Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)
Оценка 4.9

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
08.06.2017
Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)
Тема урока: Классификация кислот, их состав и свойства. Цели урока: • Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот. • Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, выделять главное, обобщать, делать выводы; решать уравнения и задачи; развитие навыков работы в группе. • Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям; закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни. Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами критического мышления Форма урока: индивидуальная и групповая работа Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрационный), создание проблемной ситуации, практическая работа.Тема урока: Классификация кислот, их состав и свойства. Цели урока: • Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов неорганических соединений, изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот. • Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать, выделять главное, обобщать, делать выводы; решать уравнения и задачи; развитие навыков работы в группе. • Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям; закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни. Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами критического мышления Форма урока: индивидуальная и групповая работа Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ с элементами беседы, демонстрационный), создание проблемной ситуации, практическая работа.
Урок по химии КИСЛОТЫ.doc
Акмолинская область Буландынский район КГУ «Аккайинская основная школа» (областной семинар) Подготовила: Шнайдер Александра Александровна учитель химии и биологии 2014 – 2015 учебный год Открытый урок по химии в 8 классе. Тема урока: Классификация кислот, их состав и свойства. Цели урока:  Образовательная: Познакомить учащихся с одним из важнейших классов  неорганических соединений, изучить состав, строение, классификацию и  свойства кислот.  Воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,       Развивающая: Совершенствовать практические умения и навыки работы с  лабораторным оборудованием и химическими реактивами; дополнить знания  учащихся о правилах работы в химическом кабинете; развивать умение наблюдать,  выделять главное, обобщать, делать выводы; решать уравнения и задачи;  развитие  навыков работы в группе.   чувство ответственности, развивать интерес к знаниям; закрепить навыки  безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в  повседневной жизни. Тип урока: урок формирования новых знаний с элементами критического  мышления Форма урока: индивидуальная и групповая работа Методы и методические приемы: объяснительно­иллюстративные (рассказ с  элементами беседы, демонстрационный), создание проблемной ситуации,  практическая работа. Предполагаемые результаты обучения:  знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот,   признаки действия кислот на индикаторы; правила ТБ при работе с кислотами. уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ,  классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода,  определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот,  соблюдая правила техники безопасности. Оборудование:    компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point; набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками,  индикаторы (лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин универсальная  индикаторная бумага), растворы кислот HCl, H2SO4; рабочий лист, содержащий задания и описания опыта. 1. Организационный  момент. Ход урока. 2. Психологический настрой (видеоролик) (Класс делиться на 2 группы. В каждой группе выбирается спикер, который будет  оценивать работу учащихся  на уроке. Спикера оценивает вся группа) 3. Актуализация знаний.  Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может   заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:(слайд 1)                                                                То, что мы знаем – ограничено;                                 То, что не знаем – бесконечно. 1) Мы знакомимся с основными классами неорганических соединений. Вспомним, с какими классами вы уже знакомы?  Загадка    (слайд 2) Если в паре элементов Кислород вторым стоит,  Ты же знаешь, эта пара Называется …    (оксид) Вопросы: ­ Что такое оксид? Чем они отличаются от других классов веществ? Загадка   (слайд 3) Если формулы начало Представляется с металла, ОН – красуется затем,  Вещества знакомы всем.  Не надо придумывать им название Ведь эти вещества …   (основания)  Вопросы: ­ Что такое основания? Как отличить основания от других классов?   (слайд 4) 2) Задание: Распределите формулы по классам в таблицу (работа в группах) (слайд 5)      Na2O, CuOH, HCl, Ca(OH)2, K2O, Fe2O3, HNO3, H2CO3, CaO, Fe(OH)2, Al(OH)3,  H2SO4, H3PO4 Затем, один ученик из группы выходит к доске и дает им названия:  (слайд 6) Ответ учащегося: 1. Na2O – оксид натрия                   K2O – оксид калия       Fe2O3 – оксид железа (III)           CaO – оксид кальция 2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция CuOH – гидроксид меди (I)            Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)            Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)     4. Мотивация.  Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Ребята, почему у вас остались лишние карточки? (слайд 7)  Что общего у этих веществ? Можно ли оставшиеся формулы  объединить в одну группу? Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода. Учитель: Правильно. И так, мы сегодня познакомимся еще с одним классом  неорганической химии – кислотами. (слайд 8) 5. Изучение новой темы урока. Целеполагание.  ­ Как вы думаете, что мы должны знать про класс неорганических соединений  «Кислоты»?  (слайд 9) 1) Состав     (слайд 10) Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода, который может  замещаться на атом металла и кислотных остатков.  Знакомство с кислотами  (слайд 11­14)   2) Классификация кислот (работа со слайдом) ­ Чем отличаются приведенные пары кислот?  (слайд 15) По примерам кислот называют признаки классификации. Ответ:  а) По наличию кислорода: бескислородные и кислородсодержащие (заполнение  схемы 1 в рабочем листе). (слайд 16) б) По количеству кислорода: одноосновные, двухосновные, трёхосновные  (заполнение схемы 2 в рабочем листе). (слайд 17) Вопрос: Какие кислоты вам знакомы из жизненного опыта?  Яблочная, лимонная, уксусная, молочная и др. в) По происхождению: органические и неорганические  (слайд 18­19) 3) Свойства кислот.  а) Физические свойства  (слайд 20) большинство кислот кислые на вкус жидкости (исключение H2SiO3) хорошо растворимые в воде (исключение H2SiO3) б) Правила ТБ при работе с едкими веществами. (слайд 21­22) Учитель каждому ученику раздает памятки по ТБ: 1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в  инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не  закрывать ее отверстие пальцем. 