Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2–4 предметов на листе крупно); формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры; развивать умение рисовать с натуры или по представлению.Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
натюрморт.docx
3 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
НАТЮРМОРТ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ
КАРТИНЫ – НАТЮРМОРТЫ
Цели и задачи:
систематизировать знания о видах и жанрах
изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с конструкцией,
сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами
перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования
деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры,
чувство пропорции, соразмерности (размещение 2–4 предметов на листе
крупно); формировать графические навыки в изображении объемных
предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и
«теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и
наблюдательности, верной передачи особенностей натуры; развивать умение
рисовать с натуры или по представлению.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – натурная постановка
(натюрморт на фоне белого листа или цветной однотонной драпировки);
методическая таблица «Последовательность ведения живописной работы
(натюрморт)»; наброски с натуры овощей и фруктов (детские и студенческие
работы); для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические
материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д: слайды, репродукции натюрмортов с ярко
выраженным настроением; В. Стожаров «Чай с калачами», «Квас» и др.; И.
Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды»; И. Машков «Фрукты на
блюдце», «Ананасы и бананы», «Московская снедь», «Хлеба»; И. Грабарь
«Неприбранный стол», «Рябина», «Груши»; А. Лентулов «Овощи»,
«Натюрморт»; Поль Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с кувшином и
баклажанами», «Персики и груши»; Балтазар Ван дер Аст «Фруктовая
корзина»; Антонио Переда «Натюрморт. Завтрак»; Шарден «Атрибуты
искусств. Натюрморт»; А. Матисс «Синий горшок и лимон»; П. Кончаловский
«Поднос и овощи», «Персики»; К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты»,
«В мастерской художника»; А. Герасимов «Розы»; Г. Попов «Ягоды и овощи»;
П. Кузнецов «Утро. Натюрморт», А. Дейнека «Клубника»; И. Репин «Яблоки
и листья»; И. Шишкин «Мухоморы. Этюд»; В. Ван Гог «Подсолнухи». Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
Учитель вместе с детьми вспоминают жанры изобразительного искусства.
Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт.
(Демонстрация иллюстраций.)
Если видишь на картине
Чудовазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной и простой,
Может, чашка или блюдце
С золочёною каймой.
А ещё и так бывает:
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А ещё в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовётся натюрморт.
С п р а в к а. Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа) – изображение
неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр
изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно
воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи,
битую дичь и другие неодушевленные предметы. Возник натюрморт в связи с развитием
реализма в живописи и по мере расширения технических и познавательных возможностей
художников определился в XVII веке как самостоятельный жанр.
Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.
Натюрморт выполняет различные ф у н к ц и и. Например:
– декоративный натюрморт – запечатлевает красочность, изящество и пышность
природных форм, несколько утрируя и преобразуя их, украшает интерьер;
– символический натюрморт – изображаются свечи, череп, песочные часы и др.
предметы – символы, натюрморт напоминает о быстротечности человеческой жизни,
времени.
Натюрморт для обучающихся рисованию – очень удобная во всех
отношениях натура: она неподвижна, на длительное время сохраняет свой
внешний облик, предметам может придать любое положение и получить
интересное сочетание форм, движений, фактур, величин и окрасок.
Натюрморт учит решать основные учебные задачи, а вместе с ними и задачи творческие. Натюрморт говорит о жизни людей разных времен; даже рисуя
неодушевленные предметы, можно многое выразить, сказать о жизни людей.
(См. Приложения, рис. 81.)
З а г а д к и:
Шесть фарфоровых подруг
На скатёрке встали в круг,
Захотели вечерком
Нас попотчевать чайком. (Чашки.)
Две сестры: одна, большая,
Кашу манную мешает.
Ну а меньшая сестрёнка
Чай помешивает звонко. (Ложки.)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква.)
Блестит ярко мой мундир,
На столе я – командир.
Знают чашки, чайник:
Я большой начальник. (Самовар.)
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко! (Яблоко.)
Золотое решето чёрных домиков полно.
(Подсолнух.)
Не шит, не кроён, а весь в рубцах,
Без счёту одёжек, а все без застёжек. (Капуста.)
Летом в огороде, свежие, зелёные,
А зимою в бочке жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы.)
Много халатов надето
На куклу жёлтого цвета,
Султан на голове чёрен,
Все тело из зёрен. (Кукуруза.)
