Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Оценка 5

Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".

Оценка 5
Работа в классе
doc
биология
9 кл
29.01.2017
Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Цели урока: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач. Урок состоит из 8 этапов, таких как 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания, на котором проводится тестовая работа по теме «Трофическая структура сообщества». 3. Мотивация учащихся 4. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний. 5. Изучение нового материала, на этом этапе учитель объясняет материал, показывая слайды презентации, учащиеся заполняют таблицу. 6. Первичная проверка знаний (задания – на слайдах презентации). 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 8. Домашнее заданиеУрок по биологии в 11 классе по теме «Основные стадии антропогенеза». Цели: • продолжить формирование знаний о происхождении человека от животных; • сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; • продолжить формирование умения сравнивать и объяснять причины сходства и различия. Оборудование: презентация, учебник, муляжи предков человека. Ход урока: I. Организационный момент. II. Мобилизующий момент (учащиеся отвечают на вопросы учителя). - Изучение какого процесса мы начали на прошлом уроке? (Антропогенез.) - Что такое антропогенез? (Исторический процесс эволюционного становления человека.) - А что в биологии понимают под эволюцией? (Необратимое историческое развитие живой природы.) - Человек имеет к этому отношение? (Человек является частью природы, поэтому эволюция характерна и для него.) - Назовите науку, изучающую происхождение человека. (Антропология.) - Расскажите, каковы взгляды на происхождение человека у А) Аристотеля, Б) К. Линнея, В) Ж.Б Ламарка, Г) Ч. Дарвина, Д) Ф. Энгельса? - Объясните, какой закон иллюстрирует данный рисунок? (Закон Бэра: эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.) - дайте характеристику систематического положения человека в царстве Животных. - охарактеризуйте принадлежность человека к каждой из систематических единиц. - что такое рудименты? Приведите примеры рудиментов у человека. (Копчик, третье веко, аппендикс и др.) - что такое атавизмы? Приведите примеры атавизмов у человека? (Многососковость, волосатость, хвостатость). - Каков различие человека от Ч/О обезьян? (Строение скелета, объем головного мозга, сознание, абстрактное мышление, речь, способность не только использовать орудия труда и создавать их и др.) - Скажите, кто является создателем современной теории эволюции? (Ч. Дарвин.) III. Изучение нового материала. 1. Рассказ учителя о происхождении человека и его родословной. - Дарвин в своей работе обратил внимание на сходство с животными, особенно с человекообразными обезьянами, пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка. Именно об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. - Мы выясним особенности строения и жизнедеятельности древнейших, древних и ископаемых людей современного анатомического типа и решим следующую проблему: как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков Человека разумного? - Давайте посмотрим, как происходила эволюция человека (показ слайда). - Так выглядит родословная человека: (Учащиеся делают схему в тетради.) 2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. - А сейчас, используя параграф 70 учебника, дайте сравнительную характеристику предков современного человека на разных стадиях развития (заполняют таблицу). Название стадии (когда жили) Особенности строения Образ жизни, орудия Австралопитеки (4,5-6,5 млн. лет назад) 1. Объем ГМ – 500 см3. 2. Масса тела – 35-55 кг. 3. Прямохождение. 4. Зубы сходны с человеческими. 1. Жили стадом. 2. Занимались собирательством. 3. Использовали природные орудия. Человек умелый 1. Рост 150 см. 2. Объем ГМ – 600 см3. 3. Зубы человеческого типа. 4. На стопе большой палец не был противопоставлен остальным. Тоже самое (австралопитек). Орудия из гальки Древнейшие люди – человек прямоходящий (синантропы, питекантропы, гейдельбергский человек, атлантроп) 1. Рост 160 см. 2. Объем ГМ – 800-1200 см3. 