Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА ПЛОСКОСТИ И ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА" 6 класс

  • Руководства для учителя
  • Субтитры
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве; изучить правила объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»; учить приемам объемного изображения геометрических тел; развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки; воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. Оборудование: образцы рисунков геометрических тел; репродукции картин В. Серова «Петр I» , М. Сарьяна «В старом Ереване»; образцы геометрических фигур; словари по изобразительному искусству. Словарь: перспектива, ракурс, поле зрения, точка зрения.Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА ПЛОСКОСТИ И ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА" 6 класс
Иконка файла материала ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА ПЛОСКОСТИ.docx
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТА НА ПЛОСКОСТИ И ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА Ц е л и : познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на   плоскости   предметов   в   пространстве;   изучить   правила   объемного изображения геометрических тел; дать определение понятию «ракурс»; учить приемам объемного изображения геометрических тел; развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки; воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности. О б о р у д о в а н и е :   образцы   рисунков   геометрических   тел;   репродукции картин   В.   Серова   «Петр   I»   ,   М.   Сарьяна   «В   старом   Ереване»;   образцы геометрических фигур; словари по изобразительному искусству. С л о в а р ь : перспектива, ракурс, поле зрения, точка зрения. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь .  Столетья таинства полны, И не исчезнет жизнь, покуда Есть ощущенье новизны, И удивления, и чуда. Расул Гамзатов. Таинственность Изобразительному   искусству,   как   чуду,   таящему   в   себе   много   нового, уникального,   можно   учиться   бесконечно.   Постараемся   последовать   этому принципу, будем продолжать приобретать сегодня для себя что­то новое в изобразительной деятельности. Чувство нового – одно из главных творческих качеств, которое, оказывается, не так просто сформировать и сохранить. Но тех, кто к нему стремятся, ожидает успех и радость творчества. 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Художественная   грамота,   лежащая   в   основе   работы художника­реалиста, покоится на трех столпах – перспективе, пластической анатомии и цветоведении. Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы   и   сможете   так   нарисовать   параллелепипед   или   куб,   что   они будут выглядеть на плоскости реалистично, как настоящие.III. Изучение нового материала. 1. О з н а к о м л е н и е  с понятием перспективы и ее видами. У ч и т е л ь .   Основателем   перспективы   в   живописи   был   Аполлодор   из Афин. Эллинистические и римские художники  усовершенствовали глубину перспективы.   В   поздней   античности   перспектива   как   изобразительное средство применялась мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения. Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как   мы   его   видим.   Оно   основано   на   соблюдении   нескольких   законов, учитывающих особенности человеческого зрения. Первый   закон   перспективы  говорит   о   том,   что   чем   дальше   от   нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу. Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости   от   расстояния:   отдаленные   предметы   кажутся   нам   слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это   правило   было   впервые   подмечено   и   применено   Леонардо   да   Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы. Линейная   перспектива  дает   возможность   верно   построить   кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Часто практический метод передачи   перспективного   эффекта   «на   глаз»,   без   коррективов,   на   основе теории называется наблюдаемой перспективой. Термин   «обратная   перспектива»   обозначает   ранние,   условные   и несовершенные приемы передачи реального пространства на плоскости. Ее можно увидеть, например, в иконописи. 2. П о н я т и е  о поле зрения, точке зрения и ракурсе. У ч и т е л ь . Наш глаз видит предметы, которые можно охватить взглядом по горизонтали в пределах угла зрения, не превышающего 53 градусов. Все видимые   точки   предметов   соединены   с   глазом   так   называемыми  лучами зрения. Мы видим только те предметы, в сторону которых обращен наш взор, а видимость ограничена так называемым полем зрения. Поле зрения – пространство, охватываемое глазом. Точкой   зрения  называют   то   место,   с   которого   рисующий   смотрит   на изображаемые предметы. Если художник, не сходя с места, будет смотреть стоя или сидя, то высота точки зрения окажется соответственно выше или ниже.Ракурс (французское raccourci, буквально укороченный, сокращенный) – в живописи   это   изображение   фигуры   или   предмета   в   перспективе,   с сокращением удаленных от зрителя частей. 