Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"
Оценка 5

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
06.11.2017
Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"
Вашему вниманию предлагается конспект урока по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике". Урок содержит задачи, которые решаются в классе совместно с учащимися. В материале урока подробно повторяется строение и особенности рычага, а также условие выигрыша в силе при использовании рычага.Конспект урока по физике
7 кл. открытый урок РЫЧАГИ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ.docx
На данном уроке, тема которого: «Простые механизмы» мы поговорим  о механизмах, которые помогают нам в работе. На стройках, на  производстве, на отдыхе – везде мы нуждаемся в помощи. Такими  помощниками выступают рычаги. Сегодня мы о них и поговорим, а  также решим задачу и разберем несколько самых простых примеров из  жизни.      Введение На данном уроке речь пойдет о простых механизмах. Простые механизмы – это устройства, с помощью которых работа со­ вершается только за счет механической энергии. Нас окружают устрой­ ства, работающие за счет электроэнергии (см. рис. 1), за счет энергии  сгорания топлива, но не всегда так было. Рис. 1. Чайник, работающий за счет электроэнергии Раньше всю работу можно было выполнить фактически руками, или с  помощью животных, за счет ветра или течения воды (мельницы), то есть  за счет механической энергии (см. рис. 2). Рис. 2. Давние простые механизмы  И помогают в этом, облегчают выполнение работы, простые механизмы. Наши силы ограничены, и это проблема. Мы, например, не можем за  один раз поднять и перенести с одного места на другое тонну кирпичей.  Зато мы можем потратить больше времени, пройти большее расстояние  туда­сюда и перенести кирпичи по четыре за один подход, или сколько  сможем унести. Как быть с шурупом, который нужно вкрутить в дере­ во? Вкрутить его голыми руками мы не можем. Вкрутить его по кусоч­ ку, как гору кирпичей по кирпичику, тоже нельзя. Нужно использовать  механизм, отвертку. С ней нам приходится прокрутить шуруп на  несколько оборотов, чтобы он вошёл в дерево хотя бы на сантиметр. Но  зато это несравненно легче, чем руками. Простой механизм ­ лопата Рассмотрим такой простой механизм, как, например, лопата. Конечно,  она облегчает выполнение работы, с ней намного легче копать землю,  чем руками. Мы воткнули лопату в землю. Чтобы поднять ком земли,  нужно надавить на черенок. Где вы будете давить, чтобы было легче?  Опыт подсказывает, что надо надавить, то есть приложить силу, побли­ же к концу черенка (см. рис. 3). Рис. 3. Выбор точки приложения силы  Попробуйте приложить силу ближе к полотну лопаты, поднять ком  земли станет намного тяжелее. Прикладывая прежнюю силу, вы уже ни­ чего не поднимете. Именно поэтому лопаты с коротким черенком, на­ пример саперные, делаются с маленьким полотном: много земли с ко­ ротким черенком все равно не поднимешь. Лопата представляет собой рычаг. Рычаг – это твердое тело, имеющее  неподвижную ось вращения (чаще всего это точка опоры или подвеса).  На него действуют силы, которые стремятся повернуть его вокруг оси  вращения. У лопаты ось вращения – это точка опоры на верхнем краю  ямки (см. рис. 4). Рис. 4. Ось вращения лопаты  На полотно лопаты с некоторой силой действует комок земли, который  мы поднимаем, а на черенок, с меньшей силой, – наши руки (см. рис. 5). Рис. 5. Действие сил Рассмотрим другой пример: все катались на качелях­балансире (см. рис. 6).    