Урок по ИЗО "Древние соборы"
Оценка 4.9

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО "Древние соборы"
познакомить учащихся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература).Урок по ИЗО "Древние соборы"
Древние соборы.docx
ДРЕВНИЕ СОБОРЫ Цели   и   задачи:  познакомить   учащихся   с   историей   создания   соборов Москвы;     дать     представление     об     особенностях     архитектуры     древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования   из   бумаги,   работы   с   графическими   материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература).  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии;  для учащихся  – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции А. М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»;   фотографии   Успенского,   Благовещенского,   Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого. Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   отрывки из стихотворений А. С. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :  запись песни О. Газманова «Золотые купола».  Х о д   у р о к а Помни   о   Красоте,   не   изгоняй   ее   облика   из   жизни,   зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания.  Н. К. Рерих I. Организационный момент. Ох, красна Москва церквами,  Расписными теремами,  В ней звонят колокола И сверкают купола.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно   хранили   память   о   прошлом,   любили   свою   историю   и   Родину   и чувствами эти передали своим будущим детям и внукам.  Два чувства давно близки нам –  В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.  Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.               А. С. Пушкин Звучит запись песни О. Газманова «Золотые купола». У ч и т е л ь .   Первые   храмы   на   Руси   стали   строить   с   принятием христианства.   Внешний   вид   православного   храма   напоминал   богатыря, стоявшего   на   страже:   прочные   стены,   небольшие   щелевидные   оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.  Церкви   имели   в   Древней   Руси   не   только   культовое,   но   и   большое общественное  значение.  Церковные  здания  возводились   из  дерева,  камня  и кирпича.   Кубическая   форма   церковного   здания   сложилась   в   русской архитектуре еще на самой ранней стадии ее развития в X–XI веках. Над этими сооружениями работали мастера­зодчие.  Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет простую   форму,   близкую   к   кубу.   Завершением   служат   купольные   главы. Число их может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы –   в   честь   Святой   Троицы,   пять   –   в   честь   Иисуса   Христа   и   четырех евангелистов, а семь – число церковных таинств.  Храм  –   здание,   в   котором   происходят   религиозные   обряды.   В   каждой стране храм имеет свое наименование: в России, в Западной Европе – церковь, костел,   кирха,   в   Средней   Азии   –   мечеть.   Храм   –   это   модель   Вселенной, ориентированная по сторонам света.  Храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.  Собор –  крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.  Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма   или   являющееся   его   частью.   Колокольни   часто   имели   значение дозорных   башен,   а   также   высотных   композиционных   центров   в   ансамблях кремлей,   монастырей   и   т.   д.   (например,   колокольня   Ивана   Великого   в Московского Кремле).  Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   А.   М.   Васнецова   Соборы»   и   фотографии   Успенского, «Московский   Кремль. Благовещенского, Архангельского соборов и колокольни Ивана Великого.  Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? У ч е н и к и . Храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.  Храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения,   проросшая   травой   земля,   сам   воздух   окрестности,   все окружающее   пространство   насыщены   гармонией   природы   и   творения   рук человеческих, духом истории.  Взметнув старинные кресты Над куполами, словно руки,  Она взирает с высоты  На красоту, ровняя звуки. Как будто бы по лону вод  Она и в праздники, и в будни Прекрасным лебедем плывет  Навстречу восхищенным людям.  Худое слово с языка Здесь не слетит. Светлеют лица,  И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться.               М. Просянников Все   дышит   миром   и   спокойствием,   а   своды   храма   по­прежнему   полны жизни и чувства.  III.   Рассказ     об     истории     и     архитектуре     соборов     Московского Кремля.  У ч и т е л ь . Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский   и   Архангельский.   И   возвышается   колокольня   Ивана Великого. У каждого собора – свой облик и назначение.  Московский князь Иван III призывал из Италии Аристотеля Фиораванти. Итальянский архитектор и военный инженер получил от князя почетный заказ – соорудить главный храм государства – Успенский.  Зодчество   –   искусство   строить   здания,   оно   неотделимо   от   умения вписывать   линии   в   небо.   Аристотель   Фиораванти   понимал,   что   в   России другое   небо,   чем   в   Италии,   –   севернее,   другие   люди   –   спокойные   и молчаливые, иные обычаи и вера.  