Ф.И.О. автора: Пестерева Людмила Викторовна
Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли
Класс: 6
Цель: Создание условий для обеспечения усвоения обучающимися знаний о литосфере, как каменной оболочке Земли, ее строении, значении для жизни на Земле и методах ее изучения
Задачи:
– Организовать деятельность учащихся по изучению оболочки – литосферы
– Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для изучения литосферы, умений выделять существенные признаки составных частей литосферы и сравнивать их.
– Развивать навыки работы с ЭОР.
Планируемые результаты:
Личностные:
Проявление:
• эмоционально-ценностного отношения к литосфере, как каменной
оболочке, ее строению
• творческого отношения к решению практических задач;
• стремления к самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Познавательные:
Умение
• выявлять главные признаки понятий, сравнивать и
формулировать выводы;
• устанавливать взаимосвязи между отдельными слоями литосферы,
выделять главное, находить сходство и различие, делать обобщения;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая
его содержание в виде схемы, таблицы;
• создавать устные монологические высказывания (бытовой
рассказ о событии, участие в беседе).
Регулятивные:
Умение:
• целеполагания, включая постановку новых целей,
преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия,
так и по ходу его реализации.
Коммуникативные:
• задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие
способы работы;
• осознанно использовать речевые и графические средства для
представления результата.
Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Знание
• содержания терминов и понятий: литосфера,
земная кора, мантия, астеносфера, ядро, горные породы, осадочные породы,
магматические породы, метаморфические породы;
• состава литосферы, ее строения;
• горных пород, их классификации;
В ценностно-ориентационной сфере:
• Понимание значимости литосферы для жизни
на Земле;
• осознание значимости горных пород и минералов для
человечества;
В сфере географической деятельности:
Умение
• сравнивать отдельные слои литосферы друг с другом, выявлять
и объяснять существенные особенности каждого слоя;
• находить в разных источниках и анализировать информацию,
необходимую для изучения особенностей литосферы, как каменной оболочки Земли.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
Прилагаемые медиаматериалы: презентация к уроку «Литосфера. Внутреннее строение Земли»
Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):
-
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения: основная школа.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).
- Герасимова, Т.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2010.
- Дронов В.П. гГеография. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2011
- Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: ВАКО, 2013
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Ресурсы, в том числе электронные:
– Учебник географии для 6 класса
– Электронное приложение к учебнику «География. 6 класс»
– Электронные учебные модули:
«Строение Земли»
http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html
«Горные породы»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f0e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm
«Строение Земли. Контрольные задания»
http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html
Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), в паре (П), в группе (Г).
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
II этап. Учебно-познавательная деятельность
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
IV этап. Диагностика качества освоения темы
V этап. Рефлексивная деятельность
Раскрытие содержания этапов урока:
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
– Актуализировать имеющиеся знания о строении Земли.
– Мотивировать обучающихся к изучению темы.
Учитель:
– настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;
– сообщает о начале изучения нового раздела «Литосфера», организует знакомство обучающихся по оглавлению учебника с содержанием раздела;
– сообщает тему урока;
– раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
– сообщает о значимости содержания урока.
Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель:
Для осознанного восприятия новой темы предлагает рассмотреть следующие вопросы и выполнить задания:
– Что такое география?
– Какие оболочки вы знаете, которые рассматривает география?
– Что вы знаете об оболочках Земли?
– Как вы думаете, возможно ли в реальности совершить путешествие в глубь Земли?
– Может ли человек попасть в центр Земли?
– Вспомним размеры Земли. Каков радиус нашей планеты?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель:
– Обеспечить усвоение содержания терминов и понятий: литосфера, земная кора, мантия, астеносфера, ядро, горные породы, осадочные породы, магматические породы, метаморфические породы
– Сформировать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения
Изучение нового материала
Вводное слово учителя
Сегодня мы начинаем знакомство с оболочками Земли – сферами:
1) литосферой – каменной оболочкой Земли;
2) гидросферой – водной оболочкой;
3) атмосферой – воздушной оболочкой;
4) биосферой – оболочкой, где обитают живые организмы.
География – наука о Земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом. Но сначала мы узнаем свойства и строение каждой оболочки в отдельности, чтобы затем понять, как они взаимодействуют между собой.
Начнем знакомство с каменной оболочки земного шара – литосферой.
