Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава Мудрого.
Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого;
Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником, письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;
Воспитательные задачи - привитие уважения к историческому прошлому страны, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрогоконспект
Общая информация
Тема урока
Тип урока
Русское государство при Ярославе Мудром
Комбинированный
Цель, задачи (образовательные, развивающие,
воспитательные)
Цель – изучение особенностей исторического развития Руси в период правления Ярослава
Мудрого.
Образовательные задачи – изучить проблему усобиц после смерти Владимира
Святославовича, сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава
Мудрого;
Развивающие задачи – продолжить развитие навыков устного ответа, работы с учебником,
письменными источниками, историческими терминами и схемами, развивать умение
характеризовать историческую личность и давать оценку её деятельности;
Воспитательные задачи привитие уважения к историческому прошлому страны,
формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере
Ярослава Мудрого
Необходимое оборудование
Компьютер, проектор
Дидактическое обеспечение
Учебник «История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев, А.А.Данилов, П.С. Стефанович,
А.Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова— М. : Просвещение, 2016. — 128 с.
Историческая анимированная карта «Русь в конце X — XI в.»
Фрагмент «Сказания о Борисе и Глебе»
Планируемые результаты урока
личностные
формулирование ценностных
суждений по изучаемой проблеме;
оценивание человеческих качеств и
поступков на основе осмысления
деятельности Ярослава Мудрого.
предметные
Шестиклассники смогут:
назвать основные направления
внутренней и внешней политики
Ярослава Мудрого;
сформулировать и аргументировать
свое мнение по вопросу общественных
отношений при Ярославе;метапредметные
(регулятивные УУД,
познавательные УУД,
коммуникативные УУД)
использовать сведения из
исторической карты как источника
информации;
правильно использовать
исторические термины (усобицы,
закон, «Русская правда»).
Регулятивные УУД:шестиклассники
научатся:
соотносить свои действия с
планируемыми результатами;
самостоятельно осуществлять
контроль своей деятельности в
процессе учебной деятельности;
оценивать правильность решения
учебных задач;
Познавательные
УУД:шестиклассники научатся:
анализировать текстовую
информацию;
формулировать и аргументировать
свое мнение по проблеме,
логически строить рассуждение,
выстраивать ответ в соответствии с
заданием
Коммуникативные
УУД:шестиклассники
примут участие в обсуждении в ходе
работы в малой группе.
смогут задуматься о важности для
себя лично ответственного поведения
в семье, в учебе, в обществе;
выскажут собственное мнение о
личности Ярослава;
Формы контроля и
диагностики
достижения
результатов обучения
Текущий устный индивидуальный
контроль – на уроке
Письменный контроль – домашнее
задание
Литература и ИнтернетресурсыОсновная
Дополнительная
«История России.6 класс. Часть 1» Н.М. Арсентьев,
А.А.Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарева; под ред.
А.В. Торкунова — М. : Просвещение, 2016. — 128 с.
Журавлева О. Н. История России. Поурочные
рекомендации. 6 класс : пособие для учителей
общеобразоват. организаций. — М. : Просвещение, 2015.
— 192 с.
М.В.Короткова. Методика обучения истории в
схемах, таблицах, описаниях. Практическое пособие для
учителей. – М. Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2006. 132 с.
Интернетресурсы
http://www.hrono.ru/biograf/bio_ya/yaroslav_mudr.php
ЭОРы
http://www.filipoc.ru/rodina/yaroslavmudryiy
http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/21e12dae31e0
48c4ba8445bcd64cbe15/1_94_1.htm
Информационный модуль «Расцвет Руси при Ярославе
Мудром» — ФЦИОР: http://fcior.edu.ru/card/2606/ rascvet—
rusi—pri—yaroslave—mudrom.html
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации
деятельности обучающихся
Этап урока
Время
(мин.)
