Урок по ИЗО "ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА" 6 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

: расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае, Европе; учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта, находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение. Оборудование: репродукции картин с пейзажами; образец педагогического рисунка. Словарь: пейзаж.ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР. ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА
Иконка файла материала ПЕЙЗАЖ.docx
ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР.  ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗОБРАЖАЕМОГО ПРОСТРАНСТВА Ц е л и :  расширить   знания   учащихся   о     пейзаже   как   самостоятельном жанре   в   искусстве;   познакомить   с   традициями   изображения   пейзажа   в Древнем Китае, Европе; учить выбирать формат бумаги для картины, высоту горизонта,   находить   правильное   композиционное   решение   при   заполнении пространства;   совершенствовать   технику   работы   с   красками;   развивать творческое воображение. О б о р у д о в а н и е :   репродукции   картин   с   пейзажами;   образец педагогического рисунка. С л о в а р ь : пейзаж. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Одним   из   любимых   зрителями   жанров   изобразительного искусства является пейзаж. Как   развивался   этот   жанр,   какие   традиции   изображения   природы существуют в разных странах мира, вы узнаете сегодня на уроке. Прочитайте   отрывок   из   стихотворения   Николая   Заболоцкого  «Вечер   на Оке». – В каком значении употребляется в нем слово пейзаж? В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. С утра обремененная работой, Трудом лесов, заботами полей, Природа смотрит как бы с неохотой На нас, неочарованных людей… В о п р о с ы   и   з а д а н и я: – Каким чувством проникнуто стихотворение? Что достигается благодаря использованию эпитетов и сравнений в поэтическом тексте?– Подберите синонимы и антонимы к словам радость, подлинный. – Сравните синонимы пейзаж и ландшафт. Чем они отличаются? – Объясните, как можно изобразить в живописи  очарованье. Подберите синонимы к этому слову. У ч е н и к и . Прелесть, пленительность, обаяние, чары. У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение Константина Бальмонта. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. Чуждый чистым чарам счастья, Челн томленья, челн тревог Бросил берег, бьется с бурей, Ищет светлых снов чертог. – Какие живописные образы возникли в вашем воображении от этих строк? (Ответы учащихся.) – Послушайте строки И. Бунина и скажите, находите ли вы в них какое­то противоречие, отвергает ли поэт пейзаж: Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия. И. Бунин. Еще и холоден и сыр… III. Изучение нового материала. 1 .   С т а н о в л е н и е   ж а н р а   п е й з а ж а . У ч и т е л ь .  Пейзаж  (франц.  Paysage) – жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа (дикая или преображенная человеком).   Часто   изображаются   виды   городов   или   архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), а также морские виды (марина). Иногда пейзаж   выступает   в   качестве   важной   составляющей   (фона)   живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведений. Отдельное художественное произведение соответствующего жанра также называется пейзажем. Уже Хуго ван дер Гус и другие нидерландские мастера XVI–XV столетий в пейзажных фонах алтарных картин рисуют удивительно поэтичной нехитрую северную   природу.   Нидерландец   ощущал   свою   глубокую   связь   с   ней. Художник   в   своих   пейзажах   делился   со   зрителем   радостью   общения   с природой, учил его видеть красоту земли. С пейзажа начиналась любовь к родине.   И   потому   пейзаж   сыграл   во   многих   европейских   странах   такуюогромную роль если не в формировании, то в пробуждении национального сознания. Пейзаж как жанр имеет свои внутренние «ячейки». Скажем, есть пейзажи водных   пространств   –   марины.   Художников,   их   пишущих,   нередко   так   и называют маринистами. Есть архитектурный пейзаж, его любили венецианцы XVIII   столетия.   Есть   городской.   В   нашем   веке   появился   пейзаж индустриальный, а скоро явью будет пейзаж космоса. У каждого из них есть или будут свои традиции, своя красота. Чаще  всего   пейзаж  мы  воспринимаем   как  непосредственное  лирическое чувство   художника.   В   XVII   веке   сочиняли   пейзажи   мифологические, прекрасные и по­своему одухотворенные. Но переход от пейзажей, сделанных в   ателье,   к   пейзажу,   написанному   в   пленере,   на   открытом   воздухе,   был закономерен.   Именно   в   пейзаже   в  XVIII   и   начале  XIX  века,   в   творчестве Антуана Ватто (1684–1721) и пейзажистов барбизонской школы во Франции, Джона   Констебля   (1776–1837)   и   Джона   Тернера   (1775–18521)   в   Англии живопись   осознала   свои   возможности   в   передаче   человеческих   чувств.   