Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
7 кл
24.04.2017
Цели : -выявить особенности географического положения Антарктиды, продолжая отрабатывать умение составлять характеристику географического положения объекта по картам атласа;
-познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды;
- показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
• познание окружающего мира (Антарктиды) с помощью наблюдения, анализ карты материка, умение фиксировать результат в контурную карту и конспект, уметь находить дополнительную информацию из учебника, атласа, презентации.урок 7 класс. Антарктида. ГП и история открытия.( конспект)
УРОК ууд.docx
Урок, разработанный по деятельностной основе
с применением УУД в 7 классе
учитель географии Щеглюк Татьяна Николаевна
п. Кировский МОКУ СОШ №2
Урок географии в 7 классе
Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования
Использование технологий: системнодеятельностный подход, проблемнодиалогическая технология.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели : выявить особенности географического положения Антарктиды, продолжая отрабатывать умение составлять характеристику
географического положения объекта по картам атласа;
познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды;
показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
Оборудование: Карта мира, карта Антарктиды, проспекты, , контурные карты, учебник, компьютерная презентация, портреты учёных и
исследователей, фрагмент мультфильма «Рассказы старого моряка».
Формы проведения урока: Повторение уже известных и изучение новых терминов и понятий; рассказ об истории исследования Антарктиды;
самостоятельная работа учащихся с текстом учебника; использование фрагмента мультфильма «Рассказы старого моряка» об открытии
Антарктиды. Задачи педагога:
О:формировать новые способы действий, обучать работе по плану, , формировать умение записывать краткий конспект в тетрадь.
Р: развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизнью. Продолжать формирование практических умений
пользоваться географическими картами.
В: воспитывать положительную мотивацию в обучении, доброжелательное отношение друг к другу.
Планируемые результаты: предметные:
уметь составлять характеристику ГП материка, работа с контурной картой.
личностные:
проявляет учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу;
понимает причины успеха в учебной деятельности.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учится работать по предложенному учителем плану;
познавательные:
познание окружающего мира (Антарктиды) с помощью наблюдения, анализ карты материка, умение фиксировать результат в контурную
карту и конспект, уметь находить дополнительную информацию из учебника, атласа, презентации.
делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные: слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения
интересов.
Этапы урока
Самоопределение
к деятельности
2. Создание
проблемной
ситуации.
Цель и
ожидаемые
результаты
Создание условий
для осознанного
вхождения
учащихся в
пространство
деятельности на
уроке. Готовность к
деятельности,
положительная
эмоциональная
направленность.
. Актуализация
изученных способов
действий, развитие
мыслительных
операций.
Деятельность учителя
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Садитесь.
Ребята, готовы ли вы к уроку?
Задание. Рассмотрите слайд. Определите, о чём идёт речь?
Слайд№1
Деятельность
обучающихся
Ответы детей
О холодном
материке
Антарктида
УУД
Личностные
(Слайд №2).Задание. Послушайте, о чём говориться в стихотворении?
Стих
«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, закованная в
голубое , земля, зловещая и прекрасная, она покоиться в своей
морозной дремоте, в складках мантии и снега, светящегося
аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах ледяных гало
луны и солнца, его горизонты окрашены розовыми , золотыми
зелеными и голубыми тонами постели» А.Бэрд
Работа с атласом,
контурной картой
3.Постановка
учебной задачи.
Мотивация к
пробному учебному
действию,
-Какая тема сегодняшнего урока?
-Какую же цель поставим?
Слаид№3
Тема:
Антарктида.
Географическое
Регулятивные выявление и
фиксация
затруднений в
индивидуальной
деятельности
каждого.
Фиксация во
внешней речи
причины
затруднения.
Формулировка
учебной задачи как
темы урока.
4. Построение
выхода по
решению учебной
задачи
.
5.Выполнение
действий по
алгоритму
Сравните два понятия: Антарктида и Антарктика (слайд 3).
Запишите что значит:
Антарктида – анти – Арктика, полярная область на
противоположной от Арктики южной стороне земного
шара.
Антарктика включает Антарктиду и омывающие её
океаны с островами до 50-600 ю.ш.
Площадь14 млн.км.
Какое место Антарктида занимает среди других материков?
2. Дайте описание физико-географического положения
материка.
Определите расстояние до других материков, – до
какого из материков Антарктида находится Ближе
всего?
