Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс
Оценка 4.7

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс
Дать представление о проведении ярмарки; познакомить с покровительницей ярмарки и торговли святой Параскевы Пятницы, с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания учащихся по теме «Истоки родного искусства»; развивать навыки в декоративно-творческом конструировании; укреплять межпредметные связи. Зрительный ряд: рисунки с изображением кукол из соломы; икона святой Параскевы Пятницы. Литературный ряд: русский фольклор (праздничные песни, пословицы о труде). Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Коробейники».Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс
Ярмарка.docx
ЯРМАРКА. ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ  «ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА» Цели и задачи: дать представление о проведении ярмарки; познакомить с покровительницей   ярмарки   и   торговли   святой   Параскевы   Пятницы,   с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания учащихся по теме «Истоки родного   искусства»;   развивать   навыки   в   декоративно­творческом конструировании; укреплять межпредметные связи.  О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, образцы кукол из соломы и рогоза; для учащихся – листья рогоза, ножницы, цветные нити, початок рогоза.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  рисунки с изображением  кукол из соломы;  икона святой Параскевы Пятницы.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   русский   фольклор   (праздничные   песни, пословицы о труде). М у з ы к а л ь н ы й   р я д : запись русской народной песни «Коробейники». Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  Звучит   запись   русской   народной   песни   «Коробейники».   Ученики садятся.  У ч и т е л ь .  На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! II. Работа по теме урока. 1 .   В в о д н а я   б е с е д а . У ч и т е л ь . Сегодня мы отправляемся в русскую деревню на ярмарку. Что же такое ярмарка? У ч е н и к и . Ярмарка – регулярно, в одном месте и в определенное время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями.  У ч и т е л ь . Что вы знаете о ярмарке? Как она проходит?  У ч е н и к и .   Издавна   покровительницей   ярмарки   и   торговли   считалась Параскева Пятница. День ее памяти отмечается 10 ноября. 2. Р а с с к а з  учащихся о Параскеве Пятнице.  Параскева Пятница.  Так нарекли одну из  девочек, родившуюся в III веке  в городе Икония (ныне он находится в южной Турции). В ее Житии сказано, что «родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого означает «пятница». Приняв крещение еще в младенчестве,  Параскева,  повзрослев,  дала  обет  безбрачия  и  посвятила  себя  служению Христовой   Вере.   Поскольку   ей   выпало   жить   во   временах   жестокого   преследования христиан, то повторилась у нее распространенная тогда судьба христианских мучеников. Ее пытали, истязали за веру и казнили. На   Руси   Параскева   Пятница   почиталась   особо,   преимущественно   женской   частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой красивой крестьянки или монашенки и примечает, кто   как   живет,   как   соблюдает   христианские   правила   и   обычаи,   богоотступников наказывает,   а   благочестивых   награждает.   Русские   иконописцы   изображали   Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.  В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. Крестьянки говорили: «Параскева – бабья святая». В день ее памяти не работали, даже  если  этот  день  приходился  не  на  пятницу,  а  на  другой  рабочий день недели.  Учитель  демонстрирует  икону  Параскевы  Пятницы  и  ставит  ее  на  видное место.  На   Параскеву   Пятницу   повторяли   обряды   Покрова.   Девушки   молили   о   желанном замужестве: «Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее». Вечером в этот день, когда оканчивались посиделки, девушки ходили с оставшимися огарками свечей под чужие окна   и   подслушивали   разговоры,   которые   толковали   применительно   к   будущему замужеству.  Пятница   у   православных   христиан,   как   и   среда,   считалась   днем   строгого   поста   и воздержания. Но если среда была рабочим днем без всяких исключений, то в пятницу нельзя было прясть, а разрешалось только шить. Пятница связывалась и с муками Иисуса Христа,   и   с   суровой   взыскательностью   Параскевы.   Поговорка   предостерегала:   «Кто   в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать». В пятницу нельзя было ни мыть голову, ни купать детей.  «Семь пятниц на неделе». Москвичи считали, что эта поговорка родилась в столице. В Москве было семь обетных «пятниц» на Красной площади – семь церквей во имя святой Параскевы.   В   неделю   святой   Параскевы   Пятницы   ее   ревностные   почитатели   старались побывать в каждой из них. Так получалось «семь пятниц на неделе». По церкви Параскевы Пятницы,   построенной   в   1739   году   купцами   Журавлевыми,   назвали   одну   из   самых оживленных улиц Замоскворечья – Пятницкая.  В Москве же и в других больших городах в день Параскевы Пятницы устраивались ярмарки. По преданию, на ярмарки вывозили изображение Святой Парасковии, обвешанное платками и лентами. И весь торг в этот день посвящался ей, и осенялся он ее именем.  У ч и т е л ь .   И со всех концов земли Все на ярмарку пришли! Народ собирается! Наша ярмарка открывается! – Сегодня на ярмарке­выставке представлены ваши лучшие работы по теме «Истоки   родного   искусства».   Давайте   совершим   путешествие   по   родному краю, погружаясь в культуру русского народа.  