3. О с н о в ы  п о с т р о е н и я  перспективы параллелепипеда. У ч и т е л ь . При построении перспективы пользуются планом, то есть как бы проекцией всего происходящего на предметную плоскость. Теперь   приступим   к   освоению   практических   навыков   перспективных построений. Освоение построения перспективы параллелепипеда (или любого другого объемного геометрического тела) очень важно для начинающего художника. В эту   форму   вписываются   самые   различные   предметы   –   и   стол,   и   книга,   и комната, и вагон, и дом. Умение   справиться   с   точным   перспективным   построением параллелепипедов   позволит   художнику   верно   изобразить,   например, архитектурные мотивы – здания, сооружения, улицы, проспекты. Для   примера   возьмем   параллелепипед   с   тремя   разными   измерениями (ширины,   длины   и   высоты)   и   поставим   его   на   некотором   расстоянии   в случайном   положении   по   отношению   к   картинной   плоскости.   Кроме   того, примем дополнительное условие, когда одна из точек схода слишком удалена и  пользоваться  ею  при построении неудобно,  надо обойтись  одной точкой схода. – Рассмотрите рисунок построения перспективы параллелепипеда. – Давайте выполним рисунок построения перспективы параллелепипеда в тетрадях. (Построение сопровождается объяснением учителя по рисунку и на доске.) Построение любого параллелепипеда начинается с вычерчивания плана, в котором размещаются желаемая точка зрения Z, то есть картинная плоскость XY,  и   на   заданном   расстоянии   и   под   заданным   углом   к   ней   –   основание нашего параллелепипеда (точки 1°, 2°, 3°, 4°). Проведем луч, параллельный одной из сторон основания из точки зрения  Z  до пересечения с картиной, найдем точку схода F и дальнейшее построение будем выполнять так. Продолжим в плане направление ребер 1°–2° и 3°–4° до пересечения с XY в   перспективном   построении   (верхняя   часть   на   рисунке),   соединим   их   с точкой   схода  F.   Восстановив   перпендикуляры   из   точек   2¹,   1¹,   3¹,   4¹  в пересечениях   с   направлением   1²  F  и   4²  F,   получим   углы   основания параллелепипеда   в   перспективе   (1,   2,   3,   4).   Отложив   от   точек   1²  и   4² натуральную высоту параллелепипеда, соединим полученные точки 5²  и 8²  с точкой схода. Пересечение направлений 5² и 8² с перпендикулярами из точек1, 2, 3, 4 дадут точки 5, 6, 7, 8, которые и будут углами верхнего основания параллелепипеда. 4. С о о б щ е н и е  «О развитии науки: о перспективе». У ч и т е л ь .   Наука   о   перспективе   продолжает   развиваться,   в   последние годы   был   сделан   ряд   дополнений   и   уточнений   к   классической   теории, которую мы с вами рассмотрели. Достижения   науки   и   техники   расширили   область   наших   оптических восприятий. У художников возникли вопросы: почему картинная плоскость должна   быть   обязательно   вертикальной,   а   не   занимать   какое­либо   иное положение к глазу художника? Почему предметная плоскость горизонтальна? Какими окажутся построения, если ее принять наклонной? Эти и многие другие вопросы привели к тому, что некоторые положения классической   теории   перспективы,   в   течение   нескольких   столетий называвшиеся незыблемыми, стали уточняться, дополняться, а в отдельных случаях и изменяться.Так, например, в картинах В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», И. Е. Репина  «Запорожцы»  сцены   представлены   уже   как   бы   не   на   вертикальной картинной   плоскости,   а   на   наклонной.   Изображение   как   бы   расширяется кверху. Мы убеждаемся, что изложенные нами основы теории перспективы не есть статика,   окостенелая   догматика,   наука   эта   развивается,   и   художники творчески   преломляют   ее   в   своих   работах.   Но   тем   не   менее   сначала необходимо   крепко   усвоить   элементарные   основы   классического   учения   о перспективе, без которых невозможно создание правильного изображения на картине. В ы п о л н и т е   у п р а ж н е н и я : 1. Исходное положение – ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью ладонями вниз. На счет «раз» – разгибая руки в стороны ладонями вверх, поднять   правую   ногу   в   сторону;   на   счет   «два»   –   вернуться   в   исходное положение; на счет «три» – разгибая руки в стороны ладонями вверх, отвести левую ногу в сторону; на счет «четыре» – вернуться в исходное положение. 2. Исходное положение – ноги врозь, руки вверх, пальцы сведены в замок. На счет «раз» – наклонить туловище влево (выдох); на счет «два» – вернуться в исходное положение (вдох); на счет «три» – наклонить туловище вправо (выдох); на счет «четыре» – вернуться в исходное положение (вдох). 3. Тренировка наружных мышц глаз. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова при этом неподвижна). Упражнение повторить 8–12 раз. IV. Практическая работа. З а д а н и е . Выполните построение конструкций из нескольких объемных геометрических   тел,   применяя   правила   линейной   перспективы   (работа карандашом). Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы   и   соблюдения   правил   безопасности;   3) оказание   помощи   учащимся,   испытывающим   затруднения;   4)   контроль объема и качества выполненной работы. V. Итог урока. 1 .   В ы с т а в к а   р а б о т . 2 .   З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о .У ч и т е л ь .   По вашим лучшим работам можно сказать, что вы усвоили тему сегодняшнего урока. В ваших конструкциях верно изображены объемные геометрические тела, соблюдены правила линейной перспективы. Домашнее задание: собрать информацию по данной теме.

Посмотрите также