Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x приобретать опыт создания художественного образа в дизайнерском эскизе одежды с применением различных материалов;
x использовать композиционные и графические навыки при создании комплектов молодёжной одежды.
Личностные результаты:
x формировать эстетический вкус в процессе творческой деятельности по такой спорной и трудной теме, как молодёжная мода.
Метапредметные результаты:
x развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную творческую деятельность в коллективной работе над тематическим коллажем, посвящённом молодёжной моде;
x вырабатывать правильную самооценку и самоконтроль в групповой работе.«Встречают по одёжке»
«Встречают по одёжке»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x приобретать опыт создания художественного образа в дизайнерском эскизе одежды с
применением различных материалов;
x использовать композиционные и графические навыки при создании комплектов
молодёжной одежды.
Личностные результаты:
x формировать эстетический вкус в процессе творческой деятельности по такой
спорной и трудной теме, как молодёжная мода.
Метапредметные результаты:
x развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную творческую
деятельность в коллективной работе над тематическим коллажем, посвящённом
молодёжной моде;
x вырабатывать правильную самооценку и самоконтроль в групповой работе.
Материалы и оборудование
Принадлежности для рисования и аппликации (карандаши, краски, цветная бумага),
вырезки из журналов для коллажных композиций. Доступные, «бросовые» материалы
(полиэтилен, марля, ленты, бинты, упаковочные материалы и пр.) для создания
демонстрационных костюмов.
Вступлением к б е с е д е о дизайне современной одежды может стать анализ домашнего
задания по предыдущей теме с комментариями учителя. Важно напомнить учащимся,
какую роль играет мода в общественной жизни.
Одним из стимулов развития моды можно назвать заимствование извне, у соседних
народов. Например, на какомто этапе светлые, одноцветные одежды римлян и греков
под влиянием восточных тканей окрасились в яркие тона; французы в XVIII в.
переняли у англичан длинные, до пят, сюртуки и гетры. Если раньше мода
экспортировалась на большие расстояния конным путём, новая одежда привозилась «на
натуре» или отправлялись одетые по последней моде куклы (рекламные куклы), то
теперь процесс распространения моды значительно упростился. Да и меняется мода
теперь гораздо чаще...
Кстати, существует мода не только на ширину брюк и узость обуви, но и на писателей,
артистов, певцов, на способы лечения, в конце концов, на жаргонные словечки. Наряду
с приверженностью традициям, т. е. всему привычному, человечеству присуща жажда
новизны, обновления, чем отчасти объясняется и феномен моды.
Немецкий поэт Генрих Гейне в своих путевых заметках привёл такой эпизод: «В этом
сюртуке есть несколько хороших идей», — говорил мне портной, рассматривая с видом
знатока мою одежду». Мода, в самом деле, нуждается в идеях, недаром создатели
новых течений в моде пользуются всемирной известностью.
Кристиан Диор, Коко Шанель, Ив СенЛоран, Пьер Карден... Наша мода 1920х гг.
оставила имена больших художников. Это Любовь Попова, Александра Экстер,
скульптор Вера Мухина и знаменитая Надежда Ломанова. Сейчас всемирно известны
Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин и др.
Позволить себе эксклюзивную одежду из домов моды может далеко не каждый, а
одеваться модно и элегантно стремятся многие. Появились целые швейные
объединения и сравнительно небольшие фирмы, занимающиеся разработкой готовой
одежды.
Таким образом, дизайн современной одежды существует в качестве коллекционных
моделей (иногда завораживающих изысканной простотой, иногда раздражающих своей
контрастной телу вычурной стилистикой) и так называемого готового платья, более
приспособленного к повседневной жизни. Большинство людей составляют композиции
из готового платья сами, смешивая элементы разных типов одежды, подбирая их постилевому единству или по контрасту, создавая гармонию по форме, цвету или по
фактуре материала, фактически самостоятельно работая над дизайном своего костюма.
