Зарождение демократий в Афинах
Тип и вид урока: Изучение нового материала и первичное закрепление Планируемые результаты (предметные) : Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества. Личностные результаты: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные связи: Готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Задачи урока: - повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса; - формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД); - формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование - контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД); - формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).
Ход урока
1.Огрг .момент.
2.Актулизация опорных знаний. Звучит музыка (Сиртаки).
Слова учителя: -Харейте, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Красивые и совершенные! Именно такими словами встречают гостей жители города Афин. «Один никому не известный в своё время человек по имени Александр желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на то, что на завоёванных территориях он основывал города с названием «Александрия». Таких городов было основано более 30. Многие города сохранили своё название до сих пор. Это был Александр Македонский. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам. – Ребята, посмотрите у Вас на партах лежит приложение №1 Тест .Выполним его и проверим Д/З.
2.Актулизация опорных знаний.
· Тест. 1. Что называется полисом? а) город-государство в Древней Греции + б) город в Древней Греции в) название органа управления городом 2. Как назывался Совет знати в Афинах? а) ареопаг + б) демос в) полис 3. Как по-гречески назывался простой народ? а) илоты б) полис в) демос + 4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием: а) стратеги б) архонты + в) Народное собрание 5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе? а) рабы б) граждане Афин + в) купцы-переселенцы 6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города: а) Акрополь + б) Агора в) Академия 3. создание проблемной ситуации Учитель Медником Периллом была создана статуя быка. Внутри она была пустая, в боку была дверца, а под брюхом разжигали костёр. Приговорённого к казни человека бросали во внутрь, где он сгорал заживо. Когда несчастные жертвы стонали и молили о пощаде, то благодаря особому устройству статуи казалось, что бык мычал. Такими методами некоторые правители Афин – тираны удерживали власть и расправлялись с неугодными им людьми. О ком идет речь в отрывке? (- о тиранах.). - Кто же такие тираны? Составим определение данного понятия. (На доске написаны слова: Тиран- по наследству, жестокие, власть ,методы для удержания власти, правитель, передающий использующий) Ответ ученика(- Тиран – правитель передающий власть по наследству использующий жестокие методы, для удержания власти.) - Учитель С каким символом у вас ассоциируется слово тиран?( решетка, молния и т.д.) - Учитель Что же такое тирания? (Учитель записывает определение на доске.) Тирания – форма правления установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.( обучающиеся записывают определение в тетрадь) - Учитель: Ребята, назовите другие известные вам формы правления? (- демократия.) - Учитель: Что такое демократия? (- Демократия – это форма правления при которой у власти стоят выбранные на определённый срок люди) - Учитель: - Каким символом мы можем обозначить данное понятие?(Солнышко, цветок) - Учитель: - Какие вы заметили противоречия между этими двумя понятиями(? власть принадлежит одному человеку при тирании. -власть избирается при демократии.) Формулирование проблемы - Что нам предстоит выяснить? - Ученик: - Какая форма правления лучше? ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами
Задачи: Образовательные: дать представление о зарождении демократии в Афинах.
- Учитель -К чему привела борьба демоса в Афинах? Так какие будут цели и задачи нашего урока: - Учитель: - Как мы будем искать ответ на этот вопрос? (- Найдём ответ в учебнике. - составим схему. - составим таблицу. - сравним эти два понятия и выясним сходство и различия.) Актуализация - А какую таблицу мы сможем с вами составить.? Я предлагаю вам включить в неё сходства и различия этих двух понятий.
тирания
|
демократия |
Сходство 1 2
|
|
Различия 1 2
|
Учитель: - Что мы знаем о демократии и тираний ?( определение. ) Учитель: -Что нам нужно узнать, чтобы ответить на наш главный вопрос урока? (черты демократии и тирании.) Учитель: -А где мы их можем найти? (в параграфе учебника) Поиск решения Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежит подсказка используя которую вы составите. 1 ряд- о Солоне (стр.148, п.3) 2 ряд – о Клисфене (стр.150. п.5 второй абзац) 3 ряд – о Писистрате ( стр150 п.5 начало документ о тиране)
4.Самостоятельная работа с текстом учебника. Алгоритм для составления рассказа.
1. Когда жил деятель.
2. Что им было сделано.
3. Результаты деятельности.
