Урок по истории Древнего мира 5 класс "Зарождение демократии в Афинах"
Оценка 4.7

Урок по истории Древнего мира 5 класс "Зарождение демократии в Афинах"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история
5 кл
10.02.2017
Урок по истории Древнего мира 5 класс "Зарождение демократии  в Афинах"
Конспект урока по исторрии Древнего мира 5 класс Спарта.
16 января.doc

Зарождение демократий в Афинах

Тип и вид урока:  Изучение нового материала и первичное закрепление                                                                                     Планируемые результаты (предметные) : Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества.                                                                                                                              Личностные результаты: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность.                                                                                      Метапредметные связи: Готовность к сотрудничеству  с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.                                                                                 Задачи урока:                                                                                                                                                    - повторить и обобщить знания о государственном устройстве Афин и положении демоса;                                                                                                                               - формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);                                                                                                                - формировать умения самоорганизации (целеполагание – планирование -  контроль и оценка деятельности) (регулятивное УУД);                                                                                                    - формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД).

Ход урока

1.Огрг .момент.

2.Актулизация опорных знаний. Звучит музыка (Сиртаки).

Слова учителя: -Харейте, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Красивые и совершенные!   Именно такими словами встречают гостей жители города Афин.                                                                                                                                            «Один никому не известный в своё время человек по имени Александр желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на то, что на завоёванных территориях он основывал города с названием «Александрия». Таких городов было основано более 30. Многие города сохранили своё название до сих пор. Это был Александр Македонский.  Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то надолго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам.                                                                                                                          – Ребята, посмотрите у Вас на партах лежит приложение  №1 Тест .Выполним его и проверим Д/З.                                                                                     

 2.Актулизация опорных знаний.

·        Тест.                                                                                                                                                             1. Что называется полисом?                                                                                                                                    а) город-государство в Древней Греции +                                                                                                      б) город в Древней Греции                                                                                                                            в) название органа управления городом                                                                                                              2. Как назывался Совет знати в Афинах?                                                                                                        а) ареопаг +                                                                                                                                                   б) демос                                                                                                                                                      в) полис                                                                                                                                                        3. Как по-гречески назывался простой народ?                                                                                          а) илоты                                                                                                                                                     б) полис                                                                                                                                                    в) демос +                                                                                                                                                     4. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшиеся жребием:                                                                           а) стратеги                                                                                                                                                 б) архонты +                                                                                                                                                      в) Народное собрание                                                                                                                                            5. Кто в Афинском государстве платил налог за право жить в этом полисе?                                               а) рабы                                                                                                                                                         б) граждане Афин +                                                                                                                                       в) купцы-переселенцы                                                                                                                                        6. Холм а Афинах, где находились главные храмы города:                                                                             а) Акрополь +                                                                                                                                               б) Агора                                                                                                                                                               в) Академия                                                                                                                                3. создание проблемной ситуации                                                                                                 Учитель Медником Периллом была создана статуя быка. Внутри она была пустая, в боку была дверца, а под брюхом разжигали костёр. Приговорённого к казни человека бросали во внутрь, где он сгорал заживо. Когда несчастные жертвы стонали и молили о пощаде, то благодаря особому устройству статуи казалось, что бык мычал. Такими методами некоторые правители Афин – тираны удерживали власть и расправлялись с неугодными им людьми. О ком идет речь в отрывке? (- о тиранах.).                                                                             -  Кто же такие тираны? Составим определение данного понятия. (На доске написаны слова: Тиран- по наследству, жестокие, власть ,методы для удержания власти, правитель, передающий использующий)                                                                                                               Ответ ученика(- Тиран – правитель передающий власть по наследству использующий жестокие методы, для удержания власти.)                                                                                                   - Учитель С каким символом  у вас ассоциируется слово тиран?( решетка, молния и т.д.)                                                                                                                      - Учитель Что же такое тирания? (Учитель записывает определение на доске.) Тирания – форма правления установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении.( обучающиеся записывают определение в тетрадь)                                                                                                              - Учитель: Ребята, назовите другие известные вам формы правления? (- демократия.)                                                                                                                                - Учитель: Что такое демократия? (- Демократия – это форма правления при которой у власти стоят выбранные на определённый срок люди)                                                                                           - Учитель: - Каким символом мы можем обозначить  данное понятие?(Солнышко, цветок)                                                                                                      - Учитель: - Какие вы заметили противоречия между этими двумя понятиями(? власть принадлежит одному человеку при тирании.  -власть избирается при демократии.)                                                                               Формулирование проблемы -   Что нам предстоит выяснить?                                                   - Ученик: - Какая форма правления лучше? ознакомить с реформами Солона в управлении Афинами

Задачи: Образовательные: дать представление о зарождении демократии в Афинах.

