Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс
Оценка 4.8

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
астрономия +1
Детсад—4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс
познакомить учащихся с образом традиционного русского дома – избы; раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей; формировать конструктивный навык; воспитывать у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи. Зрительный ряд: фотографии ансамблей этнографических музеев; образцы домовой резьбы и наличников. Литературный ряд: стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи). Музыкальный ряд: записи русских народных песен, инструментальных мелодий.Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс
Гармония жилья с природой.docx
ГАРМОНИЯ ЖИЛЬЯ С ПРИРОДОЙ Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   образом   традиционного русского дома – избы; раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром   природы,   жилья   с   природой;   рассмотреть   конструкцию   избы   и назначение   ее   частей;   формировать   конструктивный   навык;   воспитывать   у детей интерес к искусству; укреплять межпредметные связи.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   фотографии   ансамблей   этнографических   музеев; образцы домовой резьбы и наличников.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихотворение И. Бунина; Д. Лихачев «Память культуры и культура памяти» (отрывок из статьи).  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   записи   русских   народных   песен, инструментальных мелодий.  I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а Ученики, внимание – Ведь прозвенел звонок.  Садитесь поудобнее –  Начнем скорей урок! II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   Особенности   искусства   нашей   Родины   складывались   в древности   с  историей   народа,  в  гармонии   его   жизни   с  природой.  Сегодня истоки нашего искусства можно увидеть в образе традиционной деревни.  В   каком   жилище   мы   побываем   сегодня   на   уроке?   На   этот   вопрос   мы сможем ответить, разгадав кроссворд. В о п р о с ы   к   к р о с с в о р д у : 1.   Дощечка,   на   которой   живописец   смешивает   краски.   2.   Жанр изобразительного искусства – изображение природы. 3. Человек необычной силы, стойкости, отваги. 4. Мягкие цветные карандаши.  К л ю ч е в о е   с л о в о : изба.  Изба – русский срубной жилой дом. Главное место в них занимают печи, поэтому называют дома избами (от слов «истьба», «истопа» – теплое место). Избы высокие, в два этажа. Нижний этаж – подклеть – защищает от сырости, холода, наводнений. В домах обязательно деревянные полы, на чердаках – песок: все для тепла.  Строили избы плотники – мастера своего дела. Осенью метили подходящие деревья, зимой их рубили и вывозили из леса. В марте­апреле делали сруб: точно подгоняли бревна друг к другу, возводили стены. Затем на несколько месяцев оставляли. Под собственной тяжестью бревна плотно прижимались и медленно высыхали. Но нельзя дать бревнам пересохнуть. В этом деле тоже были свои секреты. Если пересохнет лес, то его обработка усложнится. Дома ставили так, чтобы было не только удобно, но и красиво. Строили, «как мера и красота скажут». Около избы ставили  клеть, где хранили одежду, зерно, посуду и прочие запасы.   Около   клети   помещались   амбары.   Изба,   клеть   и   амбар   –   это крестьянский двор. Ограждала его изгородь.  Почему дерево стало исконным материалом для русских построек?  У ч е н и к и . Это доступный природный материал в конструкции и декоре жилища. Леса в нашей стране занимают огромную территорию. У ч и т е л ь . Не только изба, но и все предметы быта создавались из дерева. Рассмотрите иллюстрации русской деревни. Какая связь существует между русской природой и русским жильем?  У ч е н и к и .   Формы   жилища   (его   конструкция)   зависит   от   природных условий.   Богатая   узорчатость   украшений   изб   и   предметов   быта   имеет сходство с ажурностью, прозрачностью северного русского леса. У ч и т е л ь . Такую связь можно назвать «гармония». Гармония  (от греч. – связь, созвучие, соразмерность) – в архитектуре, в изобразительных   искусствах,   в   природе   –   стройная   согласованность   и соразмерное сочетание всех элементов. Рассмотрим внимательно конструкцию и декор северной избы. Обратите внимание на ее размеры (почти в два этажа).  Мастер украшения задает вам вопросы: – Как украшали свое жилище русские люди? – Интересная деталь украшения – венчающее кровлю бревно – охлупень в виде   коня.   Конь­охлупень   воспринимался   в   народе   как   защитник крестьянской семьи.  Еще одна интересная деталь убранства избы – доска спущена по свесу. Настоящее   деревянное   кружево.   Часто   фронтон   дома   украшался   резным солнцем, а окна – наличниками, ставнями. Резные ставни и наличники Образцы домовой резьбы по дереву У ч и т е л ь . Рассмотрите ставни и наличники избы, украшенные резьбой. Что напоминают эти элементы декора русского жилища?  У ч е н и к и . Лес с разнообразными деревьями и травами. Резной орнамент заимствован человеком у природы. У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение И. Бунина о красоте осеннего леса. Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.  Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,  Как вышки, елочки темнеют,  А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной  Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,  За лето высох он от солнца,  И осень тихою вдовой Вступила нынче в терем свой… И. Бунин С чем сравнивает И. Бунин русский лес?  У ч е н и к и . С теремом. У ч и т е л ь . Какими словами описывает автор лес и терем? У ч е н и к и .   Расписной,   лиловый,   золотой,   багряный,   веселый,   пестрый, светлый. У ч и т е л ь .   Опираясь   на   это   описание,   скажите,   какой   характер соответствует образу русского терема. У ч е н и к и .   Образ   русского   жилища   –   радостный,   сказочный, гостеприимный. У ч и т е л ь . Какая связь существует между русским жильем и природой? Послушайте,   как   описывает   русское   жилище   Д.   С.   Лихачев   в   статье «Память культуры и культура памяти». Культура – это память. Одно из самых сильных впечатлений моей жизни – посещение в детстве крестьянской семьи на русском Севере, в селе неподалеку от только что основанного тогда Мурманска. Помню, меня поразили чистота в избе, красота наряда хозяйки, вся церемония приема гостей – обычных петроградских школьников. И разговор был степенный, приветливый, и обед – по заведенному издавна  ритуалу.  Во всем чувствовалась  высокая  традиционная культура.  В то время я еще не понимал, откуда это все в обычной деревенской семье, скорее всего неграмотной.   А   ведь   отгадка   проста.   У   всех   народов   мира   крестьянские   культуры   – древнейшие, обладающие к тому же надежной «системой» памяти. Веками, по крупицам собирали   землепашцы   свое   духовное   богатство   –   сказки,   былины   и   песни,   трудовые   и бытовые   навыки,   семейный   и   общественный   уклад.   Все   хорошее   не   забывалось,   а передавалось из поколения в поколение, снова и снова проверялось опытом и становилось традицией.  Единство представлений о красоте определяло единство художественного стиля, и это, как броня, защищало народное творчество от пошлости.  Какие чувства испытал автор, побывав в русской семье? Послушайте   русские   народные   песни   и   скажите,   какие   вы   испытали чувства, слушая их.   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся     выполняют     имитационные     движения     в     соответствии   с текстом.  Нужно ставить новый дом,  Непременно ставить нужно! Ну­ка сильно, ну­ка дружно Всех работать мы зовем,  Будем ставить новый дом.  Ряд за рядом бревна Мы положим ровно! Вот и печка и труба,  Для крылечка два столба.  Чердачок построим,  Тесом дом покроем,  Ну, готово! А теперь ставим  Лестницу и дверь.  Окна расписные,  Ставенки резные.  Щели паклею забьем И готов наш новый дом! III. Самостоятельная работа учащихся.  1. О б ъ я с н е н и е   у ч и т е л я  с наглядной демонстрацией приемов работы.  Для   создания   изображения   избы   берется   лист   белой   бумаги,   сгибается пополам и вырезается контур избы. Затем вырезаются причелины (в рус. дер. архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы   бревен),   чуть   продолжая   верхнюю   линию   крыши   и   на   небольшом расстоянии, параллельно ей. Из цветной бумаги, сложенной в несколько раз, вырезаются кружочки – торцы бревен. Их можно сразу приклеить к основе, отступив от вертикальной линии справа и слева небольшое расстояние. Затем вырезаются не слишком большие окна – прямоугольники. Важно определить место, куда следует их наклеивать, стараться поднять повыше: ведь окна в крестьянских   домах   делались   высоко   над   землей,   чтобы   не   проникала сырость.   Между   окнами   необходимо   оставлять   место   под   их   украшение наличниками.   Затем   мастерятся   причелины:   сгибая   лист   пополам,   можно сделать   в   них   красивые   прорези,   а   концы   причелин   украсить   зубцами, прямоугольниками,   выступами   и   т.   д.   Узор   на   карнизе   и   наличниках выполняется карандашом.  Нужно   постараться,   чтобы   наличники   были   одинаковые,   а   рисунок   на карнизе ритмически повторялся.  Изба   должна   выполняться   из   бумаги,   контрастной   по   отношению   к основному тону и гармонирующей по цвету. Важно, чтобы дети запомнили общий силуэт избы спереди, сбоку, а также основные формы декоративного оформления.  В   конце   работы   учащиеся   могут   обозначить   карандашом   основные элементы декора: причелины, наличники, карниз, конь­охлупень, водостоки. 2.  Э т а п ы   в ы п о л н е н и я   конструирования   и   украшения индивидуальных работ «Русская изба». IV. Итог урока.  1. Д е м о н с т р а ц и я  и оценка законченных работ. 2. У б о р к а   рабочих мест.  3. И г р а ­ ф и л в о р д  «Элементы декора русского жилища».  Учащиеся должны  найти отгадки­слова,  обозначающие  элементы декора русской избы. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо, влево и под углом, но не пересекаться.  Домашнее задание: подготовить стихотворение о жизни русской деревни.

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс

Урок по ИЗО "Гармония жилья с природой" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018