Урок по географии 6 класс "Географические координаты"
Оценка 4.9

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
6 кл
06.06.2018
Урок по географии 6 класс "Географические координаты"
Здравствуйте. Я, Денисова Юлия Владимировна, работаю учителем географии в школе- интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья г.Сарапула Удмуртской Республики. Представленный конспект урока по географии учитывает особенности речевого развития обучающихся этой школы-интерната. В ходе урока используются различные методы и приёмы обучения (игровой, практический , наглядный и т.д.) Всё это в комплексе способствует созданию ситуации успеха для обучающихся на уроке.конспект урока по географии 6 класс "Географические координаты" Текстовый файл.
конспект.doc
МКОУ «СОШИ №19 г.Сарапула Урок по географии по теме "Географические координаты" (6­й класс)   Составитель: учитель географии  Денисова Юлия Владимировна Цель: закрепить и систематизировать знания и умение по определению географических координат точек земной поверхности. Задачи:   Образовательные.  1. Обобщить   и   систематизировать   знания   о   градусной   сетке   на   глобусе   и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей. 2. Обобщить   и   систематизировать   знания   и   приемы   определения   географической широты и географической долготы точек земной поверхности. 3. Отработать   навыки   определения   географических   координат   точек   земной поверхности по географическим картам. Развивающие. 1. Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний. 2. Формирование умения работать с различными картами.  3. Развитие ответственности, организованности, самостоятельности. Воспитательные. 1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям. 2. учащиеся   раскроют   значимость   знаний   о   географических   координатах   для практической жизни людей; 3. проявят уверенность в своих силах при определении географических координат; 4. Формирование географической культуры. Коррекционные. 1.Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ.  2. Словарная  работа с терминологией по теме урока. Тип урока: комплексное применение знаний. Вид урока: урок – практикум.  Оборудование:   1. Физическая карта полушарий.   2. Глобус.   3. Атласы. 4. Контурные карты.  5. Презентация.  6. Карточки с заданиями. Учебно­методический комплекс урока. 1. География. Начальный курс. 6кл.: учебник/Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. ­ М.:  Дрофа, 2015. 2. Физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы. 3. Глобусы.  Методы обучения: 1. По источнику знания: а) словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися о географической широте,  географической долготе, географических координатах и их значении для  практической жизни людей; б) наглядные – работа с рисунками № 20, 22  в учебнике; с картами на доске,  глобусом, контурной картой; в) практические – выполнение заданий при формировании мотивации, умений  определять географическую широту, географическую долготу, географические  координаты. 2. По характеру познавательной деятельности: частично­поисковый; 3. По степени самостоятельности: а) с учителем при получении нового знания; б) в паре при решении пробного упражнения; в) самостоятельно при закреплении умения определять географические координаты.  Формы организации работы в классе: 1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний; 2. парная, при выполнении пробного упражнения; 3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.  VI. Ход урока: 1 этап: Организационный момент. 1. Учащиеся стоят около парт. Учитель здоровается и сажает за парты. 2. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами изучали тему «Градусная сеть» и  «Географическая широта». Узнали, что градусную сеть составляют параллели и  меридианы. На карточке квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на доске; рис. 1). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»     1     а       б       в   +   г полюса до другого называется: а) экватором; б) параллелью; в) тропиком; г) меридианом. а) параллели; б) меридианы. 3. Направления запад   восток показывают:  → 2 3 4   + +             +     Рис. 1 Поле для игры «Морской бой». Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках. Вопросы: 1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью  называется: а) экватором; б) параллелью; в) полюсом; г) меридианом. 2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:  а) 90°; б) 360°; в) 180°. Учитель подводит итог. На доске написаны правильные ответы. Учащиеся сами  контролируют себя. Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле  имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом  поле, зная или только букву, или только цифру? Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру. 2. Основной этап. Введение нового материала. Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже  состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть.  Широта показывает место точки на определённой параллели, (учащиеся) а долгота – место  этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес –  географические координаты. Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его  положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту,  определив его географические координаты с помощью приборов. Запишем тему урока в тетрадь. «Географические координаты» Решим задачу. «Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант  («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите  этот остров на карте.» Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота. Учитель спрашивает: «­Почему вы не смогли определить место крушения?» Учащиеся  свои затруднения  проговаривают  вслух. «Мы  знаем, как определить  географическую широту , но не знаем как определить географическую долготу, значит не  получится определить географические координаты» Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты? Учащиеся: Нужно нам научиться определять географическую долготу. Учитель:   Да , правильно, но сначала  вспомним как определить широту. Определим  географическую широту г.Санкт­Петербурга.  Учащиеся читают вслух. Определяем географическую широту: на карточках. 1. Найти объект на карте. 2. Определить, в каком полушарии, Северном или Южном, он находится. 3. Определить широту параллели, на которой расположен объект. (Учащиеся находят г. Санкт­Петербург; определяют, что он находится в северном  полушарии, определяют широту параллели – 60° с.ш.) Учитель: Запишем в тетради г.Санкт­Петербург – 60° с.ш. А как определить  географическую широту точки, если она расположена между параллелями? Например г.  Москва. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом». Учащиеся читают. Если объект расположен между параллелями, следует: 1. Определить широту ближайшей к объекту параллели со стороны экватора. 2. Определить число градусов от этой параллели до объекта  3. Прибавить получившееся число к широте найденной ближайшей параллели.  Определяют широту г.Москвы , устно Учитель: Используя «Физическую карту полушарий» в атласе, определите  географическую широту городов Париж, Кейптаун. Учащиеся самостоятельно определяют географическую широту этих точек и записывают в тетради:   г. Париж – 48° с.ш. г. Кейптаун – 34° ю.ш.  Затем учитель вызывает ученика и тот записывает ответы на доске. Проверяется  правильность определения географической широты Вывод: Определить географическую широту точки это значит найти параллель, на которой она расположена.(учащиеся) Учитель: Вернёмся к нашему герою капитану Гранту. Он сумел добраться до о.Табор (37°  ю.ш. и 153° з.д.). Нашли эту точку на «Физической карте полушарий» (учащиеся находят  нужную параллель, а вот с определением долготы у них возникают затруднения, эти  затруднения учащиеся проговаривают вслух) Ученик: Мы не знаем, как определяется географическая долгота. Проектируем план  действий. 1. Послушать учителя по данному вопросу. 2. Проработать алгоритм «Шаг за шагом» Учитель: Что значит определить географическую долготу? Работа с рис. 22  стр. 38  учебника. Меридианы называют линиями долготы. На меридиане все точки имеют одинаковую  долготу. Для того чтобы узнать долготу заданной точки, нужно найти меридиан, на  котором она расположена. Читают в тексте учебника стр. 37 по цепочке ­ нулевым является Гринвичский меридиан.  Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго  вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют  западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная  долгота измеряются от 0° до 180°.  Учитель: Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку  территорию нашей страны пересекает 180­й меридиан. Запишем в словарь определение понятия «географическая долгота». Географическая  долгота – это расстояние в градусах от нулевого меридиана до меридиана, проведённого  через заданную точку. Прочитаем алгоритм «Шаг за шагом»  на карточке «Определяем географическую долготу» Ученик: Определим долготу г.Санкт­Петербурга. Чтобы определить долготу объекта,  необходимо: 1. Найти объект на карте. 