И когда художников еще сильнее увлекла эта задача, то в живописи временно восторжествовало   пейзажное   начало,   пейзажное   восприятие.   Так   было   у импрессионистов в 1870–1880­е годы во французской и частично в русской живописи. Но пейзаж может и обобщать, нести широкий смысл, порой трагический и героический по своему характеру. Сквозь   призму   непосредственного   и   чувственного   пейзажа   художник решает часто и портрет, и картину. Здесь пейзаж из дополнительного элемента становится   едва   ли   не   главным.   В   нем   ищется   настроение   картины,   ее атмосфера. Ведь пейзаж при всей тонкости и личности его чувств – жанр, обращающийся   ко   всем.   Все   мы   в   той   или   иной   степени   причастны   миру природы. В качестве самостоятельной жанровой разновидности пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века, получив особенно широкое развитие в голландской   живописи   этого   времени   (у   Ван­Гойена,   Я.   Рейсдаля   и   др.). Поскольку   голландские   художники   писали   свои   пейзажи   на   небольших полотнах,   их   стали   называть   «малыми   голландцами».   Они   создавали проникновенные и нежные картины природы, став родоначальниками жанра в европейском искусстве. Для этого была разработана техника передачи свето­ воздушной  перспективы  с помощью  системы  оттенков – валёров. До  XVII века   пейзаж   обычно   служил   лишь   фоном   для   тематической   картины   или портрета.Гораздо раньше возникает самостоятельный пейзаж в китайском искусстве (еще   в   VI   веке,   в   эпоху   Тан),   где   он   достигает   исключительной одухотворенности   и   поэтичности.   На   него   оказала   влияние   и   буддийская религия, с которой связано представление о природе как части мироздания. Человек   должен   представлять   с   природой   единое   целое   и   уметь   видеть прекрасное и значительное даже в самом обыденном, например смене времен года.   Практическим   же   решением   явилось   создание   пейзажей   типа   «шань­ шуй» (дословно «горы – воды»). Создание настроения и определенного впечатления сказалось в отсутствии четко   выраженных   пространственных   планов:   одна   часть   картины   плавно перетекает в другую, дополняясь надписями (в том числе и стихотворного характера) и символическими обозначениями (горной сосны, бамбука, дикой сливы). Среди выдающихся мастеров китайского пейзажа – Го­Си (XI век), Ма­Юань, Ся­Гуй (XII–XIII век), Му­Ци (XII век). Обостренная графичность, но уже в виде традиции сохранилась в японском пейзаже (Сэссю, XV век), для которого характерно выделение декоративных мотивов (в XVIII–XIХ веке), повышенная роль человека в природе (пейзажи Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ). Для   европейского   пейзажа   XVII   века   характерно   существование   двух типов   его   видения   –   идиллического   и   героического.   В   это   же   время появляется и так называемый видовый пейзаж. Романтическое направление в живописи также вызвало развитие интереса к пейзажу. Это прежде всего идиллические виды с различного рода руинами. Они   стали   своего   рода   переходным   этапом   на   пути   становления реалистического   пейзажа   XIХ   века.   В   это   время   данный   жанр   становится повсеместно   распространенным.   Подход   художника   к   образу   природы делается все более дифференцированным и психологически содержательным; развиваются   и   крепнут   отдельные   разновидности   пейзажа:   парковый, городской,   марина.   Реалистический   пейзаж   этого   времени,   правдиво передавая   характер   местности,   выражал   вместе   с   тем   эмоциональное отношение   человека   к   природе.   Именно   так   изображена   природа   Дж. Тёрнером,   особенно   любившим   так   называемые   переходные   состояния   – закаты, восходы, сумерки, туманы. У   художников­романтиков   пейзаж   становится   важным   средством восприятия   чувства   любви   к   родине   и   формирования   демократических умонастроений (Констебль Боннингтон и др.). Эта роль пейзажа характерна и для   русской   живописи.   Наиболее   ясно   она   выступает   в   искусстве   И.   И. Шишкина, А. Куинджи, А. Саврасова и других русских пейзажистов кругапередвижников.   В   их   произведениях   пейзаж   становится   средством   для выражения очень глубокого гражданского содержания. В   живописи   французских   пейзажистов   середины   XIХ   века   он   нередко становится  предлогом  для  разработки  чисто живописных  задач.  Крупными мастерами пейзажа были художники­импрессионисты К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей. Они считали, что работать над пейзажем надо только на пленэре (этот   термин   используется   в   живописи   для   обозначения   правдивого отражения   красочного   богатства   натуры,   всех   изменений   цвета   в естественных,   природных   условиях,   при   активной   роли   света   и   воздуха). Стремясь   зафиксировать   тончайшие   изменения   в   природе,   они   создавали серии   картин,   объединенных   одним   мотивом.   