Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс
Оценка 4.6

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
3 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс
Ознакомить с кукольным театром, работой художника в нем; дать представление о кукле – маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении. Зрительный ряд: диафильмы, слайды, иллюстрации из книг о кукольном театре; куклы Центрального театра кукол им. С. В. Образцова; зарисовки учителя, детские работы, афиши спектаклей кукольного театра; репродукции работ театральных художников: А. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова», Л. Бакст – эскизы костюмов к спектаклям, И. Билибин – эскизы костюмов, декораций, иллюстраций.Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс
образ театрального героя.docx
3 КЛАСС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОБРАЗ ТЕАТРАЛЬНОГО ГЕРОЯ.  ЭСКИЗ КУКЛЫ Цели и задачи:  ознакомить с кукольным театром, работой художника в нем;   дать   представление   о   кукле   –   маске   актера,   помогающей   выражать задуманный   образ,   о   спектакле   как   зрелище,   созданном   творческим коллективом театра, о главном его назначении. О б о р у д о в а н и е   у р о к а: для учителя – аппаратура для показа слайдов, видеозаписей; для учащихся – бумага, акварельные, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель и гуашь. З р и т е л ь н ы й   р я д:   диафильмы,   слайды,   иллюстрации   из   книг   о кукольном театре; куклы Центрального театра кукол им. С. В. Образцова; зарисовки  учителя,  детские   работы,  афиши  спектаклей   кукольного  театра; репродукции   работ   театральных   художников:   А.   Головин   «Портрет   Ф.   И. Шаляпина   в   роли   Бориса   Годунова»,   Л.   Бакст   –   эскизы   костюмов   к спектаклям, И. Билибин – эскизы костюмов, декораций, иллюстраций.  Х о д   у р о к а I. Организация класса. II. Вводная беседа. У ч и т е л ь . Ребята, послушайте отрывки из сказки и угадайте, из какой сказки и что они описывают. «…Что   есть   духу   он   пустился   бежать   к   морю.   Он   увидел   полотняный   балаган, украшенный разноцветными флагами, хлопающими от морского ветра. Наверху балагана, приплясывая,   играли   четыре   музыканта.   Внизу   полная   улыбающаяся   тетя   продавала билеты. Около входа стояла большая толпа – мальчишки и девчонки, солдаты, продавцы лимонада, кормилицы с младенцами, пожарные, почтальоны, – все, все читали большую афишу:   «Кукольный   театр,   только   одно   представление.   Торопитесь!   Торопитесь! Торопитесь!». «…Буратино   сел   в   первом   ряду   и   с   восторгом   глядел   на   опущенный   занавес.   На занавесе   были   нарисованы   танцующие   человечки,   девочки   в   черных   масках,   страшные, бородатые люди в колпаках со звездами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки. Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся. На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми косами. Из­за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:  – Здравствуйте, меня зовут Пьеро… Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием: «Девочка с голубыми волосами, или 33 подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощечины и подзатыльники. Это очень смешная комедия…» «Из­за   другого   картонного   дерева   выскочил   другой   человек,   весь   клетчатый,   как шахматная доска. Он поклонился почтеннейшей публике: – Здравствуйте, я – Арлекин!»  (А. Толстой «Золотой ключик) (См. Приложения, рис. 59, 69.) – Кто из вас читал эту книгу?  – А в каких театрах вы бывали?  А   вот   еще   одно  с т и х о т в о р е н и е ,   хорошо   передающее   атмосферу театра:  ГОРОД Под небом голубым есть город золотой, С прозрачными воротами и яркою звездой. А в городе том – сад – всё травы и цветы; Гуляют там животные невиданной красы. Одно – как жёлтый огнегривый лев,  Другое – вол, исполненный очей. С ними – золотой орёл небесный,  Чей так светел взор незабываемый. А в небе голубом горит одна звезда; Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда. Кто любит, тот любим; кто светел, тот и свят. Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад. Тебя там встретит огнегривый лев И синий вол, исполненный очей. С ними – золотой орёл небесный, Чей так светел взор незабываемый.  Б. Гребенщиков, А. Волохонский, А. Хвостенко  С этого урока мы обращаемся к  театру кукол, который существует с давних времен у всех народов мира. Театральная кукла –своеобразная маска актера,   помогающая   выражать   задуманный   образ.   Сказку,   басню   можно сыграть   при   помощи   кукол.   Куклы   бывают  перчаточные,   марионетки, теневые, тростевые. (См. Приложения, рис. 59–60, 67–69, 76–77.) –   Были   ли   вы   в   кукольном   театре?   Какие   спектакли   смотрели?   Где прячется актер­кукловод? Искусство   театра   –   искусство   коллективное.   В   создании   спектакля   актеры, участвуют   драматург,   художник,   композитор,   режиссер, постановочные   работники,   даже   гардеробщики   и   билетеры.   В   этом творческом содружестве театральный художник должен внести свой вклад в общее   дело,   помочь   раскрыть   идейное   содержание   драматического произведения, создать при помощи декораций и костюмов изобразительный образ действующих лиц и среды, в котором происходит действие спектакля, а также способствовать развитию эстетических чувств зрителя и формированию его художественного вкуса. (См. Приложения, рис. 54, 55.) Театр не только объединяет различные виды искусства, но и приближает к искусству все используемые в театре ремесла. Так, ремесло портного в театре превращается   в   искусство.   Чаще   всего   создание   театрального   костюма требует   участия   в   этой   работе   нескольких   лиц:   художника,   создающего эскизы костюмов и руководящего работой портных, художников по росписи ткани,   сапожников,   бутафоров.   