Каким проливом отделена Антарктида от него? (пролив
Дрейка)
Какими морями и океанами омывается? (слайд 5)
Привести примеры полуостровов и островов,
расположенных около Антарктиды.
Назовите крайние точки. (Северная – Антарктический
полуостров 63º13' ю. ш. м. Сифре)
По ходу работы заполняют таблицу.
положение.
История
исследования
Цель:выявить
особенности
географического
положения
Антарктиды
Следить, чтобы
каждый выражал
своё мнение и
строго работать по
плану..
Работа с атласом
Алгоритм
1.Составить
характеристику ГП
материка
2. Оценить ГП
( преимущества и
недостатки).
3. Занести
информацию в
таблицу.
4. Проанализировать
данные и сделать
вывод.
Познавательные
Познавательные
6.Первичное
закрепление
Работа в контурной
карте. Нанести ГП
давайте сделаем вывод о ГП Антарктиды
Выполняют задание
Познавательные Познавательные
Работа с атласом и
контурной картой.
Взаимопроверка
Просмотр слайдов и
мультфильма.
Отвечают на
вопросы , слайда
Делают вывод.
Выступление
учащихся,
рассказывают о
исследователях
учебного
материала
Антарктиды
Взаимоконтроль.
Сейчас вы поработаете в контурной карте и ваша задача нанести ГП
Антарктиды, по плану.
Обменяйтесь контурными картами и проверьте работу друг друга.
7.. Включение
нового знания в
систему и
развитие умений
Открытие и исследование Антарктиды.
Экспедиция в Антарктиду – это встреча с
неизвестностью, которая требует от людей большого
героизма. Посмотрите фрагмент мультфильма
«Рассказы старого моряка» (слайд 6), прослушайте
сообщения учащихся и ответьте на вопросы (слайды 7,
8):
Сообщения учеников. (слайды 10-11)
Руаль Амундсен (1872–1928). Норвежский полярный
путешественник и исследователь. Руководил
экспедицией в Антарктику на судне "Фрам" (1910–
1912).
Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В
1918–1920 годах прошел вдоль северных берегов
Евразии на судне "Мод". В 1926 году руководил первым
перелетом через Северный полюс на дирижабле
"Норвегия". Погиб в Баренцевом море во время поисков
итальянской экспедиции У. Нобиле.
17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам,
должен был находиться Южный полюс. Здесь они
установили палатку и, разделившись на две группы, по
очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый
час круглые сутки. Инструменты говорили о том, что
они находятся непосредственно в точке полюса. Но
чтобы их не обвинили в том, что они не дошли до
самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь
километров дальше. На Южном полюсе они оставили
небольшую палатку серо-коричневого цвета, над
палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под
ним – вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким
отчетом о походе и лаконичное послание своему
сопернику – Скотту.
Сообщения учеников. (слайды 13-14)
Роберт Скотт был офицером Королевских британских
ВМС. Со своей экспедицией он независимо от
первооткрывателя полюса Руала Амундсена, но
практически одновременно с ним отправился к цели.
Его экспедиция отправилась в путь на месяц позже
Амундсена, тоже в составе пяти человек. Их с самого
начала преследовал злой рок. Мотосани вышли из
строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл
собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали
холода и перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в
ледяных глетчерах люди тащили на себе.
18 января 1912 года. Последняя фотография
экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон,
Генри Боуэрс, Эдгар Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс
Оутс.
Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели
на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года.
Скотт записывает в своём дневнике:
«Норвежцы нас опередили – Амундсен оказался
первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все
муки, все тяготы – ради чего? Я с ужасом думаю об
обратной дороге…»
"...Обратный путь был трагическим. Первым погиб
самый сильный и самый весёлый из спутников Скотта –
лейтенант флота Эванс. Вторым был капитан Оутс,
отморозивший обе ноги. Он просил не задерживаться
ради него, но товарищи не могли его оставить. Тогда
мужественный Оутс как-то утром спокойно сказал:
"Пойду пройдусь". И всё. Путешественников осталось
трое. Морозы, ветер, вьюги. Силы убывали. До склада
"Одной тонны" остаётся всего 11 миль. Там их ждёт
горячая пища и свежая собачья упряжка. Но
сильнейшая вьюга бушует уже четыре дня, выйти из
палатки невозможно. А продовольствие кончилось, и в
походной печке почти нет керосина. 8.Рефлексия.
