Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
25.03.2018
Познакомить учащихся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи.Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Образ русского человек1.docx
ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
(МУЖСКОЙ ОБРАЗ)
Ц е л и и з а д а ч и : познакомить учащихся с изображением образа
русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П.
Корина; дать представление о вооружение древнерусского воина; развивать
умения определять средства художественной выразительности, выстраивать
последовательность операций при выполнении творческой работы;
совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к
живописи.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, репродукции;
для учащихся – альбом, гуашь.
З р и т е л ь н ы й р я д : репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри»,
«Витязь на распутье»; М. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро
на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский».
Л и т е р а т у р н ы й р я д : С. Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»;
отрывки из былин «Илья Муромец и Соловейразбойник», «Добрыня и Змей»,
«Алеша Попович и Тугарин», Илья Муромец и разбойники».
М у з ы к а л ь н ы й р я д : запись фрагмента из симфонии А. П. Бородина
«Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный
бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Добрый день, прошу внимания:
Рассмотрим описание
Внешнего образа и подвигов
Богатырей народных.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . Для защиты земель русичи строили оборонительные
сооружения – крепости, использовали леса, озера, реки, холмы для защиты от
врага. Но не только стены защищали наших предков от врагов. Именно тогда
сложилось в русском народе представление о русских богатырях, воспетых в
былинах.
Учитель демонстрирует произведения В. М. Васнецова «Богатыри» и
«Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович».
– Вглядитесь в мужественные фигуры, спокойные уверенные лица. Какой
смысл вкладывался в понятие красоты русского мужчины, на ваш взгляд? Звучит фрагмент симфонии А. П. Бородина «Богатырская».
Учитель читает стихотворение С. Д. Дрожжина:
ПЕСНЯ МИКУЛЫ СЕЛЯНИНОВИЧА
Хорошо весной,
Поле чистое,
Муравойтравой
Ты украшено,
Да цветочками
Все душистыми
В утро майское
Принаряжено.
От сырой земли
Рожькрасавица
К небу синему
Подымается,
Там поетзвенит
Пташка вольная,
Колокольчиком
Заливается.
Есть где, молодцу,
Разгуляться мне,
С кем померяться
Крепкой силою.
Когда выйду я,
Не погневайся, –
Красоты твоей
Не помилую!
Вольной пташкою
Не заслушаюсь,
Распашу твою
Гладь зеленую,
Развернусь с косой
И всю травушку
Соберу в стога,
Засушенную.
Рожь серпом кривым
Срежу спелую,
Смолочу ее
Я до зернышка,
Уложу в мешки,
Поклонюсь тебе
И скажу: «Прощай,
Чисто полюшко!»
В ы в о д : воином русский человек становился только в дни годин и
лихолетья, в мирные дни он был крестьянином, пахарем, сеятелем,
кормильцем.
У ч и т е л ь . Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей
против враговкочевников, нападавших на страну. Народ наделяет богатырей
– самоотверженных защитников земли русской – высокими физическими и
моральными качествами: силой смелостью, мудростью, ненавистью к
угнетателям крестьян.
Наиболее популярный герой былин – богатырь Илья Муромец,
крестьянский сын «из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова».
Много подвигов совершил Илья: уничтожил злое Идолище, победил Калина
царя, убил Соловьяразбойника.
Учитель может прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей
разбойник» о том, как Илья Муромец по дороге в «стольный Киевград»
повстречал Соловьяразбойника и расправился с ним.
Как завидел его Соловейразбойничек,
Засвистел тут Соловей посоловьиному,
Закричал, собака, позвериному,
Зашипел, проклятый, позмеиному, – Так все травушкимуравы уплеталися,
Все лазоревы цветочки осыпалися;
А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,
А у старого казака Ильи Муромца
А конь на корни да спотыкается.
А у старого казака Ильи Муромца
Его сердце богатырское не сдрогнуло,
А берет он в руки плеточку шелковую,
А удары давает все тяжелые …
Да берет он свою стрелочку каленую,
Натянул тетивочку шелковую,
Наложил он стрелочку каленую,
Да спустил тетивочку шелковую,
Его тую ль стрелочку каленую, –
Так просвистнула стрелочка каленая,
А попала в Соловьяразбойника,
А попала ему да во правой висок;
Она сбила Соловья да из сыра дуба
Во сыру землю да и во ковыльтраву.
Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич. Он
также совершил немало подвигов: уничтожил Змея на Ручейреке, победил
богатыря Дуная. (В классе может быть прочитан отрывок из былины
«Добрыня и Змей».)
Как выскакал Добрыня на крутой берег,
Зачерпнул песку да ведь шляпу ведь.
Как тутто только да Змея налетела,
Хотелось ей склевать да ведь наскоре, –
Махнул ведь шляпой да пошибал,
Ушибил три хобота нелучших,
Пала ведь Змея на сыру землю.
