Урок по химии Чистые вещества и смеси
Оценка 4.8

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
10.05.2018
Урок по химии Чистые вещества и смеси
Анализ урока Чистые вещества и смеси
Публикация является частью публикации:
Чистые вещества и смеси.docx
Ход  урока I. Организационный момент.  Цель:  Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам вот с таким настроением . Давайте  улыбнемся друг другу и начнем свое сотрудничество, наш урок.   Нет на карте белых пятен, Вся Земля давно открыта, Очень трудно жить на свете, В наше время без открытий. Поэтому сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие и попробуем разгадать тайны белых пятен, сделать для себя открытия на  сегодняшнем уроке. Для этого у вас на партах есть маршрутные листы, по  которым мы будем двигаться. 1.Актуализация опорных понятий­ Цель: проверить знания основных понятий о веществах   Собираем в дорогу всё необходимое в   рюкзак, а по ходу путешествия вы будете постепенно пополнять свой багаж. И так по карте маршрута у нас – 1 этап, в него мы положим свои знания, которые пригодятся в путешествии: а это карточки снаряжения за ваши ответы, за вашу активность. ­Собери  рюкзак Беседа: ­что такое химия? Что такое вещества?  Какие бывают вещества? Рюкзак   начал   пополняться.   Подводим   итоги.   Отмечаем   в   карте маршрута. Учитель: Учащиеся : Учитель: ­ Друзья мои, прежде чем мы начнем путешествие Предлагаю вам воспользоваться   услугами   химической   железной   дороги.   В   вашем распоряжении 2 вида поездов:  1. «Скорый поезд» ­ «красная  карточка»; 2. «Пассажирский поезд» ­ «зеленая карточка». ­ Ребята, какой из них быстрее? ­ Скорый поезд. ­ В зависимости от уверенности в своих знаниях по изученным ранее темам, вы должны сейчас выбрать удобный для себя поезд. ­ Посмотрите внимательно задания, написанные в схемах конспектах нашего урока и сделайте свой выбор. ­ На столах у вас лежат условные знаки поездов, прошу вас поднять выбранный вами вид поезда. Работа  по разноуровневым  карточкам .На столах лежат карточки­ дети их  выбирают сами­ сигнализируют о выборе.                Пассажирский поезд  Задания на «3» Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы: H2, Na2S, Al, CuCl2, Mg, KI, S, Ca(OH)2, O3, FeBr3   Простые вещества Сложные вещества 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.                        Скорый поезд Задания на «4,5» Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы:  CH4, HNO3, Ca(OH)2, PCL5, Fe2O3, H3PO4, Ca3 (PO4)2, Na2SO4, KOH, CuO, HF,  Fe(OH)3 ,  FeS,  CO2 оксиды Сложные вещества кислоты основания 1. 2. соли 1. 2. 1. 2. 1. 2.      Дети поднимают сигнальные карточки­ о выполнении работы;  Проверка: начальников поезда­ 4 человека, ( по одному) сравниваем с  карточками  Пассажирский поезд проверяем по слайду Молодцы! С заданием справились! за выполнение задания  «Пассажирского поезда» ­1 снаряжение,  «Скорого» ­2снаряжения) 3. Объяснение нового материала. Формирование новых знаний, умений, навыков. Ребята, сегодня мы работаем под девизом: « От простого к сложному» Первая остановка ­­Водопад веществ Зачерпнём немного воды из озера. А  у меня 2 стакана воды. Отличается ли вода в этих сосудах?  (По внешним признакам нет не  отличается )  А вот результаты   проведенных исследований.  Учитель демонстрирует слайд,  Что вы можете сказать, глядя на этот график. (ответы учащихся – это температура кипения воды) Почему дистиллированная вода, взятая в любой стране обладает одними и  теми же физическими свойствами, а вода, взятая из разных водоёмов,  различается по свойствам?  (Дистилированная вода­ чистая и имеет  одинаковые свойства, а морская имеет разные соли, разные свойства и  температуру кипения) А почему? Вы здорово правильно поставили сегодня проблему и сами нашли её решение. Об этом будем вести речь сегодня!  