Литосфера (от греч. lithos – «камень», sphaira – «шар») – твердая оболочка Земли
Учитель:
Объясняет характер деятельности обучающихся на уроке с использованием ЭОР, текста и иллюстраций учебника.
Разъясняет при необходимости сущность знаний, оказывает консультативную помощь.
Задание 1.
С помощью специальных приборов удалось выяснить, что Земля состоит из трех частей.
Откройте электронный ресурс «Строение Земли»:
http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html
Познакомьтесь с материалами электронного учебного модуля «Строение Земли»:
- Определите, из каких трех частей состоит Земля?; дайте им описание; укажите особенности каждого из них.
- Выясните, что входит в литосферу?
Форма работы: П
Задание 2.
Откройте электронное приложение к учебнику «География. 6 класс». Оглавление – Внутреннее строение Земли.
Используя рисунок, в электронном приложении, ответьте на вопросы:
- Каких двух видов бывает земная кора?
- Какова толщина материковой и океанической коры?
- Какие слои включает в себя материковая кора?
- Какие слои включает в себя океаническая кора?
Форма работы: П
Слово учителя:
Земная кора в масштабе всей Земли представляет тонкую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Самая мощная земная кора под горами и нагорьями Памира, Тибета, Гималаев, где она достигает 75 км. Верхние горизонты земной коры довольно хорошо изучены.
Задание 3.
Изучите текст учебника (§ 14 п.3), выясните и выпишите способы изучения земной коры (Изучение по горным породам, которые видны на крутых склонах, обрывах, крутых берегах; бурение скважин; в шахтах; сейсмология; спутники из космоса.)
Форма работы: И
Слово учителя:
Земная кора состоит из разнообразных горных пород.
Какие горные породы вы можете назвать?
Задание 4.
Откройте электронный ресурс
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f0e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm
Познакомьтесь с данным материалом и ответьте на вопросы:
– Что представляют собой горные породы?
– На какие группы делятся горные породы?
Форма работы: П
Задание 5.
Познакомьтесь с материалами электронного приложения к учебнику «География. 6 класс» (Оглавление – Образование горных пород, Разнообразие горных пород), изучите текст учебника (§ 14, п. 2-4) . Подготовьте выступление об образовании горных пород, приведите примеры горных пород магматического, осадочного, метаморфического происхождения:
1 ряд – магматические
2 ряд – осадочные
3 ряд – метаморфические
Форма работы: Г
Учитель заслушивает выступления и систематизирует изученный учебный материал.
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
– Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний о строении Земли, полученных в процессе изучения темы.
Задание 1.
На рисунке 1 закрасьте красным цветом – ядро, желтым (оранжевым) – мантию, коричневым – земную кору. Используйте знания и строении Земли
|
Рис. 1 |
Форма работы: И
Задание 2.
Сравните материковую и океаническую земную кору
Заполните таблицу:
Строение и мощность земной коры |
Океаническая |
Материковая |
Толщина
|
|
|
Слои горных пород
|
|
|
Место нахождения
|
|
|
Форма работы: И
Задание 3.
Используя коллекцию горных пород и минералов, заполните таблицу:
Магматические |
Осадочные |
Метамор-фические |
|||
глубинные |
излившиеся |
обломочные |
химические |
органические |
|
|
|
|
|
|
|
Форма работы: Г
Учитель:
Обобщает изученный материал темы «Литосфера. Внутреннее строение Земли»
IV этап. Диагностика качества освоения темы
Цель:
– Установить степень усвоения темы «Литосфера. Строение земной коры»
Задание 1.
Учитель предлагает выполнить задания в электронном ресурсе «Строение Земли. Контрольные задания»
http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html
Форма работы: П
Задание 2.
Соотнесите показатели с их значениями:
3-7 км
30-40 км
2900 км
3000°С
6378 км
(толщина океанической земной коры, толщина материковой земной коры, глубина нижней мантии, температура ядра, радиус Земли)
Форма работы: И
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель:
Развивать умения школьников:
Соотносить полученный результат с поставленной целью.
Оценивать результат своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите
предложение:
Мне было легче работать над выполнением заданий:
А. в паре;
Б. индивидуально,
В. в группе
потому что:_____________________________________________________
Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ____________________
Я не доволен(льна) тем, что сегодня ______________________________________
Домашнее задание: Повторить материал по учебнику - § 14 (География. Начальный курс. 6 кл.:учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2014)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.