Любопытно,   что   они   с одинаковым   интересом   относились   как   к   сельскому,   так   и   городскому пейзажу.   Художники,   испытавшие   влияние   символизма,   как,   например,   П. Гоген   придавали   образам   природы   почти   человеческую   одушевленность. Подобный подход особенно характерен для пейзажей финских и шведских мастеров.   Они   часто   создавали   не   реальные,   а   вымышленные   пейзажи («пейзажи­мечты»). Похожие картины были и у М. Чюрлёниса. Для   пейзажа   ХХ   века   характерно   сосуществование   разнообразных направлений в пейзажной живописи. Это и пейзажные мотивы в картинах В. Кадинского,   и   острые,   эмоциональные   пейзажи   экспрессионистов   (М. Утрилло). Совершенно иной подход виден, например, у Рокуэла Кента, для которого   образы   природы   являются   своеобразной   антитезой   городской цивилизации. 2. З а д а ч и , стоящие перед художником­пейзажистом. У ч и т е л ь . Пусть  это  не  покажется  странным, но  рисование   пейзажа  с натуры для начинающего – более трудная задача, чем рисование натюрморта или   человека.   Первая   особенность   –   сильное   естественное   освещение, изменяющееся в зависимости от времени дня и погоды. Да и в тот же самый момент   времени   один   и   тот   же   предмет   освещен   и   воспринимается   нами совсем   иначе   в   зависимости   от   того,   с   какой   стороны   смотрит   на   него художник   –   с   севера,   юга,   востока   или   запада.   Поэтому   в   зарисовках необходимо записывать время дня и направление взгляда художника. Главными   элементами   всякого   пейзажа   являются   земля,   небо,   вода, деревья. Чтобы уметь хорошо рисовать пейзаж, надо научиться прежде всего рисовать   эти   элементы,   в   особенности   деревья.   Иначе   рисунок   пейзажа превратится в набор безликих декоративных пятен – все деревья окажутся одинаковыми, не будет чувствоваться горизонтальность земли или воды, горы и облака потеряют свои характерные формы.В пейзаже должно чувствоваться уходящее вдаль пространство, а каждый предмет,   каждое   дерево   должно   быть   представлено   своими   характерными чертами. Надо дать как бы индивидуальный портрет дерева – ствол, ветви, характер   кроны,   листвы   и   группировки   листьев.   Дерево   должно   быть нарисовано так, чтобы на другой день можно было без труда найти точное соответствие между рисунком и оригиналом. Дерево   –   это   не   случайное   нагромождение   ветвей   и   листвы,   а   очень стройная система этих элементов. Если художник не почувствует этого, то, заканчивая рисунок, он не будет знать, где находятся ветки и группы листьев, послужившие   моделью   для   той   или   иной   части   изображенного   дерева.   В хорошем   рисунке   должно   быть   точно   передано   количество   и   взаимное расположение   главных   ветвей   и   групп   листьев.   Кроме   того,   художник стремится передать не только силуэт, но и объем дерева. Конечно, говоря о точном рисунке дерева, мы не предполагаем изображение каждого листика. Но   надо   найти   такое   решение   для   изображения   листвы,  которое   сразу   бы позволило понять, какое дерево перед нами. При рисовании земли надо следить, чтобы она воспринималась зрителем, как   горизонтальная   и   уходящая   вдаль   от   зрителя.   Овладению   пейзажем поможет   рисование   «микропейзажей»,   то   есть   малых   природных   форм   – камней, кусков дерна, веток, травы. Такие детали на первом плане делают пейзаж живым. Большое   значение   в   пейзаже   имеет   вода.   Обратим   внимание   на взволнованную  воду. Под  напором  ветра  вода  как   бы  превращается   в  ряд выпуклых   и   вогнутых   зеркал.   Поэтому   целостное   отражение   нарушается, прерывается, сохранившись лишь на горбинках волн и в ложбинках между ними.   Скаты   волн,   обращенные   к   нам,   будут   отражать   небо,   прерывая основное отражение. Вблизи   от   наблюдателя,   где   волны   воспринимаются   почти   сверху,   эти разрывы будут минимальными; вдали же они будут преобладать, а основное отражение почти исчезнет. Надо разобраться в форме и природе облаков. Облака не приклеены на вертикальную плоскость, они как бы подвешены в пространстве параллельно шаровой поверхности земли. Поэтому самые большие облака – это верхние (то есть ближайшие к нам), а самые маленькие – это нижние (то есть наиболее удаленные от нас в пространстве). 3. О р г а н и з а ц и я  изображаемого пространства.У ч и т е л ь .   Понятие  организация   пространства  используется   в архитектуре, живописи и киноискусстве. Правда, в каждом случае под ним понимают совершенно разные вещи. Применительно к живописи оно заключается в нахождении правильного соотношения планов картины. Известно, что картины определенного времени нужно «читать» в определенном порядке, сверху вниз или справа налево. Они построены как мизансцена в театре, где фигуры и здания имеют свое, строго определенное   место.   