Урок по ИЗО 7 класс «Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
31.03.2018
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x развивать композиционные навыки в решении информационного пространства городской среды;
x совершенствовать макетные и инсталляционные навыки на примере создания композиции витрины.
Личностные результаты:
x развивать эстетический вкус в процессе работы над элементами городского архитектурного дизайна.
Метапредметные результаты:
x формировать информационно-коммуникативные компетенции в процессе работы над эскизами городской рекламы.«Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Вещь в городе и дома.docx
«Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x развивать композиционные навыки в решении информационного пространства
городской среды;
x совершенствовать макетные и инсталляционные навыки на примере создания
композиции витрины.
Личностные результаты:
x развивать эстетический вкус в процессе работы над элементами городского
архитектурного дизайна.
Метапредметные результаты:
x формировать информационнокоммуникативные компетенции в процессе работы над
эскизами городской рекламы.
Материалы и оборудование
Цветная бумага; вырезки из журналов, рекламных проспектов и пр., клей «Момент»
(прозрачный). Для макетов витрин коробки изпод обуви или похожие по размеру
небольшие предметы для витринных инсталляций.
Едва оформившись в самостоятельный вид искусства, дизайн быстро вышел за рамки
разработок серийных промышленных изделий и появился на улицах городов. Сначала
это были различные типы транспортных средств, затем объекты малой архитектуры —
киоски, павильоны, рекламные установки, телефонные будки. Стали появляться новые
материалы, и оборудование улиц было поставлено на поток.
Конечно, в создании облика города главенствующая роль принадлежит искусству
архитектуры, её «штучным» произведениям — храмам, дворцам, особнякам, музеям,
жилым и производственным зданиям. Однако такие «городские аксессуары», как
фонари, ограды, реклама, павильоны и киоски, являются не просто добавкой к
архитектуре, а неотъемлемой составляющей городской среды. Рост городов поставил
проблему художественной выразительности среды жизни человека, ориентации
человека в этой среде, реконструкции информативного насыщения городских
пространств.
В последнее время мы часто говорим с неприязненной интонацией: «Спальные районы...
жильё — бетонная коробка». Надо помнить при этом, что для многих сидящих в классе
ребят эти коробки — малая родина. И для них эти места будут самыми дорогими
картинами детства или... не будут. Возможно, не будет у них сентиментальных
воспоминаний, и это, наверное, плохо. В такой же степени, как и пища, человеку для
нормальной жизни нужны визуальные впечатления. Городской дизайн — это «мостик»
между архитектурой и человеком, потому что он сомасштабен человеку. Он — на
уровне глаз.
Современный дизайн, вступая во взаимодействие с архитектурой, декоративно
прикладным искусством, порождает не только новые формы объектов, но и такой
новый вид проектной деятельности, который назван дизайном архитектурной среды или
городским дизайном. Дизайн архитектурной среды не обладает такой масштабной
мощью, как сама архитектура, но его воздействие на человека и роль в его жизни
достаточно велики.
У городского дизайна, как и у любого другого вида дизайна, двуединая задача —
создание красоты и удобства. Однако направления дизайнерской деятельности и сам её
характер могут различаться в зависимости от архитектуры района. Так, например, в
районе с преобладанием исторических памятников объекты дизайна должны быть
незаметными и ненавязчивыми. В новых жилых районах, наоборот, они будут
разнообразить пространство, создавать визуальные доминанты. В районах со старой,
невыразительной архитектурой, но с уже сложившимся «душевным» обликом объекты
городского дизайна (киоски, телефонные боксы, остановки транспорта, городская
мебель, вазоны, фонари, ограды и пр.) должны подстраиваться под общую архитектурную стилистику. Иногда в отдельных районах мегаполисов или в небольших
городках объекты городского дизайна образуют специфический фирменный стиль.
Предметное наполнение делается на модульной основе, что позволяет комбинировать
мебель и другие элементы, сообразуясь с различными пространственными ситуациями.
В последнее время и в старых, и в новых кварталах городов стали обустраивать
пешеходные зоны, защищающие дома в исторической части от автомобильного
воздействия и образующие в новых районах торговые моллы. Часто также
промежуточные пространства образуют единую ленту торговых и бытовых
предприятий. Иногда вдоль домов создают подобную галерею при помощи единого
навеса или козырька.
Информационное насыщение городского пространства стилистически тесно связано с
объектами дизайна архитектурной среды. В арсенал средств визуальной информации
входят прежде всего указатели на транспортных и пешеходных артериях города.
Выдержанные в едином общегородском стиле, для быстрого усвоения они снабжаются
дополнительными пиктограммами.
