Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"
Оценка 4.7

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
5 кл
24.01.2017
Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"
Публикация является частью публикации:
Передача информации.doc
Автор: Жигайлова М.Н. Место   работы:   Муниципальное   автономное   общеобразовательное   учреждение   «Средняя Методическая разработка урока общеобразовательная школа №152 г. Челябинск» Класс: 5 Раздел программы: Информация вокруг нас. Тема урока: Передача информации. Цели урока. Образовательные: 1) сформировать   у   обучающихся   понятие   о   передаче   информации,   ее   основных составляющих; 2) выработать у обучающихся умение выделять составляющие процесса передачи информации в различных ситуациях. Развивающие: 1) развитие анализа и синтеза; 2) развитие умения работать самостоятельно; 3) развитие познавательного интереса; 4) развитие логического мышления и внимания. Воспитательные: 1) воспитание коммуникативности, умения слушать и высказывать своё мнение; 2) воспитание чувства ответственности за свои поступки и слова; 3) воспитание умения осуществлять совместную информационную деятельность. Задачи урока: 1) проверить качество усвоения материала по теме «Устройство компьютера»; 2) проверить качество выполнения домашней работы; 3) изучить   составляющие   процесса   передачи   информации   (источник,   приемник,   канал   связи, помехи); 4) выделить виды передачи информации; 5) рассмотреть примеры передачи информации в древности; 6) рассмотреть примеры передачи информации в технике, природе, обществе; 7) закрепить изученный материал при выполнении упражнений. Тип урока: комбинированный Оборудование:  доска;  мультимедийный проектор;  наушники;  музыкальная композиция для детей;  презентация к уроку для демонстрации через проектор: «Передача информации .ppt»;  карточка с текстом к игре «Глухой телефон»;  рабочие тетради на печатной основе учащихся, учебники. Список литературы  1. 2. 3. 4. Босова Л. Л. Информатика: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Босова Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 Разработки конкурсных уроков прошлых лет и предлагаемые в комплекте ЦОР для 5 класса Материалы единой коллекции ЦОР  План урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Изучение нового материала: 1) игра «Глухой телефон»; 2) разделение процесса передачи информации на составляющие (источник, приемник, канал связи, помехи); 3) виды   передачи   информации   в   зависимости   от   количества   участников   и   характера   их деятельности; 4) передача информации в различных сферах (живой природе). 4. Выполнение упражнений (закрепление материала):   по учебнику; в рабочей тетради. 5. Подведение итогов урока. 6. Выставление оценок, домашнее задание. Подробное описание хода урока 1. Организационный момент.  Учитель приветствует детей.  Каждый день всегда, везде: На уроке, в окружающей среде, Через книги, интернет Новости и знания воспринимаем,  Информацией мы их называем. 2. Проверка домашнего задания.  Ребятам   раздаются   листы,   на   которых   изображены   различные   предметы.   (см. Приложение 1) Они называют устройство и проговаривают к какой группе устройств ввода или вывода относятся данные предметы. Прикрепляют данное устройство к выбранной группе. Вывод учителя: Проверим, правильно ли вы разделили устройства по группам? Устройство ввода информации Устройство вывода информации Закрепим проверенные знания: Заполнить таблицу, отметить к какой группе ввода или вывода информации относятся устройства, и к каждому устройству пропишите вид информации, с которыми они работают. Таблицу ребята заполняют самостоятельно, после выполнения   проверяют   и   оценивают   работу   у   рядом   сидящего   одноклассника (Приложение 2) . Устройство  Клавиатура  Принтер  Монитор  Видеокамера Ввод информации Вывод информации Вид информации + + + + Числовая, текстовая  Графическая   Числовая, графическая Видеоинформация текстовая, Веб камера  Мышь Сканер  Микрофон  Акустические колонки  Наушники  + + + + + + текстовая,   Видеоинформация Числовая, графическая Графическая  Звуковая Звуковая Звуковая Изучение нового материала. На предыдущих уроках мы с вами уже начали изучать информационные процессы, еще мы их называли   действия   с   информацией.   С   каким   информационным   процессом   мы   с   вами   уже познакомились? (хранение информации) Сегодня мы с вами будем говорить еще об одном не менее интересном и важном информационном процессе. И поможет нам с вами игра. Любим играть? (Да) Тогда   мне   понадобится   два   добровольца.   (Выходят   2   обучающихся).   Одного   я   пока   попрошу посидеть за компьютером, надеть наушники и послушать музыку. (Участник занимает свое место) А тебе я зачитаю текст, слушай внимательно.  (Зачитывается текст с карточки Приложение 3)  Мы все прослушали это сообщение, а вот наш первый участник его не слышал. (Он снимает наушники).   Давайте   ему   сообщим   эту   важную   информацию.   (Второй   участник   пересказывает услышанное первому). Что­то   мы   ничего   не   поняли.   «Первый»   расскажи   нам,   пожалуйста,   о   чем   тебе   рассказал «Второй». (Первый пересказывает  текст всей группе.  После чего текст еще раз зачитывается учителем, чтобы дети сравнили первоначальное сообщение с последним, которые, конечно, не совпадают.)  