Скочил Добрынюшка на белую грудь:
«Как побью, Змею, я тебя теперь».
Как тут Змея ему взмолилася:
«Не буду я летать по Русиюшке,
Не буду я хватать да народуто,
Не буду я глотать да скотины ведь».
Добрыня ведь спустилка Змею туто.
Но Змея не сдержала свое слово, и Добрыня уничтожил ее.
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша
Попович. Он молодой, смелый, сметливый, хотя и не такой сильный, как
Муромец и Добрыня. Можно прочитать детям отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин»,
в котором говорится, как Алеша хитростью и смелостью победил «поганое
чудо Тугарина Змеевича».
Да едет Тугарин по чисту полю,
Крычит он, зычит да во всю голову:
«Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу,
Да хошь, ли, Олеша, я копьем сколю,
Да хошь, ли Олеша, я живком сглону?»
На тоде Олешенька ведь верток был,
Подвернулся под гриву лошадиную;
Да смотрит, собака, по чисту полю,
Да гдеда Олеша нынь стоптан лежит;
Да в та поры Олешенька Поповичто
Выскакивал изпод гривы лошадиной,
Он машет шалыгой подорожною,
По тугариновойде по буйной головы;
Покатилась голова да с плеч, как пуговица,
Свалилось трупье да на сыру землю.
В беседе по картине учитель обращает внимание учащихся на
характеристику богатырей, на роль пейзажа и колорита картины в раскрытии
образов богатырей.
– Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Богатыри»?
Обобщая ответы учащихся о характере богатырей, учитель подчеркивает,
что народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными
чертами характера, свойственными русским людям, – отвагой, находчивостью
и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего
отечества. Истинно русское выражено и в пейзаже – в той степной местности,
где расположилась богатырская застава. Природа так же величава и красива,
как и сами богатыри.
В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их
могучими и красивыми, одетыми во все самое лучшее, самое надежное и
богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ.
У ч и т е л ь . Другая картина М. В. Васнецова «Витязь на распутье». Еще с
1871 года образ витязя на распутье постоянно занимал воображение
Васнецова, чему свидетельство – множество подготовительных набросков и
проб, сохранившихся в его альбомах. Сюжет подсказала ему былина «Илья
Муромец и разбойник»:
Наехал он на три дороженьки,
Три дороженьки он, три росстани.
На тех росстанях лежит там бел горюч камень.
А на камени том подпись подписана:
«На леву ехати – богатому быть, На праву ехати – женату быть,
Как прямо ехати – живу не бывати, –
Нет пути ни прохожему, ни проезжему,
ни пролетному».
И раздумался старый Илья Муромец,
Илья Муромец, сын Иванович:
Да в которую дороженьку будет ехати?
Первый вариант «Витязя на распутье», написанный в 1878 году, судя по
плохой фотографии, был намного слабее, чем второй, окончательный вариант,
относящийся к 1882 году, а ныне хранящийся в Русском музее.
– Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Витязь на
распутье»?
– Какие средства выразительности использовал художник для передачи
настроения и образа витязя?
Учитель обобщает ответы учащихся:
Скифская, половецкая, печенегская дикая бескрайняя степь буйно поросла
сочными травами; желтые лишайники облепили вековые валуны; черная птица
– вещунья несчастья резко выделяется на фоне сероватого неба, еле заметно
подсвеченного зарей; череп и кости напоминают о смерти. И в этой степи, из
которой едва ли выбрался благополучно хотя бы один заезжий чужак,
задумался, понурив голову в шлеме, былинный богатырь Илья Муромец.
Жутью веет от каждой детали картины, опасен бескрайний степной простор, и
трудно, почти невозможно пояснить, каким чудом Васнецов создает
впечатление, что витязю ведомо все, что будет, и вместе с тем решение
принято. Он уже выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье.
Видимо, нравственный пафос, одушевлявший Васнецова, заключается в том,
что зловещее предсказание на камне не имеет над витязем обязательной силы;
он развеет колдовские чары степи, подчинит ее своей воле и не остановится,
пока не добьется своего, скольких бы опасностей ни пришлось избегнуть,
скольких врагов победить, каких бы ужасов ни встретить лицом к лицу…
Известно, каким горячим патриотом был Васнецов, как свято верил он в
силу и мощь простого русского человека, и вот его собственные слова о
«Витязе», сказанные уже в глубокой старости.
«Я, – сказал Васнецов, – хотел… показать, в чем сущность моего народа,
какие у него отличительные качества среди других народов вселенной.
Мы – поэты, а без поэзии, без мечты, нельзя ничего делать в жизни. Мы, не
щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские
люди – витязи на распутье – никогда не боятся того, что сулит нам будущее».
К этому трудно чтолибо добавить.
Учитель демонстрирует репродукцию картины П. Корина «Александр
Невский». Звучит хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный
бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».
