: показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки-раскладушки, гармошки и др.); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками, на единый характер иллюстраций; дать представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций; ознакомить с художниками-иллюстраторами книг, художниками-сказочниками (В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Рачев, М. Врубель и др.); формировать у учащихся умение с помощью рисунка и цвета выделять интересное в сюжете, подчеркивать в рисунке то, что взволновало в сказке, использовать элементы композиции; закрепить графические навыки и умения использовать палитру.ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТВОЕЙ КНИЖКИ
ИЛЛЮСТРАЦИЯ ТВОЕЙ КНИЖКИ
Цели и задачи: показать детям все многообразие форм и видов книг, их
конструкции (книжкираскладушки, гармошки и др.); объяснить несколько
трактовок одного и того же сюжета разными художникамииллюстраторами,
обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и
того же произведения разными художниками, на единый характер
иллюстраций; дать представление о роли обложки, ее отличии от
иллюстраций;
ознакомить с художникамииллюстраторами книг,
художникамисказочниками (В. Васнецов, И. Билибин, Ю. Рачев, М. Врубель
и др.); формировать у учащихся умение с помощью рисунка и цвета выделять
интересное в сюжете, подчеркивать в рисунке то, что взволновало в сказке,
использовать элементы композиции; закрепить графические навыки и умения
использовать палитру.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – книги сказок (народных и
авторских), детские рисунки из методического фонда; для учащихся –
любимые детьми сказки (книги), графические материалы, альбом.
З р и т е л ь н ы й р я д: М. Врубель «Пан», «Демон», «ЦаревнаЛебедь», В.
Васнецов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Коверсамолет»,
«Снегурочка», «Баба Яга»; Н. Рерих «Заморские гости», «Снегурочка»;
репродукции работ художников Ю. Васнецова, И. Билибина, Ю. Рачева, Л. С.
Бакста, В. Конашевича, Т. Мавриной; фотографии сооружений старинной
русской архитектуры; методические таблицы «Последовательность работы в
цвете над иллюстрациями к сказке», «Цветовой круг»; палехские, хoлуйские
миниатюры, русский лубок; диафильм «Иллюстрирование литературных
произведений»; слайды, книжкиигрушки.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: текст выбранной сказки, стихи и загадки.
М у з ы к а л ь н ы й р я д : фрагменты балета И. Стравинского «Жар
птица».
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка готовности к уроку.
II. Вводная беседа.
Беседа строится на материале выставки из книг, принесенных детьми на
урок (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом Петушке»,
«Сказка о рыбаке и рыбке»; Ш. Перро «Золушка», «Красная Шапочка»; П.
Ершов «КонекГорбунок», народные сказки «Теремок», «Снегурочка»«Крошечкахаврошечка» и др.). Чтобы настроить детей на собственное
изобразительное творчество по теме любимой сказки, необходимо
активизировать их воображение, применив различные приемы по оживлению в
памяти прочитанного (пересказ, чтение в лицах, загадки по отдельным
сказкам).
В беседе желательно отметить, как много знают дети. Обратить внимание
на роль художника в оформлении книги сказок.
У ч и т е л ь. В создании книги нам помогают три Мастера. Мастер
Постройки сконструирует форму книги (обычную, книгуигрушку, книгу
раскладушку), Мастер Изображения сделает иллюстрации, а Мастер
Украшения поможет книжку декоративно оформить – сделать заставку,
концовку, узорную полосу.
Можно иллюстрировать одну сказку (например, «Гусилебеди»), а можно
работать над разными сказками. Начинать надо с поисковых эскизов
композиции (2–3). (См. Приложения, рис. 22, 23, 24, 25, 69.)
Литературные образы. З а г а д к и:
Разноцветные ворота
На Луну построил ктото,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно ль их нарисовать? (Радуга.)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)
Бабушка девочку очень любила,Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое…
А ну, подскажите имя ее!
(Красная Шапочка.)
– А вот зачин одной с к а з к и:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
– А вот еще один зачин. Угадайте, из какой с к а з к и?
(П. Ершов «КонекГорбунок».)
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
– А вот маленькая с т и х о т в о р н а я с к а з к а:
(А. Пушкин «Руслан и Людмила».)
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В темносиней чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьи
В закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости!
Т. Белозёрова
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е: выполнить иллюстрации к народной сказке.
При наличии дополнительных уроков возможны в а р и а н т ы:
1) оформление страницы заставкой; иллюстрация;
2) конструирование книжкиигрушки (см. урок 7).
У ч и т е л ь. Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к
сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы (слово пишем
на доске); в них он изображает место действия сказки, ее героев и предметы,
которые могут их окружать. (См. Приложения, рис. 22.) Так же делаются
наброски (слово напишем на доске) – быстрые, кратковременные рисунки с
целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу.
(См. Приложения, рис. 23, 24.)
В современных условиях дети чаще знают содержание иностранных сказок
(из мультфильмов, видеозаписей, комиксов), современных сказочных героев и
не знают литературное сказочное творчество собственного народа. Поэтому
очень важно восстановить в памяти детей содержание сказки, а при
необходимости – зачитать отрывки. Можно предварить работу над эскизом
просмотром диафильма – сказки.
После выбора лучшего эскиза ученики переводят рисунок на лист альбома.
Все построение ведется тонкими, еле заметными линиями с расчетом на
последующее завершение рисунка в цвете. Всю иллюстрацию помещаем в
декоративную рамку по краю листа (1,5–3 см).
Для выразительности изображения, для выделения главных персонажей
раскрашиваем их яркими красками.
Работу над иллюстрацией можно начать сразу в цвете, используя акварель
или гуашь, цветные мелки, цветную бумагу, смешанную технику. (См.
Приложения, рис. 25.)
Для создания эмоционального настроения целесообразно негромко включить звуковую
запись фрагмента балета И. Стравинского «Жарптица».IV. Итоги урока.
В конце урока учитель в целом оценивает работу класса, рисунки
выставляет у доски. Школьники рассматривают их и под руководством
учителя анализируют лучшие рисунки.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание.
К уроку 7
Рис. 22. Эскиз сказки
Рис. 23. И. Б и л и б и н. ЦаревнанесмеянаРис. 24. И. Б и л и б и н. Царевнанесмеяна (набросок)
Рассмотри композиционные схемы. Сравни их с иллюстрациями. Отметь,
как художник изображает фигуры героев, чтобы передать действие сказки.
И. Б и л и б и нРис. 25. Иллюстрации к сказкамК уроку 8
Рис. 26. Коллективные композиции макетов книг:
А. Книжкараскладушка «Русские потешки».
Б. Иллюстрированные словари по русскому народному женскому костюму «Журнал мод
Василисы Прекрасной» и военному снаряжению русских воинов «Доспехи русского
богатыря».