Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс
Оценка 4.6

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс
дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков; раскрыть идею произведения А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»; развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать коллективно; совершенствовать навыки изображения людей в движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка); воспитывать интерес к традициям русского народа.Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс
Народные праздники.docx
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ Цели и задачи:  дать представление о языческих богах древних славян; познакомить   с   народными   праздниками,   обычаями   и   традициями   наших предков; раскрыть идею произведения А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»; развивать творческое воображение, графические навыки и умение работать коллективно;   совершенствовать   навыки   изображения   людей   в   движении; осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка); воспитывать интерес к традициям русского народа.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – большие листы бумаги (обоев) и графические материалы.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   иллюстрации   с   изображением   языческих богов древних славян; репродукция картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна». Л и т е р а т у р н ы й   р я д :  русский фольклор. М у з ы к а л ь н ы й   р я д :   запись   русских   народных   песен,   праздничных припевов. I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а К нам сюда скорее просим,  Подходи, честной народ! Фейерверки зажигайте,  Дружно праздники встречайте!  II. Беседа по теме урока.  Звучит плясовая народная музыка.  У ч и т е л ь . Жизнь людей в далеком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – пропал урожай, пойдут дожди – сгинет трава на лугах.   Жди   зимой   голода.   Застанут   человека   в   дороге   трескучие   морозы, снегопады или пыльные бури – собьется с пути, заблудится и погибнет. И люди   наделяли   природу   вели­   кой   силой,   обожествляли   ее,   пытались расположить к себе, задобрить.  Уверенность,   убежденность   в   чем­то   называется  верой.   Вера   в   силы природы и поклонение многим богам называется язычеством. Учащиеся рассказывают о языческих богах древних славян.  1) Славяне были язычниками. Одним из богов у них был Перун – бог грома и   молнии,   властелин   плодородного   дождя.   Изображали   его   с   серебряной головой и золотыми усами. Память о нем сохранилась и до наших дней в названии горы, растения (перуница) и в загадках.  2)   Богом   Солнца   был  Даждьбог,   в   некоторых   местах   его   называли Ярилом, от слов ярко (светит), яростно (палит). В ряде мест – на Украине, в Полесье – восход солнца встречали молитвой, обнажая голову. Чтили «живой огонь», считая, что он зажжен от солнца. Огонь пылал в кострах, горел в домашних очагах. При вселении в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его своим детям, начинающим   самостоятельную   жизнь.   Отсюда   возник   обычай   зажигать «вечный  огонь»  на  священных  могилах,  как  символ  памяти,  на  всемирных Олимпийских играх, во время торжественных факельных шествий.  3) Поклонялись славяне и земле, изображая ее в виде женской фигуры, имя которой   было  Мокошь  (мокрая).   Ее   ласково   называли   «земля­матушка», «мать – сыра земля». Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает   обильные   урожаи.   Землю   считали   святой,   ее   охраняли:   весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие   урожаи.   До   наших   дней   дошли   обычаи   целовать   землю,   хранить горсть родной земли.  Люди   населяли   духами   все   живое.   Дуб   считался   священным   деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была береза, она посвящалась духам добра. В начале лета (в июне) ее украшали лентами, вышитыми полотенцами, около березы водили хороводы. Существовали целые заповедные рощи, где приносили   богам   жертвы   –  требы.   Такие   рощи   были   около   городов Белозерска, Новгорода, Ярославля, Костромы, Твери. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами.   Они   затягивали   в   омут   неосторожных.   В   лесу   хозяйничал маленький   зеленый   леший,  который   мог   заставить   заблудиться   даже   очень опытного охотника. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. У ч и т е л ь .   