Качели­балансир Рис. 6. Качели­балансир Это тоже рычаг: есть неподвижная ось вращения, вокруг которой каче­ ли вращаются под действием сил тяжести детей. Чтобы перевесить своего друга, сидящего на противоположном сиде­ нии, поднять его, вы сядете на самый край качели. Если сядете ближе к  опоре качели, можете не перевесить. Тогда нужно на ваше место поса­ дить кого­то взрослого и тяжелого (см. рис. 7). Рис. 7. Приложенная сила должна быть больше, чем на краю  В такой точке приложения силы нужна большая сила, чем когда сила  прикладывалась к краю качели (см. рис. 8). Рис. 8. Приложение сил    Рычаг Как вы уже заметили, чем дальше от точки опоры мы приложим силу,  тем меньшая нужна сила для совершения одной и той же работы. При­ чем сила нужна во столько же раз меньшая, во сколько раз больше плечо рычага. Плечо рычага – это расстояние от точки опоры или подвеса  рычага до точки приложения силы (см. рис. 9). Рис. 9. Плечо рычага и сила Итак, у нас есть рычаг и две силы, которые на него действуют: вес груза  и сила, которую мы прикладываем, чтобы этот груз поднять. Мы выяви­ ли, что чем больше плечо рычага, тем меньше нужна сила, чтобы уравно­ весить рычаг. Причем во сколько раз больше плечо рычага, во столько  раз меньше сила. Математически это можно записать в виде пропорции: При этом неважно, приложены силы по разные стороны от точки опоры  или по одну сторону. В первом случае рычаг назвали рычагом первого  рода (см. рис. 12), а во втором – рычагом второго рода (см. рис. 13). Рис. 12. Рычаг первого рода  Рис. 13. Рычаг второго рода  Работа с лопатой Мы рассмотрели, как лопата позволяет нам легче копать землю. Она  опирается на край образовавшейся ямки в земле, это будет осью ее вра­ щения. Вес земли приложен к короткому плечу рычага, мы руками при­ кладываем силу к длинному плечу рычага (см. рис. 14). Рис. 14. Приложение сил к лопате  Причем во сколько раз отличаются плечи рычага, во столько же раз от­ личаются силы, приложенные к этим плечам. Итак, мы приподняли ком земли, но дальше нужно взять лопату двумя  руками, поднять ее полностью и перенести землю. Где мы возьмемся за  черенок лопаты второй рукой? Всё просто, когда мы уже знаем принцип работы рычага. Вторая рука станет новой опорой рычага. Она должна  быть расположена так, чтобы снова дать выигрыш в силе, она должна  снова разделить рычаг на короткое и длинное плечи. Поэтому мы возь­ мем лопату как можно ближе к полотну лопаты. Попробуйте поднять  лопату, взявшись обеими руками за край – у вас может ничего не полу­ читься даже с пустой лопатой. Принцип, по которому работает рычаг, используется очень часто. На­ пример, плоскогубцы – рычаг первого рода (см. рис. 15). Мы действуем  на ручки плоскогубцев с силой  проволоки, трубку или гайку с силой  чем  , а плоскогубцы действуют на кусок  , по модулю намного большей,  . Во столько раз большей, во сколько раз   больше : Рис. 15. Пример рычага первого рода Еще один рычаг – консервный нож, только теперь точки приложения на­ ходятся по одну сторону от точки опоры О. И снова мы прикладываем к ручке силу  , а лезвие открывалки действует на жесть консервной банки с намного большей по модулю силой   (см. рис. 16). Рис. 16. Пример рычага второго рода Во сколько раз  ше, чем  :  больше, чем  ? Во столько же, во сколько раз  боль­ Выигрыш в силе можно получить огромный, мы ограничены разве что  длиной рычага и его прочностью.    Задача Рассчитаем, какой длины должен быть рычаг, чтобы с его помощью  хрупкая девушка массой 50 кг смогла приподнять автомобиль массой  1500 кг, надавив на рычаг всем своим весом. Точку опоры рычага разме­ стим так, чтобы короткое плечо рычага было равно 1 м (см. рис. 17). Рис. 17. Рисунок к задаче  В задаче описан рычаг (см. рис. 18). Рис. 18. Условие задачи 1  Мы знаем, во сколько раз выигрыш в силе дает рычаг: Силы прикладываются по разные стороны от опоры рычага, поэтому два плеча рычага в сумме составят его длину: , действующая на плечо  , – это вес автомобиля  , а  Мы описали математически процесс, заданный в условии. В нашем слу­ чае сила  сила  Теперь осталось только решить уравнения и найти ответ. Из первого уравнения найдем плечо  .