Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс
Оценка 4.6

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс
Познакомить учащихся с изображением красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклора, с творчеством А. Пластова; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять средства выразительности в живописи; совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности; формировать навыки владения графическими материалами; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать трудолюбие.Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс
Воспевание труда в искусстве.docx
ВОСПЕВАНИЕ ТРУДА В ИСКУССТВЕ Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   изображением   красоты труда   в   произведениях   ИЗО   и   народного   фольклора,   с   творчеством   А. Пластова; дать представление о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда;   учить   определять   средства   выразительности   в   живописи; совершенствовать   навыки   изображения   человека   в   движении,   в   трудовой деятельности;   формировать   навыки   владения   графическими   материалами; развивать   эмоциональное,   эстетическое,   образное   восприятие,   творческие способности; воспитывать трудолюбие.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – альбом и графические материалы. З р и т е л ь н ы й   р я д :   репродукции   картин   А.   Пластова   «Сенокос»,   Т. Яблонской «Хлеб». Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   А.   Кольцов   «Косарь»;   русские   народные пословицы и загадки о труде. I. Сообщение темы урока. Х о д   у р о к а   Куда приведет нас дорога? Хотите об этом узнать? Тогда постарайтесь скорее Этот кроссворд разгадать. В о п р о с ы   к   к р о с с в о р д у : 1.   «Водяные»   краски.   2.   Сооружение   прошлых   эпох,   признанное художественно ценным, достойным сохранения для последующих поколений. 3. Стройная согласованность частей единого целого. 4. Временный публичный показ   художественных   произведений.   5.   Построение   художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением, расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое. 6. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения. 7. «Мягкие» цветные карандаши. 8. «Мертвая натура». 9. Система отношения цветов и их оттенков   в   художественном   произведении.   10.   Непрозрачные   краски.   11. Система художественного оформления жилых помещений и парадных зал. 12. Узор, предназначенный для украшения различных предметов.  К л ю ч е в о е   с л о в о : красота труда.  У ч и т е л ь .   Сегодня   на   уроке   мы   познакомимся   с   образом   труда   в народной культуре и искусстве. II. Беседа по теме урока. Звучат русские народные песни о труде.  Учащиеся читают стихотворения о труде крестьян.  Жали мы, жали,  Жали, пожинали, – Жнеи молодые,  Серпы золотые, Нива долговая,  Постать широкая; По месяцу жали,  Серпы поломали,  В краю не бывали; В краю не бывали, Людей не видали. Русская народная песня Уж я сеяла, сеяла ленок,  Уж я, сеяв, приговаривала,  Чеботами приколачивала! Ты удайся, удайся, ленок,  Ты удайся, мой беленький ленок! Я полола, полола ленок,  Я половши, приговаривала, Чеботами приколачивала! Ты удайся, удайся, ленок, Ты удайся, мой беленький ленок! Уж я дергала, дергала ленок,  Уж я, дергав, приговаривала,  Чеботами приколачивала! Ты удайся, удайся, ленок,  Ты удайся, мой беленький ленок! Уж я стлала, я стлала ленок,  Уж я стлавши, приговаривала,  Чеботами приколачивала! Русская народная песня Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, Ветер с полудня! Освежи, взволнуй Степь просторную! Зажужжи, коса,  Как пчелиный рай! Молоньей, коса,  Засверкай кругом! Зашуми, трава,  Подкошенная; Поклонись, цветы,  Головой земле!     А. Кольцов У ч и т е л ь .   Какое   настроение   передают   русские   народные   песни   и стихотворения поэтов о труде крестьян? У ч е н и к и . В народном творчестве и русской поэзии выражены красота труда, совершенство человека в труде. Учитель   предлагает   вспомнить   русские   народные   пословицы   о   труде   и объяснить их смысл.   Труд человека кормит, а лень портит.   Долог день до вечера, коли делать нечего.   Смотри дерево в плодах, а человека в делах.  Земля заботу любит.   Весна красна цветами, а осень снопами.  Доброе дело само себя хвалит.   