3. Челюсть без подбородочного выступа (нет речи) 1. Орудия из камня. 2. Использование огня (но добывать его не умели). 3. Каннибализм. 4. Трупоедство. Древние люди – неандертальцы (200 – 35 тыс. лет назад) 1. Объём мозга 1400 см3 2. Слабое развитие подбородочного выступа 3. Крупные челюсти 4. Средний рост 150-160 см. и выше 1. Зачатки речи. 2. Охота. 3. Шитье одежды. 4. Добыча огня. 5. Жили семейными группами. 6. Совместная трудовая деятельность (коллективная охота). 7. Накопление и передача опыта. 8. Забота о соплеменниках. Люди современного анатомического типа (кроманьонцы - 50-40 тыс. лет назад) 1. Рост до 180 см; 2. Объем ГМ – 1600-1800 см3 3. Отсутствует сплошной надглазничный валик; 4. Развит подбородочный выступ. 1. Жили в родовой общине; 2. Строил поселения; 3. Изготовлял сложные орудия труда из кости и камня; 4. Умел шлифовать, сверлить; 5. Сознательно хоронил умерших собратьев; 6. Появляются зачаточные религиозные представления; 7. Развитая членораздельная речь; 8. Передача опыта потомкам; 9. Жертвовал собой во имя племени или семьи; 10. Бережно относился к старикам; 11. Возникновение искусства; 12. Приручение животных, первые шаги земледелия. Домашнее задание: § 70 учить.
Межвидовые отношения.doc
Урок по биологии в 9 классе по теме «Межвидовые отношения». Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и  применения экологических закономерностей для решения экологических задач. Задачи: 1. Способствовать формированию понятий: “комменсализм”, “симбиоз”,  “мутуализм”, “конкуренция”,  “хищничество”, “паразитизм”; 2. Способствовать развитию умений и навыков выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для  решения учебных задач. 3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению. Тип урока: комбинированный. Предметные результаты обучения:  Учащиеся должны: ­ знать определения понятий “ “комменсализм”, “симбиоз”,  “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”,  “паразитизм”; ­ иметь представление о многообразии различных форм межвидовых отношений; ­ уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: ­определять понятия, формируемые в процессе изучения темы; ­формулировать выводы; организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные результаты обучения ­ признание права каждого на собственное мнение. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями. Ход урока: 2 вариант 2 вариант I. Организационный момент. (Проверка готовности учащихся к уроку). II. Проверка домашнего задания. (тестовая работа по теме «Трофическая структура сообщества»). 1 вариант 1.Первым звеном цепи питания являются: а)  продуценты, в) консументы 1 порядка, в) консументы 2 порядка, г) редуценты. 2. Консументы в биогеоценозе: а) разлагают мертвые  остатки растений и животных; б) потребляют готовые  органические вещества; в) создают органические  вещества из неорганических; г) являются начальным  звеном в цепи питания. 3. Назовите животное, которое следует включить в  пищевую цепь: трава — ... — волк: а) тигр, б) ястреб, в) заяц, г) белка. 4. Определите верно составленную пищевую цепь: а) уж — растение — кузнечик —лягушка, б) кузнечик —  растение — уж — лягушка, в) растение — кузнечик —  лягушка — уж, г) уж — лягушка — кузнечик —  растение. 5. В какой последовательности надо расположить  звенья пищевой цепи: а) паук, б)  яблоня, в) тля,   г)  синица. 6. К какой группе относятся микроорганизмы,  обитающие в почве: а) продуценты, б) консументы I  порядка, в) консументы II порядка, г) редуценты. 7.   Какое   животное   может   занимать   уровень консументов первого порядка? а) заяц­беляк, б) лиса, в) ястреб, г) мох. 8. Установите соответствие: 1) продуцент; 2)  консумент. Организм:  А) ландыш майский, Б) клевер белый, В)  паук­крестовик, Г) мох кукушкин лён, Д) лягушка. 1. Второе звено в цепи питания составляют: а)  продуценты, б) вторичные потребители, в) первичные  потребители,  г) редуценты. 2. Редуценты в биогеоценозе: а) разлагают мертвые  остатки растений и животных; б) потребляют готовые  органические вещества; в) создают органические  вещества из неорганических; г) являются начальным  звеном в цепи питания. 