Б льшая сила при шему плечу рычага, значит  – это и есть короткое плечо, равное 1 м. , действующая на плечо  , – вес девушки  ложена к мень­ . ό Длина рычага равна: Ответ: 31 м.   Как лопата копает сама? Рассматривая примеры, мы не учитывали силу тяжести, действующую  на рычаг. Представьте, что мы воткнули лопату неглубоко в землю. Если лопата  достаточно тяжелая, небольшую массу земли она сможет поднять без  нашей помощи, нам даже не нужно будет прикладывать к черенку ника­ кую силу. Лопата повернется вокруг оси вращения под действием сил  тяжести, действующей на черенок лопаты (см. рис. 19). Рис. 19. Поворачивание лопаты вокруг своей оси Однако чаще всего вес рычага пренебрежимо мал по сравнению с сила­ ми, которые на него действуют, поэтому в нашей модели мы считаем  рычаг невесомым. Сила и перемещение На примере девушки и автомобиля мы увидели, что с помощью рычага  можно выполнить такую работу, которую без рычага мы бы никогда не  выполнили. С помощью рычага можно было бы сдвинуть даже Землю, о  чем говорил Архимед (см. рис. 20). Рис. 20. Предположение Архимеда  Проблема в том, что рычаг не на что опереть, нет подходящей точки  опоры. И вы, конечно, представляете, какой невообразимой длины дол­ жен быть такой рычаг, ведь масса Земли равна 5974 миллиарда милли­ ардов тонн. Слишком всё хорошо получается: мы можем почти неограниченно  уменьшать силу, необходимую для выполнения работы. Должен быть  подвох, иначе с рычагом наши возможности были бы безграничны. В чем подвох? Используя рычаг, мы прикладываем меньшую силу, но при этом совер­ шаем большее перемещение (см. рис. 21). Рис. 21. Перемещение увеличивается Мы передвинули черенок лопаты на вытянутую руку, но подняли землю  всего на несколько сантиметров. Архимед, если бы всё­таки нашел  точку опоры, за всю свою жизнь не успел бы повернуть свой рычаг так,  чтобы сдвинуть Землю. Чем меньшую силу мы прикладываем, тем боль­ шее перемещение совершаем. А произведение силы на перемещение, то есть работа, остается постоянным. То есть рычаг дает выигрыш в силе,  но проигрыш в перемещении, или наоборот.   Рычаги, которые используются «наоборот» Не всегда рычаги используются для того, чтобы совершать работу, при­ кладывая меньшую силу. Иногда важно выиграть в перемещении, даже  если при этом приходится прикладывать б льшую силу. Так де рыбак, которому нужно вытащить рыбу, переместить ее на большое рас­ стояние. При этом он использует удочку как рычаг, прикладывая  силу   к ее короткому плечу (см. рис. 22). ό лает  Рис. 22. Использование удочки  Рычагом является и наша рука. Мышцы руки сокращаются, и рука сги­ бается в локте. При этом она может поднять какой­нибудь груз, совер­ шить работу. При этом на кости предплечья действуют с некоторыми  силами мышцы и груз (см. рис. 23). Рис. 23. Наша рука – рычаг Ось вращения предплечья – локтевой сустав. Из таких рычагов состоит  весь наш опорно­двигательный аппарат. И сам термин «плечо рычага»  назван так по аналогии с плечом одного из рычагов в нашем теле – руки. Мышцы так устроены, что они при сокращении не могут укорачиваться  на те полметра, на которые нам нужно поднять, например, чашку с чаем. Нужно выиграть в перемещении, поэтому мышцы крепятся ближе к су­ ставу, к меньшему плечу рычага. При этом нужно приложить б льшую  силу, но для мышц это не проблема. ό Наклонная плоскость Рычаг – не единственный простой механизм, который облегчает нам вы­ полнение работы. Каким простым механизмом вы пользуетесь, когда поднимаетесь на  первый этаж? Можно допрыгнуть до окна, если получится, и просто  вскарабкаться в комнату. Мы привыкли совершать ту же работу по пе­ ремещению себя домой намного безопаснее и легче – поднимаясь по  лестнице. Так мы проделываем больший путь, но прикладываем к себе  меньшую силу. Если мы сделаем длинную пологую лестницу, подни­ маться станет еще легче, будем идти почти как по ровной поверхности,  но путь проделать придется б льший (см. рис. 