Осознание
учащимися своей
учебной
деятельности,
самооценка.
Зафиксированное
учебное действие,
оценка собственной
деятельности.
Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана
29 марта 1912 года: «Мы знали, что мы идём на риск.
Обстоятельства против нас, и потому у нас нет причин
жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога,
позаботьтесь о [не оставьте] наших близких!..»
В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на
одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём
написана строчка из стихов знаменитого английского
поэта Теннисона: "Бороться и искать, найти и не
сдаваться". В 1957 году в его честь была названа
новозеландская антарктическая станция – Станция
Скотт (англ. Scott Base).
Ответить на вопросы, прописанные в карточке.
1. Назовите английского путешественника, который
стремился найти Южный материк и дошёл до 710 с.ш.?
2. Кто принял участие в составлении проекта об
открытии Южного материка?
3. Кто был капитаном корабля «Восток»?
4. Кто командовал на шлюпе «Мирный»?
5. Откуда и когда началась экспедиция на поиски
Южного материка?
6. Когда с кораблей встретили материковый лёд и этот
день стал считаться датой открытия Антарктиды?
Работа с учебником (слайд 9)
В тексте учебника найдите:
Кем был впервые покорён Южный полюс?
Когда был впервые покорён Южный полюс?
Представители какой страны покорили первыми
Южный полюс?
Какой путешественник и когда достиг Южного полюса
вторым?
Представители какой страны покорили Южный полюс
вторыми?
Учащиеся отвечают
на вопросы
карточки
Регулятивные
Работа с учебником,
отвечают на
вопросы
Какое открытие мы сегодня сделали?
Для чего надо изучать данную тему?
Что понравилось на уроке?
ГП Антарктиды.
исследователи
Антарктиды. Оцените себя с помощью таблицы.
Слайд 15
Мы работали с
атласом и
контурной картой.
слушали сообщение
учащихся
Домашнее
задание Антарктида. Географическое положение. История исследования
Цели и задачи:
выявить особенности географического положения Антарктиды, продолжая отрабатывать умение составлять
характеристику географического положения объекта по картам атласа;
познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды;
показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.
Оборудование: Карта полушарий, карта Антарктиды, таблицы (научная станция в Антарктиде), компьютерная
презентация, портреты учёных и исследователей, фрагмент мультфильма «Рассказы старого моряка».
Формы проведения урока: Повторение уже известных и изучение новых терминов и понятий; рассказ об истории
исследования Антарктиды; самостоятельная работа учащихся с текстом учебника; использование фрагмента
мультфильма «Рассказы старого моряка» об открытии Антарктиды.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Представление нового материка (слайды 1, 2, 3).
Географическое положение Антарктиды. 1. Сравните два понятия: Антарктида и Антарктика (слайд 4). Запишите что значит:
Антарктида – анти – Арктика, полярная область на противоположной от Арктики южной стороне земного шара.
Антарктика включает Антарктиду и омывающие её океаны с островами до 50-600 ю.ш.
2. Дайте описание физико-географического положения материка.
Определите расстояние до других материков, – до какого из материков Антарктида находится Ближе всего?
Каким проливом отделена Антарктида от него? (пролив Дрейка)
Какими морями и океанами омывается? (слайд 5)
Привести примеры полуостровов и островов, расположенных около Антарктиды.
Назовите крайние точки. (Северная – Антарктический полуостров 63º13' ю. ш. м. Сифре)
Открытие и исследование Антарктиды.
Экспедиция в Антарктиду – это встреча с неизвестностью, которая требует от людей большого героизма. Посмотрите
фрагмент мультфильма «Рассказы старого моряка» (слайд 6) и ответьте на вопросы (слайды 7, 8):
1. Назовите английского путешественника, который стремился найти Южный материк и дошёл до 710 с.ш.?
2. Кто принял участие в составлении проекта об открытии Южного материка?
3. Кто был капитаном корабля «Восток»? 4. Кто командовал на шлюпе «Мирный»?
5. Откуда и когда началась экспедиция на поиски Южного материка?
6. Когда с кораблей встретили материковый лёд и этот день стал считаться датой открытия Антарктиды?
Работа с учебником (слайд 9)
В тексте учебника найдите:
Кем был впервые покорён Южный полюс?