И поэтому ваш багаж  пополнится. Итак, нам необходимо разобраться: (читай со слайда)  Этап изучения новых знаний. Итак, Тема нашего урока «Чистые вещества и смеси» Цель Изучить понятия чистые вещества и смеси Давайте вместе определим цели нашего урока . Нам хорошо знакомо, что такое чистота. Чистая комната, чистая тетрадь, а  часто ли  встречаются ли в природе чистые вещества? Чтобы убедиться в этом ­  продолжаем путешествие. Перед нами гора. ­ Чтобы гору перейти и к вершине знаний нам дойти Нужно многое постичь, надо много сил вложить:        Этап­­­­­Восхождение в гору Игра «Третий лишний» Водород              водород                       калий Кислород            кислород                     цинк Вода                     воздух                        железная руда Найдите третье лишнее слово и объясните, почему вы так решили. Вы достаточно быстро поднялись в гору. А какой свежий чистый воздух. И как сказал поэт  Скреплён морозом свежий воздух И тем приятен нам зимний отдых Свежо, морозно, чувства необъятны И снега белизна чистотой приятна. ……. А воздух свежий, воздух чистый – Легко идти, легко дышать. Люблю морозы, снег пушистый… Январь, февраль – всё благодать! Светлана Царинных А на самом ли деле он такой чистый как вещество? (Это смесь газов) Какое значение имеют смеси для красоты природы. Мы живем в мире веществ. Этот мир также многообразен и уникален, как и мир людей. Так, большинство горных пород и многие минералы являются смесями. Наша пища и живые организмы,явления происходящие с веществами в природе –все рассветы, закаты-смеси разных веществ1 Ккой вывод мы сделаем? Мног ли чистых веществ в природе? На слайд Вывод: Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или  встречаются очень редко. А теперь, чтобы узнать какие бывают смеси, нам нужно спуститься и сделать  остановку в деревне. (слайд деревня, корова) Вот и деревня Здесь нас угостили вкусным молоком. Вы попробуете его чуть позже, а пока  посмотрите. Это стакан с чистой водой, а это мел. Что произойдёт, если я эти  компоненты смешаю? ( вода станет мутной, белой).  ­В чём сходство, а в чём различие этих жидкостей? Демонстрация:  1стакан­ Вода и мел;   2­ стакан­ Молоко;  Молоко ­ смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира, и не  только: здесь еще есть молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный ­ лактоза. Откройте стр учебника. Прочитайте. Стр.120­Работа с учебником (всего 2 предложения) Работа со слайдами –определить тип смеси Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые  вещества существуют способы разделения смесей Привал  Отдохнуть пора бы нам, чувствую устали и я объявляю «Стрельбу глазами». 1. В периодической системе найдите самый сильный элемент – неметалл. (F) 2. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr) 3. Переведите   взгляд   вверх   и   вправо,   на   элемент,   образующий   вещество,   которое поддерживает горение. (O) 4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl) 5. Переведите свой взгляд на элемент, который стоит посередине таблицы (С) 6. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au) Все встали­ вышли из­за стола возьмитесь за руки. « Вы атомы большой науки, а руки это связи Вы связаны, но не надолго, частицы ведь в движении всегда»        Слайд с периодической таблицей. Зарядка для глаз. Встаньте и возьмитесь за руки. Мы все разные, а соединившись, мы образовали смесь. (под музыку качаются) атомыи молекулы веществ находятся в  непрерывном движении. Нужно разделить смесь на вещества, чем мы и  займёмся на следующей остановке.  5.    Остановка­Химическая лаборатория (Слайд) Итак мы в научно­исследователькаом центре. работать будем под девизом:  «Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» Леонардо да Винчи.    Исследование Цель: Определить способы разделения смесей веществ. По рядам. В виде деловой игры: Учитель:  Ребята!  У нас 3химических  лаборатории. В каждой лаборатории выберете по одному главному  лаборанту и  инженеру по технике безопасности. У каждой лаборатории  есть лабораторный журнал, в котором вы будете записывать свои  наблюдения и делать соответствующие выводы. Каждой группе выдаются технологические карты (лабораторные журналы). Вам предложены смеси. Учащимся первого ряда ­железо с серой,  второго ряда­ речной песок с водой,  третьего ряда ­сульфат меди с водой.  Отчет о проделанном исследовании Первый ряд: Нам была предложена неоднородная смесь железа с серы. Эту  смесь можно разделить отстаиванием, т.