Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"
Оценка 4.9

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
7 кл
06.02.2019
Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"
Данная разработка урока соответствует программе по истории Отечества коррекционного образовательного учреждения 8 вида. Эта тема урока является заключительной темой раздела VI Начало объединения русских земель и позволяет определить изменения в социально-экономическом развитии Московского княжества, собрать доказательную базу укрепления Московского государства в период правления Ивана III.
Укрепление Московского государства.docx
Министерство труда и социального развития Краснодарского края  Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа – интернат с профессиональным обучением» Тема урока: «Укрепление  Московского государства»                                             Учитель Грузинов Сергей                                               Тимофеевич Тема урока: «Укрепление Московского государства. Заключительная тема  раздела VI Начало объединения русских земель»                                        Цель   урока:   определить   изменения   в   социально­экономическом   развитии Московского   княжества,   собрать   доказательную   базу   укрепления Московского государства в период правления Ивана  III. Задачи Образовательные:  1.Проследить   поэтапно   исторический   путь   укрепления   Московского государства в заданный исторический период: ­акцентировать внимание учащихся на произошедших изменениях в названии государства; ­раскрыть роль судебника в укреплении власти монарха; ­конкретизировать   представления   учащихся   о   символах   государственной власти; ­проанализировать территориальные изменения. Коррекционно­развивающие:  1.Развивать   слуховые   параметры,   внимание,   зрительное   восприятие, логическое мышление, пространственное воображение, память. 2.Корригировать  развитие связной устной речи. 3.Формировать у учащихся умения планировать деятельность, осуществлять виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль), находить места собственных затруднений при выполнении изученных способов действий, осознавать пути их преодоления, систематизировать и обобщать полученные знания. 4.Продолжить совершенствовать навыки сравнительного анализа, применения алгоритмов и правил при решении учебных задач, навыки работы с текстовым материалом,  исторической картой, тематическим словарём, иллюстративным материалом и историческим терминами. Воспитательные: 1.Активизировать познавательную активность учащихся к изучению данного исторического   периода   и   повысить   интерес   к   изучению   отечественной истории. 2.Воспитывать   положительное   отношение   к   общечеловеческим   ценностям, нравственные качества личности. 3. Вызвать у учащихся чувство гордости за свою страну.  4.Формировать активную гражданскую позицию. Основные знания: Русь­Российское государство, символы государственной  власти ­ скипетр, держава; держава­новая форма правления на Руси. Основные термины и понятия: Монархия, монарх, скипетр, держава,  бойницы Оборудование и материалы: ТСО (интерактивная доска, компьютер). Базовые ресурсы:  1. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России учебник для 7 класса  специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида. – М.: Владос. 2009. 2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории  в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII  вида. Учебно – методическое пособие. – М.: Владос. 2009. Интернет ресурсы. Электронные образовательные ресурсы: Видеофрагмент  «Государь: Иван III Великий». https://www.youtube.com Мультимедийная презентация «Укрепление Московского княжества». Тип   урока:  комбинированный: закрепление нового материала.                                             Ход урока Организационный   момент:  взаимное   приветствие   учащихся   и   учителя, фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.  повторение   изученного,   освоение   и Повторение пройденного материала:  Слайд № 2 (портрет Ивана III) Работа по вопросам. 1.Ребята, чей это портрет? 2.Все согласны с ответом?  3.В   каком   княжестве   княжил     Иван  III?   Выбираем   правильный   ответ   из предложенных вариантов. Слайд №3 4.В  каком веке  он  княжил? Выбираем  правильный  ответ  из  предложенных вариантов. Слайд №4 5. Покажите XV век на ленте времени. Слайд № 5 Все согласны с ответом? 