Сохранилась ли сословность в одежде? Пожалуй, сохранилась. В мужской одежде это
не так ярко выражено, одежда достаточно проста. Женская одежда может быть
простой и грубоватой, а может быть, например, с вышивкой, дорогими украшениями,
изысканной по форме. В молодёжной моде — своя сословность, свои «позывные» в
одежде.
Латинское слово «мода» может быть переведено трояко: образ, манера, способ (образ
чегото нового, свежего, интересного; манера — соотношение между одеждой удобной
и нарядной; способ сделать одежду общепризнанной и общедоступной).
После б е с е д ы о дизайне современной одежды ребята приступают к выполнению
практических заданий.
П е р в о е з а д а н и е — выполнение коллективного фотоколлажа на тему дизайна
современной одежды.
вариант. Ребята разбиваются на группы по 5—7 человек, выбирают одну из
предлагаемых тем коллажа или придумывают свою. Затем каждый для себя сочиняет
костюмкомплект (например, брюки, футболка, куртка или юбка, блузка, жакет),
выполняет рисунок костюма в цвете и наклеивает на рисунок, сомасштабный ему, свой
фотопортрет. Ктото из группы подготавливает на листе бумаги формата A3 или А2
графический живописный или фотоколлажный фон, изображающий помещение или
пейзаж (в зависимости от выбранного сюжета). В итоге вырезанные по контуру рисунки
костюмов монтируются на этот фон.
вариант. Всё то же самое, но костюмы делаются не разностилевые, а объединённые либо
общим фасоном, либо какойто общей одинаковой деталью в комплекте: шарфик,
бейсболка или поразному повторенная декоративная деталь — рисунок на рубашке,
майке, брюках, юбке (например, чёрный стилизованный спрут или хризантема). Этот
рисунок у одного может быть в виде значка, у другого — во всю спину, у третьего — на
груди и т. д.
В то р о е з а д а н и е — это коллективное проектирование. Задание также имеет
варианты выполнения.
вариант. Костюмы делают на куклах (миниманекены — 25—30 см): создаётся полный
комплект мужской и женской одежды различного назначения (вечернее платье и
костюм, повседневная рабочая одежда, одежда для отпуска, спортивная одежда,
домашняя одежда). Работа коллективная: выполняется группой из 8—10 человек.
Каждый из ребят делает по одному манекену, затем все вместе выклеивают складной
подиум для дефиле, на который выставляются куклы.
Один силуэтный образец манекена должен быть подготовлен учителем. Это может быть
силуэт из чёрного картона, который ребята обводят для себя и вырезают. Затем они
могут взять полоску плотной бумаги (шириной 1,5 см), сложить в треугольник для
устойчивости и к одной из сторон этого треугольника приклеить силуэтный манекен.
Платья и костюмы делаются из лоскутов материи и т. п.
вариант. Задание может быть сформулировано как создание костюмов для «Театра
моды», спектакля или карнавала. Темы костюмов могут быть выбраны учащимися
самостоятельно или взяты из учебника («Гостья из космоса», «Виртуальный гонщик»,
«Волшебная весна» и пр.). Костюмы выполняются коллективно по предварительно
оговорённым эскизам в едином стиле, в натуральную величину из различных
материалов (бумага, марля, крашенный аэрозолем полиэтилен, тряпки, верёвки,
гофрированные шланги и пр.). При создании костюмов решаются образные и
конструктивные задачи. Итогом работы является демонстрация моделей.
При демонстрации моделей на подиуме для создания театрализованной атмосферы в
показ можно включить грим и причёску, т. е. присоединить к показу выполнение
задания к последующей теме.Более того, поскольку это последние уроки года, можно, подобрав соответствующую
тематику, объединить все три задания в одну коллективную деловую игру
имиджмейкерского направления (содержание занятия по этой теме будет изложено
ниже).
Контрольные вопросы для учащихся
Какие существуют композиционные принципы конструирования костюма?
Как вы понимаете «ансамбль» и «стиль» в одежде?
На каких принципах можно составить композицию из элементов готовой одежды?