Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс
Оценка 4.9

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс
познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре; учить изображать различные предметы; развивать приемы работы красками; воспитывать эстетическую восприимчивость. Оборудование: репродукции картин. Словарь: натюрморт. Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины Дж. Манцу «Стул» (1965 г.), не называя ее.ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА.docx
ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ Ц е л и :  познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об   особенностях   натюрморта   в   живописи,   графике,   скульптуре;   учить изображать   различные   предметы;   развивать   приемы   работы   красками; воспитывать эстетическую восприимчивость. О б о р у д о в а н и е : репродукции картин. С л о в а р ь: натюрморт. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. 3. С м а ч и в а н и е  красок. II. Сообщение темы урока. Учитель обращает внимание учащихся на репродукцию картины Дж. Манцу «Стул» (1965 г.), не называя ее. У ч и т е л ь . Художник просто изображает обычные вещи быта, цветы или всякого рода снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим. – Какое название вы дадите этой картине?  – К какому жанру живописи можно отнести это изображение? – Сегодня на уроке вы  познакомитесь  с одним из красивейших жанров изобразительного   искусства   –   натюрмортом,   узнаете   об   особенностях   его композиционного   решения.   Вам   предстоит   самим   нарисовать   натюрморт, состоящий из плоских предметов. III. Изучение нового материала. 1. Р а с с к а з  «Из истории натюрморта». У ч и т е л ь .  Натюрморт   очень   любят   многие   профессионалы­живописцы. Он   входит   как   важный   элемент   в   обучение   будущего   художника.   Здесь оттачивается   умение   цельно   скомпоновать   несколько   предметов,   понять разность   их   качеств.   Такие   постановки,   пожалуй,   наиболее   верно иллюстрируют термин «натюрморт». Натюрморт  (от   французского  nature   morte  –   буквально   «мертвая натура»)   –   один   из   жанров   изобразительного   искусства,   посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса и т. д.), цветов и прочего.   Отдельное   произведение   этого   жанра   также   называется натюрмортом. Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как Stilleben – тихая жизнь. Действительно, натюрморт – тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую   мы   так   редко   замечаем.   Разве   только   невзначай   в   сумерках остановимся   пораженные   таинственным   блеском   металла   или   залюбуемся гордым профилем кувшина. Конечно,   сами   художники   заметили   очень   давно,   сколь   красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник ХV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов.  На   востоке   издревле   увлекались  «живописью   цветов».   Но   как   и   у пейзажа,   родина   современного   натюрморта   –   пытливая   и   любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов. Задача  художника  в  области натюрморта состоит не  только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной   эпохи,   а   через   них   и   к   окружающему   миру   вообще.   Вот   почему голландский   натюрморт   ХVII   века   явился   поэтическим   отражением национального голландского быта. Потомки   знатных   рыцарских   фамилий,   любители   шумных   охотничьих забав   просили   художника   написать   «охотничьи   трофеи».   Это   были патетические   и   очень   показные,   бравурные   натюрморты,   подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты – «завтраки» – чаще скромные, интимные, но порой и весьма   торжественные,   такие,   как   незатейливый   «Завтрак   с   ежевичным пирогом»   Виллема   Класа   Хеды   (1594–1680)   из   Дрезденской   галереи.   Его можно назвать живописной новеллой. Среди ее «героев» – ежевичный пирог – небрежно отломанный кусок его лежит   на   блюде,  старинный   зеленоватый   бокал,   до   половины   наполненный прозрачным вином. Другой бокал – попроще – упал, и у него отбился край. Стакан,   скромно   отступивший   в   глубину   стола.   Легко   вообразить,   что   у чопорного, гордого своей родословной бокала и обыкновенного стакана могли быть,   как   и   в   сказках   Андерсена,   сложные   «взаимоотношения».   Каждый играет свою роль в повествовании о скромной трапезе, рассказывая о людях, веселившихся   за   столом,   о   сердечной   обстановке   дома.   Нам   интересно пофантазировать, кто же был здесь. Но мы любуемся и тем, как художник передал   сияние   металла,   блеск   вина,   прозрачность   и   красоту   стекла,   как искусно он создал всю эту нехитрую композицию.   поэтичность   или, В  натюрморте   художник   ведет  с  нами   доверительную   беседу.  Тонкость восприятия   жизни,   бравурность   и торжественность – во всем этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут   придать   натюрморту   фантастический   смысл,   он   может   звучать   и драматически.   наоборот, Еще в Лейдене, старинном голландском университетском городе, родился философский натюрморт. Его назвали Vanitas – «суета сует» или memento mori – «думай о смерти». Рисуя песочные часы, которые уже давным­давно не показывают   время,   свечу,   которая   вот­вот   погаснет,   страшный   череп, художник   как   бы   напоминал   о   бренности   человеческого   существования, призывал задуматься о его смысле. Почти через три века другой художник – голландец Винсент ван Гог (1853– 1890) писал цветы. Писал очень просто, без внешних сопоставлений, красивой компоновки.   