Важнейшей составляющей городского дизайна является так называемая наружная
реклама, которая вносит цветовое и пластическое разнообразие в городской пейзаж.
Впрочем, иногда это разнообразие доходит до безобразия! Вопервых, в количестве
рекламных щитов, заслоняющих в конечном счёте саму архитектуру. Вовторых, в
гигантских размерах некоторых логотипов, также подавляющих иногда исторические
здания. И втретьих, в низком художественном качестве (тексты, кстати, тоже пишутся
самым низким стилем). Это в основном касается плакатов и растяжек, висящих
поперёк улиц. Благополучнее обстоит дело с вывесками и витринами магазинов, с
отдельно стоящими на тротуарах пояснительными рекламами магазинов и кафе —
штендерами. Крупные магазины иногда выставляют дополнительные витрины посреди
пешеходной панели — стеклянные аквариумы с товарами и рекламой.
Перечисляя рекламные носители, следует вспомнить традиционные, в стиле ретро,
тумбы с театральными афишами и киноафишами, сверхсовременные носители
кинетической рекламы, такие, как призмавижн (наружная реклама с троекратно
меняющимся на наших глазах рекламным изображением), и конечно же
мультимедийные рекламные экраны с кольцовками рекламных клипов, а также
бегущую строку и мигающую световую рекламу.
П е р в о е з а д а н и е требует от учащихся некоторой технической подготовки.
Наибольшее количество времени может потребоваться на поиск фотографий
городского пейзажа, необходимых в качестве фона. Подобрать, затем наклеить и
закрепить вырезанные из журналов и рекламных проспектов логотипы и слоганы,
имитирующие на макете вывески и растяжки, представляется менее сложной работой,
чем создание фона. В учебнике приведён пример такой работы, где довольно удачно
подобран фон — подобие угла площади. Если ребятам не удастся отыскать подобные
фотографии, отчаиваться не следует. Вопервых, наверняка класс сможет найти своё,
возможно более оригинальное, решение, как обозначить уличный фон. Вовторых,
можно попробовать выклеить эти дома из кусочков домов, нарезанных из журналов. В
третьих, можно вырезать по контуру из широкой полосы (возможно, формата А3)
плотной серой (коричневой, чёрной и т. д.) бумаги дома, стоящие вдоль улицы, затем
согнуть эту полосу большой гармошкой, имитируя выступы домов, и укрепить на
подмакетнике. Нужно добиться, чтобы улица, одна её сторона, или площадь были с
фрагментом тротуара и ребята могли поместить туда рекламную тумбу, штендер и т. п.
Вырезанные из заголовков журналов слова, имитирующие вывески, предварительно
следует наклеить на плотную бумагу (особенно вывески,
размещаемые
перпендикулярно дому на кронштейнах).
В то р о е з а д а н и е представляет собой проект витрины или её фрагмента.
Предлагаем некоторые варианты работы. Например, натюрмортинсталляция как
фрагмент витрины: пустая рамка, в верхнем углу которой или на нижней рейке
повешена ткань (или рубашка, или галстук, или шарфик и т. п.), на ней красивый ценник, в другом верхнем углу — цветок, или ветка, или пара жёлтых листьев, или
«растопыренная» перчатка и очки, за рамкой — сдвинутый вверх и вбок белый
картонный квадрат, на нём 1—2 буквы (товарный знак) или небольшой логотип. Всё это
фотографируется, и получается фрагмент витрины магазина одежды. Или, например,
берутся какойлибо гипсовый слепок (бюст Гомера, или капитель, или гипсовый
орнамент) и кусок ткани, затем раскладываются и компонуются с учётом принципов
композиции раскрытые чистые тетради, записная книжка, пенал, ручки, ластики. Всё
это фотографируется, и получается фрагмент витрины магазина канцелярских товаров.
Подобным образом можно создать, например, фрагменты витрин антикварных или
косметических товаров.
Можно сделать «живую» витринуманекен, раскрасив друга и подругу (гримом, зубной
пастой), одев в соответствии с задуманным образом, и сфотографировать. Также
можно сделать макетный эскиз витрины, взяв за основу большую обувную коробку и
добавив кусочки ткани, цветную бумагу, мелкие предметы, вырезки фотографий и
логотипы из журналов.
Контрольные вопросы для учащихся
Какие объекты архитектурного дизайна в городской черте вы знаете?
В каком виде (на каких «носителях») размещается реклама в городе?
Какие вы можете назвать правила размещения наружной рекламы?
Урок по ИЗО 7 класс «Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Урок по ИЗО 7 класс «Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Урок по ИЗО 7 класс «Вещь в городе и дома. Городской дизайн»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.