Когда был впервые покорён Южный полюс?
Представители какой страны покорили первыми Южный полюс?
Сообщения учеников. (слайды 10-11)
Руаль Амундсен (1872–1928). Норвежский полярный путешественник и исследователь. Руководил экспедицией в
Антарктику на судне "Фрам" (1910–1912).
Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918–1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне
"Мод". В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Погиб в Баренцевом
море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.
17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Здесь они установили
палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки.
Инструменты говорили о том, что они находятся непосредственно в точке полюса. Но чтобы их не обвинили в том, что они
не дошли до самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь километров дальше. На Южном полюсе они оставили
небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним – вымпел с
надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и лаконичное
послание своему сопернику – Скотту. В тексте учебника найдите: (слайд 12)
Какой путешественник и когда достиг Южного полюса вторым?
Представители какой страны покорили Южный полюс вторыми?
Сообщения учеников. (слайды 13-14)
Роберт Скотт был офицером Королевских британских ВМС. Со своей экспедицией он независимо от первооткрывателя
полюса Руала Амундсена, но практически одновременно с ним отправился к цели. Его экспедиция отправилась в путь на
месяц позже Амундсена, тоже в составе пяти человек. Их с самого начала преследовал злой рок. Мотосани вышли из
строя, а маньчжурских пони, которых Скотт предпочёл собакам, пришлось застрелить: они не выдерживали холода и
перегрузок. Тяжёлые сани через расселины в ледяных глетчерах люди тащили на себе.
18 января 1912 года. Последняя фотография экспедиции Скотта. Слева направо: Эдвард Уилсон, Генри Боуэрс, Эдгар
Эванс, Роберт Скотт, Лоуренс Оутс.
Полумёртвые от усталости, англичане достигли цели на месяц позже своих соперников, 18 января 1912 года. Скотт
записывает в своём дневнике:
«Норвежцы нас опередили – Амундсен оказался первым у полюса! Чудовищное разочарование! Все муки, все тяготы –
ради чего? Я с ужасом думаю об обратной дороге…»
"...Обратный путь был трагическим. Первым погиб самый сильный и самый весёлый из спутников Скотта – лейтенант
флота Эванс. Вторым был капитан Оутс, отморозивший обе ноги. Он просил не задерживаться ради него, но товарищи не
могли его оставить. Тогда мужественный Оутс как-то утром спокойно сказал: "Пойду пройдусь". И всё. Путешественников
осталось трое. Морозы, ветер, вьюги. Силы убывали. До склада "Одной тонны" остаётся всего 11 миль. Там их ждёт
горячая пища и свежая собачья упряжка. Но сильнейшая вьюга бушует уже четыре дня, выйти из палатки невозможно. А
продовольствие кончилось, и в походной печке почти нет керосина.
Последняя запись в дневнике Роберта Скотта сделана 29 марта 1912 года: «Мы знали, что мы идём на риск.
Обстоятельства против нас, и потому у нас нет причин жаловаться. Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о [не
оставьте] наших близких!..» В память о Скотте и его товарищах в Антарктиде, на одной из вершин мыса Хижины стоит крест. На нём написана
строчка из стихов знаменитого английского поэта Теннисона: "Бороться и искать, найти и не сдаваться". В 1957 году в его
честь была названа новозеландская антарктическая станция – Станция Скотт (англ. Scott Base).
Современные исследования в Антарктиде – работа по учебнику стр.194-195. (слайд 15)
Когда началось комплексное изучение Антарктиды?
Какова роль советских и русских полярников?
III. Закрепление.
Отгадайте кроссворд «Антарктида» (слайды 16, 17)
По горизонтали:
Русский мореплаватель, адмирал, командир шлюпа «Восток»
Путешественник, достигший первым Южного полюса
Научая станция, где зафиксированы самые низкие температуры
По вертикали:
Русский мореплаватель, участвовал в войне со Швецией и Наполеоном, командир «Мирного»
Море у берегов Антарктиды, названное в честь английского исследователя Антарктиды
Английский мореплаватель, стремившийся открыть «Южный материк»
Английский полярник, вторым достигший Южного полюса
Государство, представители которого первыми достигли Южного полюса Южная полярная область, включающая Антарктиду с прилегающими морями и островами
IV. Домашнее задание. §48.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Урок по географии 7 класс. Тема: Антарктида. Географическое положение. История исследования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.