Урок по ИЗО "Древние соборы"

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познакомить учащихся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература).Урок по ИЗО "Древние соборы"
Иконка файла материала Древние соборы.docx
ДРЕВНИЕ СОБОРЫ Цели   и   задачи:  познакомить   учащихся   с   историей   создания   соборов Москвы;     дать     представление     об     особенностях     архитектуры     древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования   из   бумаги,   работы   с   графическими   материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература).  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии;  для учащихся  – гуашь, кисти, бумага, ножницы, резак, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :  репродукции А. М. Васнецова «Московский Кремль. Соборы»;   фотографии   Успенского,   Благовещенского,   Архангельского соборов Московского Кремля и фотография колокольни Ивана Великого. Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   отрывки из стихотворений А. С. Пушкина, М. Просянникова, Л. Мея.  М у з ы к а л ь н ы й   р я д :  запись песни О. Газманова «Золотые купола».  Х о д   у р о к а Помни   о   Красоте,   не   изгоняй   ее   облика   из   жизни,   зови действенно и других к этой трапезе радости; зови на мирное, необъятное поле труда и созидания.  Н. К. Рерих I. Организационный момент. Ох, красна Москва церквами,  Расписными теремами,  В ней звонят колокола И сверкают купола.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно   хранили   память   о   прошлом,   любили   свою   историю   и   Родину   и чувствами эти передали своим будущим детям и внукам.  Два чувства давно близки нам –  В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.  Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.               А. С. ПушкинЗвучит запись песни О. Газманова «Золотые купола». У ч и т е л ь .   Первые   храмы   на   Руси   стали   строить   с   принятием христианства.   Внешний   вид   православного   храма   напоминал   богатыря, стоявшего   на   страже:   прочные   стены,   небольшие   щелевидные   оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.  Церкви   имели   в   Древней   Руси   не   только   культовое,   но   и   большое общественное  значение.  Церковные  здания  возводились   из  дерева,  камня  и кирпича.   Кубическая   форма   церковного   здания   сложилась   в   русской архитектуре еще на самой ранней стадии ее развития в X–XI веках. Над этими сооружениями работали мастера­зодчие.  Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет простую   форму,   близкую   к   кубу.   Завершением   служат   купольные   главы. Число их может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы –   в   честь   Святой   Троицы,   пять   –   в   честь   Иисуса   Христа   и   четырех евангелистов, а семь – число церковных таинств.  Храм  –   здание,   в   котором   происходят   религиозные   обряды.   В   каждой стране храм имеет свое наименование: в России, в Западной Европе – церковь, костел,   кирха,   в   Средней   Азии   –   мечеть.   Храм   –   это   модель   Вселенной, ориентированная по сторонам света.  Храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.  Собор –  крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.  Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма   или   являющееся   его   частью.   Колокольни   часто   имели   значение дозорных   башен,   а   также   высотных   композиционных   центров   в   ансамблях кремлей,   монастырей   и   т.   д.   (например,   колокольня   Ивана   Великого   в Московского Кремле).  Учитель   демонстрирует   репродукцию   картины   А.   М.   Васнецова   Соборы»   и   фотографии   Успенского, «Московский   Кремль. Благовещенского, Архангельского соборов и колокольни Ивана Великого.  Рассмотрите изображения древнерусских соборов в Москве. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них? У ч е н и к и . Храмы собирали людей в дни радости и тревог, колокольные звоны возвещали о праздниках и звучали набатом в дни испытаний.  Храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения,   проросшая   травой   земля,   сам   воздух   окрестности,   все окружающее   пространство   насыщены   гармонией   природы   и   творения   рук человеческих, духом истории.  Взметнув старинные крестыНад куполами, словно руки,  Она взирает с высоты  На красоту, ровняя звуки. Как будто бы по лону вод  Она и в праздники, и в будни Прекрасным лебедем плывет  Навстречу восхищенным людям.  Худое слово с языка Здесь не слетит. Светлеют лица,  И тянется ко лбу рука, Чтоб друг за друга помолиться.               М. Просянников Все   дышит   миром   и   спокойствием,   а   своды   храма   по­прежнему   полны жизни и чувства.  III.   Рассказ     об     истории     и     архитектуре     соборов     Московского Кремля.  У ч и т е л ь . Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Площадь окружают три величавых собора – Успенский, Благовещенский   и   Архангельский.   И   возвышается   колокольня   Ивана Великого. У каждого собора – свой облик и назначение.  Московский князь Иван III призывал из Италии Аристотеля Фиораванти. Итальянский архитектор и военный инженер получил от князя почетный заказ – соорудить главный храм государства – Успенский.  Зодчество   –   искусство   строить   здания,   оно   неотделимо   от   умения вписывать   линии   в   небо.   