Деятельность учителя,
применяемые методы и
приемы работы
Деятельность обучающихся с
указанием форм организации
1.
Организационный
2. Вводно
мотивационный
1
2
Приветствует учащихся,
оценивает их готовность к уроку.
Самоконтроль готовности учащихся к
уроку
С помощью учителя формулируют
познавательные задачи по теме
урока
Сегодня мы узнаем ещё об одном
выдающемся русском князе
Ярославе, сыне Владимира,
которого народ назвал Мудрым.
Нам предстоит ответить на
вопрос: «Почему Ярослава
прозвали Мудрым, и чему мы,
современные люди, можем3. Актуализация
знаний
57
научиться у него?»
Ребята, вспомните первых
русских князей. Какие задачи по
укреплению государства, на ваш
взгляд, стояли перед ними? Что
могло препятствовать их
решению?
О каких сводах законов вы
узнали при изучении курсов
Древнего мира и Средних веков?
В ходе беседы называют первых
князей, определяют существенные
черты государственного устройства
Руси и задачи, стоявшие перед
потомками Владимира.
4. Изучение нового
материала
2025 Знакомит учащихся с планом
Фиксируют план урока в тетрадях
урока:
Борьба за власть сыновей
Владимира I.
Внутренняя политика Ярослава
Мудрого.
Управление государством при
Ярославе.
Отношения Руси с другими
государствами
Использует метод
комментированного чтения:
Прочитайте п.1 и отрывок из
«Сказания о Борисе и Глебе» и
ответьте на вопросы:
Какие события происходили на
Руси после смерти Владимира
Святославовича?
Какие методы в борьбе друг
против друга использовали его
сыновья?
Почему Борис и Глеб стали
первыми русскими святыми?
Какое прозвище получил
старший сын Владимира
Святополк и почему?
Формы работа с текстом учебника,
с историческим источником и картой;
беседа.
Обучающиеся:
Оценивают поступки людей, дают им
оценку с гуманистических позиций;
Используют приемы характеристики
исторических явлений;
Объясняют смысл используемых
терминов и понятий;
С помощью учителя излагают выводыи аргументируют их
Определяют по карте исторические
объекты и делают обобщающие
выводы;
Подтверждают примерами значение
деятельности князя для укрепления
государства на Руси.
Какие изменения в управлении
государством произошли при
Ярославе Мудром?
Каков был итог усобиц?
Прочитайте фрагмент из Правды
Ярослава (рубрика «Изучаем
документ»).
Установите, какие пережитки
родового строя сохранялись в
Древнерусском государстве при
Ярославе Мудром. Приведите из
документа цитаты,
свидетельствующие о
неравенстве между жителями
Руси.
Интересы каких жителей Руси
защищались в первую очередь?
Как вы думаете, почему
принятие единого свода законов
способствовало объединению и
укреплению Древнерусского
государства?
Внешняя политика (Отношения
Руси с другими государствами)
– работа с исторической
картой(стр.60):
Найдите на карте земли,
вошедшие в состав
Древнерусского государства при
Ярославе Мудром.
Покажите государства, с
правителями которых Ярослав
установил родственные связи.
Сделайте выводы.
5. Первичное
закрепление
пройденного на
уроке материала
5
Какое значение вы вкладываете
в понятие «мудрый правитель»?
Самостоятельно излагают свои
позиции и аргументируют их6. Подведение
итогов урока
57
Использует метод постановки
проблемного вопроса:
Самостоятельно излагают свои
позиции и аргументируют их;
Почему Ярослава прозвали
Мудрым и чему мы можем
поучиться у него?
Что вы считаете наиболее
важным из его преобразований и
почему?
Выразите свое личное
отношение к деятельности
Ярослава Мудрого в сообщении
«Почему князь Ярослав
считается мудрым правителем»
Отмечают успешные ответы
одноклассников (взаимооценка)
Фиксируют домашнее задание
7. Организация
изучения
домашнего задания