У ч и т е л ь . Много раз нападали западные соседи на новгородские
владения. В июле 1240 года пришла тревожная весть: по Неве движется
шведская флотилия под командованием Биргера. Князь Александр не
промедлил ни минуты. Тревожно гудит над Новгородом вечевой колокол,
собирая горожан: псырыцари идут на Русьматушку, надо защищать свой
край от врага. Собрав новгородскую рать и дружины соседних земель,
Александр Невский двинулся к Чудскому озеру, где русские богатыри
честью, славой и победой увенчали свой ратный подвиг. Легендарным
защитником русской земли изобразил П. Корин Александра Невского в своей
картине.
– Каково выражение лица Александра Невского на картине? (Выражение
лица суровое, непоколебимое: «Кто с мечом к нам придет, от меча и
погибнет»).
– Какое чувство вызывает у вас картина П. Корина «Александр Невский»? – Какие средства художественной выразительности использовал
художник? (Композиционный прием (выбор формата и размера холста, линия
горизонта), выразительность графического решения (силуэт фигуры А.
Невского) и характер колористического решения (краски сдержанносуровы).
Велика была вера художника в мужество и стойкость русского народа,
подвергшегося суровому испытанию. Именно поэтому в самые тяжелые годы
войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси, показав его
нерасторжимую связь с простыми и могучими людьми, с народом, с самой
Русской землей.
Всю высоту узкого вертикального формата холста занимает фигура воина в
богатырских доспехах, с мечом в руках, над его головою развевается древний
стяг. Скуп и лаконичен пейзаж, сопровождающий изображение князявоина:
Волхов, медленно несущий свои свинцовые воды меж низких берегов,
златоглавая новгородская София.
Мужественна живопись Корина, чеканными, гранеными формами строит он
фигуру князя, закованного в боевую броню. Сдержанносуровы краски
таким путем художник добивается предельной
картины;
сконцентрированности волевого начала.
Суровый лаконизм образа
оправдывает выбор изобразительных средств.
Учитель демонстрирует репродукцию картины А. Бубнова «Утро на
Куликовом поле».
Русское войско во главе с князем Дмитрием Донским стоит на
возвышенности, откуда хорошо видна местность – другой берег реки
Непрядвы, где скапливаются и готовятся к бою полчища татар. Вышли
русские люди на смертную схватку с ненавистным врагом, топтавшим нашу
родную землю.
– Как изобразил художник поле будущей битвы?
– Какое впечатление создается от картины?
– Что убеждает нас в предстоящей победе русского войска?
В ы в о д : ясное, яркое утро, изображенное на картине, предвещает
успешный исход страшной битвы – предвестницы освобождения русского
народа от ига Золотой Орды.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали – раз, два, три!
Ножками потопали – раз два, три!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три – дыши ровней.
Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три!
III. Знакомство с воинским снаряжением.
Учащиеся рассматривают репродукции картин В. М. Васнецова, А. П.
Бубнова, П. Д. Корина и рассказывают о снаряжении русских воинов.
У ч е н и к и . Кольчуга надевалась поверх обычной одежды, она имела
боковые разрезы, облегчавшие посадку на лошадь. Кольчуга была дорогой,
поэтому простые воины носили часто кожаную рубашку с нашитыми на нее
металлическими бляхами. Необходимой частью воинского снаряжения был
остроконечный шлем в форме луковицы (напоминавший купол церкви), со
спадавшей на плечи и защищавшей шею кольчужной сеткой. Богатыри
пользовались надежным оружием: щитом, мечом, копьем, а также топором и
луком со стрелами. Но более всего русский богатырь любил свою землю,
любил возделывать ее, растить хлеб.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
1. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Древнерусский воинзащитник».
Учитель предлагает учащимся найти на рисунке древнерусских воинов и
помочь им выбрать оружие из предметов, представленных на карточках.
Учащиеся с помощью булавок прикрепляют принадлежащее воинам оружие. 2. В ы п о л н е н и е за д а н и я : изобразить портрет богатыря гуашью на
больших листах бумаги.
При выполнении задания решаются композиционные, колористические
задачи, отрабатывается умение изображать человека.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы :
1) лист расположить вертикально;
2) пометить размеры богатыря – достаточно крупно, во весь лист;
3) наметив пропорции фигуры, рисуем голову, воинское снаряжение,
фигуру, усиливая образную характеристику богатыря выразительными
деталями, цветом;
4) проработка деталей;
5) дать название рисунку (написать на обратной стороне).
С п р а в к а д л я у ч и т е л я .
Колорит (фр. coloris, от лат. color – краска, цвет) – система отношения цветов и их
оттенков в художественном произведении. Колорит является одним из важнейших средств
создания художественного образа.
V. Итог урока.
Экспрессвыставка; оценка работ; уборка рабочих мест.
Домашнее задание: познакомиться с репродукциями произведений
русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде.
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.