Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."
Оценка 4.8

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история +1
7 кл—8 кл
29.03.2018
Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."
Вот уже более шестисот лет Высоцкий монастырь переживает вместе с русским народом счастье и невзгоды, радуется победам и скорбит в горе. Ровесник битвы на Куликовом поле, он принимал в своих стенах преподобного Сергия Радонежского, царя Ивана Грозного, патриарха Тихона. Вторая половина XIV века представляет в истории нашего Отечества особую эпоху. Это было время невиданного религиозного и культурного подъема Руси, и началось оно с преображения духовного мира человека. Одним из важнейших проявлений духовных перемен второй половины XIV столетия явилось то выдающееся событие в истории русской культуры, что получило название "монастырского возрождения". Оно представляло собой широкое движение по перестройке всего уклада монашеской жизни в стремлении усилить живительный аскетизм и сопровождалось основанием новых монастырей, возводимых на общежительных началах. Монастырское возрождение связывается с именами виднейших подвижников: Дионисия Суздальского, Димитрия Прилуцкого, Стефана Махрищского и многих других. Центральное же место в этом славном ряду принадлежит тому, кого называют "игуменом земли Русской" - преподобному Оргию Радонежскому. Истинный светильник веры своим личным примером вдохновлял монашествующих и мирян, сильных мира сего и простых людей. Его многочисленные ученики разошлись во все стороны Руси, возжигая новые огоньки веры - как в местах, где раньше не ступала нога православного человека, так и в давно славивших Христа городах и весях.
Южное Подмосковье.doc
Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры  земли Серпуховской. В нашем выступлении мы представляем авторскую разработку углубления 9  темы урока по духовному краеведению Подмосковья «Южное Подмосковье.  Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской». Базовым же материалом был материал программы и учебника Л.Л.Шевченко. Пояснения к выбору темы урока: поскольку тема касается непосредственно  нашей малой Родины, города Серпухова, тему даю в 2 урока.  На уроке №1 подробнее останавливаемся на исторических событиях,  способствующих становлению духовной культуры и христианского самосознания на землях южного Подмосковья. Даю материал об объектах духовной культуры,  связанных с именами святых. Останавливаюсь на феномене Высоцкого  монастыря – как центра духовной культуры южного Подмосковья с XIV века по  настоящее время. На уроке №2 ведем разговор о христианских добродетелях, христианских  святых, находим взаимосвязь жизни исторических личностей, событий и их  место в духовной культуре края. Говорим об иконах Божией Матери. Цель: познакомить с феноменами христианской православной культуры XIV  века на землях Южного Подмосковья и показать в ее контексте исторические  события; дать сведения о святых, об объектах духовной культуры, связанных с  их именами, о Высоцком монастыре как центре духовной культуры  Серпуховского края. Задачи образовательные: выяснить значение Высоцкого монастыря как центра  духовной культуры Серпуховского края, роль князей Ивана Калиты, Дмитрия  Донского, Владимира Храброго в становлении духовности в Подмосковье;  узнать о роли преподобного Афанасия Высоцкого (старшего) и Афанасия  (младшего) в жизни Высоцкой обители. Задачи развивающие: через решение образовательно­познавательных задач  решать проблемы нравственного порядка, подвести ребят к работе с  источниками христианской духовной культуры, развивать мышление учащихся,  их способности делать выводы о добре и зле, о хорошем и плохом. Задачи воспитательные: способствовать духовному развитию учащихся на  примере духовно­исторических ценностей родного края, нравственных качеств  наших предков­христиан, на христианских добродетелях, формировать любовь к святыням родного края, к православной культуре родных мест. Средства: учебное пособие «Духовное краеведение Подмосковья» (с. 133­139;  141­142), видеофильм «Серпуховский Высоцкий мужской монастырь». План урока: 1. Оргмомент.  2. Проверка знаний учащихся.  3. Изложение нового материала.  4. Работа с понятиями при закреплении материала.  5. Задание на дом. Основные понятия: Боголюбие. Преподобный Афанасий Высоцкий.  Послушание. Высоцкий чин. Деисусный чин. Благотворители. Благоукрасители.  Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Проверка знаний учащихся. Продолжаем готовить экспозицию выставки.  Работаем над материалами к стенду «Храмы Подмосковья в честь Архистратига  Михаила» (ребята сдают файловые папки с материалами к стенду на просмотр  для дальнейшего рецензирования на оценку). Изложение нового материала по плану:  1. Феномен христианской православной культуры на землях Южного  Подмосковья в контексте деятельности исторических личностей и исторических  событий.  2. Путешествие по святым местам родной земли. Высоцкий монастырь через  столетия (с использованием видеофильма о Высоцком монастыре, фотографий и  дополнительной литературы). Рассказ учителя: 1. Понятие духовной культуры Южного Подмосковья неразрывно связано с  нашим городом Серпуховом, с его богатым историческим прошлым, с великими  историческими личностями Русского государства, причастными к его  возникновению, возвышению и развитию в один из центров духовной культуры  Подмосковья. Судьба Серпухова – это судьба города­защитника Родины. Не раз за прошедшие  столетия враг был остановлен именно здесь. Впервые Серпухов упомянут в  духовных грамотах Великого Князя Московского Ивана Калиты. Опираясь на  эти письменные источники, принято считать датой возникновения Серпухова  1339 год, когда Иван Калита завещал город на реке Серпейке своему младшему  сыну Андрею. Наибольшего расцвета Серпухов достиг при серпуховском  удельном князе Владимире Андреевиче, внуке Ивана Калиты и правнуке  Александра Невского. Особенно прославилось имя князя Владимира во время  освобождения Руси от татаро­монгольского нашествия. Из урока истории вы  помните, что за победу на Куликовом поле народ нарек Великого князя  Московского Дмитрия – Донским, а его двоюродного брата, серпуховского  князя Владимира Андреевича – Храбрым. История Серпухова неотделима от имен великих святителей Руси: Сергия  Радонежского и Алексия Московского. Сюда же следует отнести имена первых  настоятелей Высоцкого монастыря Афанасия Старшего и Афанасия Младшего.  А также первого игумена Владычного монастыря Варлаама. История русского государства всегда была связана с именами духовных лиц,  деятелей Православной Церкви. Русские люди были боголюбивыми. Почитание  Бога на Руси отразилось, в частности, в названии многих сел и деревень именем  «Боголюбово», сохранившимся до наших дней. (Работаем над понятием  «Боголюбие»).История христианской культуры на Руси XIV – XV вв.  свидетельствует, что возникновение многих монастырей, в том числе в  Серпухове, прямо или через учеников было вязано с именем преп. Сергия  Радонежского. Известно, что по просьбе князя в Серпухов пешком пришел  преподобный Сергий Радонежский со своим учеником Афанасием, которого  князь хотел иметь настоятелем новой обители. Вместе с князем он выбрал место  для монастыря на высоком берегу реки Нары. Называлось оно «Высокое», что и  дало название монастырю, сохранившееся до настоящих дней. Ученик преподобного проявил послушание своему учителю. (Работаем над  понятием «послушание».) Преподобный Сергий обратился с молитвой к Богу и  благословил Афанасия потрудиться для святого дела. Афанасий Высоцкий  (Старший), или Серпуховской (1363­1395), впоследствии прославленный в чине  святых, стал первым настоятелем монастыря. Монастырь со временем  превратился в центр духовной культуры Серпуховского края и на века остался  связанным с отечественной историей. В мирской жизни преподобного Афанасия звали Андрей. (Работаем в тетради  «Преподобный Афанасий Высоцкий».) Он был обучен родителями письму,  чтению и церковному пению. Юношей он пришел к преподобному Сергию.  Святой Сергий оставил его в монастыре и благословил трудиться на поварне. Андрей был послушным и усердным учеником. Позже Сергий постриг его в  монашество, дав новое иноческое имя – Афанасий. Став игуменом Высоцкого  монастыря, Афанасий приложил много сил для его процветания. Будучи  человеком высокообразованным и культурным, он переводил книги с греческого  языка на русский, стараясь привить инокам интерес к образованию и культуре.  