4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое  количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с  водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет  выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет  разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на  кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим  количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.  Первая помощь при ожогах едкими веществами   (слайд 23) Физкультминутка. (слайд 24) Учитель называет формулы оксидов, учащиеся хлопают в ладоши, если формулу  оснований – топают ногой, формулу кислоты – кивают головой. в) Химические свойства кислот (слайд 25) Учитель: (слайд 26) Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства  соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее.  Кислота попала на сине­фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время  лепестки стали ярко­красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел  серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и  васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при  действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал  индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества  затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот. ­ Что такое индикаторы? Опыт. Исследование окраски индикаторов в кислотных средах. 1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие  вещества называют индикаторами? (работа по учебнику) Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и  щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами. Опыт 1: Демонстрация изменения окраски (просмотр видеоролика) (слайд 27) лакмус красный метиловый оранжевый розовый фенолфталеин бесцветный 2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами.   Опыт 2: В пробирки с кислотой опускаем железо, цинк и медь.    (слайд 28) цинк железо Пузырьки газа выделяются Пузырьки газа выделяются интенсивно Zn +  H2SO4 ­­­ Zn(SO4)  + H2  менее интенсивно 2Fe +  3H2SO4 ­­­ Fe2(SO4)3  + 3H2 медь Пузырьки газа не выделяются. Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы,  стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот, а все металлы, стоящие  после водорода, в реакцию с кислотами не вступают. (слайд 29) 4) Применение кислот (слайд 30­31) ­ Назовите области применения кислот. Медицина: аскорбиновая, фолиевая, липоевая, ацетилсалициловая (слайд 20). Кулинария: уксусная, лимонная  6. Закрепление. (слайд 32) Рассмотрены ли вопросы намеченные по теме «Кислоты» (Состав, классификация, свойства. Как работать?)  (Повторение основных разделов темы: определение кислот; классификация;  физические и химические свойства; правила ТБ) Повторение формул кислот (слайд 33) Задание № 1     (слайд 34) А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите  их. H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4K H3PO4P2O5CaH2SHPNaNO2CS2NH3CO3 HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4 Б) «Третий лишний»       (слайд 35) Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие.  Назовите кислоты. а) H2S                                          б)H2SO4                                    в) HNO3     HNO3                                          H3PO4                                         HF     H3PO4                                         H2CO3                                        HBr  Задание № 2  (работа по учебнику)   (слайд 36) Стр. 93      № 1 Mg + 2HCl =   MgCl2 + H2 Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2 Fe + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3H2 Cu + HCl = Задание № 3 (решить задачу) стр. 93  № 9       (слайд 37) Со сколькими граммами серной кислоты может реагировать оксид натрия  массой 6,2 г? 7.  Рефлексия.    (слайд 38) 1)  Прием «Незаконченное предложение» Сейчас я вам раздам листочки, которые вы должны заполнить.   Сегодня на уроке я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я смог…  Меня удивило… 8. Итог урока.   (выставление оценок)  9. Домашнее задание.     (слайд 39) Стр. 93  № 7 (1 – 5)   Спасибо за урок!   (слайд 40)   Дата     ____________                                                                  Ф. И. ________________________ Рабочий лист Урок по теме:_____________________________________________________________________ Задание   Распределите предложенные формулы по классам:  HCl, HNO3, H2SO4, Ca(OH)2, K2O, Na2O, Al2O3, Zn(OH)2, Al(OH)3. Таблица 1.                ОКСИДЫ             ОСНОВАНИЯ Таблица 2. Номенклатура кислот и солей Название кислоты Кислотный остаток Пример соли Название соли  Кислотный оксид Формула кислоты HF HCl HBr HI H2S H2SO4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 H2SO3 HNO3 H2CO3 10 H2SiO3 11 H3PO4                                      Классификация кислот.  Схема 1.                                                                Схема 2.                     Кислоты                                                           Кислоты                                                                                                                                                                                                                      __________          ____________            _____________                 ____________                                                                                            ________________ Опыт.  Химические свойства кислот. Налейте в 3 пробирки 1­2мл соляной кислоты HCl и добавьте в пробирки №1 ­ №3  несколько  капель индикаторов. Запишите свои наблюдения в таблицу 3. Таблица 3.  Изменение окраски индикатора. ЛАКМУС МЕТИЛОВЫ Й  ОРАНЖЕВЫ Й ФЕНОЛФТАЛЕИН НЕЙТРАЛЬНАЯ  СРЕДА КИСЛОТНАЯ  СРЕДА Задание №1 А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их. H2OSOHBrNa2CO3MgBaH2CO3SO4KOH H3PO4P2O5CaH2SHPNaNO2CS2NH3CO3 HClBaSHKSHH2NaOH2SiO3NaClH2SO4 Б) «Третий лишний» Укажите кислоту, которая не соответствует признаку, объединяющему две другие. Назовите  кислоты. а) H2S                                          б)H2SO4                                    в)HNO3     HNO3                                          H3PO4                                       HF     H3PO4                                         H2CO3                                      HBr Задание № 2  (работа по учебнику) Стр. 93      № 1 Mg + 2HCl =    Al + 3H2SO4 =  Fe + 3H2SO4 =  Cu + HCl = Задание № 3 (решить задачу) стр. 93  № 9       Со сколькими граммами серной кислоты может реагировать оксид натрия  массой 6,2 г? Рефлексия.  Сегодня на уроке я узнал…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполнял задания…  Я смог…  Меня удивило… Домашнее задание: § 33 – 34  стр. 93  № 7 (1 – 5)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)

Урок по химии "Классификация кислот, их состав и свойства" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017