познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».
Словарь: портретОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА – ГЛАВНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА
Ц е л и : познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с
историей возникновения портрета; развивать понимание того, что в
портретном изображении должен выражаться характер человека, его
внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию,
прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать
познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин с изображением портретов разных
эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда».
С л о в а р ь : портрет.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение. Подберите к нему заголовок. Мы
посмотрим, соответствует ли он тому названию, которое дал ему автор.
Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.Н. Заболоцкий
Сможете назвать тему нашего урока? (Ответы учащихся.)
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему урока.
1. Ч т е н и е и о б с у ж д е н и е текстов.
У ч и т е л ь . Веками мыслители и художники пытались найти всеобщие
критерии красоты и эстетической ценности, но все их поиски были тщетны.
Правда, в современном мире эта проблема мало кого занимает. Сегодня на
смену непререкаемым авторитетам пришел дух терпимости, и никто больше
не пытается свести все многообразие форм к некоему единому идеалу,
который искали древние. Многие выдающиеся представители современного
искусства отказались от идеи «истинного» отображения действительности.
Нас все чаще подводят к мысли о том, что красота присутствует повсюду.
Как это ни парадоксально, прекрасное утверждает свою целостность именно
через многообразие и универсальность своих проявлений. Красоту не
измерить научными методами, она дана нам в ощущениях. Чувство
прекрасного родилось не сегодня, оно вечно будоражило воображение
человека. (По материалам журнала «Курьер ЮНЕСКО».)
Сформулируйте главную мысль текста. Во всем ли вы согласны с мнением
автора? (Ответы учащихся.)
Послушайте другой текст.
Из интервью Ж.К. Каррьера – французского писателя, драматурга и
сценариста:
– Здравствуйте, профессор. Могу я задать вам вопрос?
– Прошу вас.
– Когда мой сын – ему семнадцать с половиной лет – говорит о какой
нибудь девушке, он добавляет: «Вот это класс».
– Значит, он считает ее очень красивой.
– Это понятно. Но связано ли это выражение с понятием классических
канонов красоты?
– О, не думаю. Видите ли, каноны красоты – это, скорее, совокупность
правил, норм, пропорций. Помоему, все началось со статуи Поликлета
«Долифор» и его теоретического труда под названием «Канон». А в устах
вашего сына слово «класс» означает нечто ошеломляющее, неотразимое,
оглушающее.
– Значит, если я правильно понимаю, классические каноны красоты все
таки существуют?– Да, но они изменчивы. То, что было прекрасно с точки зрения греков,
вовсе не привлекало индусов и наоборот. В Древней Индии самым большим
комплиментом для женщины считалось, когда ей говорили, что у нее бедра
как у слона. Сегодня такое сравнение навряд ли комунибудь понравится. В
Японии в одиннадцатом веке, в эпоху Хэйана, среди аристократок считалось
хорошим тоном красить зубы в черный цвет.
– Африканцы особыми ухищрениями вытягивали себе шеи.
– А индейцы бассейна Амазонки непомерно оттягивали нижнюю губу.
Красота ... Никто толком не знает, что это такое. Например в Индии
(простите, но я снова к этому возвращаюсь) красота женщины – это прежде
всего внутреннее содержание, глубокая индивидуальность, пронизывающая
всю жизнь, ее дхарма. Поэтому там редко говорят, что женщина красива, пока
ей не исполнится пятидесяти лет. А в юности она может быть, как вы
говорите, хорошенькая. Ах, красота! Тут есть над чем подумать. Как это
сложно. Особенно, если говорить не только о людях. А что же дома, пейзажи
и прочие дорогие нам предметы? Как определить чувства, которые вызывает у
нас произведение искусства? Можно назвать красивым собор, но ведь то же
самое можно сказать и о пьесе Беккета, и о симфонии Моцарта, о море, о
небе, о лужайке, о душе. Или о закате. Но кто знает, восхитился бы марсианин
пламенеющим небом, которое нас так очаровывает? Да и вообще, смог бы он
понять, что мы называем красотой?
Гармония, красота. Они всегда ускользают от нас. Они всегда остаются
тайной, и разные народы тщетно пытаются найти им обоснование.
В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:
– Согласны ли вы с таким отношением к красоте?
– Что для каждого из вас значит «красота»?
– В чем вы видите красоту в произведениях изобразительного искусства?
– Как часто вы сами «создаете» красоту в ваших рисунках, поступках,
какойлибо другой деятельности?
