Урок по географии "Литосфера. Внутреннее строение Земли" (6 класс)
Оценка 4.7

Урок по географии "Литосфера. Внутреннее строение Земли" (6 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
6 кл
24.03.2017
Урок по географии "Литосфера. Внутреннее строение Земли" (6 класс)
Конспект урока по географии "Литосфера. Внутреннее строение Земли" включает в себя цели, задачи, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные. В ходе урока используются электронные ресурсы, различные формы работы (индивидуальная, фронтальная, в паре, в группе). Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО.
Литосфера. Внутреннее строение Земли.docx

Ф.И.О. автора: Пестерева Людмила Викторовна

Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли

Класс: 6

Цель: Создание условий для обеспечения усвоения обучающимися знаний о литосфере, как каменной оболочке Земли, ее строении, значении для жизни на Земле и методах ее изучения

Задачи:

        Организовать деятельность учащихся по изучению оболочки – литосферы

        Содействовать развитию у школьников умений применять разнообразные источники географической информации для изучения литосферы, умений выделять существенные признаки составных частей литосферы и сравнивать их. 

        Развивать навыки работы с ЭОР.

Планируемые результаты:

Личностные: 

Проявление:
•    эмоционально-ценностного отношения к литосфере, как каменной оболочке, ее строению
•    творческого отношения к решению практических задач;
•    стремления к самоконтролю и анализу своих действий. 
Метапредметные

Познавательные:

Умение 
•    выявлять главные признаки понятий, сравнивать и формулировать выводы; 
•    устанавливать взаимосвязи между отдельными слоями литосферы, выделять главное, находить сходство и различие, делать обобщения; 
•    осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде схемы, таблицы;
•    создавать устные монологические высказывания (бытовой рассказ о событии, участие в беседе).
Регулятивные:

Умение: 
•    целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
•    самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
•    планировать пути достижения целей;
•    самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
•    адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные:

•    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
•    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
•    организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять способы взаимодействия; планировать общие способы работы; 
•    осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.

 

Предметные:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Знание                                                                                                                                                

•    содержания терминов и понятий: литосфера, земная кора, мантия, астеносфера, ядро, горные породы, осадочные породы, магматические породы, метаморфические породы;
•    состава литосферы, ее строения; 
•    горных пород, их классификации; 

В ценностно-ориентационной сфере: 

•    Понимание значимости литосферы для жизни на Земле;
•    осознание значимости горных пород и минералов для человечества;

В сфере географической деятельности:

Умение
•    сравнивать отдельные слои литосферы друг с другом, выявлять и объяснять существенные особенности каждого слоя;
•    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей литосферы, как каменной оболочки Земли.

Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

http://fcior.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

Прилагаемые медиаматериалы: презентация к уроку «Литосфера. Внутреннее строение Земли»

Использованная литература и ресурсы сети Интернет (адреса сайтов):

-        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная  школа. 
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587

-        Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты втрого поколения).

-        Герасимова, Т.П. География. Начальный курс.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2010.

-        Дронов В.П. гГеография. Землеведение. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2011

-        Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: ВАКО, 2013

-        Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/

-        Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/

-        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

 

Ресурсы, в том числе электронные:

        Учебник географии для 6 класса

        Электронное приложение к учебнику «География. 6 класс»

        Электронные учебные модули:

«Строение Земли»

http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html

«Горные породы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f0e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

«Строение Земли. Контрольные задания»

http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html

Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), в паре (П), в группе (Г).

Структура урока (план, отражающий этапы урока):

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

II этап. Учебно-познавательная деятельность

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

IV этап. Диагностика качества освоения темы

V этап. Рефлексивная деятельность

 

Раскрытие содержания этапов урока:

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: 

        Актуализировать имеющиеся знания о строении Земли.

        Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Учитель:

        настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности;

        сообщает о начале изучения нового раздела «Литосфера», организует знакомство обучающихся по оглавлению учебника с содержанием раздела; 

        сообщает тему урока;

        раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения; 

        сообщает о значимости содержания урока.

 

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

Для осознанного восприятия новой темы предлагает рассмотреть следующие вопросы и выполнить задания:

        Что такое география?

        Какие оболочки вы знаете, которые рассматривает география?

        Что вы знаете об оболочках Земли?

        Как вы думаете, возможно ли в реальности совершить путешествие в глубь Земли?

        Может ли человек попасть в центр Земли?

        Вспомним размеры Земли. Каков радиус нашей планеты?

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: 

        Обеспечить усвоение содержания терминов и понятий: литосфера, земная кора, мантия, астеносфера, ядро, горные породы, осадочные породы, магматические породы, метаморфические породы

        Сформировать представление о внутреннем строении Земли и способах его изучения

 

Изучение нового материала

Вводное слово учителя

Сегодня мы начинаем знакомство с оболочками Земли – сферами:

1) литосферой – каменной оболочкой Земли;

2) гидросферой – водной оболочкой;

3) атмосферой – воздушной оболочкой;

4) биосферой – оболочкой, где обитают живые организмы.

География – наука о Земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом. Но сначала мы узнаем свойства и строение каждой оболочки в отдельности, чтобы затем понять, как они взаимодействуют между собой.

Начнем знакомство с каменной оболочки земного шара – литосферой.

Литосфера (от греч. lithos – «камень», sphaira – «шар») – твердая оболочка Земли

 

Учитель:

Объясняет характер деятельности обучающихся на уроке с использованием ЭОР, текста и иллюстраций учебника.