Солон жил в 594 г.до н.э.Происходил из семьи аристократов. Славился честностью. Провёл много реформ: убрал долговые камни, уничтожил деление граждан на аристократов и рядовых граждан. В результате этих реформ власть в Афинах перешла к народному собранию. Запись в тетрадь: 594 г. до н.э. – реформы Солона в Афинах. Реформа – преобразование
Клисфен правитель Афин в 6 веке до н.э. При нём аристократы лишились большей части власти. Вся власть в городе принадлежала народному собранию. Для того, чтобы предотвратить установление тирании. Раз в год на народном собрании решалось есть ли в городе человек который может стать тираном. Если такого человека находили путём голосования, то его изгоняли из Афин.
Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н. э. , происходил из знатной семьи. Наладил хорошие отношения с аристократами. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств. Он стремился сделать Афины крупным религиозным центром, что вызвало враждебность Дельф. Умер своей смертью в 527 году до н. э.
Проведение физкультминутки
Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.
Учитель: -Какое новое слово прозвучало в рассказе о Солоне? (- реформа.) Учитель: - Как вы понимаете его смысл?(Это изменения) Учитель: -Кто из правителей вам понравился большое и почему? (учитель фиксирует в центральной части доски слово реформа и свобода) (- Солон он провёл реформы и дал гражданам Афин свободу.) Учитель: -А почему не понравился Писистрат?(Он жестокий, правил самостоятельно) ( учитель фиксирует в центральной части доски слова- жестокость, единоличность власти. Теперь в центральной части доски записаны слова: форма правления
-власть принадлежит одному человеку
-власть избирается.
- реформа
-свобода
- жестокость
-единоличность власти.) А теперь давайте вернёмся к табличке и разберём нашу кучу- малу из слов написанных на доске. Тирания Демократия
Сходство
1 реформа
2 форма правления
Различия
1 Власть принадлежит 1. Власть избирается
одному человеку
2 свобода 2 жестокость Учитель. Хочу познакомить вас с историческим документом. Аристотель. Афинская полития 7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах. Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки… 8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы… 9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства. 10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.130-132. Беседа по прочитанному.
- Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)
- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)
- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)
- Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)
- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)
- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)
- Чем занимался совет ареопагов? (Он должен был следить за выполнением законов.)
- Почему в документе народ назван властелином государства? (Мог участвовать в голосовании.)
5.Закрепление изученного на уроке.
Загадки по истории по теме «Зарождение демократии в Афинах».
Учитель: 1. Знать совет свой создала,
Управляла всем всегда
И судом неправедным
В историю вошла.
Как же звали тот совет – выдай правильный ответ.
(АРЕОПАГ)
2. Как в Греции звать
Простой народ?
Не зовёт его знать
Страной управлять.
(ДЕМОС)
3. Он уваженье всех снискал
За то, что был умён и честен.
А славы он и не искал.
В Афинах всем служил он честно.
Он рабство грекам отменил,
Драконовы законы заменил,
Писал стихи, всю жизнь учился.
Но всем он всё ж не угодил.
(СОЛОН)
4. Для всех свободных афинян –
И не только для крестьян –
В государстве есть удел –
Для решенья важных дел.
Должны вместе все прийти,
Решенье общее найти.
(НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ)
5. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал,
Перед людьми отчёт держал?
(ДЕМОКРАТИЯ)
2.Решение задачи.
Учитель: Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его дела является
Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная.
Объясните, о чем идет речь в данном отрывке? Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?
Ответ:
а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.
б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.
в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.
6. Итог урока. А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)У кого больше всех следов?
Учитель: -Какой ответ мы можем дать на наш главный вопрос: Какая форма правления лучше тирания или демократия?( Демократия.) Учитель: -Почему ? (-демократия –это свобода. При демократии управляют выбранные на люди.) Учитель: -Подходит ли тот символ который мы с вами выбрали в начале урока к этому слову? (да подходит.) Рефлексия: Учитель: Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке мы сейчас посмотрим. А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду произносить поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка. Всем понятно? Итак,
мне понравилось работать на уроке в группе; мне понятна тема урока; я разобрался с новыми понятиями; я смогу объяснить другим новые понятия; мне было интересно на уроке. Спасибо, ребята за урок .Все работали хорошо и получаем следящие оценки.
Домашнее задание. Пар 26.Термины.Сравнить законы Солона и царя Хаммурапи о долговом рабстве. Чем они отличаются? Нарисовать рисунок «Как проходит народное собрание». Подготовить сообщение о Спартанской армий.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.