познакомить учащихся с изображением образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российской искусстве ХХ века; учить выполнять городской пейзаж с соблюдением правил линейной перспективы; развивать творческое воображение, технику работы карандашом; воспитывать эстетический вкус, интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам – краю, городу; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история, черчение).ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
Ц е л и : познакомить учащихся с изображением образа города в живописи,
особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в
российской искусстве ХХ века; учить выполнять городской пейзаж с
соблюдением правил линейной перспективы; развивать творческое
воображение, технику работы карандашом; воспитывать эстетический вкус,
интерес к искусству, любовь и привязанность к родным местам – краю,
городу; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное
искусство, мировая художественная культура, история, черчение).
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин художников с изображением
городских пейзажей: А. А. Машков «Городской пейзаж» (Москва. Лето. Вид с
крыши на Красные ворота и др.), А. Куприн «Сокольники. Каланча», А.
Лентулов «Звон», В Поленов «Московский дворик», А. Осмеркин «Москва.
Тверская»; образец педагогического рисунка; колокольчики металлические,
глиняные, стеклянные, фарфоровые.
С л о в а р ь : городской пейзаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.
У ч и т е л ь . Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру
живописи вы их отнесете. Попробуйте подобрать подходящие заголовки к
этим стихотворениям.
Пейзаж
Вечер ошибся немножко –
холодом веет.
Дети взглянули в окошко:
уже темнеет.
А дерево затрепетало,
все в желтых птицах.
И вечер спешит устало
к реке напиться.
Румяные яблочки – крыши –
в лучах заката.А ветер – все выше и выше
летит кудато.
Полулуние
Луна поплыла по речке.
Какое чистое небо!
Луна осторожно режет
нежные хлопья пены,
а веточка в зеркале лунном
видит свое отраженье.
Федерико Гарсиа Лорка;
перевод с испанского И. Тыняновой
У ч е н и к и . Это пейзажная лирика.
У ч и т е л ь . Какие картины природы, навеянные этими строками,
возникают в вашем воображении? Какие цвета, краски и другие средства
выразительности использовал автор для создания поэтического описания и
как они отразятся в живописи? (Ответы учащихся.)
Почему каждому человеку близок и понятен пейзаж природы?
А чем привлекает художника этот жанр? Какие сложности испытывает
художник при создании образа пейзажа? Что необходимо знать и уметь, чтобы
нарисовать пейзаж? (Ответы учащихся.)
Послушайте рассказ и найдите в нем такие средства, которые
характеризуют жанровые особенности пейзажа и вызывают у зрителей картин
счастливые минуты переживаний и радости.
«Странный» художник Василий Кандинский прислушивался к тем
ощущениям, которые рождает в человеке тень птицы, линия утеса, огонек
свечи. На его картинах нет тел, нет понятных фигур людей и животных. Но
есть цвета и линии: пригоршня зеленой воды, глоток синего неба, обломок
глиняного кувшина. И главное, получилось так, что все эти осколки форм и
линий соединялись в картине в живописное и чудесное местечко…
В картинах Кандинского краски и линии гипнотизируют нас, как
гипнотизирует лягушек раскраска тела ужа. Они выманивают душу теплым
хлопаньем бабочек, зазывают звонами стрекоз. И выходит душа, сперва слепая
и глухая, как рыльце улитки. И прорезываются в ней уши для самых нежных,
неуловимых переживаний. (По Л. Яковлеву.)
III. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Послушайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова:… зимой
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!
По каналам, что летом зловонны,
Блещет лед, ожидая коньков,
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов;
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей,
И, как бабочек крылья, красивы
Ореолы вокруг фонарей!
Каким описывает поэт один из замечательных русских городов? Что это за
город? В какое время года он изображен?
У ч е н и к и . Это зимний СанктПетербург.
У ч и т е л ь . К какому жанру живописи можно отнести это описание?
У ч е н и к и . К пейзажу.
У ч и т е л ь . Какие объекты изображены в поэтическом отрывке?
У ч е н и к и . Все, что видит художник на улицах СанктПетербурга.
