Дать представление об образе готических городов средневековой Европы; познакомить учащихся с образом готического храма и его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к архитектуре средневековья.
Оборудование: для учителя – методическая таблица, фотографии; для учащихся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии с изображением средневековой архитектуры.Урок по ИЗО "ОБРАЗ ГОТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА" 4 класс
ОБРАЗ ГОТИЧЕСКИХ ГОРОДОВ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХИТЕКТУРА
Ц е л и и з а д а ч и : дать представление об образе готических городов
средневековой Европы; познакомить учащихся с образом готического храма и
его декором; развивать конструктивный навык; воспитывать интерес к
архитектуре средневековья.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методическая таблица, фотографии;
для учащихся – бумага, клей ПВА, ножницы, графические материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д : фотографии с изображением средневековой
архитектуры.
I. Организационный момент.
Х о д у р о к а
Добрый день, дорогие друзья!
Этой встрече рада я.
Сегодня нас ждут (наверно, не зря)
Средневековые города!
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь .
По сравнению с современным городом население
средневекового города было немногочисленным. Обычно оно не превышало 5–
6 тысяч человек, а часто было и того меньше – 1–2 тысячи. Лишь немногие
города Западной Европы, такие, как Лондон или Париж, насчитывали
несколько десятков тысяч жителей.
Первоначально единственным общественным сооружением в городе были
церкви. Городской собор – это архитектурный, идеологический и даже в
какомто смысле хозяйственный центр города. Вокруг него лепятся лавки
ремесленников и торговцев. У его портала завязываются научные и
политические дискуссии, здесь же в праздничные дни разворачиваются
театральные зрелища, подчас руководимые духовенством. Соборная
колокольня определяет городское время, а ее тревожный звон в неурочный
час возвещает бедствие – пожар, набег неприятеля, внезапную эпидемию.
В XIII столетии готическая архитектура достигает расцвета. Название
«готический» – условное и странное. В готических храмах нет ничего
собственно «готического», варварского, – французы гораздо удачнее
называют готический стиль «оживным», то есть стрельчатым.Стрельчатая дуга явилась великолепным инженерным решением,
позволившим облегчить давление свода и в силу этого уменьшить массивность
стен. В готическом храме устранены те элементы архитектуры, которые не
несли никакой механической нагрузки, и здание предстает перед зрителями
как обнаженный каркас с подчеркнутыми линиями «ребер». Вертикальная
ориентация зодчества подчеркивалась высотой относительно легких стен,
стройностью пилястров, на которые опирались стрельчатые дуги, башенками
и шпилями, огромными окнами. Высокие стрельчатые проемы между главным
и боковыми нефами позволяли воздуху свободно переливаться из одного
помещения в другое, создавая впечатление органического единства
пространства.
Учитель демонстрирует фотографии готических соборов.Собор Парижской Богоматери
В огромном нарядном соборе посетитель проникался ощущением могущества Бога,
устремлял к нему свои помыслы и чувства. Он испытывал вместе с тем восторг перед
красотой и величием самого здания.
Средневековые соборы и сейчас восхищают смелым полетом мысли и фантазией их
создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и
столетий. В их сооружении участвовало множество городских ремесленников, даже целые
поколения каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков. На время строительства
мастера городских артелей объединялись под руководством ведущего мастера –
архитектора.
В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали
снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву
Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция)
было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.
Огромные каменные фигуры украшали как интерьер, так и порталы (входы) церкви.Витраж готического храма
Цветные стекла витражей, причудливо преображавшие солнечный свет, создавали
иллюзию реального присутствия библейских и житийных персонажей. Но в храмовый декор
проникали не только герои христианской легенды – здесь нашлось место для сцен трудовой
жизни, для светских властителей, для сказочных животных. Готический храм вмещал в
себя весь мир.
Постепенно по мере укрепления городской самостоятельности и роста купеческих
богатств в городах начали возводить новые общественные здания: помещения городских
советов (ратуши) и крытые рынки, больницы и колледжи.Ратуша – символ городской независимости – имела обычно в нижнем этаже склад или
арсенал. По фасаду нижний этаж украшали аркадами, над ним был устроен парадный зал и
ряд меньших помещений для заседаний. Подражая феодальному замку, ратуша включала в
себя буффруа – башню, где висел набатный колокол, размещалась городская тюрьма и
находилась городская казна.
Город стягивался прочным поясом оборонительных сооружений. Стены
укреплялись богинями, которые господствовали над узкой полоской между
рядами стен.
Ширина улиц средневекового города сильно варьировала. Наиболее
типична улица шириной в семьвосемь метров (такова ширина важной
магистрали, которая вела к собору Парижской Богоматери). Маленькие
улицы и переулки были значительно уже, не более двух метров, а во многих
старинных городах встречались улочки шириной в один метр. Одна из улиц
старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», два человека
не могли там разойтись. Уличное движение составляли три элемента:
пешеходы, животные, повозки.
Особенно большая забота о красоте улиц проявлялась в Италии. Во
Флоренции было принято постановление, приписывающее строить из камня
дома определенной высоты.
Средневековые городские дома не имели нумерации, ее заменяли
отличительные знаки – барельефы на религиозные сюжетные скульптурные
портреты владельцев и т. п., являвшиеся одновременно и украшением домов.
Существенным декоративным элементом оформления во многих городах
Италии и Франции были городские фонтаны, расположенные, как правило , на
площадях.
Ги де Базош (французский поэт) в письме к матери описывает свой дом:
его нельзя назвать большим или великолепным, но он удобен для жилья. Его
верхняя часть с «оконными глазницами» высоко поднимается над служебными
помещениями, оттуда хорошо виден город и лежащие за его пределами луга и
виноградники. Внизу расположены покои, предназначенные для отдыха и
труда. Выкрашенные белым стены могут поспорить с фаросским мрамором,
панель сверкает множеством красок.
Учащиеся выполняют имитационные движения за учителем.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
НОВЫЙ ДОМ
Приходил к нам каменщик,
Сложил нам стены дома.
Ах, приходил к нам каменщик,Да не было нас дома.
И столяр к нам приходил,
Сладил дверь для дома.
Ах, столяр к нам приходил,
Да не было нас дома.
И маляр к нам приходил,
Красил стены дома.
Ах, маляр к нам приходил,
Да не было нас дома.
Григоре Виеру
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д н и е : конструирование средневековых готических зданий.
Учитель демонстрирует варианты конструктивной деятельности
«Образ готического здания».
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь работы:а) этапы складывания листа серой бумаги для вырезания силуэтов жилых
домов, соборов, городских ратуш с курантами;
б) складывание серой бумаги для вырезания силуэта собора при
горизонтальном расположении листа;
в) конструирование образов средневековых соборов. Учащиеся вырезают
из серой бумаги силуэты различных средневековых построек. Цветные
витражи окон можно нарисовать восковыми мелками.
Лучшие постройки займут свое место в панно. Оставшиеся постройки
(нередко очень хорошие, но не вписавшиеся в общую композицию)
используются в индивидуальных работах на эту же тему – «Праздник цехов
ремесленников на городской площади».
IV. Итог урока.
Анализ и оценка работ учащихся.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: работа в тетради, с. 24–25.