  - Учитель -К  чему привела борьба демоса в Афинах? Так какие будут цели и задачи нашего урока:                                                                                                                - Учитель: - Как мы будем искать ответ на этот вопрос? (- Найдём ответ в учебнике.                                                                                                                                           - составим схему.                                                                                                                                  - составим таблицу.                                                                                                                                        - сравним эти два понятия и выясним сходство и различия.)                                    Актуализация -  А какую таблицу мы сможем с вами составить.? Я предлагаю вам включить в неё  сходства и различия этих двух понятий.

 

тирания

 

демократия

 

                     Сходство

1

2

 

                      Различия

1

2

 

Учитель: - Что мы знаем о демократии и тираний ?( определение.    )                                                                    Учитель: -Что нам нужно узнать, чтобы ответить на наш главный вопрос урока? (черты демократии и тирании.)                                                                                                                                                        Учитель: -А где мы их можем найти? (в параграфе учебника)                                                                             Поиск решения Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежит подсказка используя которую вы составите.                                                                                                            1 ряд- о Солоне (стр.148, п.3)                                                                                                                       2 ряд – о Клисфене (стр.150. п.5 второй абзац)                                                                                        3 ряд – о Писистрате ( стр150 п.5 начало документ о тиране)

4.Самостоятельная работа с текстом учебника.                                                                            Алгоритм для составления рассказа.

1.     Когда жил деятель.

2.     Что им было сделано.

3.     Результаты деятельности.

Солон жил в 594 г.до н.э.Происходил из семьи аристократов. Славился честностью. Провёл много реформ: убрал долговые камни, уничтожил деление граждан на аристократов и рядовых граждан. В результате этих реформ власть в Афинах перешла к народному собранию.                                          Запись в тетрадь: 594 г. до н.э. реформы Солона в Афинах.                          Реформа –  преобразование

Клисфен правитель Афин в 6 веке до н.э. При нём аристократы лишились  большей части власти. Вся власть в городе принадлежала народному собранию. Для того, чтобы предотвратить установление тирании. Раз в год на народном собрании решалось есть ли в городе человек который может стать тираном. Если такого  человека находили путём голосования, то его изгоняли из Афин.

Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н. э. , происходил из знатной семьи. Наладил хорошие отношения с аристократами. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств. Он стремился сделать Афины крупным религиозным центром, что вызвало враждебность Дельф. Умер своей смертью в 527 году до н. э.   

 Проведение физкультминутки

 Давайте мы с вами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

  Учитель: -Какое новое слово прозвучало в рассказе о Солоне? (- реформа.)                                                                 Учитель: - Как вы понимаете его смысл?(Это изменения)                                                                                                        Учитель: -Кто из правителей вам понравился большое и почему? (учитель фиксирует в центральной части доски слово реформа и свобода) (- Солон он провёл реформы и дал гражданам Афин свободу.)                                                                                                                                                     Учитель: -А почему не понравился Писистрат?(Он жестокий, правил самостоятельно)                                                                                                                         ( учитель фиксирует в центральной части доски слова- жестокость, единоличность власти.                                                                                                     Теперь в центральной части доски записаны слова: форма правления

-власть принадлежит одному человеку

-власть избирается.

- реформа

 -свобода

 - жестокость

 -единоличность власти.) А теперь давайте вернёмся к табличке и разберём нашу кучу- малу из слов написанных на доске.                                                                                                         Тирания                         Демократия

                  Сходство

                1 реформа

                2 форма правления

                      Различия

1 Власть принадлежит  1. Власть избирается

одному человеку

2 свобода                         2 жестокость                                                                            Учитель. Хочу познакомить вас с историческим документом.                                                Аристотель. Афинская полития                                                                                         7. Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применять, за исключением законов об убийствах.                                                                        Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввел разделение на четыре класса… на пентакосиомедимнов, всадников, зевгитов и фетов. (Все классы были гражданами, имеющими собственность)… Каждому классу он представил должность сообразно с величиной имущественной оценки…                   8. Высшие должности Солон сделал избирательными по жребию. Далее он учредил совет четырехсот,… а совету ареопагов назначил охранять законы…   9. …Вот какие три пункта в Солоновском государственном устройстве являются наиболее демократичными: первое, и самое важное – отмена личной кабалы… далее – предоставление всякому желающему выступать истцом за потерпевших обиду; третье – апелляция к народному суду. И действительно, раз народ участвует в голосовании, он становиться властелином государства.                                                                                             10. …Но раньше законодательства он произвел отмену долгов, а после всего этого увеличение мер, весов и монеты.                                                                 Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – с.130-132.          Беседа по прочитанному.

- Чьи законы отменил Солон? (Законы Драконта, за исключением законов об убийствах.)

- Как в законах Солона решали вопрос о долгах населения? (Он отменил как частные, так и государственные долги.)

- На какие четыре группы разделил население Солон? (Он разделил население на четыре класса по имущественному признаку.)