6.Какое важное событие произошло в период княжения  Ивана III? Опора на экран. Выберете правильный вариант ответа. Слайд № 6 Все согласны с ответом? 7.Какое сражение этому способствовало? Слайд № 7 Работа с текстом учебника. Ребята, открываем учебники на с. 301­304  1.Какую тему мы проходили на прошлом  уроке? Слайд 8 2.Назовите дату Стояния на р. Угре? Слайд №8 2.Кто был противником русских войск в этом сражении? Слайд №8 3.Какой хан возглавил татарские войска? Слайд №7 4.Удалось ли воинам хана Ахмата перейти реку? Почему? Слайд №9 5. Что их испугало? Слайд №9 6. Какое огнестрельное оружие русские воины применили в этом сражении?   Что изображено на слайде №10?  Покажите, где здесь тюфяк, а где пищаль?  Все согласны с ответом?  8.Почему   это   событие   называется   –  стояние  на   реке   Угре?   И   чем   оно закончилось?  Слайд 11 Выдержка из летописи: Слайд № 12   Так в 1480 году пришёл конец монголо – татарскому игу. Почти 250 лет изнывали   русские   земли   под   властью   Орды.   Сотни   русских   городов   были разорены и разграблены, тысячи домов сожжены, десятки тысяч людей угнаны в   плен.   Русские   земли   навсегда   освободились   от   владычества   ордынцев. Московское государство при Иване III стало свободным и самостоятельным. Актуализация знаний, объявление новой темы урока. Вводное слово учителя. Иван III, собирая русские земли, думал, как укрепить свое княжество. Сообщение темы урока: « Укрепление Московского княжества» Записать тему урока в тетрадь. Слайд № 13   Изучение нового материала. Работа с исторической картой. У нас на доске присутствует карта Великого княжества Московского. Слайд № 14 Посмотрите, как расширилась его территория за время правления Ивана III. Розовым цветом обозначена территория Московского княжества до 1462 года. Оранжевым цветом – территория княжества к 1533году. (показ на карте учителем). На   карте   отмечены   даты   и   княжества,   вошедшие   в   состав   Московского государства в этот период. Ваша   задача   найти   эти   княжества   и   записать   их   названия   в   тетрадь. Расположить названия княжеств нужно напротив даты их присоединения к территории Московского княжества. Например, напротив даты 1478 год – мы напишем   Новгород.   Это   означает,   что   Новгородские   земли   были присоединены   к   Московскому   княжеству   в   1478   году.   Задание   понятно? Выполняем. Проверяем Слайд № 15 Физкультминутка. Сейчас время немного отдохнуть. Встаём, приготовились к физкультминутке. А теперь немножко разомнёмся.  Чтобы карту уметь прочитать. Стороны света надо нам знать, И чтобы каждый назвать их смог: Север (хлопок руками над головой) Юг (хлопок) Запад (хлопок с поворотом корпуса налево) Восток (хлопок с поворотом корпуса направо) (повторить 2 раза) Закройте глаза и не спешите Стороны света вы покажите. (наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза). Слайд № 16   В   1497   году   Иван   III   утвердил   единый   сборник   законов   Российского      Слава о могуществе Московского князя и богатстве московских земель стала распространяться и среди иностранцев. Русь стали называть Россией или Российским государством. Иностранцы еще называли Россию Московией. Центром Российского государства стала Москва. А Ивана III стали называть Великим Московским князем и государем Всея Руси.   государства — Судебник.   В Судебнике было записано, что вся власть на Руси принадлежит Великому Московскому   князю.   Земли   других   русских   князей   перестали   быть самостоятельными,   В   Судебнике устанавливался и порядок наследования великокняжеского престола. Власть передавалась от отца к старшему сыну. Руководил государством только один человек   —   государь   Всея   Руси.   Такая   власть   называлась   монархией.   А Государь   Всея   Руси   являлся   монархом,   то   есть   единоличным   правителем, передающим свою власть по наследству.   а   подчинялись   теперь   Москве. Словарная работа. Слайды 17. Записывают слова в тетрадь. На   торжественных   приемах   стал   Иван   III   появляться   с   государственными знаками власти. В одной руке он держал скипетр, а в другой — державу. На голове у него была надета шапка Мономаха. Скипетр — это небольшой жезл, украшенный   драгоценными   камнями.   Державой   назывался   золотой   шар   с крестом. Словарная работа. Слайды 18­19. Записывают слова в тетрадь.         