У ч и т е л ь . Значит, это разновидность пейзажного жанра – городской
пейзаж, особенности которого мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Вот так
очень образно, точно и метко поэт задал тему нашего урока.
Мы так долго с вами путешествовали по лесам и морским далям, созерцали
бесконечность небесных просторов, жизнь растений и животных, что теперь
пора познакомиться с городским пейзажем и научиться выполнять его,
используя правила линейной перспективы.
IV. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е теоретических сведений об изображении образа города в
живописи.
У ч и т е л ь . Что для нас важно в городском пейзаже?
Молодые художники, входившие с 1910 года в объединение «Бубновый
валет», глубоко почитали французского живописца Поля Сезанна. Их даже
иногда называли «русскими сезаннистами».
Для французского мастера в живописи главной была конструктивность
формы, возможность воспроизвести эту форму, не вычленяя ее из
пространства. Представьте себе: скульптор, работая в камне, постоянно имеет
дело с единым блоком, который от неверного удара может треснуть. А Сезанн
работал над картиной, как над монолитом, единым целым, где все связано,
сплавлено, подчинено друг другу.Стремясь более обобщенно передавать форму, Сезанн призывал к
сведению изображения к простым геометрическим фигурам: «Трактуйте
природу посредством цилиндра, шара, конуса», – говорил он.
Но, помимо традиций Сезанна, москвичам была близка и стихия русского
народного искусства; лубка, вывески, глиняной и деревянной игрушки.
В ярких, сияющих чистым и густым цветом холстах Ильи Машкова
московский пейзаж отзывается в новых возможностях цвета и формы.
Деревья, дома, облака сведены к простым крупным формам. Они полны
тяжеловесной плотности и цветовых контрастов. «Городской пейзаж»
(Москва. Лето. Вид с крыши на Красные ворота и др.) наполнен веселой
перекличкой куполов и крыш, светлых колонн и розовых колоколен, синих
горизонтов и белых облаков.
А у Александра Васильевича Куприна в картине «Сокольники. Каланча»
цвет более сложный и изысканный. Небо не просто голубое, оно написано
эмоциональными переходами от темнолилового до бледноголубоватого.
Осеннее дерево приукрасилось охрой разных оттенков. Спокойному
широкому цветовому пятну художник противопоставляет энергичную линию.
Она в упругости ветвей и стволов деревьев, в резком силуэте города. Светлая
ступенька на переднем плане, зелень травы, переходящая в нарядное золото
дерева, краснолиловая крыша и розовая каланча.
Вам нравится эта картина? Если да, то почему?
В разговор о творчестве художников «Бубнового валета» необходимо
ввести такие названия новых направлений в искусстве, как кубизм и
футуризм. Да это и понятно: художники начала ХХ века в России и Европе
искали новый выразительный живописный язык. Геометризация формы
предметов (это появилось еще у Сезанна) сменилась ее большей деформацией,
а традиционная культура прошлого отвергалась во имя воспевания будущего,
эпохи техники, высоких скоростей и темпов жизни.
Среди городских пейзажей художников «Бубнового валета» самые
музыкальные произведения, несомненно, у Аристарха Лентулова. Замысел
картины «Звон» он объяснял так: «Изображена колокольня Ивана Великого в
скошенных формах, в центре колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг
всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие
ощущение звука – гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде
натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Давайте проверим это высказывание на опыте.
Возьмем несколько колокольчиков: металлические, глиняные, фарфоровые
и другие и позвоним каждым по очереди. Все они будут звучать поразному. Аесли закрыть глаза, то возникнет ощущение, что каждый звук имеет свой цвет:
какойто более яркий, а какойто более нежный и мягкий.
А теперь снова посмотрим на картину. Светлая, воздушная, с тонким
переливом сиреневых, светлорозовых, изумрудных, фисташковых, табачных
цветов, она воспринимается как чистый звук – звон среди утренней
пустынности города.
2. Рас с к а з «Превращение городского пейзажа в исторический».
