Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Оценка 4.6

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство +1
4 кл
25.03.2018
Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс
Познакомить учащихся с изображением образа русского богатыря в живописи, литературе и музыке, с творчеством П. Корина; дать представление о вооружение древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи.Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс
Образ русского человек1.docx
ОБРАЗ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА (МУЖСКОЙ ОБРАЗ) Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   изображением   образа русского   богатыря   в   живописи,   литературе   и   музыке,   с   творчеством   П. Корина; дать представление о вооружение древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности, выстраивать последовательность   операций   при   выполнении   творческой   работы; совершенствовать навыки работы с гуашью; воспитывать у детей интерес к живописи. О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции; для учащихся – альбом, гуашь. З р и т е л ь н ы й   р я д : репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; М. Врубеля «Микула Селянинович»; А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»; П. Корина «Александр Невский». Л и т е р а т у р н ы й   р я д : С. Д. Дрожжин «Песня Микулы Селяниновича»; отрывки из былин «Илья Муромец и Соловей­разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин», Илья Муромец и разбойники». М у з ы к а л ь н ы й   р я д : запись фрагмента из симфонии А. П. Бородина «Богатырская»; хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». I. Организационный момент.  Х о д   у р о к а Добрый день, прошу внимания: Рассмотрим описание Внешнего образа и подвигов Богатырей народных. II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   Для   защиты   земель   русичи   строили   оборонительные сооружения – крепости, использовали леса, озера, реки, холмы для защиты от врага. Но не только стены защищали наших предков от врагов. Именно тогда сложилось в русском народе представление о русских богатырях, воспетых в былинах.  Учитель демонстрирует произведения В. М. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье», М. Врубеля «Микула Селянинович». – Вглядитесь в мужественные фигуры, спокойные уверенные лица. Какой смысл вкладывался в понятие красоты русского мужчины, на ваш взгляд? Звучит фрагмент симфонии А. П. Бородина «Богатырская». Учитель читает стихотворение С. Д. Дрожжина: ПЕСНЯ МИКУЛЫ СЕЛЯНИНОВИЧА Хорошо весной,  Поле чистое,  Муравой­травой Ты украшено,  Да цветочками Все душистыми В утро майское Принаряжено.  От сырой земли Рожь­красавица К небу синему  Подымается,  Там поет­звенит Пташка вольная,  Колокольчиком Заливается.  Есть где, молодцу,  Разгуляться мне,  С кем померяться Крепкой силою.  Когда выйду я,  Не погневайся, – Красоты твоей  Не помилую! Вольной пташкою  Не заслушаюсь,  Распашу твою Гладь зеленую,  Развернусь с косой И всю травушку Соберу в стога,  Засушенную. Рожь серпом кривым  Срежу спелую,  Смолочу ее  Я до зернышка,  Уложу в мешки,  Поклонюсь тебе И скажу: «Прощай,  Чисто полюшко!» В ы в о д :   воином   русский   человек   становился   только   в   дни   годин   и лихолетья,   в   мирные   дни   он   был   крестьянином,   пахарем,   сеятелем, кормильцем.  У ч и т е л ь .   Былины повествуют о мужественной  борьбе русских людей против врагов­кочевников, нападавших на страну. Народ наделяет богатырей – самоотверженных защитников земли русской – высокими физическими   и моральными   качествами:   силой   смелостью,   мудростью,   ненавистью   к угнетателям крестьян.  Наиболее   популярный   герой   былин   –   богатырь   Илья   Муромец, крестьянский сын «из города из Мурома, из того ли села да с Карачарова». Много подвигов совершил Илья: уничтожил злое Идолище, победил Калина­ царя, убил Соловья­разбойника. Учитель может прочитать отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей­ разбойник»   о   том,   как   Илья   Муромец   по   дороге   в   «стольный   Киевград» повстречал Соловья­разбойника и расправился с ним.  