Монастырь быстро рос. В 1381 году князь Владимир Андреевич Серпуховской  построил в новом монастыре каменный Покровский собор в память о  Куликовской битве. Последние годы жизни преподобный Афанасий провел с  Царьграде. Он прислал для строящегося в то время собора 7 икон знаменитого  Деисусного чина, получившего название «Высоцкий чин». Умер Преподобный  Афанасий в Царьграде, в глубокой старости, в начале XV века. (Работаем с  понятиями «Деисусный чин» – это ряд икон в иконостасе, включающий иконы  Иисуса Христа, Богородицы, Иоанна Предтечи, и другие иконы и с понятием  «Ризница» – это место хранения церковной утвари.) 2. Пояснение к рассказу. Материал подается учителем в сопровождении  видеофильма о Высоцком монастыре, обращается внимание на его архитектуру,  настенные росписи и иконы. Особое внимание уделяется рассказу о том, как  люди (благотворители) жертвовали средства на строительство. В этом –  проявление христианской добродетели любви к Богу. Идет работа  над понятиями «благотворители», «благоукрасители». Оба слова раскрывают  смысл христианского делания, творения во имя Бога. Рассказ учителя. Высоцкий Зачатьевский мужской монастырь основан в 1373  году (разные источники называют другие даты основания монастыря, например  1373, 1374 гг.) сподвижником Дмитрия Донского серпуховским князем  Владимиром Андреевичем по благословению преподобного Сергия  Радонежского на левом высоком берегу реки Нары, недалеко от впадения ее в  Оку. Место, на котором был построен монастырь, называлось Высокое (отсюда  название монастыря). Высоцкий монастырь служил форпостом на южных  рубежах древней Руси. Созданному по желанию князя Владимира Андреевича на его земле монастырю  была обеспечена щедрая помощь. Благодаря этому обстоятельству, через 8 лет  внутри монастырских стен уже поднялись первые каменные храмы. Ими стали  вновь отстроенный Зачатьевский собор и теплая Покровская церковь с трапезной палатой. Освящением их руководил лично митрополит Киприан. Монастырское  строительство XIV века завершилось возведением в 1396 году каменной часовни  на четырех столбах, отмечавшей место у гробницы второго игумена монастыря,  Афанасия Младшего, умершего в 1395 году (записываем в тетрадь: «Афанасий Младший»). Возведенные строения простояли более двухсот лет, постепенно ветшая и  страдая от пожаров при неоднократных разорениях монастыря врагами. После пожара в последнее десятилетие XVI века была осуществлена реконструкция  особо пострадавших строений обители. В это время возводится из кирпича и  новое здание трапезной с Покровской церковью на высоком подклете,  поставленное на белокаменный подвал. В подклете размещались хозяйственный  помещения: житница, теплый погреб, хлебня, угольня и кузница. Трапезная с Покровской церковью снова подверглась коренной реконструкции в  конце XVII века. В то время Высоцкий монастырь пользовался особым  покровительством семьи Нарышкиных, из которой происходила царица Наталия  Кирилловна – вторая супруга царя Алексея Михайловича, мать Петра Великого.  Нарышкины в XVI­XVII вв. владели землями в близлежащем Тарусском уезде. В  лихолетье Смутного времени Таруса пришла в упадок; и только к моменту  неожиданной женитьбы царя (22 января 1671г.) на дочери скромного тарусского  дворянина, в пору возвышения Нарышкиных, Таруса стала пригородом  Серпухова.  Во вкладной книге Высоцкого монастыря говорится, что основными  вкладчиками данной обители с 1576 по 1709 годы традиционно были как раз  землевладельцы Серпуховского и соседних с ним уездов: Тульского,  Каширского, Алексинского, Боровского и Тарусского. Это и не удивительно, так как все, что находилось в сфере влияния города, тяготело к нему не только  территориально: пространственное окружение Серпухова находилось под  священным покровительством всеми чтимыми святых – первых настоятелей  Серпуховского Высоцкого монастыря. В 1697 году от Нарышкиных поступают особенно большие вклады (в виде  внушительных денежных сумм и церковной утвари) в их излюбленный  монастырь. Делались они целевым назначением: в связи со строительством и  украшением монастырских храмов, в том числе Покровского и Афанасьевского.  Не только Нарышкины, но и другие знатные, и не очень знатные люди, делали  пожертвования на строительство и украшение монастыря. Сохранились интересные свидетельства. Так, например, во вкладной книге  обители имеются следующие записи: 1) о пожертвовании около середины XVII  в.старцем Авраамием Курюковым весьма значительной по тем временам суммы  денег (в 30 рублей) на возобновление пришедших в негодность кровель; 2) об  участии собственного монастырского художника в украшении храма в 1670 г.,  когда «старец Феодосий писал киот к царским дверем у Покрова Пречистые  Богородицы, что в трапезе». Царский спальник князь Ф.