Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
28.03.2018
Обобщить знания по теме четверти; показать стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.
Оборудование: для учителя – карточки, пособия к дидактическим играм, репродукции; для учащихся – графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии архитектурных построек.
Литературный ряд: легенда о мастере города Ургенча.Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Многообразие художественных культур в мире.docx
МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»
Ц е л и и з а д а ч и : обобщить знания по теме четверти; показать
стилистическое единство образа природы, образа архитектуры и образа
человека в каждой культуре; развивать эстетическое, эмоциональное
воображение, творчество; прививать интерес к культуре разных народов.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – карточки, пособия к дидактическим
играм, репродукции; для учащихся – графические материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д : фотографии архитектурных построек.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : легенда о мастере города Ургенча.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Видеть красоту, думать и рассуждать.
II. Работа по теме урока.
У ч и т е л ь . Три брата мастера приглашают нас в путешествиеигру по уже
знакомым странам.
1. К р о с с в о р д «Образы культуры».
Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово, которое является
стержнем во всех культурах мира.
Вопросы к кроссворду:
1) Название художественного стиля в искусстве средневековой Западной
Европы.
2) Буддийский храм в Японии.
3) Переносное жилище кочевых народов степей.
4) Храм мусульманских народов.
5) Обрамленный, архитектурно выделенный вход в здание.
6) Одежда у древних греков – широкий кусок ткани со многими складками,
скрепленный на плечах вроде рубашки без рукавов.
7) Национальная одежда японцев.
8) Русское название жилища горцев Кавказа.
К л ю ч е в о е с л о в о : гармония. У ч и т е л ь . Что означает слово «гармония»?
У ч е н и к и . Это согласованность и соразмерное сочетание всех элементов.
У ч и т е л ь . Приведите примеры гармоничной связи в изученных
художественных культурах мира.
2. Б е с е д а о культуре народов мира.
На земле живет очень много наций и народностей, говорящих на разных
языках. У каждого народа своя история, своя культура, неповторимое,
самобытное искусство.
Давайте вспомним, где мы с вами путешествовали, с культурами каких
народов мира познакомились.
– Что вас больше всего заинтересовало, что запомнилось?
– О чем вы узнали самостоятельно? Что еще хочется узнать?
– Какие неразрешенные вопросы у вас возникли?
– Давайте вместе вспомним названия стран и городов, в которых мы
(Учитель показывает фотографии архитектуры Древней
побывали.
Греции, Японии, Средней Азии, Западной Европы и др.).
Звучит национальная узбекская музыка. Учитель демонстрирует
фотографии знаменитых мечетей, мавзолеев в Самарканде.
– Какие впечатления возникают у вас от фотографий архитектуры Средней
Азии и звуков национальной музыки?
– Как вы думаете, почему облик Самарканда отличен от древнегреческого
города?
– Давайте отправимся в другой город Средней Азии – это древнее
городище в Туркмении носит имя КуняУргенч. (Учитель показывает
фотографии архитектуры.)
Вот мы поднимаемся с вами по высоким ступенькам древнего минарета, лестница
крутая. Мы забудем об усталости, когда поднимемся на самую вершину минарета – ведь он
взметнулся ввысь на 60 метров. Чуточку воображения – и оживает далекая история.
…Главная площадь когдато богатейшего города Ургенч сразу затихла при появлении
хана. Все склоняются перед могущественным правителем. Лишь один молодой мастер,
построивший самое красивое сооружение в городе, осмелился заговорить с ханом. И о чем
заговорил! Попросил хана отдать ему в жены дочь – красавицу и гордячку Тюрабекханым.
Правитель побелел от злости. Но зная, что у этого человека золотые руки, пошел на
хитрость: «Построй башню, чтобы с нее были видны все мои владения. Тогда отдам тебе в
жены дочь».
Мастер, конечно, согласился. Любовь придавала ему силы, и башня быстро росла.
Однако были известны коварство и лживость хана. Поэтому, поднимаясь в последний раз
на вершину башни, чтобы закончить ее, мастер взял с собой две большие пластины,
сделанные из тонких досок, обшитых кожей.
«Повелитель, я исполнил твою волю! Готов ли ты выдать за меня дочь?» – крикнул
сверху мастер. Но хан ответил: «У меня последнее условие: прыгни оттуда! Если уцелеешь
– твоя Тюрабекханым!»
Мастер надел пластины на руки, будто крылья и прыгнул. Налетевший ветер подхватил
смельчака и понес вдаль. Опустился смельчак на чужую землю, за сотни километров от
Ургенча. Вернулся домой после долгих странствий и злоключений лишь через три года.
Узнал, что хан убит, а его дочь умерла. Над могилой любимой мастер начал строить
мавзолейдворец. И снова ему помогала любовь. Закончил работу уже стариком.