Театральный   костюм   неотделим   от   всей работы актера, создающего сценический образ роли, от авторского текста, режиссерского  замысла, декораций,  манеры игры актера, его  грима  –  всей художественно­исторической среды, в которой действует персонаж. Костюм должен как бы вводить зрителя в понимание образа.  Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла – всё кипит; В райке нетерпеливо плещут,  И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна,  Смычку волшебному послушна,  Толпою нимф окружена,  Стоит Истомина; она,  Одной ногой касаясь пола,  Другою медленно кружит,  И вдруг прыжок, и вдруг летит,  Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет,  И быстрой ножкой ножку бьет. А. Пушкин «Евгений Онегин», гл. ХХ С п р а в к а .  Пьеса  – это произведение, написанное специально для театра. В каждой пьесе есть действующие лица, роль каждого действующего лица исполняет актер. Если в сказке, например, повествование ведет автор, то в пьесе говорят сами действующие лица. Замечания в скобках, или перед сценой, называются  ремарками. Это замечания автора для актеров, чтобы им было понятно, что они должны делать на сцене. Ведь если актеры будут просто стоять на месте и говорить свои роли, спектакль не получится.  Центральный   театр   кукол   им.   С.   В.   Образцова   –   самый   известный   у   нас   в   стране детский   кукольный   театр,   создан   в   1931   г.   Большую   часть   спектаклей   поставил   С.   В. Образцов (руководил с 1931 по 1992 гг.). С 1937 г. при театре начал работать Музей театральных кукол. Театр награжден орденом Трудового Красного знамени (1969 г.). На фасаде здания – уникальные часы с заводными куклами, которые стали символом театра. Многие спектакли были записаны на телевидении и стали известны за пределами Москвы и страны:   «Необыкновенный   концерт»,   «Божественная   комедия»,   «Дон­Жуан   –   78». Показывают спектакли и для детской, и для взрослой публики в большом зрительном зале – 430 мест, в малом – 235.  Театральный костюм начинается с эскиза. Большие художники, любящие работать   над   костюмом,   оставили   нам   подробные,   исторически   и психологически верные, графически прекрасные эскизы. (См. Приложения, рис. 56–66.) Учитель демонстрирует иллюстративный материал.  Перед вами эскизы театральных костюмов, в которых артисты на сцене представляли героев русской оперы (воина, царя, поселян). – Как в сценическом костюме подчеркнуты такие особенности русского наряда:   излюбленные   традиционные   цвета,   пластичность,   величавость, торжественность?  – Что поразило вас в костюме русского воина? Кому может принадлежать этот богато украшенный воинский костюм? – А на портрете знаменитого русского оперного певца Федора Ивановича Шаляпина   (художник   А.   Головин)   мы   одновременно   видим   и   образ   царя, созданный   и   художником,  и   актером,  и   детали   красочного   костюма.   (См. Приложения, рис. 57.) – В какие одежды одеты ваши любимые герои из сказок, былин и герои исторических событий? (Ответы детей.) III. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся. З а д а н и е :   эскиз   персонажа   кукольного   театра   (перчаточного   или обычного).  На этом уроке ученики рисуют кукольный персонаж перчаточного театра (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на указательный палец будет надеваться   голова   куклы)   либо   просто   создают   куклу­образ.   (См. Приложения, рис. 76–77.) Для кукольного театра очень важно создать образ персонажа, специально обостряя   характер,   увеличивая   или   уменьшая   отдельные   элементы   головы куклы (нос, глаза, уши и др.). (См. Приложения, рис. 59–60, 69, 76–77.) Театральный   костюм   –   это   не   просто   одежда,   а   важное   средство характеристики персонажа. Большую роль здесь играют фактура, отдельные элементы   (воротники,   карманы,   пуговицы),   на   которые   художник   может сделать акцент. (См. Приложения, рис. 54, 56–66.) П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   работы: 1) лист вертикально расположить; 2) пометить размеры «куклы» – достаточно крупно, во весь лист; 3) наметив пропорции фигуры, рисуем голову, костюм, фигуру, усиливая образную характеристику выразительными деталями, цветом; 4) проработка деталей; 5) дать название кукле и сообщить ее принадлежность спектаклю (назвать его). IV. Итоги урока. Учитель просматривает работы, просит детей угадать «героев» рисунков. По степени угадываемости определяет наиболее удачные рисунки. Домашнее задание: а)  поискать в детских книгах выразительные образы сказочных   персонажей;   б)   найти   небольшую   пьесу­сказку   для   постановки кукольного спектакля в конце четверти. К уроку 16 Рис. 54. Н. К. Р е р и х. «Сестра Беатриса». Пьеса М. Метерлинка. Эскиз декорации. 1914 Рис. 55. И. Б и л и б и н. Эскиз декорации к спектаклю «Действо о Теофиле». 1907      Рис. 56. А. А. Яблочкина в костюме Софьи.     Рис. 57. А. Г о л о в и н. Портрет                        Комедия А. С. Грибоедова                      Ф. И. Шаляпина в роли                «Горе от ума». Малый театр. 1890                      Бориса Годунова Рис. 58. Л. С. Б а к с т. Эскиз костюмов к трагедии Софокла «Эдип­царь».  Александрийский театр. 1904 Рис. 59. Персонажи кукольного театра Рис. 60. Карнавальные костюмы: различные национальности и эпохи,  времена года, персонажи клоунады                   Рис. 61. Футляр для прически         Рис. 62. Головной убор в Англии.                        в XVIII веке (карикатура)                                  1420 год Рис. 63. Мода во Франции середины XV века. Рыцарский костюм 1500 года Рис. 64. Женский хитон. Женский хитон с диплоидом.  Праздничный костюм гречанки Рис. 65. Р а ф а э л ь. Меркурий (Рим)             Рис. 66. Царское облачение XI века                (с парижской миниатюры)

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс

Урок по ИЗО " Образ театрального героя. Эскиз куклы" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018