У ч и т е л ь. Сегодня мы будем учиться портретному искусству. Какие
бывают портреты, какие бывают лица? Все ли они красивы?
Послушайте, как об этом говорит поэт:
О красоте человеческих лиц
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когдато,
Была неказиста она, небогата.
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Николай Заболоцкий
(Учитель демонстрирует различные портретные изображения,
нарисованные учениками в предыдущих классах, желательно, не самые
лучшие, на которых можно убедиться в их несовершенстве.)
За прошедшие годы учебы в школе вы не раз рисовали человеческие
фигуры, но делали это не опираясь на знания, а чаще всего руководствуясь
лишь интуицией. Поэтомуто у вас случались и неудачи. С сегодняшнего
урока мы начинаем изучать основу изобразительной грамоты при рисовании
портрета.
III. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е теоретических сведений.
У ч и т е л ь . Портретный жанр возник раньше других – известны
скульптурные египетские портреты многовековой давности.
Портрет – изображение человека или группы людей в произведении
живописи или скульптуры. Портрет является одним из основных жанров
живописи, скульптуры, графики.
Необходимо требование, предъявляемое ко всякому портрету, – передача
индивидуального сходства. Для этого художник выступает в функции
своеобразного рассказчика, тщательно и последовательно воспроизводя не
только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, сущность
его характера посредством вдумчивого психологического анализа
изображаемого лица.
Каждый портретируемый несет в себе как субъективноавторскую
трактовку его личности, так и черты своего времени, социальной среды.
Обычно основными средствами передачи становятся деталь, цвет, фон, на
котором располагается фигура портретируемого.
Однако приемы
воспроизведения человека формировались не сразу. История портрета – этопрактически история живописи, формирование основных принципов
изображения, жанровых форм, техники и письма, цветового решения.
Портрет может быть индивидуальным или изображать одновременно
несколько людей (быть двойным или групповым – включать не менее трех
персонажей).
Специфический вид портрета – автопортрет.
Существует и сатирический портрет, где негативные черты модели
обусловливают появление портретной карикатурышараса.
2. Р а с с к а з «Из истории возникновения портрета».
У ч и т е л ь . Искусство портрета зародилось несколько тысячелетий тому
назад. Первые портреты был созданы египтянами. Они выполняли религиозно
магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем
вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нем
навечно. В созданных величественных статуях она чувствовала себя спокойно.
Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла
отыскать то тело, из которого она вылетела.
Конечно,
огромные величественные изваяния создавались для
увековечивания облика не простых людей, а правителей – фараонов,
наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени
является портрет Нефертити (около 1360 года до нашей эры).
Традиция возвеличивания выдающихся людей была распространена и в
Древней Греции, где в период классики создавались идеализированные
скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы
стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную
функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных черт изображаемого
человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Портреты с ярко выраженной
индивидуальностью для того времени были скорее исключением, чем
правилом (портрет Фемистокла).
Только в IV веке в портрете начинает отражаться вся полнота
индивидуальности личности (Платон, Аристотель, Софокл и др.).
В собственном смысле слова этот жанр распространился в римском
изобразительном искусстве. Для римского портрета характерно с самого
начала (II век до нашей эры) пристальное внимание к изображению
индивидуальных черт, хотя налицо и некоторое обобщение.
Средневековье стало периодом унификации личности, подчинение ее
определенным правилам и нормам, что нашло отражение в создании
портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей,
приближенных). Художники и здесь смогли проявить свою индивидуальность,сохранив внимание к изобразительной стороне (об этом говорит тщательная
прорисовка фона, одежды портретируемого). Вместе с тем они смогли
проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением
определенных нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни. Кроме
того, именно в это время начинает развиваться групповой портрет (правитель
и его окружение).
В то же самое время, несмотря на следование канону, китайские
средневековые мастера (особенно периода Сун, Х–ХIII вв.) создали
множество ярко индивидуализированных портретов, часто подчеркивая в
своих моделях именно индивидуальное начало.
Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся
высшим началом и центром земного бытия. Поэтому и изображение его
внутреннего мира, сложных душевных переживаний, описание бытовой среды
доминировали в это время. При этом реальные персонажи приравнивались к
мифологическим (вымышленным). Примеры тому – живопись с. Боттичелли,
статуи Донателло.
Мастера высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан –
не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств,
переживаний, настроений.