3. Назовите организм, который следует включить в  пищевую цепь: …  —  белка— рысь: а) семена хвойных  растений, б) листья подорожника, в) личика майского  жука, г) заяц. 4. Определите правильно составленную пищевую цепь:  а) семена ели ­ ёж ­  лисица, б) лисица ­ёж ­ семена ели,  в) семена ели ­ мышь – лисица, г) мышь ­ семена ели – ёж.  5. В какой последовательности надо расположить  звенья в цепи питания: а) ястреб, б) сосна, в) личинка  насекомого, г) синица.  Какое   животное   может   занимать   уровень 6. консументов   второго   порядка?   а)   заяц­беляк,   б) полевая мышь,   в) ястреб, г) мох. 7. Сколько процентов энергии теряется в каждом звене  в цепи питания: а) 5%, б) 10 %, в) 15%, г) 20%. 8. Установите соответствие: 1) продуцент; 2)  консумент. Организмы: А) камыш, Б) карась, В) скворец, Г)  морская капуста, Д) моллюск­прудовик. III. Мотивация учащихся ­ Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый  вид способны к изолированному существованию?  Приведите кратко доказательства. (варианты ответов: гриб – паразит чага, птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями,  гнездящиеся в кроне дерева и т.д.). ­ На слайде вы видите схему “Типы биотических связей” (4 прямоугольника) в них вписаны только значки “++”,  “+0”, “+­”, “­ ­”,  ­ по аналогии с человеческим обществом назовите типы взаимоотношений (варианты ответов: ++ взаимополезные, +0 полезно­нейтральные, +   ­ полезно­ вредные, ­­ взаимовредные). ­ Учащиеся начинают заполнять схему в тетрадях. Типы взаимоотношений +­ (полезно­вредные) ­­  (взаимо­вредные) +0  (полезно­нейтральные) ++  (взаимо­полезные) ­ Давайте попытаемся ответить на вопрос. Что мы будем с вами сегодня изучать? (С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы  межвидовых взаимоотношений, , чему они научаться на уроке). IV. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний. ­ назовите уже известные вам типы взаимоотношений. Варианты ответов: (Симбиоз). ­ что это такое? Приведите примеры. ­ какие ещё известны вам примеры взаимоотношений. (Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что все известные им типы взаимоотношений приводят  примеры) ­ А с другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке. V. Изучение нового материала. Объяснение учителя с применением слайдов презентации. По мере объяснения нового материала учащиеся  заполняют схему. Типы взаимоотношений ++ (взаимо­полезные) +0 (полезно­нейтральные) 1. Симбиоз  (неразрывное  соединение 2  организмов) –  лишайник,  микориза 2. Мутуализм (тесные взаимовыгодные  отношения, при  которых присутствие каждого из двух  видов становится  обязательным) – рак  отшельник и  актиния. 1. Комменсализм­  форма  взаимоотношений при  которой один вид получает  какое­либо преимущество,  не принося другому ни  вреда ни пользы. А) нахлебничество –  питание остатками другого  организма ­акула и рыба  прилипало Б) квартиранство ­  использование одними  видами других (их тел, их  жилищ) в качестве своих  убежищ или жилищ ­  медузы мальки рыб. +­ (полезно­вредные) 1. Паразитизм –  взаимоотношения по  принципу: паразит – хозяин: кошка­ клещ, собака –  аскарида. 2. Хищничество –  отношения по принципу:  хищник – жертва: заяц­  волк, щука – карась. ­­ (взаимо­вредные) Конкуренция (внутривидовая и межвидовая). ­ более остро протекает  внутривидовая конкуренция. ­ конкуренция за:  А) территорию (серая крыса  и черная крыса). Б) За корм (лиса и волк за  зайца). В) За самку. VI. Первичная проверка усвоения знаний. ­ Учащиеся вспоминают все новые термины урока  ­ Задания на слайдах презентации. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Учащиеся высказываются по следующей схеме: узнал... понял.... наибольшую трудность я почувствовал.... на следующем уроке я хочу.... VIII. Домашнее задание: выучить записи в тетради, составить кроссворд «Типы взаимоотношений организмов».

Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".

Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".

Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".

Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017