У ч и т е л ь . Живя в одном из арбатских переулков, художник Василий
Поленов увидел однажды за своим окном то, что потом написал в
известнейшей картине «Московский дворик».
Скромный, заросший травой и ромашками двор наполнен непоэтичными
деталями: колодец, сарай, большой деревянный ящик для мусора. Но все
вместе делает двор «живым», обитаемым. Дворик не безлюден: идет женщина
с ведром, стоит запряженная лошадь, возятся дети – этот московский уголок
рассказывает о жизни своих обитателей, да и обо всей патриархальной
Москве.
Эта «старинность» жизни подчеркнута благородным соседством нашего
дворика с красивым особнячком, частично освещенным солнцем. Мягкое
живописное свечение теплого летнего дня, тишина арбатского переулка,
неторопливость протекающей жизни, похожей на сельскую, – все
изображенное на полотне соотносится с понятием «счастья».
То, что написал художник, давно ушло в прошлое. Взгляд из сегодняшней
жизни позволяет увидеть в этом полотне все признаки исторической картины.
Ведь это только кажется, что мир вокруг неизменен. И вчера, и завтра на
твоей улице стоят все те же дома. Да и как может измениться город? Но
взглянем на картину Александра Осмеркина «Москва. Тверская», написанную
в 1924 году. Художник тогда увидел широкую, но не нарядную Тверскую
улицу. Тогда по ней ездили трамваи, а заканчивалась она красивой
Триумфальной аркой, построенной еще в ХIХ веке, в честь победы над
Наполеоном. Трамвайные пути давно исчезли, исчезла и Триумфальная арка.
Сначала ее просто разобрали, чтобы она не мешала потоку машин. Потом
восстановили, но в другом месте. Так городской пейзаж Осмеркина стал
документом, сохранившим то, что исчезло безвозвратно.
– Скажите, почему очень часто городской пейзаж становится
историческим.
– Всякий ли городской пейзаж можно назвать историческим?
3. Р а с с к а з «Впечатления художника о незнакомом городе».У ч и т е л ь . Любого человека манят путешествия по городам и странам.
Как вы думаете, почему?
У ч е н и к и . Из любознательности, желания познать мир, расширить свой
кругозор.
У ч и т е л ь . Правильно. Несколько другие цели у художников,
посещающих новые места. Для каждого художника увидеть другие земли,
страны, города – повод расширить свои художественные впечатления,
возможность обостренным взглядом увидеть новый для себя мир.
Так из поездки по Америке в 30е годы ХХ века художник А. Дейнека
привез множество этюдов.
В картине «НьюЙорк» он показывает лицо незнакомого города,
подчеркивая особую невидаль для россиянина того времени – небоскреб.
Художника поразил и восхитил огромный серый гигант на фоне светлосерого
неба. Далеко внизу остались жилые дома, транспарант, люди, а огромный
небоскреб величественно и одиноко возвышается на картине. Россиянин,
пораженный этим зрелищем, так бы и решил, что город необитаем, если бы не
разноцветные вывески да стелющийся гдето внизу дым. Дейнека написал
много пейзажей с небоскребами, но эта картина самая урбанистическая.
Вот такие разные произведения относятся к одному из жанров
изобразительного искусства.
4. Д о к л а д ы и с о о б щ е н и я учащихся о творчестве художников
пейзажистов или об одном произведении этого жанра.
У ч и т е л ь . Вы осуществили поисковую работу и подобрали материал,
позволивший всем нам сейчас расширить свои представления о пейзажной
живописи и творчестве художников этого жанра – представителей различных
течений и направлений.
Предлагаю вам побыть в роли искусствоведов и критиков
изобразительного искусства: передайте не только содержание описываемого
произведения живописи, особенности творчества его создателя, но и
подчеркните свое видение выразительных средств полотна, выскажите свое
отношение к изображенному уже не с позиции дилетанта, а с точки зрения
достаточно опытного ценителя искусства.
Учащиеся в заключение обсуждают выступления одноклассников, задают
им вопросы, оценивают их.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й :1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены – выдох. На вдохе,
сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть)
под прямым углом. Медленно выпрямляясь – выдох.
