расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы; показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение; совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, мировая художественная культура, история).
Оборудование: репродукции картин художников с изображением пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. Ф. Щедрин «Терраса на берегу моря» и «Веранда, обвитая виноградом», Н. Крымов. Учебный пейзаж-таблица «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».
Словарь: пейзаж.ПЕЙЗАЖ-НАСТРОЕНИЕ. ПРИРОДА И ХУДОЖНИК
ПЕЙЗАЖНАСТРОЕНИЕ. ПРИРОДА И ХУДОЖНИК
Ц е л и : расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в
искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и
их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием
форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в
зависимости от освещения; учить находить красоту природы в разных ее
состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный
день и т. д., передавать красками яркие цветовые состояния природы;
показать роль колорита в пейзаже,
мироощущение;
совершенствовать технику работы с красками; развивать творческое
воображение, технику работы кистью; воспитывать эстетический вкус, любовь
к природе; укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное
искусство, мировая художественная культура, история).
настроение,
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин художников с изображением
пейзажей: Ф. Васильев «Мокрый луг», С. Ф. Щедрин «Терраса на берегу
моря» и «Веранда, обвитая виноградом», Н. Крымов. Учебный пейзаж
таблица «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время
суток».
С л о в а р ь : пейзаж.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Повторение изученного материала.
У ч и т е л ь . Послушайте поэтические зарисовки и скажите, к какому жанру
живописи вы их отнесете.
Осыпаются астры в садах,
Стройный клен под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет.
И. А. Бунин. Осыпаются астры в садах…
Свежеют с каждым днем и молодеют сосны,
Чернеет лес, синеет мягче даль, –
Сдается наконец сырым ветрам февраль,днем…
И потемнел в лощинах снег неносный.
И. А. Бунин. Свежеют с каждым
Все лес и лес. А день темнеет;
Низы синеют, и трава
Седой росой в лугах белеет…
И. А. Бунин. Все лес и лес…
У ч е н и к и . Это пейзажная лирика И. А. Бунина, которая как нежно
так и реалистическизеркально отражает природу
созерцательно,
среднерусской полосы.
У ч и т е л ь . Какие картины природы, навеянные этими строками,
возникают в вашем воображении?
Какие цвета, краски использовал автор для создания поэтического
описания и как они отразятся в живописи? (Ответы учащихся.)
Расскажите, что вам известно о пейзаже.
У ч е н и к и . Человек начал изображать природу еще в далекие времена. Но
почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой
то сцены.
И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в которых природа
стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.
Обычно пейзажи они писали на небольших полотнах, и позднее их стали
называть «маленькие голландцы».
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие
те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия
художника. Есть пейзажи, в которых художники сумели очень тонко передать
состояние природы. Вспомним картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи
прилетели». Как поэтично художник изобразил приход ранней весны: рыхлый,
розоватый снег, прозрачные дали, чету прилетевших грачей! Смотришь на
картину, и кажется, что она наполнена их криком.
Вряд ли ктонибудь в нашей стране не слыхал имени художника И.
Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по
лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах
возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде,
мостик через реку, овражки, на склонах которых еще не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам
не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника.
Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, чтотеперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: «Это
совсем так, как на картине Левитана».
III. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь .
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И. А. Бунин
Вот так очень образно, точно и метко поэт задал тему нашего
сегодняшнего урока, на котором вы должны будете научиться передавать
красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость
явлений природы в разных ее состояниях.
IV. Изучение нового материала.
1. И л л ю с т р а т и в н ы й р а с с к а з «Природа и художник».
У ч и т е л ь . Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? С
французского языка оно переводится как «местность, страна».
Обычно так называют реальный вид какойлибо местности. Но и этим
словом обозначают, как вы уже знаете, изображение природы в искусстве.
Но возможно ли словом «пейзаж» обозначить и изображение поля ржи и
вид на городскую площадь, и панораму завода?
Общий вид местности: горы, леса, поля, реки, ручьи и озера – все это
называется немецким словом «ландшафт».
Сегодня трудно представить, что во второй половине восемнадцатого века
пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чемто
второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров,
чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая
картина или портрет.