Мастер   изображения   предлагает   вам   дидактическую   игру «Незаконченные рисунки» (на развитие творческого воображения). Учащиеся   получают   альбомные   листы   с   изображенными   линиями. Необходимо   за   5   минут,   используя   предложенные   элементы,   изобразить древнеславянских языческих богов или сказочных, фантастических существ. Учащиеся работают пастелью.  Выполнив задание, учащиеся анализируют работы: как с помощью средств художественной   выразительности   они   показали   характер   фантастического существа.  Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами. Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками.   Хозяева   должны   были   одаривать   пришедших.   Если   хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать на дом беду. Песни были разные, в том числе и такие: «Многие вам лета – пирожок за это!» («Многие лета» – пожелание долгой жизни); «Коляда, коляда, подавайте пирога!   Не   дадите   пирога,  мы   корову   за   рога!»  (намек   на   то,  что   скупое одаривание уведет со двора корову, которая была кормилицей семьи). Обычай колядования   сохранился   в   некоторых   районах   России,     многие   народные традиции стали возрождаться.  У ч е н и к .  Коляда, коляда, отворяй­ка ворота.  Пришла коляда накануне Рождества,  С пышками, с лепешками, со свиными ножками.  Коляда, коляда, подай пирога! Подавай, не ломай, а по целому давай.  Кто даст пирога – тому скот, живота,  Кто не даст пирога – уведем корову за рога.  Хозяин и хозяйка, с праздничком! Наделите, подарите колядовщичков! С амбару решетом или с печи пирогом.  У ч и т е л ь .   Праздник   проводов   зимы   и   встречи   весны   назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело: разъезжали на санях, сжигали чучело масленицы.  Представим   себе   такую   картину.   Небольшое   селение   утонуло   в   снегах. Поле за селением тоже покрыто глубоким снегом. И на этом белоснежном просторе выделяются темные снопы, сложенные в груду. Они приготовлены к празднику.  На землю пала ночная тень. Кажется, все сейчас заснет до утра. Тишину ночи   неожиданно   разрывает   свет   и   крик:   «Масленицу   жечь!»   Из   избушек выбегает молодежь, со смехом, прибаутками бежит в поле сжигать масленицу. Разве можно усидеть дома в такой праздник! Жарко горит в поле костер. Весело около него. И вот наступает самый главный момент – в костер летит заранее приготовленная кукла. Поднялся столб огня, дыма, взвились в ночное небо искры. Взявшись за руки, молодежь помчалась вокруг костра, припевая: «Масленица   загорела,   всему   миру   надоела,   обманула,   провела,   годика   не дожила».  У ч е н и к .  Дорогая наша гостья – Масленица,  Авдотья Ивановна! Дуня белая, Дуня румяная,  Гостья важная, долгожданная,  Коса длинная, двуполтинная,  Платок беленький, да с горошками.  Ноги стройные, да с сапожками,  Бровки черные, наведенные,  Портянки белые, набеленные.  Солнце теплое в небе дразнится,  Здравствуй, гостьюшка наша Масленица! У ч и т е л ь . В ночь с 23 на 24 июня был праздник  Купалы. В глубокой древности он сопровождался человеческими жертвами – в дар реке приносили девушку. Позднее этот обряд изменился: жертвоприношение было заменено купанием в реке. Девушки плели венки и пускали их по течению. Этот обычай сохранился до наших дней.  Купала изображался в виде столба, обвитого зеленью, с пучком соломы на верхушке.   Вокруг   столба   складывали   костер   из   дубовых   веток,   который поручали зажигать молодой женщине. Считалось, что для очищения от всякой скверны нужно прыгнуть через этот костер. Молодежь водила хороводы и напевала: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Как отголосок этого обряда дошла до наших дней игра в «горелки». У ч е н и к .  Гори, гори ясно,  Чтобы не погасло,  Глянь на небо – Птички летят,  Колокольчики звенят! Раз, два, не воронь,  Разбежимся, как огонь! У ч и т е л ь .   Осенью   отмечали   праздник  урожая.   В   этот   день   пекли огромный медовый каравай. За ним прятался человек и спрашивал: «Видно меня?»  Ему  отвечали:  «Видно  немного,  дай   бог,  чтобы  на   следующий   год совсем не видали».  Во время жатвы последний сноп не увозили с поля, а завязывали узлом, полив водой, и оставляли как залог будущего урожая. У ч е н и к .  Жнеи молодые,  Серпы золотые! Уж вы жните, жните,  Жните, не ленитесь.  А обжавши нивку,  Пойте, веселитесь! Звучит русская народная песня «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Учащиеся   Ф и з к у л ь т м и н у т к а выполняют движения, соответствующие тексту.  Уж мы сеяли, сеяли ленок,  Уж мы сеяли, приговаривали,  Чоботами приколачивали: – Ты удайся, удайся, ленок,  Ты удайся, мой беленький ленок,  Лен, мой лен,  Белый лен. Мы пололи, пололи ленок,  Мы пололи, приговаривали… Уж мы рвали, мы рвали ленок… Уж мы мыли, мы мыли ленок… Мы трепали, трепали ленок… Уж мы мяли, мы мяли ленок… Уж мы пряли, мы пряли ленок… Уж мы ткали, мы ткали ленок… III. Беседа по картине А. Г. Венецианова «На пашне. Весна».  