Урок по ИЗО 7 класс «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
7 кл
31.03.2018
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;
x уметь анализировать начертания различных шрифтов и давать им образную характеристику;
x использовать букву как элемент графической композиции в сочетании с цветовыми пятнами, строками текста.
Личностные результаты:
x учиться понимать культуру шрифта, его стиль как неотъемлемую и важную часть общей художественной культуры.
Метапредметные результаты:
x понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука;
x формировать умение использовать букву как знак, как эмблему, используя характер и стиль её начертания, а также добавляя стилизованное, символическое изображение.
Материалы и оборудование
Белая бумага небольшого формата (1/6 — 1/8 листа А4), цветная бумага, чёрная бумага, клеящий карандаш, вырезки из журналов и проспектов с крупными заголовками.«Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Буква.docx
«Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Результаты освоения учащимися учебного материала
Предметные результаты:
x различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур;
x уметь анализировать начертания различных шрифтов и давать им образную
характеристику;
x использовать букву как элемент графической композиции в сочетании с цветовыми
пятнами, строками текста.
Личностные результаты:
x учиться понимать культуру шрифта, его стиль как неотъемлемую и важную часть
общей художественной культуры.
Метапредметные результаты:
x понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука;
x формировать умение использовать букву как знак, как эмблему, используя характер и
стиль её начертания, а также добавляя стилизованное, символическое изображение.
Материалы и оборудование
Белая бумага небольшого формата (1/6 — 1/8 листа А4), цветная бумага, чёрная
бумага, клеящий карандаш, вырезки из журналов и проспектов с крупными
заголовками.
«Буква — строка — текст. Искусство шрифта» — так называется новая тема занятий и
новый виток композиционного творчества учащихся. Все предыдущие задания больше
тяготели к условной, символистской, но станковой графике. С введением в композицию
буквы и слова начинается собственно графический дизайн.
Не стоит перегружать учащихся терминологией, связанной со шрифтом (засечки,
выносные элементы, внутрибуквенные пробелы и пр.), а также наименованиями
шрифтов (минускул, фрактура, ломбардийские версалы и т. п.).
Важным же представляется определить характер шрифта: тяжёлый, приземистый,
лёгкий, ажурный, а также скруглённый или рубленый, ясно читаемый или
декоративный. Можно обсудить, например, каким шрифтом написать на вывеске или в
рекламе слово «Банк», какой шрифт вызовет большее чувство доверия. В
предварительной беседе нужно выявить, какими приёмами достигается тот или иной
характер шрифта и как важно соблюдать единство стиля в начертании букв одной
шрифтовой гарнитуры. При этом надо оп ираться на иллюстрации учебника, но можно
самим приготовить пособие с образцами шрифтов в виде таблицы или
продемонстрировать их на экране компьютера.
Для выполнения заданий нужно просмотреть подобранные ребятами к этому времени
журналы и рекламные проспекты. Буквы, используемые в композициях, вырезаются из
заголовков аккуратно по контуру или вместе с фоном, если фон текста в журнале и
фон, выбранный для композиции, совпадают. Рисовать буквы или вырезать их из
цветной бумаги не следует, это потребует много времени и отвлечёт от компоновки.
Строки текста произвольного содержания также вырезаются из периодических изданий.
Фон должен максимально совпадать с основным фоном композиции.
Непосредственно прикладное дизайнерское задание — это сочинение эмблемы или
товарного знака. Учитель должен предложить тематику эмблем или товарных знаков
(можно сделать эмблему своего класса). Важно обратить внимание учащихся на
образцы эмблемнознаковой графики, на использование метафоры и гиперболы, на
обобщённость и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Эмблема или знак
могут состоять из одной буквы (Т — такси, М — метро и т. д.), из нескольких букв
(МГУ, ГАБТ и т. д.), могут быть в виде слова (логотип) («Орион», «Ариель», «Звезда»
и т. д.) или в виде Рис. 12. Различные виды знаний и пятен ков
Рис. 11. Композиция из ли
сочетания слова или буквы с условным, лаконичным изображением (рис. 11, 12).
(Эмблема или знак могут обойтись без буквы и слова, но на уроке этот вариант не
рассматривается.)
Эскиз логотипа, если он выполняется не на компьютере, ребята должны делать в виде
«рыбы» (т. е. вырезанное слово или буквы совпадают с задуманным только по
количеству знаков, но не по смыслу). Важно подобрать нужный характер шрифта.
Эмблема или товарный знак — важнейшая часть фирменного стиля, включающего в
себя фирменный знак, фирменный цвет (или сочетание двухтрёх цветов), иногда
единую фирменную одежду, гимн фирмы и даже корпоративную легенду. Специалисты
насчитывают до двухсот элементов фирменного стиля (здесь и деловые бланки,
конверты, визитки, сувениры и т. д.).
Дополнительные задания, углубляющие тему «Искусство шрифта», могут быть,
например, такие:
произвольная декоративная композиция из букв одной или разных шрифтовых гарнитур
на цветном фоне (прообраз
шрифтового плаката) (рис. 13, 14) ;
«тематический» алфавит: буквыживотные, буквырастения, буквы — обитатели моря,
буквыклоуны, буквыметаллоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.;
графическая работа: упражнение на создание графического шрифтового образа,
заключённого в букве или в слове (рис. 15). Рис. 15. Начертание шрифта выра
жает смысл слова
Эти упражнения учащиеся могут
выполнять дома или на дополнитель
ных
занятиях в школе.
Что
. 1
такое
2. Что такое
такое
шрифт?
шрифта
и как его можно использовать при
буква
характер
что и
Контрольные
вопросы
учадля
щихся
Рис. 13, 14. Шрифтовые
создании эмблемы или фирменного композиции знака?
Урок по ИЗО 7 класс «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Урок по ИЗО 7 класс «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Урок по ИЗО 7 класс «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.