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись
пальцами лопаток, на выдохе развести руки.
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе
медленно выпрямиться.
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые
руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив
руки, выдохнуть.
5. Глубокий вдох. На паузу – круговое движение руками вперед и назад (по
одному движению в каждую сторону). Выдох.
6. Глубоко вдохнуть, коснувшись плеч концами пальцев. На паузе
медленно соединить и вновь развести локти. Выдох.
7. Глубоко вдохнуть. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые
руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. Выдох.
8. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.
V. Актуализация знаний учащихся.
1. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а «Пейзаж».
У ч и т е л ь . Мы с вами завершаем сегодня тему, посвященную пейзажному
жанру живописи. Вы получили достаточные знания о том, что характерно для
создания образа пейзажа на картине, поэтому, я надеюсь, легко справитесь с
кроссвордом с ключевым словом «пейзаж».
В о п р о с ы к к р о с с в о р д у :
1) Автор известной картины «Московский дворик».
2) В изобразительных искусствах способ изображения объемных тел на
плоскости.
3) Автор картины «НьюЙорк».
4) В переводе с латинского это слово означает «сочинение»,
«составление», построение художественного произведения.
5) Известный русский художникпейзажист.
6) Одна из самых известных картин И. И. Шишкина.О т в е т ы :
1) В. Д. Поленов; 2) перспектива; 3) А. Дейнека; 4)
композиция; 5) И. И. Левитан; 6) « Рожь» .
2. Б е с е д а «Что будем изображать в рисунке?».
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке вам предлагается выполнить графическую
композицию «Городской пейзаж» или «Мой город».
Что можно изобразить на рисунке на эту тему? (Ответы учащихся.)
Да, это может быть и улица, застроенная высотными домами, но может
быть и скромный уголок в глубине какоголибо жилого квартала, скверик или
детская площадка с замысловатыми постройками и аттракционами, и еще
множество того, что можно увидеть в городе.У ч и т е л ь . Выполняя графическую композицию на тему «Городской
пейзаж», нужно очень хорошо помнить и применять правила линейной
перспективы.
Как вы уже знаете, дома чаще всего имеют форму либо куба, либо
параллелепипеда.
Правила построения линейной перспективы таких объемных
геометрических тел вы уже изучали. Но иногда необходимо эти объемы
разделить по вертикали и горизонтали (например, при рисовании
многоэтажного дома). Как это можно сделать, посмотрите на плакатном
рисунке «Деление объема по вертикали и по горизонтали».
VI. Практическая работа.
У ч и т е л ь читает стихотворение.
Я рисую
Я полоску проведу,
А потом другую.
Ровно кисточку веду –
Лесенку рисую.
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохнука я
Маленько,
А потом опять
Стану рисовать!Лидия Герасимова
З а д а н и е . Выполнить графическую композицию «Городской пейзаж» или «Мой
город».
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы : 1) контроль
организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3)
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и
качества выполненной работы.
VII. Итог урока.
1 . В ы с т а в к а р а б о т у ч а щ и х с я .
2 . З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Посмотрите, ребята, на одну и ту же тему у вас получились такие разные городские
пейзажи. Сколько вас в классе – столько и видений различных мест родного города. Ведь у
каждого человека есть свой любимый уголок в городе, где ему все дорого и мило. Об этом
свидетельствуют и ваши рисунки, которые являются вашими откровениями, в которых вы с
нежностью и гордостью передали живописными средствами выразительности свое
отношение к излюбленным городским местечкам – переулочкам и улицам, большим
проспектам и маленьким аллеям в парке, детским площадкам и стадионам, театрам и
дворикам, скверам и церквам…
В лучших работах вы правильно применили правила построения линейной перспективы.
Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные возможности светотени, чем
добавили в свои работы реализма, непосредственности и изысканности в цветовом и
световом решении.
Домашняя работа: подготовить доклады о творчестве или отдельных работах
художниковпейзажистов любой жанровой разновидности.