Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Оценка 5
Работа в классе
doc
биология
9 кл
29.01.2017
Цели урока: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.
Урок состоит из 8 этапов, таких как
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания, на котором проводится тестовая работа по теме «Трофическая структура сообщества».
3. Мотивация учащихся
4. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
5. Изучение нового материала, на этом этапе учитель объясняет материал, показывая слайды презентации, учащиеся заполняют таблицу.
6. Первичная проверка знаний (задания – на слайдах презентации).
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8. Домашнее заданиеУрок по биологии в 11 классе по теме «Основные стадии антропогенеза».
Цели:
• продолжить формирование знаний о происхождении человека от животных;
• сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их развитии в связи с изменяющимися условиями обитания;
• продолжить формирование умения сравнивать и объяснять причины сходства и различия.
Оборудование: презентация, учебник, муляжи предков человека.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Мобилизующий момент (учащиеся отвечают на вопросы учителя).
- Изучение какого процесса мы начали на прошлом уроке? (Антропогенез.)
- Что такое антропогенез? (Исторический процесс эволюционного становления человека.)
- А что в биологии понимают под эволюцией? (Необратимое историческое развитие живой природы.)
- Человек имеет к этому отношение? (Человек является частью природы, поэтому эволюция характерна и для него.)
- Назовите науку, изучающую происхождение человека. (Антропология.)
- Расскажите, каковы взгляды на происхождение человека у А) Аристотеля, Б) К. Линнея, В) Ж.Б Ламарка, Г) Ч. Дарвина, Д) Ф. Энгельса?
- Объясните, какой закон иллюстрирует данный рисунок? (Закон Бэра: эмбрионы обнаруживают, уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа.)
- дайте характеристику систематического положения человека в царстве Животных.
- охарактеризуйте принадлежность человека к каждой из систематических единиц.
- что такое рудименты? Приведите примеры рудиментов у человека. (Копчик, третье веко, аппендикс и др.)
- что такое атавизмы? Приведите примеры атавизмов у человека? (Многососковость, волосатость, хвостатость).
- Каков различие человека от Ч/О обезьян? (Строение скелета, объем головного мозга, сознание, абстрактное мышление, речь, способность не только использовать орудия труда и создавать их и др.)
- Скажите, кто является создателем современной теории эволюции? (Ч. Дарвин.)
III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о происхождении человека и его родословной.
- Дарвин в своей работе обратил внимание на сходство с животными, особенно с человекообразными обезьянами, пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка. Именно об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке.
- Мы выясним особенности строения и жизнедеятельности древнейших, древних и ископаемых людей современного анатомического типа и решим следующую проблему: как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков Человека разумного?
- Давайте посмотрим, как происходила эволюция человека (показ слайда).
- Так выглядит родословная человека:
(Учащиеся делают схему в тетради.)
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- А сейчас, используя параграф 70 учебника, дайте сравнительную характеристику предков современного человека на разных стадиях развития (заполняют таблицу).
Название стадии (когда жили) Особенности строения Образ жизни, орудия
Австралопитеки (4,5-6,5 млн. лет назад) 1. Объем ГМ – 500 см3.
2. Масса тела – 35-55 кг.
3. Прямохождение.
4. Зубы сходны с человеческими. 1. Жили стадом.
2. Занимались собирательством.
3. Использовали природные орудия.
Человек умелый 1. Рост 150 см.
2. Объем ГМ – 600 см3.
3. Зубы человеческого типа.
4. На стопе большой палец не был противопоставлен остальным. Тоже самое (австралопитек).
Орудия из гальки
Древнейшие люди – человек прямоходящий (синантропы, питекантропы, гейдельбергский человек, атлантроп) 1. Рост 160 см.
2. Объем ГМ – 800-1200 см3.
3. Челюсть без подбородочного выступа (нет речи)
1. Орудия из камня.
2. Использование огня (но добывать его не умели).
3. Каннибализм.
4. Трупоедство.
Древние люди – неандертальцы (200 – 35 тыс. лет назад) 1. Объём мозга 1400 см3
2. Слабое развитие подбородочного выступа
3. Крупные челюсти
4. Средний рост 150-160 см. и выше
1. Зачатки речи.