В.Засекин пожертвовал в  1697 году на иконы и иконостас третьей по счету каменной церкви Покрова  Пресвятой Богородицы 15 рублей. Тогда же завершались последние работы по  отделке вновь отстроенного храма, освященного в том же году. В облике Покровской церкви отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко конца XVII века. Основу вновь возведенного здания  составил высокий четверик, увенчанный рядом декоративных кокошников и  одной главой на граненом барабане. Внешнее архитектурное убранство здания  выделялось своими полихромными изразцами: они украшали барабан главы и  фасады церквей. Здесь особо надо отметить изящество изразцовых композиций с  изображением государственного герба Российского государства – двуглавого  орла. Известно, что иконостас, устроенный тогда в Покровской церкви, был  четырехъярусный, покрыт позолотой, и только кое­где посеребрен или расписан.  Сходное оформление получили, судя по сохранившимся описаниям, и царские  врата. В дальнейшем, на протяжении всего XVIII и первой трети XIX в.,  отдельные изменения происходили только в убранстве церковного интерьера. В истории Высоцкого монастыря есть еще одна интересная страница. В 1740 году граф М. Г. Головкин обратился с челобитной к императрице Анне Иоанновне с  просьбой построить нижнюю Никольскую церковь. В ней говорилось о  похороненном здесь в 1734 году известном деятеле петровского времени, герое  русско­шведской и русско­турецкой войн графе Гавриле Ивановиче Головкине.  В Третьяковской галерее, в зале русского искусства первой половины XVIII  века, находится портрет канцлера Г. И. Головкина, выполненный И.Никитиным в 1716 году. Неудивительно, что для захоронения такого крупного государственного деятеля  и одного из самых богатых людей России монастырь сделал исключение,  превратив Никольскую церковь в своего рода усыпальницу. Основным местом  погребения в монастыре было пространство вокруг собора и в первом ярусе его  галереи. Имена усопших вносились в синодик, а на помин души жертвовались и  разного рода ценности, и все то, что могло пригодиться в монастырском  хозяйстве. Художественные надгробия Высоцкого и соседнего с ним Владычного женского монастырей, собранные в Серпуховском историко­художественном  музее, составили интересную коллекцию. Надгробия XVI – XVII веков –  белокаменные плиты, покрытые мемориальными надписями, – со временем ушли  в землю и были извлечены с более чем полутораметровой глубины. Особенно  интересны два надгробия XVI века с надписями на немецком языке,  принадлежащие купеческой семье немцев­христиан. Эти надгробия украшены  характерным для своего времени орнаментом в виде двух лент строгой  треугольной порезки. К сожалению, сохранилось крайне мало надгробий XVIII  века. Это пышные, с барочным орнаментом саркофаги на ножках. Одно из ныне  утраченных надгробий было установлено в 1780 году в Высоцком монастыре над  могилой первого гидрографа России, составителя карт морей Ф. А. Соймонова. На территории монастыря находится церковь Всех святых. Это малоизвестная  ранняя постройка талантливого московского архитектора Р.И.Клейна,  возведенная в 1896 году по заказу серпуховского фабриканта Н.Е.Коншина в  качестве родовой усыпальницы. Ее архитектурный облик – типичный пример стилизации с использованием псевдовизантийских мотивов. Архитектор очень  умело применил столь сильные и яркие художественные средства, создав весьма  интересный памятник, достойно завершивший многовековую летопись  Высоцкого монастыря. Со временем монастырь превратился в замечательный архитектурный ансамбль.  Каждая историческая эпоха вносила в него нечто новое, дополняя и развивая то,  что было сделано ранее. В результате все основные сооружения Высоцкого  монастыря созданы в разное время – все это определяет гармоничность и  торжественность этого архитектурного ансамбля, включающего постройки  разных эпох и стилей. После 1927 года советская власть Высоцкий монастырь закрыли. Все его  строения были осквернены. Храмы Божии стали эксплуатироваться по­новому.  