Нидерландские (Я. ван Эйк, Лука Лейденский и др.) и немецкие
художники (А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший и др.) развили идею
соотнесенности человека с внешним миром и вписали его не только в
конкретнобытовую среду, но и в систему мироздания. При этом, как и
художники Возрождения, они использовали мифологические сюжеты, вводили
в свои произведения аллегорические фигуры или наделяли портретируемых
условными чертами древних героев. Последняя особенность будет развита
художниками эпохи Просвещения.
Отражение внутренней идеи художественного образа стало главным для
Драматической заостренностью
художников периода маньеризма.
изображаемых чувств отличается портрет того времени.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль
Греко, ставшего продолжателем традиций Возрождения и маньеризма. Его
творчество отличается резкими ракурсами и неестественно вытянутыми
пропорциями, что вместе с драматизмом и скрытым динамизмом
изображаемого обусловливает глубину восприятия модели. Эль Греко
продолжает игру со светом, но строит свои композиции не на принципе
гармонии, а на идее контраста.
В сложные и противоречивые отношения с окружающим миром вступают
модели Рембрандта и Д. Веласкеса (ХVI–XVII века), в портретах которыхнаходят отражение лирическое и драматическое, светлое и печальное, веселое
и трагическое.
Многомерность окружающего мира и изменчивость душевных состояний
модели в сочетании с ярким, красочным цветовым решением находят решение
в портретах П. П. Рубенса или в тонкой прорисовке характеристик у А. ван
Дейка.
В России складывается своя школа портрета, отличающаяся жанровым
разнообразием. Это прежде всего парсуна, в которой слиты приемы
реалистической живописи и иконы. От парсуны четко прослеживаются два
направления – к провинциальному и парадному портретам. В провинциальном
портрете преобладают камерные настроения, портретируемый предстает
таким, каким он был в повседневной жизни.
Развитие парадного портрета характеризуется постепенным уходом от
требований заказчика к отражению его как личности своего времени. Поэтому
он и давался в образе условной, аллегорической фигуры (портреты Ф.
Рокотова, Д. Левицкого и др.).
Рубеж ХIХ–начала ХХ века, на первый взгляд, привел к отказу от
создаваемых веками принципов портретной живописи: разрушались
пропорции модели,
Внимание
сосредоточивалось на раскрытии сложной гаммы человеческих переживаний,
поэтому внешнее подобие оказывалось вторичным
(творчество
импрессионистов, кубистов, авангардистов и т. п.). Среди выдающихся
мастеров этого периода – Э. Дега, А. ТулузЛотрен, М. Шагал, П. Пикассо.
вводились геометрические фигуры.
В ХХ веке русский портрет отличается жанровым и стилевым
разнообразием. Среди его авторов – живописцы М. Нестеров, И. Бродский и
др.
3. Б е с е д а п о к а р т и н е Леонардо да Винчи «Джоконда».
У ч и т е л ь . Только из всего огромного количества портретов в мире есть
один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий
даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за
портрет? (Ответы учащихся.)
Джоконда! Это имя стало нарицательным.
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей?
Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на
портрет, но она так и остается неразгаданной?
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонардо да Винчи
искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет
супруги Франческо дель Джокондо,
а изображение какогото
получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но тохмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал
спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто
этот ключ не найдет.
Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы
знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и
культуры итальянского Возрождения А. К. Дживигелов считает, что при
помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека».
Что же такое «сфумато»?
Это итальянское слово означает: мягкий, неясный, растворяющийся,
исчезающий. В данном случае это прием светотени, введенный в живопись
Леонардо.
Но «сфумато» присутствует почти во всех картинах Леонардо да Винчи, да
и в картинах других художников и, видимо, этого недостаточно, чтобы
объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица
Моны Лизы.
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гуковский
писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в
нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в
то же время не в состоянии отвести глаз от замечательного портрета.
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это
выражение все время меняется!
Следовательно, в лице Джоконды – движение. Но ведь всякое движение
происходит во времени. А живописная картина статична – она запечатлела
какоето мгновение!
Незадолго до смерти очень большой и почти парализованный Леонардо да
Винчи с мучительными усилиями накладывал все новые и новые мазки на свою
великую картину, ища, как придать лицу Джоконды все новые и новые
противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на
одном и том же портрете, то есть изменчивости во времени.
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не
неподвижном лице портрета выражение все время меняется!
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого
числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника,
восхищает, изумляет зрителей, когото беспокоит, тревожит.
А какое чувство вызывает у вас этот портрет? (Ответы учащихся.)
4. Р а с с м о т р е н и е з а д а ч , стоящих перед художником при работе над
портретом.
У ч и т е л ь . Каждый художникреалист обязательно должен уметь
изображать человека в различных положениях, поворотах, движениях.