Не   случайно,   что   художник   Н.   Пуссен   использовал подобную театральность при создании своих картин, когда вначале создавал макет своего произведения, а затем переводил его на холст. А   колорит   –   душа   живописи,   музыка   красок,   освещение,   гамма   тонов картины, создающая настроение, созвучное замыслу мастера – о нем будем мы говорить на примере пейзажей – картин природы. Возьмем хотя бы два полотна: «Вечер на Украине» художника Куинджи и «Оттепель» пейзажиста Васильева. Как своеобразен колорит каждой из этих работ, как не похожи они друг на друга! У Куинджи – краски звучные, радостные. Празднична и нарядна щедрая южная   природа.   Среди   темной   зелени   словно   угли   пламенеют   озаренные заходящим   солнцем   уютные   украинские   хатки.   Глубоким,   торжественным покоем веет от картины украинского вечера. Совершенно   другие   чувства   и   мысли   пробуждают   в   нас   блеклые, приглушенные тона «Оттепели». Невеселые,   горькие   думы   вложил   в   свое   полотно   художник   Васильев, показал нам «убогую и бессильную» Россию и нашел для своих мыслей не яркие, но выразительные краски.Тусклый отсвет скупого зимнего солнца ложится на подтаявший снежный покров.   Темное   суровое   небо,   низко   нависли   тучи,   унылы   исхлестанные ветром деревья, ушла в землю покосившаяся избушка. Медленно плетутся по дороге старик и ребенок. Чувство тревоги и безысходной грусти пробуждает в нас эта искренняя, так бесхитростно написанная картина. «Как скучно, как безрадостно живется здесь людям!» – думаем мы вместе с художником. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и й : 1. Руки  выпрямлены над головой, пальцы  сплетены – выдох. На  вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть) под прямым углом. Медленно выпрямляясь – выдох. 2.   Руки   в   стороны.   На   вдохе   захлестнуть   себя   руками,   коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки. 3.   Руки   на   поясе.   На   вдохе   медленно   и   глубоко   присесть,   на   выдохе медленно выпрямиться. У ч и т е л ь . Завершаются наши упражнения задержкой дыхания. Выполнять по 2–4 раза. 4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдохнуть. 5. Глубокий вдох. На паузу – круговое движение руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох. 6.   Глубоко   вдохнуть,   коснувшись   плеч   концами   пальцев.   На   паузе медленно соединить и вновь развести локти. Выдох.7. Глубоко  вдохнуть.  На паузе,  поднимаясь   на  носках, поднять   прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. Выдох. 8. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох. V. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь .   Сегодня   на   уроке   вами   будет   нарисован   пейзаж   на   тему «Дорога в большой мир» или «Путь реки». Окошко. Стол, половики. В окошке – вид реки … Для   того   чтобы   пополнить   ваши   впечатления,   предлагаю   рассмотреть картину И. Левитана «Над вечным покоем». Это поможет вам в работе над изобразительностью и выразительностью своего рисунка. В пейзаже «Над вечным покоем» художник Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – в туманной дымке – низкие берега. На переднем плане, высоко   над   водой,   маленькая   ветхая   церковка,   рядом   –   погост,   бедное деревенское   кладбище.   Садится   солнце,   сгущаются   прозрачные   сумерки. Спокойны краски картины – чуть желтоватый отблеск вечернего солнца мягко ложится   на   недвижные   воды,   на   пустынные   бескрайние   дали.   Засыпает природа. Кажется, бесконечно будет продолжаться этот вечный покой. И все­ таки чуткий глаз художника сумел уловить в этом пейзаже самое трепетное мгновение   –   минуты   перед   закатом.   Мы   взволнованы:   вот­вот   скроется солнце,   и   все   –   облака,   дали,   церковка   –   потонет   в   непроглядном   мраке. Стоило художнику «опоздать» хотя бы на полчаса, и исчезло бы настроение, которое охватывает нас перед этим поэтическим полотном Левитана.VI. Практическая работа. З а д а н и е . Выполнить изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т. п. (работа красками). Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы;   3)   оказание   помощи   учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VII. Итог урока. 1 .   В ы с т а в к а   р а б о т   у ч а щ и х с я. 2 .   З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о   у ч и т е л я. Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Какое многообразие композиционных, колористических решений мы находим в   ваших   пейзажах.   В   лучших   картинах   вы   сумели   решить   широкий   круг вопросов – от выбора формата и размера рисунка до выбора перспективы, изображения пространства. И поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. Домашняя   работа:  собрать   иллюстрации   с   изображением   пейзажей; проанализировать наиболее удачные, с вашей точки зрения, понравившиеся и наименее удачные; объяснить свою оценку.

Посмотрите также