У ч и т е л ь .   Какое   настроение   передают   русские   народные   песни, праздничные припевы, приговоры и обряды?  У ч е н и к и .   Настроение   праздничное.   Люди   веселятся,   верят   в   чудо, волшебство, счастье и удачу. Они надеются на обновление и рождение новой светлой жизни. Учитель демонстрирует репродукцию картины А. Г. Венецианова «На пашне. Весна».  У ч и т е л ь .   Алексей   Гаврилович   Венецианов   в   небольшой   картине (размеры   картины   51,2  ×  65,5   см)   «На   пашне.   Весна»   написал   поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое   небо.   Крестьянка   ведет   лошадей,   лошади   тянут   борону.   Рядом работает еще одна крестьянка, еще одну мы видим вдалеке.  Рассмотрите внимательно эту картину. Есть ли в ней что­нибудь такое, что невозможно представить в действительности? У ч е н и к и .   Работает   женщина,   а   не   мужчина.   Крестьянка   идет   очень легко.   Женщина   одета   в   нарядный   сарафан.   На   земле   сидит   толстенький ребенок. В картине крестьянка намного выше лошади. У ч и т е л ь . Необычность размеров не «режет» глаз, не кажется странным. Художник в картине писал не сцену реальной жизни, не реальных Дарью или Пелагею, работавших в поле. А. Г. Венецианов создавал нечто другое. Как вы думаете, что? Художник   создавал   образ   весны.   Чем   особенно   выделяется   это   время года?   Весна  –  время   рождения   новой   жизни.  Художник   нарисовал   черный остов дерева. Дерево ушло из жизни, погибло, умерло, но рядом появились новые, еще тонкие как прутики, деревца. Эти деревца – новая жизнь – это весна. Жизнь продолжается! На прутиках появились первые листочки, и это весна!   Крепкий   толстый   малыш   –   это   тоже   новая   жизнь!   И   это   весна!   И крестьянка, как сама Весна, красна и румяна, улыбаясь, идет по земле. Идет легко, еле касаясь земли ногами.  Какое   настроение   передают   русские   народные   песни,   праздничные припевы, приговоры и обряды русских народных праздников?  У ч е н и к и .   Настроение   веселья,   ожидания   чудес,   волшебства,   веры   в счастье и удачу. У ч и т е л ь . В те времена, когда создавалась картина, считали, что весну можно   представить   только   античной   богиней   Флорой,   окруженной танцующими нимфами. Богиня Флора и нимфы должны были быть прекрасны, как мраморные античные скульптуры. Впервые в русском искусстве в этой картине   художник   показал   весну   русской   девушкой   в   алом   кокошнике   и нарядном   сарафане.   А.   Г.   Венецианов   первым   заметил   красоту   округлого нежного   лица   девушки,   плавного   движения   ее   фигуры,   русского национального костюма.  – Какое чувство вызывает у вас картина А. Г. Венецианова «На пашне. Весна»?   Какие   средства   художественной   выразительности   использовал художник? А. Г. Венецианов провел линию горизонта в своем произведении низко – и бесконечное   небо   раскинулось   над   землей   в   его   картине.   На   этом   фоне вырисовываются   и   фигура   крестьянки,   и   тоненькие   деревца,   и   все изображенное   поэтому   кажется   таким   парящим,   воздушным.   Венецианов написал   картину,   в   которой   в   конкретном   (весенняя   свежесть,   точно переданные краски среднерусской природы, ее мотивы) выражено главное – весеннее обновление, рождение новой жизни.  IV. Коллективная работа.  З а д а н и е : создать панно на тему народного праздника. У ч и т е л ь . Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни. Необходимо, используя средства художественной выразительности, передать этот образ, чувства и настроение.  Учащиеся   изготавливают   2   панно.   В   каждом   панно   группа   «главных художников» расписывает элементы пейзажа (постройки, деревья), а другие учащиеся  рисуют  фигуры  людей,  вырезают  их.  Затем  под  руководством учителя и «главных художников» необходимо наклеить их на панно. Работу в аппликации можно сочетать с прямой работой красками на панно.  V. Итог урока.  У ч и т е л ь . Три брата – мастер постройки, мастер изображения, мастер украшения   предлагают   вам   рассказать,   какие   средства   художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.  Оценка коллективной работы.  Уборка рабочих мест.  Домашнее задание:  познакомиться с русскими традициями проведения ярмарки по литературным произведениям.

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс

Урок по ИЗО "Народные праздники" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018