подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной работе; развивать познавательные потребности, творчество и воображение.
Оборудование: для учителя – раздаточный материал, методические таблицы, репродукции; для учащихся – альбомы, графические материалы.
Зрительный ряд: репродукции (по выбору учителя) для проведения дидактической игры «О чем рассказывает искусство».
Литературный ряд: стихотворение Ивана Тарбы «Художник».
Музыкальный ряд: запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.Урок по ИЗО " ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ».4 класс
ИСКУССТВО НАРОДОВ МИРА. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ».
(Искусствоведческая викторина)
Ц е л и и з а д а ч и : подвести итоги учебновоспитательной работы за
год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных
способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям
изобразительного искусства; воспитывать самостоятельность в учебной
работе; развивать познавательные потребности, творчество и воображение.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – раздаточный материал, методические
таблицы, репродукции; для учащихся – альбомы, графические материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции (по выбору учителя) для проведения
дидактической игры «О чем рассказывает искусство».
Л и т е р а т у р н ы й р я д : стихотворение Ивана Тарбы «Художник».
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись пьесы «Веселый марш» Д. Кабалевского.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Оформляется выставка «Малая Третьяковская галерея в классе» из
лучших работ учащихся, выполненных за год, самодельных книг по искусству
и репродукций.
Под мелодию «Веселого марша» Д. Б. Кабалевского дети входят в
украшенный класс. В праздничной и игровой обстановке предстоит проверить,
чему научились дети за год, что им особенно запомнилось и понравилось.
II. Знакомство с выставкой «Малая Третьяковская галерея в классе».
Ученикиэкскурсоводы знакомят учащихся и гостей с экспонатами
выставки.
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?
– Что вы можете сказать о каждом народе – художнике, создателе
художественных ценностей?
– Что объединяет разные народы мира?
– Какие художественные культуры вам больше запомнились?
– Почему у разных народов разные образы архитектуры и представления о
красоте явлений жизни?
– Для чего людям Земли необходимо искусство?– Каким вы себе представляете идеального зрителя?
– Как вы считаете, наши ученики соответствуют этим меркам?
III. Искусствоведческая викторина.
И с п ы т а н и е 1. «Узорочье теремов».
Терем, терем, теремок –
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше – петушки –
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
Мастер постройки предлагает учащимся решить кроссворд.
П о г о р и з о н т а л и :
3. Основание постройки.
4. Название крыши в старину.
7. Мастер, занимавшийся постройкой деревянных зданий.
9. Прозрачное полезное ископаемое, используемое в древности вместо
стекла.
10. Строение для домашнего скота.
П о в е р т и к а л и :
1. Каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.
2. Земляная насыпь для утепления вдоль стен дома, на которой часто
сидели.
4. Нижний нежилой этаж дома, служащий для хранения чеголибо.
5. Основание орудия труда плотника.
7. Волокно, которым затыкали щели между бревнами сруба.8. Отдельное помещение в избе, которое сейчас мы называем комнатой.
И с п ы т а н и е 2. «О чем рассказывает искусство».
Учитель демонстрирует репродукции картин художников разных
стран и эпох.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
ХУДОЖНИК
Он так писал, как видел только сам,
Всем сердцем суть предметов постигая,
Разбрызгивая краски по холстам,
Подсказок и подмазок избегая.
Он так писал, как видел только сам,
Из всех предметов главный выбирая,
Своей души негромким голосам,
А не визгливым крикам доверяя.
Он так писал, как видел только сам,
На полотне предметы оживляя,
Он сердцем жадно рыскал по сердцам,
Как мед, людские чувства собирая.
Он так писал, как видел только сам,
Не делая ни вредно и ни больно
Тем медоносным золотым цветам,
Что избранными делались невольно.
Он так писал, как видел только сам,
Вернее, жил, как жизнь ему велела,
До славы же, бредущей по пятам,
Ему, представьте, не было и дела.
Иван Тарба
Учащиеся определяют настроение каждой картины, используя «Словарь
настроений».
беспокойное
бодрое
боязливое
бурное
веселое
возбужденное
возмущенное
волшебное
воспевающее
восторженное
героическое
Словарь настроений
ликующее
любование
мечтательное
мрачное
насмешливое
нежное
нетерпеливое
обиженное
ожидание
печальное
поучительное
скорбное
скрытное
смешное
солнечное
сонное
сосредоточенное
состояние готовности
к подвигу
сочувствующее
спокойное
таинственноегрустной радости
грустное
добродушное
добродушно
насмешливое
жуткое
загадочное
задиристое
заносчивое
звонкое
капризное
привередливое
прихотливое
прославляющее
радостной готовности
радостной грусти
радостное
робкое
светлое
сердитое
серьезное
сказочное
теплое
тихое
торжественное
тоскливое
тревожное
уютное
хвалебное
хвастливое
хмурое
шаловливое
шумное
шутливое
И с п ы т а н и е 3. «Княжеский терем».
I в а р и а н т . Среди людей, сидящих в тереме, найдите князя. Раскрасьте
картинку.
I I в а р и а н т . Давайте заглянем в княжеский терем. Что здесь лишнее?
Раскрасьте картинку.И с п ы т а н и е 4. «Архитектура и ее многообразие».
Учитель читает вопрос, учащиеся дают ответ.
№ п/п
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Вопрос
2
Наиболее древняя и укрепленная, расположенная
на холме часть древнегреческого города
Отапливаемый жилой деревянный крестьянский дом
Столб, опора для перекрытия
Главный храм русских и европейских городов
или монастырей
Буддийский храм
Переносное жилище степных кочевых народов
Храм мусульманских народов
Верхняя часть колонны
Башня при мечети, с нее созывают на молитву
Украшенное обрамление окна
Сторожевая башня в древнегреческой крепости
Полукруглые завершения наружных стен здания храма
Ответ
3
Акрополь
Изба
Колонна
Собор
Пагода
Юрта
Мечеть
Капитель
Минарет
Наличник
Вежа
Закомары1
13
14
15
2
Башня или стена с проемами, в которых подвешивали
церковные колокола
Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание
Крепость внутри города, его наиболее древняя и важная
часть, где размещались дворцы и храмы
Окончание табл.
3
Колокольня
Портал
Кремль
И с п ы т а н и е 5. «Архитектура крепостимонастыря».
Учитель демонстрирует рисунок с изображением монастыря.
Найти на плане крепостимонастыря и подписать:
а) въездные ворота;
б) главный собор;
в) трапезную;
г) хозяйственные постройки.
И с п ы т а н и е 6. «Фантазируй и рисуй».
Итальянский художник Леонардо да Винчи советовал художникам
рассматривать пятна на сырых стенах и угадывать в них лица, чудовищ, даже
пейзажи и сцены битв.
Мы последуем его совету. Рассмотрите облака, нарисованные на бумаге, и
угадайте в них лица, цветы, животных и т. д.IV. Итог урока.
Учитель подводит итоги искусствоведческой викторины. Объявляются
победители.
За активную работу в художественном творчестве, участие в выставках,
успешную учебу по предмету учитель вручает почетные грамоты.
Домашнее задание: 1) во время летних каникул посетить с родителями
музей; 2) запомнить понравившиеся художественные произведения (автор,
настроение, дата, страна); 3) познакомиться с архитектурой родного города
(во время прогулок с родителями); 4) посмотреть телепередачу о музеях
народного искусства разных стран мира, художественных музеях
архитектуры, живописи.