- Какие права дал Солон каждой группе? (Права были у всех, но разного обьема. Народ мог обращаться в суд, в случае нарушения прав.)

- Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все. Это очень важно для демоса.)

- Какой новый орган власти создал Солон? (Совет четырехсот.)

- Чем занимался совет ареопагов? (Он должен был следить за выполнением законов.)

- Почему в документе народ назван властелином государства? (Мог участвовать в голосовании.)

                                                                                                                             5.Закрепление изученного на уроке.

Загадки  по  истории  по  теме «Зарождение  демократии  в  Афинах».

Учитель: 1.     Знать  совет  свой  создала,

        Управляла  всем  всегда

        И  судом  неправедным

        В  историю  вошла.

        Как  же  звали  тот  совет – выдай  правильный  ответ.

                                                                                   (АРЕОПАГ)

2.      Как  в  Греции  звать 

         Простой  народ?

         Не  зовёт  его  знать

         Страной  управлять.

                                           (ДЕМОС)

3.      Он  уваженье  всех  снискал

         За  то, что  был  умён  и  честен.

         А  славы  он  и  не  искал.

         В  Афинах  всем  служил он  честно.

         Он  рабство  грекам  отменил,

          Драконовы законы  заменил,

          Писал  стихи, всю  жизнь  учился.

          Но  всем  он  всё  ж  не  угодил.

                                             (СОЛОН)

 

4.       Для  всех  свободных  афинян –

          И  не  только  для  крестьян –

          В  государстве  есть  удел –

          Для  решенья  важных  дел.

          Должны  вместе  все  прийти,

          Решенье  общее  найти.

                                                 (НАРОДНОЕ  СОБРАНИЕ)

5.       Как  называли  власть  такую,

          Когда  народ  на  должность  избирал,

          А  тот, кого  он  выбирал,

          Перед  людьми  отчёт  держал?

                                                    (ДЕМОКРАТИЯ)

2.Решение задачи.

 

Учитель: Греческий правитель Солон писал, что лучшей свидетельницей его дела является

 

Мать черная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

 

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке? Какие изменения произошли в Афинском государстве после реформ Солона? Какое значение имели эти изменения?

Ответ:

а) Речь идет о личной оценке своей деятельности самим Солоном. Главным своим достижением он считает отмену рабства в Афинском государстве. С момента проведения реформ рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

б) После реформ Солона все граждане (свободные жители Афин) получили право участвовать в выборах Народного собрания, обращаться в суд, присутствовать на судебных заседаниях, после 30 лет любой порядочный гражданин Афин мог быть выбран судьёй.

в) Реформы Солона имели большое значение для государства. Они заложили основу демократии.

6.     Итог урока. А кто больше всех наследил? (Ребята поднимает свои “следы ног”)У кого больше всех следов?                                                                             

                                                                                                                                                         Учитель: -Какой ответ мы можем дать на наш главный вопрос: Какая форма правления лучше тирания или демократия?( Демократия.)                                                                                                                  Учитель: -Почему ? (-демократия –это свобода. При демократии управляют выбранные на  люди.)                                                                                                                                     Учитель: -Подходит ли тот символ который мы с вами выбрали в начале урока к этому слову? (да подходит.)                                                                   Рефлексия:                                                                                                                 Учитель:  Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке мы сейчас посмотрим.                                                                                                                                   А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду произносить  поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка.  Всем понятно?  Итак,

мне понравилось работать на уроке в группе;                                                                             мне понятна тема урока;                                                                                                        я разобрался с новыми понятиями;                                                                                          я смогу объяснить другим новые понятия;                                                                              мне было интересно на уроке. Спасибо, ребята за урок  .Все работали хорошо и получаем следящие оценки.                                                                           

Домашнее задание. Пар 26.Термины.Сравнить законы Солона и царя Хаммурапи о долговом рабстве. Чем они отличаются? Нарисовать рисунок  «Как проходит народное собрание». Подготовить сообщение о Спартанской армий.

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Зарождение демократий в Афинах

Зарождение демократий в Афинах

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории

Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории

Тиран- по наследству, жестокие, власть ,методы для удержания власти, правитель, передающий использующий)

Тиран- по наследству, жестокие, власть ,методы для удержания власти, правитель, передающий использующий)

Сходство 1 2

Сходство 1 2

Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н

Писистрат, афинский тиран в 560—527 до н

Различия 1 Власть принадлежит 1

Различия 1 Власть принадлежит 1

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все

Какое значение это имело? (Раньше права имели только богатые, а сейчас все

Писал стихи, всю жизнь учился

Писал стихи, всю жизнь учился

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Объясните, о чем идет речь в данном отрывке?

Домашнее задание. Пар 26. Термины

Домашнее задание. Пар 26. Термины

Урок по истории Древнего мира 5 класс "Зарождение демократии в Афинах"

Урок по истории Древнего мира 5 класс "Зарождение демократии  в Афинах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017