Разъясняет при необходимости сущность знаний, оказывает консультативную помощь.

 

Задание 1.

С помощью специальных приборов удалось выяснить, что Земля состоит из трех частей.

Откройте электронный ресурс «Строение Земли»:

http://fcior.edu.ru/card/22442/stroenie-zemli.html

Познакомьтесь с материалами электронного учебного модуля «Строение Земли»:

- Определите, из каких трех частей состоит Земля?; дайте им описание; укажите особенности каждого из них.

- Выясните, что входит в литосферу?

Форма работы: П

 

Задание 2.

Откройте электронное приложение к учебнику «География. 6 класс». Оглавление – Внутреннее строение Земли.

Используя рисунок, в электронном приложении, ответьте на вопросы:

- Каких двух видов бывает земная кора?

- Какова толщина материковой и океанической коры?

- Какие слои включает в себя материковая кора?

- Какие слои включает в себя океаническая кора?

Форма работы: П

 

Слово учителя:

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тонкую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Самая мощная земная кора под горами и нагорьями Памира, Тибета, Гималаев, где она достигает 75 км. Верхние горизонты земной коры довольно хорошо изучены.

 

Задание 3.

Изучите текст учебника (§ 14 п.3), выясните и выпишите способы изучения земной коры (Изучение по горным породам, которые видны на крутых склонах, обрывах, крутых берегах; бурение скважин; в шахтах; сейсмология; спутники из космоса.)

Форма работы: И

 

Слово учителя:

Земная кора состоит из разнообразных горных пород.

Какие горные породы вы можете назвать?

Информационный лист
Горные породы – это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.
Минералы – природные вещества с разным составом, свойствами, внешними признаками.
 

 

 

 

 

 


Задание 4.

Откройте электронный ресурс

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f0e-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

Познакомьтесь с данным материалом и ответьте на вопросы:

        Что представляют собой горные породы?

        На какие группы делятся горные породы?

Форма работы: П

 

Задание 5.

Познакомьтесь с материалами электронного приложения к учебнику «География. 6 класс» (Оглавление – Образование горных пород, Разнообразие горных пород), изучите текст учебника (§ 14, п. 2-4) . Подготовьте выступление об образовании горных пород, приведите примеры горных пород магматического, осадочного, метаморфического происхождения:

1 ряд – магматические

2 ряд – осадочные

3 ряд – метаморфические

Форма работы: Г

Учитель заслушивает выступления и систематизирует изученный учебный материал.

 

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель:

        Организовать деятельность обучающихся по закреплению и применению знаний о строении Земли, полученных в процессе изучения темы.

 

Задание 1.

 

На рисунке 1 закрасьте красным цветом – ядро, желтым (оранжевым) – мантию, коричневым – земную кору.

Используйте знания и строении Земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

Форма работы: И

 

Задание 2.

Сравните материковую и океаническую земную кору

Заполните таблицу:

Строение и мощность земной коры

Океаническая

Материковая

Толщина

 

 

 

Слои горных пород

 

 

 

Место нахождения

 

 

 

Форма работы: И

 

Задание 3.

Используя коллекцию горных пород и минералов, заполните таблицу:

 

Магматические

Осадочные

Метамор-фические

глубинные

излившиеся

обломочные

химические

органические

 

 

 

 

 

 

 

Форма работы: Г

 

Учитель:

Обобщает изученный материал темы «Литосфера. Внутреннее строение Земли»

 

IV этап. Диагностика качества освоения темы

Цель:

        Установить степень усвоения темы «Литосфера. Строение земной коры»

 

Задание 1.

Учитель предлагает выполнить задания в электронном ресурсе «Строение Земли. Контрольные задания»

http://fcior.edu.ru/card/22413/stroenie-zemli-kontrolnye-zadaniya.html

Форма работы: П

 

Задание 2.

Соотнесите показатели с их значениями:

3-7 км

30-40 км

2900 км

3000°С

6378 км

(толщина океанической земной коры, толщина материковой земной коры, глубина нижней мантии, температура ядра, радиус Земли)

Форма работы: И

 

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: 
Развивать умения школьников:
Соотносить полученный результат с поставленной целью. 
Оценивать результат своей деятельности.

 

Самоанализ и самооценка ученика
Задание 1 (самоанализ). Подчеркните вариант ответа и закончите предложение:

Мне было легче работать над выполнением заданий:
 А. в паре;
 Б. индивидуально, 
 В. в группе
 потому что:_____________________________________________________

 

Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:
Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ____________________
Я не доволен(льна) тем, что сегодня ______________________________________

 

Домашнее задание: Повторить материал по учебнику - § 14 (География. Начальный курс. 6 кл.:учебник / Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. – М.: Дрофа, 2014)


 

Скачано с www.znanio.ru

Ф.И.О. автора: Пестерева Людмила

Ф.И.О. автора: Пестерева Людмила

Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), в паре (П), в группе (Г)

Формы работы: фронтальная (Ф), индивидуальная (И), в паре (П), в группе (Г)

География – наука о Земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом

География – наука о Земле. Она рассматривает все оболочки во взаимосвязи друг с другом

Задание 4. Откройте электронный ресурс http://files

Задание 4. Откройте электронный ресурс http://files

Задание 3. Используя коллекцию горных пород и минералов, заполните таблицу:

Задание 3. Используя коллекцию горных пород и минералов, заполните таблицу:

Домашнее задание: Повторить материал по учебнику - § 14 (География

Домашнее задание: Повторить материал по учебнику - § 14 (География
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017