Аристотель Фиораванти заказал кирпичи – продолговатые и твердые. Со своими спутниками уехал во Владимир. А там, утопая в вишневых садах, на обрывистой горе, над извилистой Клязьмой, горделиво высился Успенский собор. Поставили на горе его в давние времена так удачно, что он, казалось, плыл в воздухе.  Выполняя   заказ,   Фиораванти   поставил   в   Москве   храм,   похожий   на Владимирский, но еще более торжественный и величавый.  Восторгаясь сооружением, седой летописец написал: «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством».  В Успенском  соборе в торжественной   обстановке   венчались  на  царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны. По   соседству   с   Успенским   стоит   нарядный   Благовещенский   собор   – домовая   церковь   великого   князя.   Строили   собор   псковские   мастера­ каменщики.   В   этом   соборе   работали   великие   художники,   и   среди   них художник первой руки – Андрей Рублев.  Был закончен в начале XVI века и Архангельский собор – самый пышный из   всех   кремлевских   соборов,   украшенный   белокаменными   раковинами   и резными   пирамидами.   Он   напоминал   сказочный   заморский   дворец.   Строил собор­усыпальницу   московских   князей   итальянский   архитектор   Алевиз Новый.  Высоко   над   Москвой   в  небо  поднимается   ярусами   дозорная  башня.  На самой   выси,   на   боевой   площадке   сидел   бородатый   караульщик   и   зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Послушайте стихотворение Льва Мея о златоглавой Москве.  Там, за синей цепью гор,  За широкими полями,  Где усталый видит взор Только землю с небесами, – Там спит город­великан,  На холмы облокотившись,  К долам низменным склонившись,  Завернувшися в туман; Весь из куполов, блистает На главе венец златой; Ветер с поясом играет,  С синим поясом­рекой.  То величья дочь святая,  То России голова Наша матушка родная,  Златоглавая Москва! Ожила небес равнина,  Вот помчалася заря,  В колеснице из рубина,  Серебра и янтаря; Пробралась среди тумана,  К граду огненной тропой И коснулась великана Бледно­розовой рукой… Что общего находим между впечатлением, полученным от стихотворения Л. Мея, и впечатлением, полученным от увиденных архитектурных образов соборов Московского Кремля?   Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е  «По солнышку». По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте.) И любо мне, и весело,  Смотрю по сторонам,  Голубеньким и беленьким Я радуюсь цветам.  (Повороты направо, налево, любуются цветами.) А из лесу далекого,  Куда и я иду,  Приветливо доносится: Ку­ку, ку­ку, ку­ку! (Изображают кукушечку.) IV. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е .   Конструирование   древнерусской   церкви   и   древнерусской колокольни.  Удивительно проста Новых зданий высота.  Этажи растут до неба,  Это просто красота.  Много в городе домов,  Скверов, парков и садов.  Но прекрасней в мире нет Света русских куполов! Э т а п ы   р а б о т ы   конструирования   макета   древнерусской   церкви   и древнерусской колокольни. С п о с о б ы  конструирования деталей макета древнерусской церкви: а)   четырехгранной   призмы   основания   здания   (для   этого   верхние   части граней призмы режутся ножницами по силуэту намеченной кровли здания, или режутся   силуэты   кровли   только   двух   противоположных   граней,   а   части боковых граней складываются внутрь);  б)   цилиндрического   барабана   церкви   с   прорезными   силуэтами   окон (пропорциональность  соотношения высоты и ширины цилиндра с корпусом здания   создает   выразительность   пластического   образа,   силуэты   окон   на барабане церкви режутся снаружи, а затем складываются вовнутрь);  в)   корпуса   здания   церкви   с   отрезанными   верхними   углами   граней, сложенными вовнутрь; г) главы церкви из конуса; д) главы церкви из конуса, разрезанного у основания; е) из полоски бумаги, которая вставлена внутрь барабана церкви.  С п о с о б ы   к о н с т р у и р о в а н и я   деталей   макета   древнерусской колокольни: а) конструирование  крыш  сгибанием  со  скручиванием  полосок  бумаги; б) соединение составных частей палат, сконструированных складыванием и скручиванием   различным   образом   полосок   бумаги.   Основой пропорциональности   частей   постройки   служит   размер   основания   здания. Силуэт   двухскатной   крыши   конструируется   складыванием   плотного   места бумаги   по   центру   скручиванием   по   бокам   от   него   полуцилиндров   с последующим   приклеиванием   верхнего   заостренного   гребня   бочки.   Затем гребни крыши украшаются вырезанием характерного силуэта. Для крепления края крыши складываются, а затем приклеиваются к другой полоске бумаги, сложенной   и   вырезанной   в   виде   потолка   постройки.   Крепление   можно осуществить   и   канцелярскими   скрепками.   Вся   верхняя   часть   постройки кладется или приклеивается краями к основанию здания); в)   конусы   колоколов   крепятся   к   аркам   колокольни   тонкой   плоской бумагой или ниткой.  V. Итог урока.  Экспресс­выставка работ. Анализ и оценка.  Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  познакомиться   с   историей   образования   Москвы, подобрать   иллюстрации   о   Московском   Кремле,   московских   площадях   и улицах.

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"

Урок по ИЗО "Древние соборы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018