Урок разработан по программе "Школа России" к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык" 1 класс. Урок выдержан в рамках здоровье-сберегающих технологий. В разработке урока используется как учебник, так и дополнительный материал в стихотворной форме в соответствии с требованиями ФГОС.Разработка урока по русскому языку для 1 класса по теме "Перенос слов"
урок Перенос слов.docx
План-конспект урока русского языка в 1 классе
Тема «Перенос слов»
Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык, 1 класс.
УМК «Школа России»
Цель: Ознакомление обучающихся с правилами переноса слов.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
правописные умения:
- делить слова на части для переноса;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения,
знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- делить слова на слоги, ставить ударение;
речевые умения:
- правильно списывать слова и предложения; проверять написанное,
сравнивая с образцом.
2. Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную
деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану,
инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку
деятельности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания /
незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой
жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать буквы, слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Ход урока
I. Организационный этап. Психологический настрой.
1) Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
А сейчас проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
2) На вас, надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас! II. Актуализация знаний. (Вместе с отгадкой открываются по очереди
картинки на экране радуга, гроза, дождь, тучи)
-Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга)
Вот по нему мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (Гроза)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдет. (Дождь)
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков бежит вода. (Тучи)
III. Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов. - как определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных,
столько и слогов)
IV. Самоопределение к деятельности.
Запись предложения под диктовку.
Дедушка купил внуку подарок.
( Ученик записывает предложение на доске. Слово подарок не помещается
полностью на строке. Возникает проблема ).
- Что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (Перенести на
другую строку).
-Как можно перенести слово на другую строку? ( Ответы детей)
- Назовите тему урока. (Перенос слов)
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)
- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в
переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме
предложений.)
V. Открытие нового знания.
- Как же нам перенести слово? ( Дети: при переносе слова его надо поделить
на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно
предположить, что слово надо переносить по слогам.)
- То есть, как можно перенести слово подарок? ( по-дарок, пода-рок )
-Запишите предложение.
VI. Физкультминутка (с музыкальным сопровождением «Солнышко
лучистое». Движения такие,о чем поется в песне)
VII. Работа по теме урока
Работа по учебнику
1)Упр.1(с.36)
-Прочитайте задание. Как вы считаете, это текст? Докажите.
- Чего нет у текста? (Заголовка)
-Придумайте заголовок.
-Найдите в тексте сравнение. С чем сравнивают облака?
- Выполните задание.
По небу плывет пушистое облако. (Учащиеся записывают.)
- Разделите каждое слово на слоги. (Учащиеся карандашом проводят
вертикальные лини)
(Проверка. Учитель показывает запись, выполненную заранее на слайде : По
не-бу плы-вет пу-шис-тое об-локо.)
- Сформулируйте правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки
на другую, надо разделить слова на слоги.)
2) Прочитать правило переноса слов в стихах на слайде и запомнить
его.)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шо-ко-лад.
3)Упр.2(С.36-37)
-Прочитайте текст еще раз. Как выдумаете, почему в тексе выделены слова
медленно и кучевые?
-Прочитайте правило и запомните его. ( Самостоятельная работа с
учебником)
-Выполните это задание самостоятельно и проверьте друг у друга (работа в
парах)
4) Проблемный вопрос
А)- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (нет, т.к. в
слове кит 1 слог.)
- Можно ли перенести слово осень? (мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на
строке не остается.)
Б) Задание. Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес: У-кол
И получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Теперь, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя
оставлять на строке.)
(Правило переноса. Одну букву не оставляют на строке и не переносят на
другую строчку.)
В) Задание. Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня,
Оля, ежик, оса и т.д.)
VIII.Физкультминутка ( Дети повторяют все то, о чем говорится в
стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
IX. Закрепление изученного материала. 1. Пешком ходить — долго жить.
-Прочитайте пословицу. Объясните как вы ее понимаете.
Назовите слово, которое нельзя переносить и объясните почему.
2.Работа по учебнику стр. 37 упр. 3.
Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.
А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши
любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
Образец: Ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик.
(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и
проговариванием правила.) 3.Творческое задание.
КЕРА НИКГА
-Составьте из букв слова и разделите их для переноса
X.Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика)
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят
Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко
распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони
на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.
XI. Выборочный диктант.
- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.
Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар
(Работа в парах. Взаимопроверка после выполнения задания.)
XII. Рефлексия
- Какая была цель урока? (Научиться делить слова для переноса.)
- Достигли мы ее? (Достигли.)
- Как это доказать? (Знаем правила.)
(Рассказывают изученные правила)
- Как вы открыли новое знание? (Составили план.) - Оцените свою деятельность на уроке.
( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)
XIII.Подведение итогов урока.
-Какой секрет переноса слов вы узнали?
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Урок "Перенос слов" для 1 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.