Развиваясь, ландшафтная живопись из «видописи» – скучного протокола,
перечисляющего на картине конкретные признаки того или иного пейзажного
«вида», – превратилась в интереснейший жанр изобразительного искусства. В
нем художник не только изображает «портрет природы», а стремится
запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной
пейзаж. Так, художник Федор Васильев в картине «Мокрый луг» передал
чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы.
Он был уверен, что «картина, полная бесконечного торжества и чистоты
природы, отвратит человека от преступного замысла».Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной
уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души.
Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Художник Исаак Ильич Левитан был непревзойденным мастером создания
именно такого пейзажа.
2. Б е с е д а п о к а р т и н е И. И. Левитана «Весна. Большая вода».
У ч и т е л ь . В тверском озерном крае нашел Исаак Ильич Левитан мотив,
который превратился в картину «Весна. Большая вода».
По колено застыли в воде,
Как неловкие сестрыподростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки.
Лирическое настроение этого полотна рождает в нас чувство
просветленной радости. Это одно из самых музыкальных творений Левитана.
Тончайшая гармония мягких цветовых отношений – неба, земли, воды,
деревьев – рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Ритм
тоненьких хрупких стволов, их отражение в воде словно дает начало
прозрачной легкой мелодии, заполняющей пространство картины.
Прозрачная поэтичность этой картины сочетается с ожиданием чегото
необычайного, сказочного. И это не случайно: именно весна с ее неяркой
прелестью наполняет души людей особым чувством ожидания. Весеннее
пробуждение природы вселяет надежду в нас и на обновление наших чувств.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все – весна!А. А. Фет
– А какие чувства у вас вызывают представленные картины? (Учащиеся
делятся своими впечатлениями.)
– Как, повашему, эти художники относились к природе?
– Что тронуло или поразило вас в рассмотренных картинах?
3. О б ъ я с н е н и е изменчивости состояния природы в зависимости от
освещения.
У ч и т е л ь . Иногда бывает, что художник пишет один и тот же пейзаж по
несколько раз. Почему?
Так художником Сильвестром Щедриным были написаны его знаменитые
«Террасы». Одна из них, пронизанная солнцем и насыщенная воздухом,
написана дважды. Почему?
Посмотрите на картину «Терраса на берегу моря». Каменные столбы
поднимаются от невысокого паркета, поддерживая крышу. Это всего лишь
деревянная решетка, оплетенная виноградными листьями. На картине
изображено ранее утро. Солнце (его мы не видим) стоит еще очень низко и
проникает на террасу через боковые проемы. Оно ярко освещает землю и
бросает на нее длинные тени. Второй раз С. Ф. Щедрин пишет террасу днем
(«Веранда, обвитая виноградом»). Солнце стоит высоко, и тени на земле
переместились. Проникающие сверху солнечные лучи задерживаются зеленью
ажурной крыши. Там, где им удается пробиться сквозь листву, они падают
ярким световым и цветовым пятном. Посмотрите, как написано море и
дальние скалы, как поразному они смотрятся изза разного освещения.
Николай Петрович Крымов, живший спустя 80 лет после С. Ф. Щедрина,
был самобытным пейзажистом. Его постоянно волновала мысль, как
научиться правильно видеть не только цвет и тон.
За долгие годы работы над пейзажами художник заметил, что в природе в
сумеречный день все освещенные предметы светлее, чем в пасмурный день; в
комнате темнее, чем под открытым небом; в лесу темнее, чем в поле, и так
далее. Желая зрительно воплотить то, о чем он долго размышлял, Н. П.
Крымов создал учебный пейзажтаблицу, которую назвал «Изменения в
пейзаже по тону и цвету в разное время суток». Было это в 1934 году.
Увидевшие ее художники были поражены, рассматривая один и тот же
пейзаж, повторяющийся 9 раз, в разное время дня и ночи.ЦВЕТОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПЕЙЗАЖА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСВЕЩЕНИЯ
Мотив очень скромен: белый дом с красной крышей, рядом с ним поляна,
заросшая травой, а вдали виднеется лес. Но этот пейзаж художником
повторялся при ярком солнце, в серый день и на закате, поздним вечером и в
лунную ночь. Эта работа наглядно показывала изменения цвета и тона в
зависимости от времени дня и состояния погоды. Для многих художников
было откровением, что окно, написанное в безлунную ночь темнокоричневой
краской, ярко светилось на фоне темной зелени, стен дома и земли.
Николай Петрович Крымов в своей замечательной таблице обобщил не
только свои наблюдения, но и творческий опыт художников предыдущих
поколений.