Повернулось к солнцу
Золотое донце. (Подсолнух.)
Расселась барышня на грядке,
Одета в лучшие шелка. Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Слива.)
Скинули с Егорушки
Золотые пёрышки –
Заставил Егорушка
Плакать без горюшка. (Лук.)
Маленькая печка
С красными угольками. (Гранат.)
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы.)
У ч и т е л ь. Рассмотрим иллюстрации, репродукции и о т в е т и м н а
в о п р о с ы:
– Что такое натюрморт?
– Какие натюрморты на репродукциях вам нравятся больше и почему?
Назовите авторов картин.
– Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них? Почему?
– Что объединяет все предметы одного натюрморта? (Тема,
принадлежность.)
– Почему в изображении плодов краски различаются по светлоте: одни
светлее, другие темнее?
– Как художники передают объем овощей и фруктов на плоской
поверхности картин? Почему более светлые мазки на всех плодах, предметах
располагаются с одной стороны, а темные – с другой? Какую роль здесь
играет солнечный свет? (Верно: солнечный свет, освещая предметы, делает
их с одной стороны светлыми (это свет), с другой – темными (тень). Свет
и тень помогают передать объемное изображение предметов, их
реальность.)
III. Работа учащихся над заданием.
1. И г р а у п р а ж н е н и е «Живая картина».
Класс делится на три группы (по рядам парт), каждая из которых
изображает следующее:
1я г р у п п а – радостный, торжественный натюрморт;
2я г р у п п а – нежный, певучий натюрморт;
3я г р у п п а – мрачный, печальный, грустный натюрморт. 2. Н а т ю р м о р т с натуры.
Освоение приемов изображения натюрморта удобнее начать с рисования
хорошо знакомых объемных предметов. У нас сегодня натюрморт из овощей и
фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать ее очень приятно. Каждый фрукт и
овощ имеют основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут
совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь выполнения работы:
1) На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями
наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправлений
резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею: разрушенная резинкой
фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями
отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
2) На первом этапе работы краской начнем с общей цветовой
характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь –
колер, который прозрачным слоем нанесем на все части рисунков, исключая
блики.
3) На втором этапе живописи моделируется объемная форма всех
предметов и передается их освещенность. Отдельными мазками усиливаем
насыщенность цвета освещенных сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет
среда. Их прокладывают прозрачными, но более темными красками. Каждый
мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно
света примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней
по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
4) На третьем этапе работы продолжаем моделирование объемной формы
и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на
бумагу мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на
изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли та цветовая
пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету,
полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к
изображению пространства и освещенности.
5) На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какието
части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей
цветовой гаммы, гасим. Подчеркиваем резче или смягчаем контуры
некоторых предметов. Рисунок завершен. (См. Приложения, рис. 82.)
С п р а в к а. Лессировка – многослойная живопись по предварительно просохшему
слою краски, с постепенным усилением цвета.
А ляприма – живопись сразу в один прием и слой, приемом вливания цвета в цвет.
Часто «посырому». Художники нередко пользуются муляжами – макетами фруктов, овощей и других
недолговечных предметов, копиями предметов быта, искусства.
Целесообразно показать, как пользоваться рамкой – видоискателем – и раскрыть ее
роль в поисках выразительной композиции.
3. Д и д а к т и ч е с к а я и г р а м о з а и к а «Натюрморт».
Собрать натюрморт из разрезанных частей (можно за основу взять копии
репродукций, фотографий натюрмортов). Карточки можно раздать: по рядам,
на 2–3 парты или на весь класс – исходя из возможностей.
IV. Итоги урока.
Просмотр и анализ выполненных работ.
Учитель отмечает красиво найденные сочетания цветов в передаче
характера предметов натурной постановки.
Анализ общих ошибок.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:
дома составить композицию для натюрморта
(постановки) из реальных предметов (посуда, тканидрапировки, цветы,
фрукты, овощи, декоративные предметы). Принцип компоновки – не бояться
поставить рядом вещи, которые в жизни разделены. Может быть, им есть что
рассказать друг другу?
Посмотреть в музеях, на выставке натюрморты разных авторов.
К уроку 27
Рис. 81. Натюрморт Рис. 82. Натюрморт (поэтапная работа)
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Урок по ИЗО "Натюрморт" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.