Вот так, ребята не всегда достоверная информация доходит до слушитиля.  Как вы думаете, какое   действие   с   информацией   в   нашей   игре   было   ключевым?  (Передача).   И   вот   тема сегодняшнего урока «Передача информации». И какова будет цель нашего урока? Что ты хотел бы узнать сегодня на уроке? (единичный опрос обучающихся. Общая формулировка цели.)  Итак,   сегодня   на   уроке   мы   разделим   процесс   передачи   информации   на   составляющие   и детально рассмотрим каждую из них. Давайте вспомним, кто у нас участвовал в передаче информации в нашей игре? А   как   мы   можем   назвать   второго   участника?   (источник,   если   дети   не   догадываются наводящие вопросы – связь с окружающим миром). А как мы можем назвать первого участника? (приемник,   если   дети   не   догадываются,   задаются   наводящие   вопросы:   «А   что   он   делал? (принимал) А как называется аппарат, который принимает информацию? …») А с помощью чего второй передавал информацию первому? (Речь) Это называется канал связи. Итак, мы получили, что для осуществления передачи информации необходимо, чтобы был источник, приемник и соединяющий их канал связи. Давайте посмотрим видео и зарисуем схему передачи информации.  Но информация пришла искаженной, может быть, потому что кто­то что­то не расслышал, а кто­то просто неотчетливо произнес слова. То есть в процессе передачи информации были помехи. Добавьте в свою схему. И в нашей игре мы с вами заметили, что в процессе передачи информация может утрачиваться и искажаться. А кто первый вам сообщил эту информацию? (Учитель) Но ведь я была одна, а вас было много, поэтому эту схему можно представить следующим образом. А могло ли быть наоборот? Один приемник и много источников? Когда? (н­р, работа над рефератом)  А может ли оказаться так, что приемник вдруг станет источником, а источник – приемником? (Двусторонняя связь – человек и компьютер, две подружки) Так   с   источниками   и   приемниками   мы   вроде   разобрались,   давайте   поговорим   о   третьем необходимом   составляющем   передачи   информации.   Подскажите   мне   каком?   (Канал   связи)   Мы сказали, что в нашем случае, это была речь, а что это еще может быть? А какие технические средства могут быть? Зарисуйте себе схему. А   давайте   вспомним,   как   передавали   информацию   раньше,   пока   не   придумали   раций   и телефонов?   Например,  как  мог один  отряд сообщить  другому  о нападении   неприятеля  во  время войны?   (Сообщение   ученик   рассказывает   «Как   передавали   информацию   в   прошлом»,   второй «Научные открытия и средства передачи информации») А всегда ли в передаче информации должен участвовать человек? (Нет) Приведите пример, когда передача информации происходит в природе без участия человека? (Птицы на юг, бутоны на ночь, следы, запах животных). 3. Физминутка: На поляне стоит сосна, к небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге) Ветер сильный налетал, все деревья раскачал. (Наклоны корпуса влево-вправо) Ветки гнутся взад-вперёд, ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) А теперь на месте шаг, выше ноги! Стой, раз, два! 4. Выполнение упражнений. Хорошо,   давайте   теперь   выполним   несколько   упражнений.   (Выполнение   упражнений) Открываем   учебники   на   страницу   44,   выполняем   №5   ,   6,   7   (заполняем   на   раздаточных   листах   ­ Приложение 4 ), 15­17 слайд.   (Рефлексия – 18 слайд).   Подведение итогов   Из каких элементов состоит процесс передачи информации? Какие виды передачи информации можно выделить? Обязательно ли участие человека в этом процессе? В современном мире передача эмоций, настроения осуществляется с помощью…? (Смайлики) Оцените свое  состояние на уроке с помощью всем Вам известными смайликами:  плохое – «грустный»   смайлик,   безразличное   –   смайлик     «без   эмоции   »,   хорошее   –   «веселый»   смайлик. (Приложение 1) 5. Выставление оценок, домашнее задание. (Слайд 19) Оценка за урок суммируется – устный ответ + ответы на раздаточном материале. Запишите домашнее задание. Обратите внимание на дополнительные параграфы.  §6  № 70,72,74  (рабочая тетрадь) Приложение 2 Задание 1 Устройство  Ввод информации Вывод информации Вид информации Клавиатура  + Числовая, текстовая  Принтер  Монитор  Видеокамера Веб камера  Мышь Сканер  Микрофон  Акустические колонки  Наушники Приложение 3 Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нём информации. Носителями информации служили: камень, пергамент, папирус и другие материалы, а также изделия из них. Основным носителем информации до настоящего времени остаётся бумага. № Ситуация Источник Приемник Приложение 4 Задание 2 Характер передачи 1 Школьник читает текст в  учебники 2 Бабушка читает письмо 3 Мальчик просыпается от  звонка будильника 4 Разговаривают две  подруги Таня и Лена 5 Учитель объясняет новый  материал своему классу 6 Регулировщик управляет  потоками машин и  пешеходов 7 Человек читает  объявление в газете 8 Завуч вывешивает  листочек с изменениями в расписании уроков 9 Диспетчер сообщает, что  автобусный рейс  отменяется 10 Вывешен знак,  запрещающий проезд по  улице 11 Мальчик получил  пригласительный билет на елку

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"

Урок по информатике в 5 классах на тему "Передача информации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017