Писал   то,   что   видел.   Художник   хотел   радоваться   яркости подсолнуха, вобравшего в себя солнце, но не мог преодолеть чувства тревоги и беспокойства, овладевшего им. Пронзительные, будоражащие, тревожащие натюрморты   нарушают   привычное   спокойствие.   Прямолинейные   поучения лейденских живописцев кажутся рядом с ирисами и подсолнухами Ван Гога наивными и нестрашными. В натюрмортах великого французского живописца Поля Сезанна (1839– 1906) вещи, самые что ни на есть простые – белый глиняный кувшин, пивная кружка, персик, яблоко – становятся настолько значительными, осязаемыми, что,   глядя   на   них,   незаметно   для   себя   говоришь   не   о   натюрморте, рассказываешь не о самих предметах (слева – персик, справа – трубка), а о цельности   и   ясности   взгляда   на   мир,   вспоминаешь   энергию,   звучность   и плотность красок, реальность бытия всего написанного. Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   –   натюрморт   П. Сезанна «Персики и груши». 1888–1890. Натюрморт   может   быть   не   только   сосредоточенно   созерцательным   или драматичным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, давать   душевный   отдых.   В   Музее   изобразительных   искусств   в   Москве недалеко от Сезанна висит натюрморт Анри Матисса «Красные рыбки». Что может быть бесхитростнее? Красные рыбки плавают в аквариуме, и все. Но композиция пробуждает в нас чувство радости, пробуждает нашу активность и темперамент. Для одних мастеров натюрморт оказывался эпизодом, они не чувствовали смысла в живописи такого рода. Другие находили в нем отдохновение либо проверяли   силы   перед   новой   программно­философской   работой.   А   третьи искали разрешения этих проблем в самом натюрморте и были счастливы. Так замечательный итальянский живописец ХХ века Джорджо Моранди (1890–1964)   всю   жизнь   писал   с  точки   зрения   постороннего   одно   и   то   же. Писал   сосредоточенно,   одержимо.   Это   были   небольшие   композиции   с бутылками.   Спокойные,   основательные   и   ни   на   что   философское   не претендующие. Просто бутылки. Но вглядываясь в эти холсты, мы видим, как поэтичен его строгий, безыскусственный мир. Так на примере натюрморта мы видим гибкость языка живописи, понимаем его неисчерпаемые возможности в выражении чувств людей. Исторически   появление   натюрморта   связано   с   развитием   реализма,   с расширением ее технических и познавательных  возможностей, с освоением способов воссоздания в картине многообразной конкретной материи. Натюрморт формируется в самостоятельный жанр в ХVI веке и достигает особого   расцвета   в   ХVII   веке,   прежде   всего   в   голландской   и   испанской живописи. В русском искусстве натюрморт появился несколько позже – в ХVIII веке, вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный интерес эпохи. Время расцвета этого жанра – конец ХIХ–начало ХХ века. Это прежде всего импрессионистические работы  И. А. Коровина и И. Э. Грабаря (1871– 1960). Яркие,   пронизанные   светом   и   полнотой   мироощущения   натюрморты создали художники И. Машков, А. Куприн и др., соединяя элементы четкого реалистичного   изображения   с   новыми   художественными   приемами   новых школ (кубизма, футуризма, экспрессионизма). 2. Х а р а к т е р и с т и к а  о с о б е н н о с т е й  натюрморта в скульптуре. У ч и т е л ь .   Лепные   орнаментальные   украшения   в   виде   геометрических фигур,   предметов   быта,   фруктов,   плодов   и   т.   д.   мы   найдем   на   многих памятниках старины, современных нам сооружениях. Каменные рельефы из плодов,   листьев   и   других   декоративных   элементов   применялись   еще древнерусскими   мастерами.   Сочностью,   богатством   форм   отличаются оконные   наличники   ХVII   века.   Пластичность,   выразительность   лепки отличают   декоративные   композиции   натюрмортов,   являющихся   деталями убранства спален в Павловском дворце. Современные   мастера   также   использовали   традиции   классического декоративного   натюрморта,   сообразуясь,   естественно,   с   новым   характером архитектуры. Таким   образом,   натюрморт   входит   как   деталь,   составная   часть   в скульптурную   композицию.   С   другой   стороны,   скульптурный   натюрморт может иметь и самостоятельное значение, как, например, широко известные настольные   украшения   китайских   народных   мастеров   (резьба   по   камню), представляющие   собой   искусно   выполненные   натюрморты   их   фруктов, овощей, цветов и т. д. 3. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  и правила работы над натюрмортом. У ч и т е л ь .   Чтобы   работа   над   натюрмортом   была   по­настоящему интересной   и   полезной,   натюрморт   должен   быть   хорошо   составлен   и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника. В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их   заменяет   вкус,   чутье,   интуиция,   композиционное   видение   художника. Отметим   только   некоторые,   самые   общие   моменты.   Прежде   всего,   набор предметов не может быть случайным, их должно что­то объединять, роднить, в   них   должна   быть   заложена   определенная   идея,   тема.   