Урок по ИЗО "КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА" 3 КЛАСС

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»; формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА
Иконка файла материала Красота букетов из жостово.docx
КРАСОТА БУКЕТОВ ИЗ ЖОСТОВО. ТВОЯ ПОСУДА Цели   и   задачи:  ознакомить   детей   с   предметами,   которые   постоянно используются в доме, – посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость   формы   и   декора   от   назначения   посуды;   развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом – «жостовским»;   формировать   понятия   об   орнаменте   и   его   элементах; развивать   образные   представления,   навыки   деления   на   равные   части; воспитывать коллективистские качества, взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность. О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для  учителя  –  учебные  таблицы  и   пособия, готовые изделия, шаблоны, трафареты – формы под роспись, посуда из разных материалов   (металла,   дерева,   пластмассы);   для   учащихся   –   акварель   или гуашь, кисти (мелкие  и  крупные),  баночки  для  воды,  палитра, тряпочка   и подставка   для   кистей,   пластилин,   клей   ПВА,   гуашь   или   глина, водоэмульсионная краска. З р и т е л ь н ы й   р я д: фотографии и иллюстрации из книг. Ход урока I. Организация класса. II. Беседа по теме урока. У ч и т е л ь.   При   помощи   подборки   образцов   можно   организовать игру­«экскурсию» на выставку посуды или фабрику посуды. Особое внимание обратить на то, что в создании посуды большую роль играет художник: он конструирует   посуду   и   украшает   ее,   делает   опытный   образец,   а   затем   на фабрике по образцу изготавливают ее повторение – массовое производство. Но   бывает   посуда   в   одном   экземпляре   –   авторская   выставочная   работа. Зависимость   формы   и   декора   обусловлены   назначением   посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал,   из   которого   посуда   сделана.   Праздничная   посуда,   тонкая   и изящная,   изготавливается   из   тонкого   фарфора,   ее   детали   более   сложные, украшения богатые и разнообразные. Повседневная посуда проще по форме и менее   украшена,   но   более   прочная.   Посуда   может   быть   веселой, торжественной   или   безразличной,   скучной.   Детская   посуда   должна привлекать росписью, быть устойчивой и удобной.Декором посуды может быть ручная роспись или переводные картинки. Посуда   по   характеру,   соответственно   назначению,   может   быть   стройной, мощной, воздушной, приземистой и т. д.  В конструировании посуды за основу берутся формы цилиндра, усеченного конуса, части шара и их сочетания. Кроме этих видов посуды до сих пор живут народные художественные промыслы, производящие ее с давних времен из материалов, используемых в народе в прошлом, – Хохлома (дерево), Жостово (железо), Скопин, Гжель (глина). Рассмотрите эти подносы. (См. Приложения, рис. 3, 4.) На них цветы то собраны в упругие букеты, то сплетены в нарядный венок, а то рассыпаны ветками по черно­лаковой поверхности. – Узнаете ли вы цветы на жостовских подносах? Назовите их. – Какова цветовая палитра на подносах?  – Рассмотрите, в каких из них использована сближенная цветовая гамма, а какие отличаются гармоничными контрастными оттенками. Какие цветы чаще всего встречаются в фоне и цветах?  А теперь откроем тайну рождения букетов на жостовском подносе. С п р а в к а . Неподалеку от Москвы в начале XIX века в старинных деревнях Жостово, Осташково,   Новосильцево   и   др.   возник   промысел   расписных   лаковых   подносов. Производственный процесс начинается с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем штамповкой на мощном прессе заготовке придают одну из 26 принятых на фабрике форм: круглую, овальную, овальную фигурную, овальную крылатую, готическую, прямоугольную   («сибирскую»),   «гитарную»,   восьмигранную   или   другую.   Острые   края формы   подгибают   и   переходят   к   грунтовке,   шпаклевке,   просушке,   шлифовке,   окраске черной краской и лакировке. (См. Приложения, рис. 3, 4, 8.) Жостовская   роспись   состоит   из   цветочных   композиций:   из   любимых   жостовскими художниками   пышных   роз,   тюльпанов,   астр,   георгинов,   пионов,   маков,   колокольчиков, васильков, незабудок, ромашек. Сделанная роспись должна хорошо вписываться в форму подноса   и   подчеркивать   его   особенности.   Как   правило,   роспись   дополняется   золотой орнаментальной рамкой вдоль бортика, составленной из элементов, называемых елочкой, травкой, лентой, рюшечками, дождиком и др. В росписи есть определенные э т а п ы  с характерными названиями: замалёвок, тенёжка, прокладка,   бликовка,   чертёжка,   привязка.   Поднос   украшается   рамкой,   лакируется, полируется или, как говорят жостовские мастера, «отделывается», «открывается», поднос становится материально полезной вещью, украшением на столе и картиной на стене. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) – Почему цветочные букеты не сливаются с темным фоном подносов?  –   Как   помогает   цвет   увидеть   красоту   и   крупных,   и   мелких   цветов   и травинок?Подсказкой   станут   поэтапные  рисунки   послойного   жостовского   письма. (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Мастер начинает работу по э т а п а м: 1) замалёвок – нанесение разбеленной краской силуэтов цветов и листьев. Они композиционно уже организованы, собраны в букет; 2)   на   просохший   замалёвок   прозрачными   красками   мастер   накладывает тени.   Этот   прием   называется  «тенёжка»,   с   его   помощью   букет   как   бы погружается в глубину фона. Тени не простые, а цветные. 3)  прокладка  –  плотное   корпусное   письмо.   Кисточку   надо   «насытить» яркими красками, смешанными с белилами. Это наиболее ответственный этап живописи. Мастер уточняет форму, цвета листьев. Лепестки набирают силу, становятся тонкими, изящными; 4)  бликовка  –  завершение   живописной   лепки   формы   цветка   и  листьев. Выполняют   ее   мазками   краски   с   обильной   примесью   белил   на   самых выпуклых и светлых местах. Каждый мазок подчеркивает форму растений, выявляет всю силу света, как бы спокойно освещающего букет; 5)  чертёжка   и   уборка  –   завершающие   этапы   окончательной   отделки (золотой узор, тонкие линии). III. Работа над заданием (в а р и а н т ы). 1. Изображение на бумаге 1–2 сосудов из сервиза (чашка–чайник, кувшин– бокал) с декором. Можно использовать трафарет.  2. Лепка посуды из пластилина (каркасом может служить маленькая банка) с росписью по белой грунтовке. 3. Лепка посуды из жгута пластилина или глины. Живописные   украшения.  Повторить   последовательность   послойного жостовского письма (цветок, веточка с листьями). (См. Приложения, рис. 5, 6, 7.) Украсить   цветочным   узором   поднос   (использовать   кисть,   гуашь, обязательно белую краску). При рисовании цветов возьмите за основу одну из приведенных в учебнике композиций жостовских мастеров. IV. Итоги урока. Экспресс­просмотр выполненных работ, отметить лучшие. Домашнее задание.Рис. 3. Подносы. Жостово Рис. 4. И. Л е о н т ь е в . Поднос (фрагмент) Рис. 5. Этапы послойной жостовской росписи цветкаРис. 6. Этапы послойной жостовской росписи листьев, лепестков2)   3) 4)    5)     6) Рис. 7. Этапы послойной жостовской росписи букетов цветов:  1) замалёвок; 2) тенёжка; 3) прокладка; 4) бликовка;  5) чертёжка; 6) уборка Рис. 8. Образец заготовки подноса без росписи Жостово

Посмотрите также