Аристотель   Фиораванти   понимал,   что   в   России другое   небо,   чем   в   Италии,   –   севернее,   другие   люди   –   спокойные   и молчаливые, иные обычаи и вера.  Аристотель Фиораванти заказал кирпичи – продолговатые и твердые. Со своими спутниками уехал во Владимир. А там, утопая в вишневых садах, на обрывистой горе, над извилистой Клязьмой, горделиво высился Успенский собор. Поставили на горе его в давние времена так удачно, что он, казалось, плыл в воздухе.  Выполняя   заказ,   Фиораванти   поставил   в   Москве   храм,   похожий   на Владимирский, но еще более торжественный и величавый.  Восторгаясь сооружением, седой летописец написал: «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством».  В Успенском  соборе в торжественной   обстановке   венчались  на  царство цари. Воины русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.По   соседству   с   Успенским   стоит   нарядный   Благовещенский   собор   – домовая   церковь   великого   князя.   Строили   собор   псковские   мастера­ каменщики.   В   этом   соборе   работали   великие   художники,   и   среди   них художник первой руки – Андрей Рублев.  Был закончен в начале XVI века и Архангельский собор – самый пышный из   всех   кремлевских   соборов,   украшенный   белокаменными   раковинами   и резными   пирамидами.   Он   напоминал   сказочный   заморский   дворец.   Строил собор­усыпальницу   московских   князей   итальянский   архитектор   Алевиз Новый.  Высоко   над   Москвой   в  небо  поднимается   ярусами   дозорная  башня.  На самой   выси,   на   боевой   площадке   сидел   бородатый   караульщик   и   зорко смотрел вдаль: не покажутся ли за рекой враги? Послушайте стихотворение Льва Мея о златоглавой Москве.  Там, за синей цепью гор,  За широкими полями,  Где усталый видит взор Только землю с небесами, – Там спит город­великан,  На холмы облокотившись,  К долам низменным склонившись,  Завернувшися в туман; Весь из куполов, блистает На главе венец златой; Ветер с поясом играет,  С синим поясом­рекой.  То величья дочь святая,  То России голова Наша матушка родная,  Златоглавая Москва! Ожила небес равнина,  Вот помчалася заря,  В колеснице из рубина,  Серебра и янтаря; Пробралась среди тумана,  К граду огненной тропой И коснулась великана Бледно­розовой рукой… Что общего находим между впечатлением, полученным от стихотворения Л. Мея, и впечатлением, полученным от увиденных архитектурных образов соборов Московского Кремля?   Ф и з к у л ь т м и н у т к аУ п р а ж н е н и е  «По солнышку». По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте.) И любо мне, и весело,  Смотрю по сторонам,  Голубеньким и беленьким Я радуюсь цветам.  (Повороты направо, налево, любуются цветами.) А из лесу далекого,  Куда и я иду,  Приветливо доносится: Ку­ку, ку­ку, ку­ку! (Изображают кукушечку.) IV. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е .   Конструирование   древнерусской   церкви   и   древнерусской колокольни.  Удивительно проста Новых зданий высота.  Этажи растут до неба,  Это просто красота.  Много в городе домов,  Скверов, парков и садов.  Но прекрасней в мире нет Света русских куполов! Э т а п ы   р а б о т ы   конструирования   макета   древнерусской   церкви   и древнерусской колокольни.С п о с о б ы  конструирования деталей макета древнерусской церкви: а)   четырехгранной   призмы   основания   здания   (для   этого   верхние   части граней призмы режутся ножницами по силуэту намеченной кровли здания, или режутся   силуэты   кровли   только   двух   противоположных   граней,   а   части боковых граней складываются внутрь);  б)   цилиндрического   барабана   церкви   с   прорезными   силуэтами   окон (пропорциональность  соотношения высоты и ширины цилиндра с корпусом здания   создает   выразительность   пластического   образа,   силуэты   окон   на барабане церкви режутся снаружи, а затем складываются вовнутрь);  в)   корпуса   здания   церкви   с   отрезанными   верхними   углами   граней, сложенными вовнутрь; г) главы церкви из конуса; д) главы церкви из конуса, разрезанного у основания; е) из полоски бумаги, которая вставлена внутрь барабана церкви.  С п о с о б ы   к о н с т р у и р о в а н и я   деталей   макета   древнерусской колокольни: а) конструирование  крыш  сгибанием  со  скручиванием  полосок  бумаги; б) соединение составных частей палат, сконструированных складыванием и скручиванием   различным   образом   полосок   бумаги.   Основой пропорциональности   частей   постройки   служит   размер   основания   здания. Силуэт   двухскатной   крыши   конструируется   складыванием   плотного   места бумаги   по   центру   скручиванием   по   бокам   от   него   полуцилиндров   с последующим   приклеиванием   верхнего   заостренного   гребня   бочки.   Затем гребни крыши украшаются вырезанием характерного силуэта. Для крепления края крыши складываются, а затем приклеиваются к другой полоске бумаги, сложенной   и   вырезанной   в   виде   потолка   постройки.   Крепление   можно осуществить   и   канцелярскими   скрепками.   Вся   верхняя   часть   постройки кладется или приклеивается краями к основанию здания); в)   конусы   колоколов   крепятся   к   аркам   колокольни   тонкой   плоской бумагой или ниткой.  V. Итог урока.  Экспресс­выставка работ. Анализ и оценка.  Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  познакомиться   с   историей   образования   Москвы, подобрать   иллюстрации   о   Московском   Кремле,   московских   площадях   и улицах.

Посмотрите также