Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой; строгий – для кабинета); овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету; воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
3 класс Обои и шторы.docx
3 КЛАСС
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ОБОИ И ШТОРЫ В ТВОЕМ ДОМЕ
Цели и задачи: обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на
роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие
человека (яркий и веселый – для детской комнаты, столовой; строгий – для
кабинета); овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету; воспитывать
художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные
навыки.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – куски ткани с узором, шаблоны,
трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги;
для учащихся – белая ткань или бумага, лоскутки ткани из дома (с
рисунком и белые), гуашь, клей ПВА, темпера, шаблоны, трафареты.
З р и т е л ь н ы й р я д: фотографии; репродукции о создании тканей;
методические таблицы «Цветовой круг», «Контрастные цвета», «Виды узоров,
орнаментов».
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
У ч и т е л ь. Чтобы сохранить обложку красиво оформленного дневника
(тетради, учебника, книги), его обертывают в бумагу. В магазинах есть
специальная узорная бумага для этой цели. Для книг изготавливаются
специальные обертки – суперобложки.
Очень приятно сделать такую бумагу для обертки по своему вкусу и
замыслу. Бумага для обертывания книг, как и ткань, имеет бесконечный
рисунок, его можно продолжать в любом направлении, так как он
повторяется. Декоративные мотивы, из которых состоит такой узор, могут
располагаться в нем различно, повторяясь через определенные промежутки,
образуя раппорт (повторяющаяся часть орнамента). (См. Приложения, рис.
13–14.)
Чтобы сделать такую бумагу быстро и аккуратно, можно применить
способ механического повторения отдельных частей узора: способов
механического повторения рисунков много, и изобретены они очень давно.
Еще в старину, когда только начинало развиваться фабричное производство
тканей, узоры на них отпечатывались с деревянных досок, на которых были вырезаны рисунки. Количество досок обычно соответствовало числу красок в
узоре.
Узор на ткани изготовлялся раньше вручную, путем «набивки» молотком
по наложенной на доску ткани. Поэтому такие узорные ткани назывались
набойками. Эти старинные ткани теперь можно увидеть только в музеях.
В современное время узоры на тканях наносятся машинами, но некоторые
ручные способы механического повторения частей узора, например по
шаблону, по трафарету, еще применяются. Эти способы очень просты и
доступны каждому. Вы тоже можете сделать шаблоны или трафареты и
придумать для них рисунок.
С п р а в к а . Орнамент (от лат. ornamentum – украшение) – это узор, основанный на
повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаменты б ы в а ю т геометрические, растительные, животные (зооморфные),
антропоморфные (с переработкой фигуры человека), символические, комбинированные и
др.
По характеру композиции можно выделить такие т и п ы орнамента: ленточный
(фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной
форме, сетчатый (обычный для ткани).
Все орнаменты можно классифицировать по трем основным г р у п п а м: замкнутые,
ленточные и сетчатые.
Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией,
контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы,
единство их внешнего вида и содержания, эстетическую и художественную ценность
предмета.
Декоративная переработка форм – упрощение форм ради большей цветовой и
графической выразительности. Широко используется в декоративноприкладном
искусстве.
(фр.
contraste –
Контраст
противоположность) –
противопоставление и взаимное усиление двух свойств, качеств, особенностей как одно из
важных художественных средств изобразительного искусства.
резкое различие,
Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрасте. От умелого применения
контрастности зависит воздействующая сила многих композиционных средств и
приемов.
В цветовом круге 3 пары контрастных цветов, лежащих друг против друга: красный –
зеленый; оранжевый – синий; фиолетовый – желтый.
Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или
выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в
виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности
произведения к данному времени и к данной стране (сравним готику, модерн, барокко,
египетские и арабские, греческие, китайские и индийские узоры). III. Работа учащихся под руководством учителя.
З а д а н и е: эскиз обоев или штор для определенной комнаты. Орнамент
можно выполнить или в технике набойки (трафарет, штамп), или рисовать.
(См. Приложения, рис. 13–14.)
При дополнительных часах дать работу на ткани.
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы:
1) Изготовление шаблона.
На листе тонкого картона рисуют весь декоративный мотив или его
отдельные элементы (лучше расположить рисунок в квадрате или
прямоугольнике, задав размеры раппорта). Вырезают рисунок точно по
контуру (ножницами, а учитель специальным резаком). При составлении узора
шаблон накладывают в нужном порядке и обводят, получается точное
повторение одного и того же контура.
2) Изготовление трафарета.
На листах тонкого картона делают прорези, точно соответствующие
очертанию частей декоративного мотива (на каждый цвет). Для получения
рисунка в несколько красок последовательно накладывают трафареты на
ткань или бумагу и закрашивают краской прорези (ватным или поролоновым
тампоном). Количество трафаретов обычно соответствует числу цветовых
оттенков декоративного мотива.
3) Оформление рисунка с использованием раппорта.
В бесконечном узоре (раппорт) мотивы можно чередовать в полосе или в
сетке. (См. Приложения, рис. 13–14.)
Придумайте другое расположение и чередование своего декоративного
мотива в прямых и косых клетках. Самостоятельно составьте декоративный
мотив из осенних предметов природы (листья, цветы, деревья, солнце) в 2–3
цвета. Ограничивая себя в цвете, нужно отказаться от передачи в узоре
объема предметов светотенью, от деталирования – рисунок делается
упрощенно. Нужно сосредоточить внимание главным образом на красоте и
выразительности их контура.
Рисунок надо придумать для размеров альбомного листа, для чего
разделить его на несколько частей (4–6). Одна часть и будет раппортом, по
его размерам и выполняется рисунок – трафарет. Подготовьте сетку или
полосы (2–3) на листе бумаги и расположите в них узор (отбить поролоном
или полусухой толстой кистью, ваткой). Через трафарет – отбивается, через
шаблон – обводится карандашом или раскрашивается
(красками,
фломастерами, карандашами). Краску надо брать густую (гуще сметаны), чтобы она не затекала под
трафарет. Акварель для этой работы не годится. Можно применить гуашь
(добавив ПВА) или темперу (клеевую краску). Для получения светлого цвета
добавляют белила. Для большей выразительности можно сразу окрасить лист
какимлибо цветом, загрунтовать, затонировать, сделать фоновую раскраску.
А можно сделать все на цветной бумаге.
IV. Итоги урока.
Экспрессвыставка. Анализ выполненных работ, общих ошибок.
Требования к работе. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание. Рис. 13. Образцы раппортов ткани Рис. 14. Образцы раппортов ткани
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Урок по ИЗО "Обои и шторы в твоём доме" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.