О б с у ж д е н и е п о в о п р о с а м :
– Что вы можете сказать о колорите каждого из девяти представленных в
таблице пейзажей?
– Что дает начинающим художникам обращение к этой таблице?
– Как меняется цвет, тон в каждом из девяти рисунков?
– Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу Н. П. Крымова?
У ч и т е л ь . Когда мы наблюдаем природу в весеннем цветении, в разгар
знойного лета, в богатстве красок осени, когда мы любуемся цветами,богатством даров земли, то часто страдаем от бессилия приблизиться к их
блеску на своих холстах.
Но природу списать точно невозможно, а главное, не нужно. Обладай
художник даже самым невероятным терпением, из попытки точка за точкой
подробно скопировать все то, что он видит, ничего путного не получится.
Будет добросовестный труд, будет скучная и, главное, неверная картина,
искаженно представленная природа.
Ведь краски на палитре не равносильны краскам природы. В природе –
огни, а на палитре – порошок краски, растертой с маслом. Даже в пасмурную
погоду солнечный свет через облака творит чудеса напряженности цвета.
Краски палитры, несмотря на их кажущуюся яркость, не могут передать
эффектов природы, если их сознательно не заставить звучать так, чтобы
выразить то ощущение, которое живет в сознании художника.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й :
1. Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены – выдох. На вдохе,
сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги не гнуть)
под прямым углом. Медленно выпрямляясь – выдох.
2. Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись
пальцами лопаток, на выдохе развести руки.
3. Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе
медленно выпрямиться.
У ч и т е л ь . Завершаются наши упражнения задержкой дыхания. Выполнять
по 2–4 раза.
4. Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые
руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив
руки, выдохнуть.
5. Глубокий вдох. На паузу – круговое движение руками вперед и назад (по
одному движению в каждую сторону). Выдох.
6. Глубоко вдохнуть, коснувшись плеч концами пальцев. На паузе
медленно соединить и вновь развести локти. Выдох.
7. Глубоко вдохнуть. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые
руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение. Выдох.
8. Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.V. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке вам предлагается выполнить рисунок
осеннего пейзажа (по памяти) в одном из состояний природы.
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние
моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки…
Осенью она торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные,
оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки –
это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми
тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая
пожухлой травой.
Представьте себе такую картину:
Поистине сентябрь – чародей цвета. Чистое голубое небо, тонкое серебно
паутины в воздухе, багряные листья осины создают неповторимую палитру.
Тихо в лесу. Нетнет да раздастся лишь звонкий хруст сухих сучков под
ногами да донесется еле уловимый шорох падающего иногда на землю листа.
Зачарован лес последними погожими днями. Стоит словно прибран к
звучному празднику. Каких только оттенков не увидишь! Тут и тяжелая
последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и
опушек.
Красочна палитра сентября – этого поистине чародея цвета!
Не правда ли, сразу представляем красоту и очарование этого описания,
рождается замысел, так отчетливо в воспоминаниях оживает вся прелесть
осеннего разноцветья.
Можно приступать к рисованию.
Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание
рисунка, как всегда, начните с выбора сюжета и построения композиции из
выбранных предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей
рисунка, только обязательно проверьте пропорции, после этого приступайте к
детальной проработке рисунка.
VI. Практическая работа.
З а д а н и е 1го у р о к а . Выполнить рисунок осеннего пейзажа в одном из
состояний природы: ветер, туман, дождь, яркое солнце и тени (работа
карандашом).
З а д а н и е 2го у р о к а . Выполнить рисунок осеннего пейзажа в одном из
состояний природы (работа красками).
Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е о б х о д ы :
1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности
выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся,испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной
работы.
VII. Итог уроков.
1 . В ы с т а в к а р а б о т у ч а щ и х с я .
2 . З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я .
Осень – щедрое на дары, праздничное, нарядное по цвету время года – всегда радовала
поэтов и художников. Помните знаменитые строки Александра Сергеевича Пушкина:
«Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые поля»?
Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В какомто пейзаже чувствуешь
себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших
работ не оставляет зрителя равнодушным.
Домашняя работа: выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры; подобрать
материал о художникахпейзажистах городского пейзажа, архитектурного пейзажа и
иллюстрации этих видов пейзажей.