2. Охота.
3. Шитье одежды.
4. Добыча огня.
5. Жили семейными группами.
6. Совместная трудовая деятельность (коллективная охота).
7. Накопление и передача опыта.
8. Забота о соплеменниках.
Люди современного анатомического типа (кроманьонцы - 50-40 тыс. лет назад) 1. Рост до 180 см;
2. Объем ГМ – 1600-1800 см3
3. Отсутствует сплошной
надглазничный валик;
4. Развит подбородочный выступ.
1. Жили в родовой общине;
2. Строил поселения;
3. Изготовлял сложные орудия труда из кости и камня;
4. Умел шлифовать, сверлить;
5. Сознательно хоронил умерших собратьев;
6. Появляются зачаточные религиозные представления;
7. Развитая членораздельная речь;
8. Передача опыта потомкам;
9. Жертвовал собой во имя племени или семьи;
10. Бережно относился к старикам;
11. Возникновение искусства;
12. Приручение животных, первые шаги земледелия.
Домашнее задание: § 70 учить.
Межвидовые отношения.doc
Урок по биологии в 9 классе по теме «Межвидовые отношения».
Цель: Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и
применения экологических закономерностей для решения экологических задач.
Задачи:
1. Способствовать формированию понятий: “комменсализм”, “симбиоз”, “мутуализм”, “конкуренция”,
“хищничество”, “паразитизм”;
2. Способствовать развитию умений и навыков выделять главное, делать выводы, умений применять схемы для
решения учебных задач.
3. Содействовать воспитанию уважения к противоположному мнению.
Тип урока: комбинированный.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны:
знать определения понятий “ “комменсализм”, “симбиоз”, “мутуализм”, “конкуренция”, “хищничество”,
“паразитизм”;
иметь представление о многообразии различных форм межвидовых отношений;
уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
формулировать выводы;
организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностные результаты обучения
признание права каждого на собственное мнение.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
2 вариант
2 вариант
I. Организационный момент. (Проверка готовности учащихся к уроку).
II. Проверка домашнего задания. (тестовая работа по теме «Трофическая структура сообщества»).
1 вариант
1.Первым звеном цепи питания являются: а)
продуценты, в) консументы 1 порядка, в) консументы 2
порядка, г) редуценты.
2. Консументы в биогеоценозе: а) разлагают мертвые
остатки растений и животных; б) потребляют готовые
органические вещества; в) создают органические
вещества из неорганических; г) являются начальным
звеном в цепи питания.
3. Назовите животное, которое следует включить в
пищевую цепь: трава — ... — волк: а) тигр, б) ястреб, в)
заяц, г) белка.
4. Определите верно составленную пищевую цепь: а) уж
— растение — кузнечик —лягушка, б) кузнечик —
растение — уж — лягушка, в) растение — кузнечик —
лягушка — уж, г) уж — лягушка — кузнечик —
растение.
5. В какой последовательности надо расположить
звенья пищевой цепи: а) паук, б) яблоня, в) тля, г)
синица.
6. К какой группе относятся микроорганизмы,
обитающие в почве: а) продуценты, б) консументы I
порядка, в) консументы II порядка, г) редуценты.
7.
Какое животное может занимать уровень
консументов первого порядка? а) заяцбеляк, б) лиса,
в) ястреб, г) мох.
8. Установите соответствие: 1) продуцент; 2)
консумент.
Организм: А) ландыш майский, Б) клевер белый, В)
пауккрестовик, Г) мох кукушкин лён, Д) лягушка.
1. Второе звено в цепи питания составляют: а)
продуценты, б) вторичные потребители, в) первичные
потребители, г) редуценты.
2. Редуценты в биогеоценозе: а) разлагают мертвые
остатки растений и животных; б) потребляют готовые
органические вещества; в) создают органические
вещества из неорганических; г) являются начальным
звеном в цепи питания.
3. Назовите организм, который следует включить в
пищевую цепь: … — белка— рысь: а) семена хвойных
растений, б) листья подорожника, в) личика майского
жука, г) заяц.
4. Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) семена ели ёж лисица, б) лисица ёж семена ели,
в) семена ели мышь – лисица, г) мышь семена ели –
ёж.
5. В какой последовательности надо расположить
звенья в цепи питания: а) ястреб, б) сосна, в) личинка
насекомого, г) синица.
Какое животное может занимать уровень
6.
консументов второго порядка? а) заяцбеляк, б)
полевая мышь, в) ястреб, г) мох.
7. Сколько процентов энергии теряется в каждом звене
в цепи питания: а) 5%, б) 10 %, в) 15%, г) 20%.
8. Установите соответствие: 1) продуцент; 2)
консумент.
Организмы: А) камыш, Б) карась, В) скворец, Г)
морская капуста, Д) моллюскпрудовик.
III. Мотивация учащихся Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Верите ли вы что один организм, одна популяция и даже целый
вид способны к изолированному существованию? Приведите кратко доказательства.
(варианты ответов: гриб – паразит чага, птицы, уничтожающие насекомых, питающихся листьями,
гнездящиеся в кроне дерева и т.д.).
На слайде вы видите схему “Типы биотических связей” (4 прямоугольника) в них вписаны только значки “++”,
“+0”, “+”, “ ”,
по аналогии с человеческим обществом назовите типы взаимоотношений
(варианты ответов: ++ взаимополезные, +0 полезнонейтральные, + полезно вредные, взаимовредные).
Учащиеся начинают заполнять схему в тетрадях.
Типы взаимоотношений
+
(полезновредные)
(взаимовредные)
+0
(полезнонейтральные)
++
(взаимополезные)
Давайте попытаемся ответить на вопрос. Что мы будем с вами сегодня изучать?
(С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на уроке будем изучать основные типы
межвидовых взаимоотношений, , чему они научаться на уроке).
IV. Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний.
назовите уже известные вам типы взаимоотношений.
Варианты ответов: (Симбиоз).
что это такое? Приведите примеры.
какие ещё известны вам примеры взаимоотношений.
(Учащиеся с помощью учителя делают вывод, что все известные им типы взаимоотношений приводят
примеры)
А с другими типами взаимодействия организмов им предстоит познакомиться на уроке.
V. Изучение нового материала.
Объяснение учителя с применением слайдов презентации. По мере объяснения нового материала учащиеся
заполняют схему.
Типы взаимоотношений
++ (взаимополезные)
+0 (полезнонейтральные)
1. Симбиоз
(неразрывное
соединение 2
организмов) –
лишайник,
микориза
2. Мутуализм (тесные
взаимовыгодные
отношения, при
которых присутствие
каждого из двух
видов становится
обязательным) – рак
отшельник и
актиния.
1. Комменсализм форма
взаимоотношений при
которой один вид получает
какоелибо преимущество,
не принося другому ни
вреда ни пользы.
А) нахлебничество –
питание остатками другого
организма акула и рыба
прилипало
Б) квартиранство
использование одними
видами других (их тел, их
жилищ) в качестве своих
убежищ или жилищ
медузы мальки рыб.
+
(полезновредные)
1. Паразитизм –
взаимоотношения по
принципу: паразит – хозяин:
кошка клещ, собака –
аскарида.
2. Хищничество –
отношения по принципу:
хищник – жертва: заяц
волк, щука – карась.
(взаимовредные)
Конкуренция (внутривидовая
и межвидовая).
более остро протекает
внутривидовая конкуренция.
конкуренция за:
А) территорию (серая крыса
и черная крыса).
Б) За корм (лиса и волк за
зайца).
В) За самку.
VI. Первичная проверка усвоения знаний.
Учащиеся вспоминают все новые термины урока
Задания на слайдах презентации.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учащиеся высказываются по следующей схеме:
узнал...
понял....
наибольшую трудность я почувствовал....
на следующем уроке я хочу....
VIII. Домашнее задание: выучить записи в тетради, составить кроссворд «Типы взаимоотношений организмов».
Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Урок по биологии в 9 классе по теме "Межвидовые отношения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.