Как завидел его Соловей­разбойничек, Засвистел тут Соловей по­соловьиному,  Закричал, собака, по­звериному,  Зашипел, проклятый, по­змеиному, – Так все травушки­муравы уплеталися,  Все лазоревы цветочки осыпалися; А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат,  А у старого казака Ильи Муромца А конь на корни да спотыкается.  А у старого казака Ильи Муромца Его сердце богатырское не сдрогнуло,  А берет он в руки плеточку шелковую,  А удары давает все тяжелые … Да берет он свою стрелочку каленую,  Натянул тетивочку шелковую, Наложил он стрелочку каленую,  Да спустил тетивочку шелковую, Его тую ль стрелочку каленую, – Так просвистнула стрелочка каленая,  А попала в Соловья­разбойника,  А попала ему да во правой висок; Она сбила Соловья да из сыра дуба Во сыру землю да и во ковыль­траву. Другим   любимым   героем   народа   был   богатырь   Добрыня   Никитич.   Он также совершил немало подвигов: уничтожил Змея на Ручей­реке, победил богатыря   Дуная.   (В   классе   может   быть   прочитан   отрывок   из   былины «Добрыня и Змей».) Как выскакал Добрыня на крутой берег,  Зачерпнул песку да ведь шляпу ведь. Как тут­то только да Змея налетела,  Хотелось ей склевать да ведь наскоре, – Махнул ведь шляпой да пошибал,  Ушибил три хобота нелучших, Пала ведь Змея на сыру землю.  Скочил Добрынюшка на белую грудь: «Как побью, Змею, я тебя теперь». Как тут Змея ему взмолилася: «Не буду я летать по Русиюшке, Не буду я хватать да народу­то,  Не буду я глотать да скотины ведь». Добрыня ведь спустил­ка Змею туто. Но Змея не сдержала свое слово, и Добрыня уничтожил ее.  Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович.   Он   молодой,   смелый,   сметливый,   хотя   и   не   такой   сильный,   как Муромец и Добрыня. Можно прочитать детям отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин», в котором говорится, как Алеша хитростью и смелостью победил «поганое чудо Тугарина Змеевича».  Да едет Тугарин по чисту полю,  Крычит он, зычит да во всю голову: «Да хошь ли, Олеша, я конем стопчу,  Да хошь, ли, Олеша, я копьем сколю,  Да хошь, ли Олеша, я живком сглону?» На то­де Олешенька ведь верток был,  Подвернулся под гриву лошадиную; Да смотрит, собака, по чисту полю,  Да где­да Олеша нынь стоптан лежит; Да в та поры Олешенька Попович­то Выскакивал из­под гривы лошадиной,  Он машет шалыгой подорожною,  По тугариновой­де по буйной головы; Покатилась голова да с плеч, как пуговица,  Свалилось трупье да на сыру землю. В   беседе   по   картине   учитель   обращает   внимание   учащихся   на характеристику богатырей, на роль пейзажа и колорита картины в раскрытии образов богатырей. – Какое чувство вызывает у вас картина В. М. Васнецова «Богатыри»? Обобщая ответы учащихся о характере богатырей, учитель подчеркивает, что   народ   Древней   Руси   наделил   своих   любимых   героев   национальными чертами характера, свойственными русским людям, – отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего отечества. Истинно русское выражено и в пейзаже – в той степной местности, где расположилась богатырская застава. Природа так же величава и красива, как и сами богатыри.  В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими   и   красивыми,   одетыми   во   все   самое   лучшее,   самое   надежное   и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ. У ч и т е л ь . Другая картина М. В. Васнецова «Витязь на распутье». Еще с 1871   года   образ   витязя   на   распутье   постоянно   занимал   воображение Васнецова, чему свидетельство – множество подготовительных набросков и проб, сохранившихся в его альбомах. Сюжет подсказала ему былина «Илья Муромец и разбойник»: Наехал он на три дороженьки,  Три дороженьки он, три росстани.  