2. Определить, в каком полушарии, Западном или Восточном, он находится. 3. Определить долготу меридиана, на котором расположен объект.  г. Санкт­Петербург находится на меридиане, удалённом на 30° к востоку от начального  (нулевого) меридиана, его долгота 30° в.д. (смотри рис.22 в учебнике). Учащиеся работают с рисунком  22 учебника. Учитель: А что необходимо сделать, чтобы определить географическую долготу объекта,  если он находится между меридианами? Читаем дальше алгоритм «Шаг за шагом». Ученик: Если объект располагается между меридианами, следует:  Определить долготу ближайшего к объекту меридиана со стороны нулевого  (Гринвичского) меридиана.  Определить количество градусов от этого меридиана до этого объекта.   Прибавить получившееся число к долготе найденного ближайшего меридиана.  Ближайший к Москве меридиан со стороны нулевого меридиана – 30° в.д. Расстояние от  этого меридиана до Москвы 7,5°. Москва находится к востоку от меридиана 30° в.д.,  значит, её долгота 30°+7,5°=37,5° в.д. Учитель: Запишем в тетради географическую долготу г.Санкт­Петербурга и г. Москвы. Учащиеся дописывают к г.Санкт­Петербургу и г. Москве  географическую долготу. Учитель: Таким образом, мы установили географические координаты (географическую  широту и географическую долготу) г. Санкт­Петербурга и г. Москвы. Запишем в тетрадь  определение понятия «географические координаты». !!! Физминутка. Повторяйте движения руками С. ш.­ вверх;  Ю. ш – вниз; З.д.­ влево;  В.д. ­ вправо;  Усложним задание  С. Ш.; В.д.;  Ю. ш.; В.д.; Ю. ш.; З.д.;  С. ш.; З.д.;   А теперь самостоятельно по «Физической карте полушарий» определите географическую  долготу  г. Париж и  г. Кейптаун. Учащиеся определяют географическую долготу этих городов, записывают в тетради и  называют географические координаты этих точек:   город Париж – 48° с.ш., 2° в.д. город Кейптаун – 34° ю.ш., 18° в.д. слайд Вывод: Определить географическую долготу точки – это значит найти меридиан, на  котором она расположена. Учитель: А теперь мы уже можем определить, где же наш герой капитан Грант потерпел  кораблекрушение. Учащиеся: На «Физической карте полушарий» определяют место кораблекрушения  (о.Табор – 37° ю.ш., 153° в.д.) Учитель: Вы научились определять географические координаты точек и по заданным  координатам находить местоположение объекта. 3. Закрепление. Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания  Игра: «Кто быстрее?» Карточки с заданиями. Определить объект. 1. 31 с.ш. 31 в.д. – город Каир, 2. 56 с.ш. 38 в.д. – город Москва, 3. 64 с.ш. 21 з.д – о. Исландия 4. 33 ю.ш. 70 з.д. – г. Аконкагуа, 5. 23 ю.ш. 44 в.д. – город Рио­де­Жанейро. Определить географические координаты.  1.Вулкан Килиманджаро (Слайд11) 2. Водопад Виктория (Слайд 12) 3. Северный и южный полюс (Слайд13)  4.Водопад Анхель (Слайд 14)  5. О. Пасхи (Слайд 15) На доске критерии оценок: 4­5 заданий выполнено правильно – «5», 3 задания – «4», 2 задания – «3», 1 задание – «2». Взаимопроверка. Учитель: используя текст расскажите для каких профессий очень важно уметь правильно  определять географические координаты. Текст. Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых  профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы  прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы,  геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов.  Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого  необходимо знать место их нахождения. Ответы. (слайд)    Итог урока. Рефлексия Молодцы! А теперь мы подошли к проблеме, которая была поставлена в начале урока: –  “Почему же героям фильма “Дети капитана Гранта пришлось совершить кругосветные  путешествие? (Слайды 16,17) – Они знали только 1 координату и поэтому не могли установить местоположение острова. Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую  долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты. (Учащиеся) Определите местоположение острова. (Прочтите роман Жюля Верна или посмотрите  экранизацию.) книга. Слайд 18 4. Задание на дом. Придумать свой маршрут путешествия  отметив не менее 5 городов, через  которые он проходит, их названия и координаты. 2)Работа по вариантам у доски. Два ученика выполняют задания на  определение географических координат. 1 ученик: ­ оз. Виктория – 1 ю.ш. 33 в.д ­ влк. Везувий ­41 с.ш. 16 в.д. 2 ученик: ­ г. Джомолунгма ­2 с.ш. 87 в.д. ­ озеро Чад ­ 10 с.ш 12 в.д.

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"

Урок по географии 6 класс "Географические координаты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018