Чтобы   ещё   больше   утвердить   могущество   Москвы,   при   Иване   III   был построен новый Московский Кремль. Слайд № 20. Описание Московского Кремля: Новые мощные стены Кремля были построены из красного кирпича. Вдоль стен построено 20 башен. По краю в стене расположены бойницы – окна. Словарная работа. Слайд 21.Записывают в тетрадь. Внутри   в   Кремле   были   построены   каменные   храмы.   В   Москву   стали приезжать архитекторы и строители из других государств. Они тоже приняли участие в строительстве Московского Кремля. Стены и храмы Московского Кремля, построенные при Иване III, сохранились до наших дней. Новый   Московский   Кремль   стал   символом   могущества   Российского государства. Многие страны признали Российское государство как одно из самых сильных и могучих государств мира. За великие дела по укреплению Московского государства прозвали Ивана III Великим. Так при Иване III Великом Московское княжество превратилось в огромное Российское государство, центром которого стал город Москва. Слайд№ 22  В Российском государстве стал единолично управлять Государь Всея Руси, то есть установилась новая система власти — монархия. Кратко проговорив изученный материал, делаю вывод.    Первичное закрепление изученного материала. Беседа по вопросам первый вариант:  Как стала называться Русь в конце XIV века? Слайд №23 1.княжеская Русь 2.Российское государство 3.Российская империя  Какие символы власти появились в Московском княжестве?  Слайд № 24  Какой документ закреплял власть князя? Слайд № 23 1.судебник 2.законник 3.указник  Почему Ивана III прозвали в народе Великим?  При   каком   князе   произошло   укрепление   Московского   государства? Слайд № 25 1. Александре Невском 2. Дмитрии Донском 3. Иване Великом  Кто единолично управлял государством?  Из какого кирпича были выстроены мощные стены Кремля?  Сколько башен было построено вдоль стен Кремля? Слайд № 25 1.  10 2.  20 3.  30  Что такое бойницы?   Что находилось внутри Кремля?  Символом чего стал новый Московский Кремль? Беседа по вопросам второй вариант:        1. Вспоминаем тему и  цель урока. 2. Как вы считаете, мы достигли цели, собрали доказательства укрепления московского княжества? 3. Давайте перечислим их. 4.Попробуйте ответить на вопросы:  ­Как стала называться Русь? ­Что   нам   подсказала   карта?   Как   изменились   границы   Московского государства? ­Что было издано в 1497 году? ­Какая форма власти установилась в России? Слайд №26 1. монархия 2.  президентское правление 3. княжеское правление ­На   торжественных   приёмах   Иван   III   стал   появляться   с   какими   знаками власти? Назовите их. ­Какое   сооружение   стало   символом   могущества   Российского   государства? Слайд № 26 1.Гранатовидная палата 2.Спасская башня 3.Московский Кремль Вывод: таким образом, мы достигли цели сегодняшнего урока и доказали, что Русь при Иване III превратилась в Великое Российское государство.  Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее   задание. Открываем   дневники.   Когда   следующий   урок? Записываем   домашнее   задание.   С.306­309   читать   и   отвечать   на   вопросы   в учебнике. Рефлексия. Слайд № 27 Дополнительный материал. Слайды 28 и 29 Церковь­колокольня   в   составе   архитектурного   ансамбля   Соборной площади   Московского   Кремля.   Построена   в   1505­1509   годах   по   проекту итальянского архитектора Бона Фрязина, в период до 1815 года неоднократно достраивалась, расширялась и перестраивалась. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника.      Эта церковь простояла недолго ­ аккурат до 1505 года, и уже в том же году специально   приглашенный   из   Италии   архитектор   Фрязин   приступил   к строительству   новой   церкви.   Постройка   новой   церкви   была   приурочена   к смерти князя Ивана III и полностью завершена в 1508 году. Москвичи диву буквально диву давались ­ таких высоких каменных храмов Москва, да и вся Русь ещё не видела: ведь Высота храма в самой высокой точке равнялась 81 метру.   В   1600   году   Борисом   Годуновым   церковь   Ивана   Великого   была основательно модернизирована ­ к ней был пристроен дополнительный ярус цилиндрической формы.

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"

Урок по истории Отечества по теме:"Укрепление Московского княжества"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2019