Лес рубят, щепки летят.  Цыплят по осени считают.   Каков мастер, таково и дело.  Учитель демонстрирует репродукцию картины А. Пластова «Сенокос». У ч и т е л ь . Рассмотрите произведение А. Пластова. Каким настроением проникнуто полотно? Какими выразительными средствами это достигается? Каждое время года чудесно. Но даже в самом слове «лето» таится особая магия: тепло, жаркое солнце, лес, речка и никаких забот – каникулы! Листья, травы, цветы –  как  все  выросло   и расцвело!  Только  в  июне  бывает  такая зелень – свежая, яркая, чистая.  Аркадий   Александрович   Пластов   запечатлел   на   большом   холсте   –   его высота 193 см, а длина 232 см – все, что составляет очарование начала лета. Буйное   цветение   трав,   белоствольные   красавицы­березы,   молоденькие пушистые сосенки, подросшие елочки, раскидистые кусты, скошенный луг и синие дали. Чудесный жар сияющего солнца, прозрачность воздуха и легкое марево, упоительная прохлада в тени. Лето! Художник назвал картину «Сенокос». Большая часть картины – цветущий луг. «Любитель трав я, краше цветущих трав ничего в мире нет», – говорил художник. Колокольчики: мелкие фиолетовые и голубые большие, пушистые розовые «раковые шейки», желтые купавы, яркий дедовник, иван­да­марья – все цветы, радующие глаз в начале лета, расцвели под кистью А. А. Пластова на холсте.  Мы чувствуем легкую гибкость трав, упругость тонких побегов, сочность и хрупкость   стеблей,   резные   очертания   листьев,   нежность   и   гладкость лепестков, то, что видел художник и воссоздал на холсте. А чудесная красота бабочек   на   холсте   и   в   реальности!   Как   разнообразны   узоры   и   краски   их бархатных крылышек! А как нарисовать солнце? Можно солнце нарисовать так, как рисуют дети – желтый кружок с лучиками, а можно иначе. Художник в картине не изобразил солнце желтым или красным цветом. Он своим чутким глазом увидел, какого оттенка зелень травы на солнце, а какого – в тени. Присмотритесь, как меняется цвет голубого колокольчика, освещенного или неосвещенного   солнцем.   В   тени   берез   Пластов   написал   цветы   сочными, интенсивными красками, а на солнце – светлыми и яркими. Зеленые листья художник   писал   не   только   зелеными,   но   и   синими,   голубыми   и   белыми красками. Подувший ветер заставил тонкие легкие листья берез затрепетать в воздухе, и они засеребрились на солнце, превратились, подхваченные ветром, в волну сверкающих брызг. Перепады цвета травы, цветов, листьев создали сияние   солнечного   света.   В   цветущем   летнем   великолепии   природы,   так непосредственно запечатленном на холсте, звучит ощущение полноты бытия природы и вечного торжества мощи природных сил. Пластов знал разные крестьянские работы. Он умел и любил косить траву и гордился   своим   мастерством   косаря.   Личное   чувство   слитности   с окружающим   миром,   природой,   знание   крестьянской   жизни,   уважение   к крестьянскому   труду   дали   художнику   возможность   создать   чувство естественности   и   убедительной   достоверности   жизни   и   работы   людей   на родной земле. Косцы, созданные Пластовым, – хозяева земли. В их облике есть ощущение  свободы, чувство собственного достоинства  и уверенности. Они работают умело, споро, сосредоточенно. Крестьянский труд предстает и тяжелым, и праздничным, повседневным и вечным. Познакомимся с картиной Т. Н. Яблонской «Хлеб». Произведение   Т.   Н.   Яблонской   «Хлеб»   наполнено   радостью   жизни, искренней верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему. Летний   солнечный   день.   На   колхозном   току   кипит   работа:   молотят   хлеб, насыпают его в мешки, везут на элеватор. На борту одной из машин укреплено красное   полотнище.   На   нем   надпись:   «Хлеб   –   сила   и   могущество   нашего государства». Огромная   скирда   еще   не   обмолоченного   хлеба  свидетельствует   об обильном   урожае,   которого   добились   колхозники   своим   самоотверженным трудом.   Люди   работают   у   молотилок,   веялок,   насыпают   тяжелые   мешки, грузят   их   на   машины.   Им,   скромным   труженикам,   подлинным   героям, Яблонская   уделила   главное   внимание.   Художница   с   искренней   любовью   и большой жизненной убедительностью показала людей – творцов новой жизни. Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно   ярко  это   выражено  в  образе   молодой,  красивой  жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне, красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по   конструкции   картины   она   ее   главная   героиня.   К   ее   крепкой   фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане. Образ этой девушки как бы символизирует героику мирного труда. Картину «Хлеб» пронизывает   бодрое,   жизнерадостное   настроение,   и   этому   во   многом способствует   ее   живописный   строй.   Яркий   свет   летнего   солнца   играет   на лицах и одеждах людей. В ы в о д : в искусстве художники стремятся передать красоту труда, через которую   красота   человека   раскрывается   ярче   всего.   Уважение   народа   к трудящемуся   человеку,   восхищение   плодами   его   труда   отражено   и   в искусстве, и в народных песнях, и в фольклоре.  Далее   учитель   предлагает   отгадать   русские   народные   загадки   о земледельческих работах. 1) Железный нос     В землю врос;     Роет, копает,      Землю разрыхляет.  (Плуг.) 2) Не море, а волнуется. (Нива.) 3) Лежит мужичок      В золотом кафтане,      Подпоясан, а не поясом;     Не поднимешь, так не встанет.  (Сноп.) 4) Птица­юрица     На ветер глядит,      Крыльями машет,      Сама ни с места.                             (Мельница.) 5) Мала малышка,      Золотая кубышка. (Просо.) 6) Что две недели зеленится,      Две недели колосится,      Две недели отцветает,      Две недели наливает,      Две недели подсыхает? (Рожь.) 7) Месяц­новец     Днем на поле блестел,      К ночи на небо слетел.                                   (Серп.) 8) Как на коле, на кургане     Стоит курочка с серьгами.                                   (Овес.) 9) Били меня, били,      Колотили, колотили,      Клочьями рвали,      По полу валяли,      Под ключ запирали,      На стол сажали. (Лен.)   Ф и з к у л ь т м и н у т к а Учащиеся   выполняют   упражнение   за   учителем   2–3   раза:   притоптывают ногами,   повороты   туловищем   в   стороны,   тянутся   вверх   на   носочках, приседают, стойка «цветок». Уродись, бел ленок,  Тонок, долог и высок,  Вверх головистый,  Вниз коренистый.  С цветом голубым,  С корнем золотым.  III. Самостоятельная работа учащихся.  Учащиеся   изображают   гуашью   на   больших   листах   бумаги   различные трудовые процессы – пахоту, сенокос или уборку урожая. – Подумайте, что в композиции главное, как лучше выделить это главное (величиной, цветом). –   Какое   настроение   должна   передавать   ваша   работа?   Какие   будете использовать средства художественной выразительности? С помощью плакатов и набросков на классный доске учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий, трудовой деятельности. Сравнивая эти   позы,   учащиеся   повторяют   динамику   движения   человеческой   фигуры, пространственное   отношение   ее   частей,   пропорции   фигуры   человека   и различные положения тела человека в движении.  I   –   неустойчивое   положение   (слева),   устойчивое   положение   (справа):   II   – незначительное перенесение тяжести вперед, способствующее поступательному движению при   ходьбе;   III   –   значительное   перемещение   тяжести   тела   вперед   –   способствующее быстрому   бегу;   IV   –   равномерное   распределение   тяжести   тела   при   подъеме   тела   и опускании на корточки; V – перенесение тяжести тела вперед для подъема на лестницу; VI – если ступени находятся под сиденьем, необходимо при подъеме переместить часть тяжести тела вперед; VII – при перемещении ступеней под сиденье можно подниматься плавно; VIII – стоя вплотную к стене, нагнуться нельзя – можно упасть; IX – необходимо отступить от стены,  чтобы  перенести часть тела назад, выгнув таз; X – использование потери равновесия при нанесении удара: (а – в боксе, б – при рубке) IV. Итог урока.  Экспресс­выставка лучших работ. Три брата – мастер постройки, мастер изображения и мастер украшения проводят анализ детских работ по плану:  выполнены анатомически верно;  соблюдены пропорции;  переданы движения;  проработаны мелкие детали;  аккуратно выполнены.  Домашнее задание:  подобрать   литературные   произведения   о   народных праздниках.

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс

Урок по ИЗО "Воспевание труда в искусстве" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018