24). ό Рис. 24. Пологая лестница  Наклонная плоскость является простым механизмом. Всегда легче не  поднимать что­то тяжелое, а втащить его под уклон. Рассмотрим, как топор раскалывает древесину. Его лезвие заостренное  и расширяется ближе к основанию, и чем глубже клин топора вгоняется  в древесину, тем шире она раздается и в итоге раскалывается (см. рис.  25). Рис. 25. Рубка дров  Принцип действия клина тот же, что и для наклонной плоскости. Чтобы раздвинуть части древесины на сантиметр, нужно было бы приложить огромную силу. К клину достаточно приложить меньшую силу, правда,  придется совершить большее перемещение вглубь древесины. По тому же принципу наклонной плоскости работают и винты. При­ смотримся к шурупу: бороздка вдоль шурупа представляет собой на­ клонную плоскость, только обернутую вокруг стержня шурупа (см. рис.  26). Рис. 26. Наклонная плоскость шурупа  И мы также без особых усилий вгоняем шуруп на нужную нам глубину.  При этом, как обычно, проигрываем в перемещении: нужно сделать  много оборотов шурупа, чтобы вогнать его на пару сантиметров. В  любом случае это лучше, чем раздвинуть древесину и вставить туда  шуруп. Когда мы вкручиваем шуруп отверткой, мы еще больше облегчаем себе  работу: отвертка представляет собой рычаг. Смотрите: сила, с которой  на жало отвертки действует шуруп, приложена к меньшему плечу рыча­ га, а мы своей рукой действуем на большее плечо (см. рис. 27). Рис. 27. Принцип работы отвертки  Рукоятка отвертки толще, чем жало. Если бы у отвертки были ручки,  как у штопора, выигрыш в силе был бы еще больше. Мы так часто пользуемся простыми механизмами, что даже не замечаем этого. Возьмем обычную дверь. Сможете назвать три случая использова­ ния простого механизма в работе двери? Обратите внимание, где находится ручка. Она всегда находится у края  двери, подальше от петель (см. рис. 28). Рис. 28. Местоположение ручки на двери  Попробуйте открыть или закрыть дверь, надавив на нее поближе к пет­ лям, будет трудно. Дверь представляет собой рычаг, и чтобы для откры­ тия двери было достаточно как можно меньшей силы, плечо этой силы  должно быть как можно больше. Присмотримся к самой ручке. Если бы она представляла собой голую  ось, открыть дверь было бы трудно. Ручка увеличивает плечо, к которо­ му приложена сила, и мы, прикладывая меньшую силу, открываем дверь (см. рис. 29). Рис. 29. Ручка двери  Присмотримся к форме ключа. Думаю, вы сможете ответить, зачем их  делают с широкими головками. А почему петли, на которых дверь дер­ жится, расположены не рядом друг с другом, а приблизительно на чет­ верть высоты от краев двери? Вспомните, как мы брали лопату, когда  поднимали ее – здесь тот же принцип. А еще можно обратить внимание  на срезанный под углом язычок замка, на шурупы, которыми дверь при­ кручена к петлям (см. рис. 30). Рис. 30. Петли двери    Итоги Как видите, простые механизмы лежат в основе всевозможных  устройств – от двери и топора до подъемного крана. Мы используем их  неосознанно, когда выбираем, например, где взяться за ветку, чтобы на­ клонить ее. Сама природа при создании человека использовала простые  механизмы, когда создавала нашу опорно­двигательную систему или  зубы с их клиновидной формой. И если вы будете внимательны, вы за­ метите еще множество примеров того, как простые механизмы облегча­ ют выполнение механической работы, и сможете их использовать еще  более эффективно. На этом наш урок окончен, спасибо за внимание!   Домашнее задание 1. Что такое рычаг? Дайте определение. 2. Какие примеры рычагов вы знаете? 3. Длина меньшего плеча рычага 5 см, большего 30 см. На меньшее плечо действует сила 12 Н. Какую силу надо приложить к боль­ шему плечу, чтобы уравновесить рычаг?

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"

Урок по физике в 7 классе "Рычаги в природе и технике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017