Учитель   предлагает   учащимся   рассказать   о   своих   работах,   о художественных приемах, которые применяли в изображении задуманного, по вопросам:  – В чем своеобразие русской природы? – Почему вы считаете ее красивой? – Благодаря каким художественным особенностям крестьянских построек мы можем говорить о единстве (гармонии) жилья с природой? – Какие произведения русских пейзажистов запомнились? – Какие качества ценились в женщинах? – Что считали главным достоинством мужчины? – Какие русские художники изображали красоту своих соотечественников? – Как вы понимаете выражение «красота труда»? – Что такое народные праздники? –   Какие   художественные   приемы   применялись   для   изображения задуманного?   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Ах, улица, улица, широкая,  Травушка­муравушка зеленая. (Широко разводят руки в стороны.) Ай, люли, люли, люли,  Травушка­муравушка зеленая. (Притопывание.) Как на этой на широкой улице  Расплясались девицы­красавицы.  Ай, люли, люли, люли,  Расплясались девицы­красавицы. (Носок – пяточка, три притопа.) Разыгрались добры молодцы,  Соревнуются русские богатыри. Ай, люли, люли, люли.  Соревнуются богатыри. (Прыжки, имитация движений боксера, бег на месте.) III. Самостоятельная работа учащихся.  Учитель предлагает прочитать записанные на доске пословицы и объяснить их смысл.  Поспешишь – людей насмешишь. Есть хотенье – будет и уменье. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Как вы понимаете каждую из них? (Ответы детей.) Все они относятся к теме нашего урока. Работать   мы   должны   не   спеша,   с   желанием,   чтобы   чему­то   научиться. Поможет нам во всем жнец. Кто такой жнец? (Человек, который работает в поле.) Кто может назвать орудие труда этого человека? (Серп.) С   помощью   этого   орудия   труда   жнец   убирал   урожай   с   огромных, бескрайних   полей.   Жницами   становились   молодые   и   не   очень   молодые женщины. Убирали хлеб вручную, собирали в снопы. Красиво собранный сноп подпоясывали свяслом. Свясло — соломенный жгут. (Показ образца.) Пучок   соломы,   перевязанный   жгутом,   издревле   служил   основой традиционных   крестьянских   игрушек.   В   страду   крестьянки   часто   брали   с собой в поле малых детей. Чтобы как­то развлечь дитя, крестьянка делала для него примитивную куклу из первого, что попадалось в руки, – из соломенного жгута (свясла). Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины — платье или сарафан. Затем фигурка куклы стала усложняться.   вставить   пучок   соломы перпендикулярно туловищу, связав его в середине и по краям так же, как перевязывают свяслом снопы. (Показ образца соломенной куклы.)   Было   найдено   решение: А теперь познакомимся с другим растением. Это – рогоз. (Показ початка рогоза.)  Рогоз   растет   по   берегам   рек   и   озер,   на   болотах,   в   заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Заготавливают листья рогоза только после того, как они станут гибкими, наберут силу, то есть в период цветения, ближе к   середине   лета.   Растение   срезают   серпом   или   ножом.   Сушат   в   тени,   на чердаке. Плетут различные изделия: панно, круги, сумки. Из початков делают подушки, перины. Ну а нам сегодня предстоит сделать из рогоза куклу. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   изготовления куклы: 1) Перед работой листья рогоза ошпарить кипятком, после чего они легко поддаются сгибанию, плетению. 2) Сложить все листья в пучок, согнуть их пополам (рис. 1). 3)   Сложить   пучок   вдвое,   немного   отступая   от   верха,   связать   его   – получится головка. Чтобы четче выразить шею, можно обмотать толще (рис. 2). Собрать более тонкий пучок, перевязать его вблизи от торцевых срезов. Длина рук не должна быть более половины расстояния от талии (рис. 3, с. 78). 5)   Пучок   листьев,   предназначенный   для   туловища,   разделить   на   две одинаковые   части.   В   промежуток   между   ними   вставить   тонкий   пучок   и перевязать. Обозначить высоту талии.  Получилась   фигурка   девочки.   Чтобы   получился   мальчик,   необходимо нижнюю часть талии разделить пополам (рис. 4).  6) Основа куклы готова. Теперь все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу в крестьянскую или городскую одежду, надеть на нее головной убор, придать рукам любое положение.  Учитель демонстрирует образцы готовых кукол. Мастер   украшения   предлагает   вам   пофантазировать   и   придумать   свои варианты украшения кукол.  Приемы   вязки   снопов   и   сооружение   из   них   суслонов   оказали   огромное влияние на народное декоративно­прикладное искусство и, прежде всего, на художественную обработку соломы.  Эти   же   приемы   изготовления   небольших   куколок,   которые   делали   на потеху   детишкам,   использовали   для   изготовления   гигантских   соломенных фигур   на   масленицу.   Масленичная   кукла,   так   называемая   кострома, олицетворяла   собой   прошедшую   зиму.   Она   была,   как   правило,   плодом коллективного творчества.  IV. Итог урока.  Выставка работ учащихся. Оценка выполненной работы.  У ч и т е л ь .  Вот и солнце закатилось,  Наша ярмарка закрылась.  Приходите снова к нам,  Рады мы всегда гостям! Учащиеся   прикрепляют   изготовленные   куклы   на   ватман   с   помощью булавок.  Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  подобрать   иллюстрации   с   изображением древнерусского города­крепости.

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс

Урок по ИЗО " Ярмарка. Истоки родного искусства" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018