Много поколений сменилось с тех пор. Но вот уже почти семь столетий стоят,
восхищая своей необыкновенностью, два великолепных средневековых памятника –
минарет и мавзолей Тюрабекханым. Основание минарета 11 метров в диаметре, а вверху –
4 метра. Он сооружен из шлифованного кирпича, украшен поясами орнаментальной
кладки.
Древнее городище КуняУргенч – это не только два названных памятника. Здесь
сохранились еще четыре мавзолеядворца, построенных в XII–XIV веках. Словом, целый
ансамбль уникальной архитектуры.
Учитель демонстрирует изображения архитектуры Древней Греции.
– В какой стране могли построить эти здания?
– Какие архитектурные особенности напомнили вам культуру Древней
Греции?
– Что такое «ордер» в архитектуре? (Это определенный порядок
взаимного положения частей здания с колоннами, несущими крышу.)
– Какие ордеры вы знаете? (Дорический, ионический, коринфский,
композитный.)
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Древнегреческие колонны».
По плакату «Древнегреческие колонны» учащиеся определяют
архитектурный ордер и время года, которое соответствует каждому ордеру в
зависимости от характера сооружения. У ч е н и к и . Дорическая колонна строгая и простая, как дерево зимой, это
колонназима; ионическая колонна проросла небольшим тугим завитком
сверху – наверное, дерево почувствовало первые лучи солнца и выпустило
аккуратную почку, это колоннавесна; а коринфская колонна вобрала уже
много тепла и света, и расцвели и распустились листья, и стало расти дерево
ввысь и вширь – это колонналето.
А в композитной колонне люди соединили вместе черты разных ордеров и
получили вот такого красавца – дерево с пышной разнообразной кроной,
увитой цветами, плодами, лентами.
Композитная колонна и есть настоящая колоннаосень: на ней урожай всех
других ордеров.
У ч и т е л ь . Видите, как богато на выдумку и прекрасно оказалось для
мастеров, архитекторов и строителей простое необходимое дело укрепления
потолка дома! Колонна стала частью красоты комнат и залов, переходов и
галерей. Много колонн «растет» и «цветет» и на самих домах. Сколько самых
разнообразных колонн можно увидеть на улицах наших городов! Строили
города вместо стоявших тут некогда лесов – вот и остались от бывшего леса стволы и кроны, листья и прожилки коры, ветки, почки и плоды. Когда идете
по своему городу, обязательно посматривайте на дома: какие колонны
«растут» на них? Какое время года больше всего любил затейникархитектор?
Если рассматривать города не сами по себе, а вместе с окружающей
природой, тогда мы увидим, что природа и города находятся в гармоническом
единстве друг с другом. Гармония, согласованность, единство раскрываются и
в пропорциях, и в материале, и в цветовой характеристике природы и
построек.
Рассмотрите плакат «Образы построек».
– Какие здания здесь изображены?
– Какие образы природы и образы людей им соответствуют?
У ч е н и к и . Изящная конструкция японского храмапагоды напоминает
дерево и сложную прическу японской красавицы.
Конструкция русского каменного храма напоминает богатыря на сильном
коне и крепкое дерево – дуб.
Нарядная конструкция мечети, торжественно украшенный огромный вход
напоминают восточные сказки, экзотическую природу.
Величественная конструкция готического собора соответствует
средневековым готическим костюмам.
Прозрачная конструкция греческого храма соответствует теплому климату
в Греции.
Учащиеся приходят к выводу: образ архитектуры, образ природы и образ
человека в каждой культуре мира гармонично связаны. Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Настроение».
У ч и т е л ь . У каждого человека бывают разные настроения.
Он называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут
испытывать в тех или иных случаях: мама не пускает тебя на прогулку; папа
подарил тебе большую, красивую игрушку.
Учитель читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те
чувства, о которых сказано в нем:
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение.
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
У ч и т е л ь . В каждой художественной культуре свой образ человека,
который гармонично связан с образом архитектуры и образом природы.
4. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Узнай по профилю». Учитель демонстрирует вырезанные из бумаги силуэты профилей:
древнерусского воина, японки, гречанки, русской красавицы, средневековой
женщины.
Учащиеся определяют образы людей по силуэтному профилю, называют те
признаки, по которым узнали и определили образ человека и его характер.
5. К о н к у р с к о м м е н т а т о р о в , в задачу которых входит объяснение
разницы между икебаной и букетом полевых цветов.
III. Самостоятельная работа в тетради (с. 28–29).
IV. Итог урока.
Б е с е д а по творческим вопросам:
– Что принесло вам знакомство с искусством разных народов?
– Что вы можете сказать о каждом народе как создателе художественных
ценностей?
– Для чего людям Земли необходимо искусство?
– Каким вы себе представляете идеального зрителя?
– Как вы считаете, ученики нашего класса соответствуют этим меркам?
Домашнее задание: работа в тетради на с. 26–27; вспомнить пословицы
разных народов о материнстве.
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Урок по ИЗО "МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В МИРЕ. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК»4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.