Человек – главный объект интереса и изображения у художников.В человеке же самое главное, самое выразительное – это его внешний
облик и особенно лицо. Поэтому изучение художником человека традиционно
начинается с рисования головы.
Конечно, некоторые любители и без всякой подготовки рисуют «портреты»
своих знакомых, особенно в профиль. Иной раз получается как будто даже и
похоже. Но на самом деле эти рисунки, несмотря не некоторое сходство,
остаются плоскими и мертвыми. Чтобы голова на рисунке была живой, чтобы
художник мог изобразить ее в любом наклоне и повороте, он должен изучить
ее анатомию. Чтобы ясно понимать, чем и как образуется любая форма, он
должен развить свое художническое объемнопространственное видение и
овладеть правильной последовательностью изображения.
Изучение анатомии дает художнику представление о том, что является
общим для всякой человеческой головы. Это служит основой, эталоном для
сравнения, для выявления того характерного, индивидуального, что выделяет
каждую отдельную человеческую голову из миллиона других. А головы,
действительно, все очень разные. Тут сказывается и возраст, и пол, и
особенности строения черепа.
У ребенка, например, лицевая часть по сравнению со всем черепом
относительно мала, кости черепа слабо развиты, личико пухлое, гладкое, кожа
нежна. С годами лицо удлиняется, четко определяются выступы подбородка,
у глазных впадин появляются складки. В старческом возрасте костные
выступы еще более выделяются. Мышцы становятся дряблыми, кожа
морщинистой. Кроме того, у каждого человека уши, нос, глаза, губы имеют
свои характерные особенности. Это все художник должен подметить.
Конечно, сходство с оригиналом – первое и необходимое качество портрета.
Но это, как говорят математики, условие необходимое, но недостаточное. За
внешними чертами человека мы должны угадывать, чувствовать мысли,
переживания, внутреннюю жизнь изображенного. Мы должны чувствовать и
отношение художника к нему. Только все это сделает изображение
портретом, только это заставит нас вглядываться, вдумываться и волноваться,
даже когда изображенные люди совершенно нам незнакомы.
Портрет – это художественный образ человека. В нем должна ощущаться
конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности,
психологии, нравственного облика.
Портрет должен увековечить в истинном, правдивом, неискаженном виде
облик определенного реального человека. А как этого добиться? Копируя
его? Нет, дело не в том, чтобы точно скопировать внешность. Главное –
передать сущность портретируемого.
Причем надо передать объект верно, но не «идеально», для чего можно
раскрыть лишь определяющие черты оригинала.Портрет не должен льстить оригиналу, «улучшать» его, а лишь стремиться
изобразить его во всем многообразии подлинных черт. Выдающийся
художественный критик В. Стасов писал: «Задача портретиста – не красоты и
идеальности отыскивать, а представлять существующее, жизнь и природу,
каковы они ни есть, со всей правдой и глубиной».
Поэтому великие художники в портретных произведениях при всей любви
и уважении к тем, кого они изображали, не могли не увековечить их слабости,
их отрицательные черты.
1. У п р а ж н е н и е д л я ш е и .
Скрестив пальцы кистей, положить их сзади на шею (голову слегка
наклонить вперед) и стараться разогнуть голову назад небольшими
покачивающимися движениями. Руки, лежащие на шее, должны оказывать
некоторое сопротивление. Таких движений следует сделать 15–20, темп
средний.
2. С а м о м а с с а ж о б л а с т и п л е ч .
Правой ладонью круговыми движениями произвести растирание области
левого плеча. Аналогичное растирание произвести левой ладонью правого
плеча. Вначале движения легкие, поверхностные, а затем с некоторым
нажимом. Произвести 20 круговых движений на одном плече и столько же на
другом.
3. У п р а ж н е н и е д л я р у к .
Качающиеся движения полусогнутыми в локтях руками. Одна рука идет
вперед, а другая назад, то есть примерно так же, как при беге. Сделать 20–30
движений, темп средний.
IV. Практическая работа.
З а д а н и е . Выполните рисунок на свободную тему (работа красками).
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы :
1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности
выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся,
испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной
работы.
V. Итог урока.
1 . В ы с т а в к а р а б о т .
2 . З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о .У ч и т е л ь. В лучших ваших работах вы сумели выразить свое личное
отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные
колористические находки придали неповторимость вашим произведениям.
Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
В. Рождественский
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением различных
образов человека, попытаться описать состояние, внутренний мир,
особенности, переживания изображенного на портрете.