборками ( разборными дощатыми стенами) на отдельные комнаты.        Учитель. Крестьяне жили в гармонии с природой и были рачительными хозяевами.  Крестьянские общины строили и ремонтировали дороги, чистили лес, берега озер и рек, следили  за севооборотом полей, давая земле отдых и удобряя почву золой и навозом. На доске и в тетрадях выстраиваем логическую цепочку: деревня – гармония – природа­   крестьянское хозяйство – жизнеобеспечение.       Докладчик. В деревне сложилась своя субкультура. Общество делилось по возрасту и полу  на группы. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети рано приобщались  к труду и помогали взрослым. Молодежь в деревне пользовалась большим вниманием и  уважением.       Очень многие из нас, сегодняшних горожан, имеют крестьянские корни. Там, на погостах,  остались наши деды и прадеды. Они сумели через столетия пронести особенности нашей  славянской и русской культуры, религиозные праздники, традиции и обычаи.        Мы, горожане, не имеем этнического лица. Мы забыли все, что наши предки сумели донести  до наших дней. Без традиций и национальной культуры нет ни одного народа. Это часть  общечеловеческой культуры, и ее надо знать, как отечественную историю, классическую  национальную литературу и искусство. Корни нашей культуры сложились исторически под  влиянием религиозных, социально­ экономических и природных предпосылок.        Учитель. Давайте посмотрим, как они отразились на кухне, костюмах, обрядах.        Докладчик. В основе костюмов, обрядов, праздников лежали мифологические  представления древности, тесно переплетенные с православными традициями. Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха­ косоворотка( ее носили навыпуск, с  поясом) и широкие штаны. Шилась одежда из белого холста, или пестряди. В холодную погоду  одевали кафтаны из толстого сукна, армяки и зипуны. Большинство крестьян носили лапти и  войлочные шапки.        Женская одежда состояла из длинной холщовой рубахи, поверх которой в северных и  среднерусских районах одевали сарафан, а в южных районах клетчатую шерстяную домотканую  юбку. В холодную погоду носили душегрейку. Девушки ходили с непокрытой головой, женщины обязательно покрывали голову. Головной убор на севере­ кокошник, на юге­ сорока, позже­  платки. Обувь­ лапти, зимой­ валенки.         Далее докладчики с темами « Традиции русской деревни» и «Русская кухня».         В деревне праздники справлялись как языческие, так и христианские. Примеры языческих  праздников­ проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье Солнца, погребение Ярилы. На масленицу крестьяне, по словам церковных историков, безумствовали: мужчины одевали  личины (маски) и соответствующие им костюмы, а женщины переодевались в мужские костюмы. Всю масленицу пекли блины, пряженицы, оладьи, ели яйца, сыр. Этот праздник сопровождался  играми, кулачными боями и борьбой. В конце праздника сжигали чучело из соломы и мылись в  бане. Христианские праздники­ Рождество, Пасха, святки, Радоница и др. В праздники  крестьянин не работал. Наиболее почитались святки, где переплелись языческие обряды  ( гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было связано на Руси с  сельскохозяйственными сезонами: опашка (в этот день варят всей деревней пиво и распределяют его по домам), Ильин день (после него начиналась жатва), Первый Спас­ медовый ( вырезали  соты из ульев) ит.д. Земледельческие праздники составляли отрадную пору отдыха после  обременительного труда. Каждая деревня имела своего небесного покровителя, и праздник в его честь справляли особенно пышно, в гости приглашались родственники из других деревень.        В обрядах принимали участие не только жители деревни, но и вся округа. Для каждой части  обряда были характерны определенные люди, песни, действия. На них родня не должна была  скупиться, поэтому каждый обряд сопровождался обильным угощением.         Из обрядов в деревнях хорошо сохранились свадьба и похороны. К ним готовились  особенно тщательно. К свадьбе девушки готовили приданое, шили, пряли, вышивали.  Справлялась свадьба три дня. Обычно ее играли поздней осенью, после сбора урожая.  Старики готовили вещи «на смерть». Поминки по умершему собирались несколько раз. Сегодня  обряды упрощены.          Режим питания русских людей складывался под влиянием экономических, природных,  религиозных факторов. В формировании ритуала еды играло бережное отношение к еде,  поскольку урожай давался нелегко. Наши предки экономно относились к ней, и большое  значение имели ограничения, связанные с религиозными воззрениями, а также с различными  хозяйственными и гигиеническими соображениями. Крестьяне перекусывали в рабочий день 4­5  раз. Приготовлением пищи занималась мать семейства, она же определяла расход продуктов. Ей  помогали старшая дочь и невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие  блюда ставились в большой миске в центр стола. Гущу похлебки и мясо можно было  зачерпывать только после главы семейства. Главным первым блюдом были кислые щи, летом  готовили окрошку из кваса с овощами. Важными составляющими питательного рациона крестьян были хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимыми  печеными изделиями – пироги с разнообразной начинкой, блины и оладьи. Основу второго блюда составляли каши, пареные  овощи и горох. Использовались молочные продукты. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы.  Распространенные напитки­ квас, чай, брага. Кисели из ягод, были очень густыми, готовились  как десерт. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.          Учитель. Сегодня перед страной стоит проблема вымирания деревень. Ежегодно с карты  страны исчезают сотни деревень, и это порождает как экономические проблемы, так и  нравственные. Давайте подумаем какие. Докладчик. Земли, разработанные нашими предками, приходят в запустение, это влияет  на развитие сельского хозяйства. Но еще глубже нравственная проблема. В деревне остались  маленькие островки нашей национальной культуры, и они безнадежно тонут в океане  цивилизации. В мертвых деревнях осталась малая родина миллионов граждан. Как жить без  родины? Какие культурные ценности и как может сохранить наше поколение? В чем причины  вымирания деревни и как ей выжить?         Крестьянство обладает мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого  коллективного труда. Ценна приспособленность крестьянина к конкретным природным  условиям, множеству местных факторов. Русские крестьяне формировали свои земледельческие навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый крестьянин. Он приобретал их в детстве, дополняя личными, опираясь на наблюдения и свой опыт.          Духовный мир крестьянина обогащался восприятием природы. Все было тесно переплетено с его хозяйством и являлось частью крестьянской культуры. Нравственной основой были  добросовестность, трудолюбие и любовь к семье, в которой проводилось трудовое и  нравственное воспитание. В семье воспитывались уважение друг к другу, взаимопомощь. Как  нам этого сейчас не хватает!!!

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)

Урок - панорама по географии "Жизнь, быт и традиции русской деревни" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018