Здание трапезной и Покровской церкви, в частности, многие десятилетия  использовались под коммунальное жилье и производственно­хозяйственные  нужды. Святыни монастыря были изъяты государством. Это привело,  естественно, к искажению облика памятника русского зодчества: он был просто  разрушен. Службы в храме возобновились не так давно, в начале 90­х годов XX  века. На сегодняшний день монастырь насчитывает более 20 насельников –  монахов и послушников (работа с понятием «насельник»). Настоятель обители  – игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу  богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением (работа над  понятием «водоосвящение») и акафистом у Чудотворного образа Божьей  Матери «Неупиваемая Чаша». Святыня, ныне хранящаяся в Высоцком мужском  монастыре – икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – была обретена в  стенах Владычного женского монастыря. Согласно преданию, икона эта была обретена чудесным образом 18 мая. А было  это в XIX столетии. Жил в ту пору в одном из сел Тульской губернии один  горький пьяница, и вот, по причине большого хмельного недуга, отказали у него  ноги. А ночью приснился сон, в котором Небесная Покровительница явилась ему и повелела, если хочет выздороветь, идти в город Серпухов, да помолиться  перед иконой «Неупиваемая Чаша». Ползком отправился в трудный путь  тульский житель и одолел его, но ждало его разочарование – никто в обители не  знал такого лика Пречистой, на который указала Богородица. Однако Божья  Матерь помогла – над одним их входов в монастыре висела никому не известная  икона. Присмотрелись к ней монахини – и разглядели удивительное: Богородицу  с Младенцем в большой золотой чаше. Мужичок начал молиться перед иконой –  и вдруг понял, что выздоровел. А слава о чуде серпуховском облетела всю  Россию и сохранилась в памяти людской до наших дней. Сегодня чудотворные  списки с иконы «Неупиваемая Чаша» находятся и в Высоцком монастыре, и во  Владычном женском монастырях. К ним из самых дальних мест приезжают  верующие – молиться об избавлении от разных житейских скорбей и недугов, а особо от пьянства и пристрастия к наркотикам. Особенно много верующих  собирается здесь 18 мая – в престольный праздник чудотворной иконы  Богородицы «Неупиваемая Чаша». Паломники, приезжающие в монастырь,  отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление  к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.  Говоря об историческом и духовном значении города, нельзя не упомянуть  победу в Куликовском сражении. Исход сражения решил засадный полк,  которым командовал Серпуховской князь Владимир Андреевич, прозванный в  народе за проявленную доблесть Храбрым. По возвращении с битвы благоверный князь захоронил останки воинов­серпуховичей в стенах Высоцкой обители. Над  братской могилой в память о великой победе был воздвигнут собор в честь  Зачатия Пресвятой Богородицы святой праведной Анной. Это ключевое событие в истории нашей Родины, лучшим образом отражается в  словах девиза нашего города Серпухова: «Объединение. Возрождение.  Созидание». Объединение – то есть образование русской государственности под  эгидой Православной Церкви. Православная церковь – то есть вера, становление  истинных духовных ценностей – это возрождение. История нашего города,  история расцвета, разрушения и вновь восстановления Высоцкого монастыря –  то есть любовь к своей Родине – это созидание. Работа с понятиями идет на фоне закрепления нового материала. Отвечая на  вопросы учителя о духовной истории Серпухова, ребята еще раз уточняют их  значение и записывают в толковый словарик.  Задание на дом: 1. Самостоятельная работа с понятиями, встречающимися в тексте учебника  (записи в толковый словарик). 2. Начать работу над материалами к стенду «Высоцкая обитель».  3. Подготовить сообщения по теме урока. Князь Владимир Андреевич Храбрый.  Преподобный Афанасий Высоцкий (старший). Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша». Серпуховской Высоцкий монастырь через столетия. Свободная тема. При подготовке презентации мы использовали дополнительные материалы: 1. Разумовский Ф.В. Художественное наследие Серпуховской земли. М., Изд­во  «Искусство». 1992. 2. Сборник материалов, посвященный 75­летию Серпуховского историко­ художественного музея. Составитель В.В.Шилов. Серпухов. 1996. 3. Буданова Г.В. Серпухов туристический. Серпухов. 2004. 4. Кац Э.Д. Серпуховской уезд. (Туристические маршруты). Серпухов 2003 г. 5. Материалы архива Администрации г. Серпухова.

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."

Урок по ДКП:"Южное Подмосковье. Высоцкий монастырь – центр духовной культуры земли Серпуховской."
Скачать файл