Это   могут   быть, например,   предметы   труда,   растения,   плоды   или   кушанья,   старинные   или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п. Затем   сама   постановка.   Если   рассматривать   предметы   слишком   далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить – натюрморт   может   получиться,   наоборот,   очень   тяжелым,   громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать   чередование   светлых   и   темных   предметов,   тяжелых   и   более изящных   по   форме,   вертикальных   и   горизонтальных   по   своим   основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга. Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной   темой.   Предметы   в   натюрморте   должны   быть   зрительно уравновешены,   но   расположены   не   строго   симметрично­композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим. В   постановке   натюрморта   предметы   должны   быть   сгруппированы   так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить. Существенную   роль   в   натюрморте   играет   фон,   задник.   Взгляд   зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь – и мы невольно  будем  в нее  смотреть.  Отодвиньте  постановку   от  стены  – и  она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно   несколько   рассеется,   натюрморт   уже   будет   восприниматься   с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет   нашему   взгляду   рассеиваться,   уходить   от   постановки.   Такое, несколько «насильственное» привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе. Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта – относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где­то сзади; более легкие – перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может   находиться,   например,   только   драпировка.   Такой   облегченный передний   план   позволяет   нашему   глазу   лучше   воспринять   предметы, размещенные в пространстве. У п р а ж н е н и е   д л я   р у к : 1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку. 2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их. 3. Возьмите в каждую руку два средней мягкости детских мяча и, держа между большим и указательным пальцами, сожмите. Проделайте то же самое, сменив   указательный   палец   средним,   а   затем   остальными   по   очереди. Сожмите мяч 3 раза каждым пальцем, а затем 3 раза всеми вместе. IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь . Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной   утвари)   несложно.   Но   выбрать   предметы   –   это   еще   не   все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом. З а д а н и я   и   в о п р о с ы : 1.   Составьте   композицию   из   предложенных   предметов.  (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов.) 2.   Объясните   свой   замысел.  (Учащиеся   рассказывают,   что   и   как   они вообразили,   охарактеризовывают,   насколько   их   замысел   соответствует составленным композициям.) 3.   Какой   из   вариантов   расстановки   предметов   вам   кажется   лучшим   и почему? (Ответы учащихся.) У ч и т е л ь . Следующим этапом нашей работы будет изображение рисунка. Рисовать необходимо со светотенью. Это имеет большое значение, так как рисунок становится точным только тогда, когда проанализирована объемная форма предмета. Теперь можно приступать к работе цветом. Подбирайте на палитре как можно более точные цвета, но наносите их не густо, так как придется еще не раз   возвратиться   к   одному   и   тому   же   участку   рисунка,   добиваясь совершенства. Цвет должен выражать форму, поэтому каждый мазок краски кладите, сообразуя его с рисунком, с характером поверхностей предметов. Не забывайте время от времени оставлять работу, проверять ее на расстоянии. Необходимо помнить и о том, что ближние от нас предметы прописываются с большей деталировкой, чем дальние. V. Практическая работа. З а д а н и е .   Выполните   красками   натюрморт,   составленный   из   плоских предметов кухонной утвари (например, тарелок). Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы;   3)   оказание   помощи   учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VI. Итог урока. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь . Над каким изображением на картинах вы сегодня работали? У ч е н и к и . Над натюрмортом. У ч и т е л ь . Что представляет собой эта картина? У ч е н и к и . Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы. У ч и т е л ь .   Действительно,   в   натюрморте   мы   никогда   не   увидим изображения   человека.   И   все­таки   натюрморт   может   многое   рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость   или   грусть.   Надо   быть   большим   мастером,   чтобы   живо,   точно написать «неживую природу», показать все ее особенности и тонкости. Иоганн   Вольфганг   Гете   писал:   «Цвета   действуют   на   душу:   они   могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками:   как   ваше   изобразительное   искусство,   созданное   сегодня, «действует   на   душу»?   Покажите   свои   картины,   проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.  Радуют или печалят использованные в них цвета? Домашнее задание:  подобрать открытки, вырезки из журналов, газет с изображением натюрмортов.

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс

Урок  по ИЗО "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО МИРА – НАТЮРМОРТ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018