На тех росстанях лежит там бел горюч камень. А на камени том подпись подписана: «На леву ехати – богатому быть, На праву ехати – женату быть, Как прямо ехати – живу не бывати, – Нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». И раздумался старый Илья Муромец, Илья Муромец, сын Иванович: Да в которую дороженьку будет ехати? Первый вариант «Витязя на распутье», написанный в 1878 году, судя по плохой фотографии, был намного слабее, чем второй, окончательный вариант, относящийся к 1882 году, а ныне хранящийся в Русском музее.  –   Какое   чувство   вызывает   у   вас   картина   В.   М.   Васнецова   «Витязь   на распутье»? –  Какие   средства   выразительности   использовал   художник   для   передачи настроения и образа витязя? Учитель обобщает ответы учащихся: Скифская, половецкая, печенегская дикая бескрайняя степь буйно поросла сочными травами; желтые лишайники облепили вековые валуны; черная птица – вещунья несчастья резко выделяется на фоне сероватого неба, еле заметно подсвеченного зарей; череп и кости напоминают о смерти. И в этой степи, из которой   едва   ли   выбрался   благополучно   хотя   бы   один   заезжий   чужак, задумался,   понурив   голову   в   шлеме,   былинный   богатырь   Илья   Муромец. Жутью веет от каждой детали картины, опасен бескрайний степной простор, и трудно,   почти   невозможно   пояснить,   каким   чудом   Васнецов   создает впечатление,   что   витязю   ведомо   все,   что   будет,   и   вместе   с   тем   решение принято. Он уже выбрал прямую дорогу и недолго промедлит на распутье. Видимо, нравственный пафос, одушевлявший Васнецова, заключается в том, что зловещее предсказание на камне не имеет над витязем обязательной силы; он развеет колдовские чары степи, подчинит ее своей воле и не остановится, пока   не   добьется   своего,   скольких   бы   опасностей   ни   пришлось   избегнуть, скольких врагов победить, каких бы ужасов ни встретить лицом к лицу… Известно, каким горячим патриотом был Васнецов, как свято верил он в силу   и   мощь   простого   русского   человека,   и   вот   его   собственные   слова   о «Витязе», сказанные уже в глубокой старости. «Я, – сказал Васнецов, – хотел… показать, в чем сущность моего народа, какие у него отличительные качества среди других народов вселенной. Мы – поэты, а без поэзии, без мечты, нельзя ничего делать в жизни. Мы, не щадя себя, боролись и будем бороться за независимость своей земли. Русские люди – витязи на распутье – никогда не боятся того, что сулит нам будущее». К этому трудно что­либо добавить. Учитель демонстрирует репродукцию картины П. Корина «Александр Невский». Звучит хор «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». У ч и т е л ь .   Много   раз   нападали   западные   соседи   на   новгородские владения.   В   июле   1240   года   пришла   тревожная   весть:   по   Неве   движется шведская   флотилия   под   командованием   Биргера.   Князь   Александр   не промедлил   ни   минуты.  Тревожно   гудит   над   Новгородом   вечевой   колокол, собирая   горожан:   псы­рыцари   идут   на   Русь­матушку,   надо   защищать   свой край   от   врага.   Собрав   новгородскую   рать   и   дружины   соседних   земель, Александр   Невский   двинулся   к   Чудскому   озеру,   где   русские   богатыри честью,   славой   и   победой   увенчали   свой   ратный   подвиг.   Легендарным защитником русской земли изобразил П. Корин Александра Невского в своей картине.  – Каково выражение лица Александра Невского на картине? (Выражение лица   суровое,   непоколебимое:   «Кто   с   мечом   к   нам   придет,   от   меча   и погибнет»). – Какое чувство вызывает у вас картина П. Корина «Александр Невский»? –   Какие   средства   художественной   выразительности   использовал художник? (Композиционный прием (выбор формата и размера холста, линия горизонта),   выразительность   графического   решения   (силуэт   фигуры   А. Невского) и характер колористического решения (краски сдержанно­суровы). Велика была вера художника в мужество и стойкость русского народа, подвергшегося суровому испытанию. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси, показав его нерасторжимую связь с простыми и могучими людьми, с народом, с самой Русской землей. Всю высоту узкого вертикального формата холста занимает фигура воина в богатырских доспехах, с мечом в руках, над его головою развевается древний стяг. Скуп и лаконичен пейзаж, сопровождающий изображение князя­воина: Волхов,   медленно   несущий   свои   свинцовые   воды   меж   низких   берегов, златоглавая новгородская София. Мужественна живопись Корина, чеканными, гранеными формами строит он фигуру   князя,   закованного   в   боевую   броню.   Сдержанно­суровы   краски таким   путем   художник   добивается   предельной картины; сконцентрированности   волевого   начала.   Суровый   лаконизм   образа оправдывает выбор изобразительных средств.   Учитель демонстрирует репродукцию картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Русское   войско   во   главе   с   князем   Дмитрием   Донским   стоит   на возвышенности,   откуда   хорошо   видна   местность   –   другой   берег   реки Непрядвы,   где   скапливаются   и   готовятся   к   бою   полчища   татар.   Вышли русские люди на смертную схватку с ненавистным врагом, топтавшим нашу родную землю.  – Как изобразил художник поле будущей битвы?  – Какое впечатление создается от картины? – Что убеждает нас в предстоящей победе русского войска? В ы в о д :   ясное,   яркое   утро,   изображенное   на   картине,   предвещает успешный   исход   страшной   битвы   –   предвестницы   освобождения   русского народа от ига Золотой Орды.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз два, три! Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три – дыши ровней. Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три! III. Знакомство с воинским снаряжением.  Учащиеся   рассматривают   репродукции   картин   В.   М.   Васнецова,   А.   П. Бубнова, П. Д. Корина и рассказывают о снаряжении русских воинов.  У ч е н и к и .   Кольчуга   надевалась   поверх   обычной   одежды,   она   имела боковые разрезы, облегчавшие посадку на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили часто кожаную рубашку с нашитыми на нее металлическими  бляхами. Необходимой частью  воинского  снаряжения  был остроконечный шлем в форме луковицы (напоминавший  купол церкви), со спадавшей   на   плечи   и   защищавшей   шею   кольчужной   сеткой.   Богатыри пользовались надежным оружием: щитом, мечом, копьем, а также топором и луком   со   стрелами.  Но   более   всего   русский   богатырь   любил   свою   землю, любил возделывать ее, растить хлеб. IV. Самостоятельная работа учащихся. 1. Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а   «Древнерусский воин­защитник». Учитель предлагает учащимся найти на рисунке древнерусских воинов и помочь   им   выбрать   оружие   из   предметов,   представленных   на   карточках. Учащиеся с помощью булавок прикрепляют принадлежащее воинам оружие. 2.  В ы п о л н е н и е   за д а н и я :   изобразить   портрет   богатыря   гуашью   на больших листах бумаги. При   выполнении   задания   решаются   композиционные,   колористические задачи, отрабатывается умение изображать человека.  П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы : 1) лист расположить вертикально; 2) пометить размеры богатыря – достаточно крупно, во весь лист; 3)   наметив   пропорции   фигуры,   рисуем   голову,   воинское   снаряжение, фигуру,   усиливая   образную   характеристику   богатыря   выразительными деталями, цветом; 4) проработка деталей; 5) дать название рисунку (написать на обратной стороне).  С п р а в к а  д л я   у ч и т е л я . Колорит  (фр. coloris, от лат. color – краска, цвет) – система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении. Колорит является одним из важнейших средств создания художественного образа.  V. Итог урока.  Экспресс­выставка; оценка работ; уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  познакомиться   с   репродукциями   произведений русских художников о труде крестьян; подобрать русские пословицы о труде.

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской образ) 4 класс

Урок по ИЗО " "Образ русского человека" (мужской  образ)  4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018