к. сера и железо­ твердые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду то сера всплывет, а  железо утонет. Также эту смесь можно разделить с помощью магнита. Железо  намагничивается, а сера ­нет. Второй ряд: Нам была предложена смесь песка с медными стружками. Это  неоднородная смесь. Мы разделим ее отстаиванием,(от крупных частиц) и   фильтрованием от мелких. молекулы жидкости проходят через поры фильтра, крупные частицы примесей т. е. медь задерживается. Третий ряд: Песок, соль и опилки.     Нам предложена смесь песок, соль и  опилки . Это неоднородная смесь. Мы отстаиванием отделим опилки, а затем  получилась однородная смесь мы ее разделим или очистим от песка  выпариванием. (Слайд) способы разделения смесей:  1.отстаивание Верно. Разделение отстаиванием основано на различных  плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно  разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В  лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть  или растительное масло образует верхний, более легкий слой. В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа  из дыма, отстаиваются сливки в молоке 2. фильтрование; А какие вещества можно использовать в качестве  фильтров? Ученик. В качестве фильтров можно использовать различные пористые  вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Учитель. Какие примеры применения фильтрования в жизни человека вы  можете привести? Ученик. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники,  например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для  фильтрования чаинок 8.Рефлексия  Путевые заметки. . Обобщение Мы живем среди химических веществ. Как только маленький человек появляется на свет, он попадает в мир  химических веществ. Он вдыхает воздух, а это смесь газов (азота,  кислорода и других), выдыхает углекислый газ. Его умывают водой ­ это  еще одно вещество, самое распространенное на Земле.  Добрые мамины руки заворачивают малыша в пеленки, надевают распашонку,  а чтобы не было холодно, накрывают одеяльцем... Все эти вещи сделаны из  волокон ­ хлопчатобумажных, основа которых природное  вещество целлюлоза (клетчатка), и шерстяных, состоящих и  природных белков. Малыш закапризничал: пора кушать. Мама дает ему  бутылку с молоком. Молоко ­ смесь воды с мельчайшими  капельками молочного жира, и не только: здесь еще есть  молочный белок казеин, минеральные соли, витамины и даже  сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный ­ лактоза.  Все это вещества природного, естественного происхождения. Бутылочка  сделана из стекла, а соска ­ из резины; это тоже вещества, точнее,  материалы (смеси веществ). И стекло, и резина ­ искусственного  происхождения, в природе их не было. Малыш растет, у него уже появились зубки, и он с аппетитом грызет яблоко. А яблоко состоит из целого набора химических веществ ­ здесь и сахар, и яблочная кислота, и витамины... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи.  Мы живем среди химических веществ. Воздух, вода, минеральная вода, чай и  кофе, молоко и фрукты. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек – его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости,  волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. озвращение домой. ­ Ну, что ж наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться  домой. Но посмотрите что я обнаружила в нашем рюкзаке. Это соль, во  время похожа она загрязнилась, запылилась. Подумайте дома, как её  очистить? А в помощь вам придут стр учебника ….. а для творчески  работающих учеников предлагаю дополнительное задание: (про  золушку)  Заключительное слово учителя Простое и сложное. Что важнее В химии В литературе В математике Русский язык Музыка Деятельность учителя  Деятельность ученика Выберите нужную букву: А) Получил прочные знания, усвоил весь  материал. Б) Усвоил материал частично. В) Мало что понял, необходимо ещё  поработать. Вставьте смайлик настроения: Хорошо,    безразлично,  скучно.                     листы самоанализа и  Сдайте    самооценки. Заполняют листы самоанализа и самооценки. Т

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси

Урок по химии Чистые вещества и смеси
Скачать файл