Урок по ИЗО "ОБРАЗ ГОТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить учащихся с образом готического храма и его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к архитектуре средневековья. Оборудование: для учителя – методическая таблица, фотографии; для учащихся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы. Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.Урок по ИЗО "ОБРАЗ ГОТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА" 4 класс
Иконка файла материала Образ готических городов средневековой.docx
ОБРАЗ ГОТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА Ц е л и   и   з а д а ч и :   дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить учащихся с образом готического храма и его   декором;   развивать   конструктивный   навык;   воспитывать   интерес   к архитектуре средневековья.  О б о р у д о в а н и е :   для учителя  – методическая таблица, фотографии; для  учащихся – бумага,  клей  ПВА,  ножницы,  графические материалы.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   фотографии   с   изображением   средневековой архитектуры.  I. Организационный момент. Х о д   у р о к а Добрый день, дорогие друзья! Этой встрече рада я.  Сегодня нас ждут (наверно, не зря) Средневековые города! II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   По   сравнению   с   современным   городом   население средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5– 6 тысяч человек, а часто было и того меньше – 1–2 тысячи. Лишь немногие города   Западной   Европы,   такие,   как   Лондон   или   Париж,   насчитывали несколько десятков тысяч жителей.  Первоначально единственным общественным сооружением в городе были церкви.   Городской   собор   –   это   архитектурный,   идеологический   и   даже   в каком­то   смысле   хозяйственный   центр   города.  Вокруг   него   лепятся   лавки ремесленников   и   торговцев.   У   его   портала   завязываются   научные   и политические   дискуссии,   здесь   же   в   праздничные   дни   разворачиваются театральные   зрелища,   подчас   руководимые   духовенством.   Соборная колокольня определяет городское время, а ее тревожный звон в неурочный час возвещает бедствие – пожар, набег неприятеля, внезапную эпидемию. В   XIII   столетии   готическая   архитектура   достигает   расцвета.   Название «готический»   –   условное   и   странное.   В   готических   храмах   нет   ничего собственно   «готического»,   варварского,   –   французы   гораздо   удачнее называют готический стиль «оживным», то есть стрельчатым.Стрельчатая   дуга   явилась   великолепным   инженерным   решением, позволившим облегчить давление свода и в силу этого уменьшить массивность стен. В готическом храме устранены те элементы архитектуры, которые не несли никакой механической нагрузки, и здание предстает перед зрителями как   обнаженный   каркас   с   подчеркнутыми   линиями   «ребер».   Вертикальная ориентация   зодчества   подчеркивалась   высотой   относительно   легких   стен, стройностью пилястров, на которые опирались стрельчатые дуги, башенками и шпилями, огромными окнами. Высокие стрельчатые проемы между главным и   боковыми   нефами   позволяли   воздуху   свободно   переливаться   из   одного помещения   в   другое,   создавая   впечатление   органического   единства пространства.  Учитель демонстрирует фотографии готических соборов.Собор Парижской Богоматери В  огромном   нарядном   соборе   посетитель   проникался   ощущением   могущества   Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства. Он испытывал вместе с тем восторг перед красотой и величием самого здания.  Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазией их создателей.   Соборы   строили   и   украшали   в   течение   многих   десятилетий,   а   порой   и столетий. В их сооружении участвовало множество городских ремесленников, даже целые поколения  каменщиков,   столяров,  скульпторов,  стекольщиков.   На  время  строительства мастера   городских   артелей   объединялись   под   руководством   ведущего   мастера   – архитектора. В   средние   века   скульптура   была   неотделима   от   архитектуры.   Соборы   украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.  Огромные каменные фигуры украшали как интерьер, так и порталы (входы) церкви.Витраж готического храма Цветные   стекла   витражей,   причудливо   преображавшие   солнечный   свет,   создавали иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой жизни, для светских властителей, для сказочных животных. Готический храм вмещал в себя весь мир.  Постепенно   по   мере   укрепления   городской   самостоятельности   и   роста   купеческих богатств в городах начали возводить новые общественные здания: помещения городских советов (ратуши) и крытые рынки, больницы и колледжи.Ратуша – символ городской независимости – имела обычно в нижнем этаже склад или арсенал. По фасаду нижний этаж украшали аркадами, над ним был устроен парадный зал и ряд меньших помещений для заседаний. Подражая феодальному замку, ратуша включала в себя  буффруа  – башню, где висел набатный колокол, размещалась городская тюрьма и находилась городская казна.  Город   стягивался   прочным   поясом   оборонительных   сооружений.   Стены укреплялись богинями, которые господствовали над узкой полоской между рядами стен.  Ширина   улиц   средневекового   города   сильно   варьировала.   Наиболее типична   улица   шириной   в   семь­восемь   метров   (такова   ширина   важной магистрали,   которая   вела   к   собору   Парижской   Богоматери).   Маленькие улицы и переулки были значительно уже, не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной в один метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», два человека не   могли   там   разойтись.   Уличное   движение   составляли   три   элемента: пешеходы, животные, повозки.  Особенно   большая   забота   о   красоте   улиц   проявлялась   в   Италии.   Во Флоренции было принято постановление, приписывающее строить из камня дома определенной высоты.  Средневековые   городские   дома   не   имели   нумерации,   ее   заменяли отличительные знаки –  барельефы  на религиозные сюжетные скульптурные портреты владельцев и т. п., являвшиеся одновременно и украшением домов.  Существенным декоративным элементом оформления во многих городах Италии и Франции были городские фонтаны, расположенные, как правило , на площадях.  Ги де Базош (французский поэт) в письме к матери описывает свой дом: его нельзя назвать большим или великолепным, но он удобен для жилья. Его верхняя часть с «оконными глазницами» высоко поднимается над служебными помещениями, оттуда хорошо виден город и лежащие за его пределами луга и виноградники.   Внизу   расположены   покои,   предназначенные   для   отдыха   и труда. Выкрашенные белым стены могут поспорить с фаросским мрамором, панель сверкает множеством красок.  Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а НОВЫЙ ДОМ Приходил к нам каменщик,  Сложил нам стены дома.  Ах, приходил к нам каменщик,Да не было нас дома. И столяр к нам приходил,  Сладил дверь для дома.  Ах, столяр к нам приходил,  Да не было нас дома.  И маляр к нам приходил,  Красил стены дома.  Ах, маляр к нам приходил,  Да не было нас дома.  Григоре Виеру III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д н и е : конструирование средневековых готических зданий.  Учитель   демонстрирует   варианты   конструктивной   деятельности «Образ готического здания».  П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь  работы:а) этапы складывания листа серой бумаги для вырезания силуэтов жилых домов, соборов, городских ратуш с курантами;  б)   складывание   серой   бумаги   для   вырезания   силуэта   собора   при горизонтальном расположении листа; в) конструирование образов средневековых соборов. Учащиеся вырезают из   серой   бумаги   силуэты   различных   средневековых   построек.   Цветные витражи окон можно нарисовать восковыми мелками.  Лучшие   постройки   займут   свое   место   в   панно.   Оставшиеся   постройки (нередко   очень   хорошие,   но   не   вписавшиеся   в   общую   композицию) используются в индивидуальных работах на эту же тему – «Праздник цехов ремесленников на городской площади». IV. Итог урока.  Анализ и оценка работ учащихся.  Уборка рабочих мест.  Домашнее задание: работа в тетради, с. 24–25.

Посмотрите также