Урок по ИЗО "ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА" 6класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия формы, линейных, плоскостных и объемных форм; учить видеть плоские геометрические тела в основе различных предметов окружающего мира; продолжать работу по формированию навыков конструирования из простых геометрических тел, из бумаги; развивать пространственные представления; воспитывать наблюдательность; способствовать углублению межпредметных связей (математика, черчение, изобразительная деятельность). Оборудование: геометрические тела (параллелепипед, конус, шар, куб); бумага для конструирования.ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Иконка файла материала ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.docx
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Ц е л и :  познакомить учащихся с многообразием форм в мире; объяснить понятия  формы, линейных, плоскостных и объемных форм;  учить видеть плоские   геометрические   тела  в основе   различных  предметов   окружающего мира;   продолжать   работу   по   формированию   навыков   конструирования   из простых   геометрических   тел,   из   бумаги;   развивать   пространственные представления;   воспитывать   наблюдательность;   способствовать   углублению межпредметных   связей     изобразительная деятельность). (математика,   черчение, О б о р у д о в а н и е :   геометрические   тела   (параллелепипед,   конус,   шар, куб); бумага для конструирования. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь . Предлагаю вам послушать стихотворение: – Художник, смотрите, художник! Пришел и сидит на пеньке. При нем голенастый треножник И кисточка в правой руке. За ним – гаражи и помойки. А прямо – огромный закат, Два стройных жирафа на стройке, Как черные тени стоят. – Художник! Смотрите, художник! Сидит посреди пустыря… Зачем­то сорвал подорожник, Задумался – видно не зря! М. Бородицкая – О чем это стихотворение? (Ответы учащихся.) Кто­то   сказал,   что   оно   о   помойках   и   гаражах,   о   подъемных   кранах. Пожалуй,  с  этим   нельзя   не  согласиться.  Но  мне  больше   всего   понравился ответ: «Там красивый закат». Значит, есть свое уникальное мировосприятие.  Сегодня мы продолжим наши рассуждения об умении видеть прекрасное в обыденном, о правде жизни, об удивительном рядом. 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока.У ч и т е л ь .   Всякий   окружающий   нас   предмет   определяется   тремя измерениями – длиной, шириной, высотой и формой. Вокруг себя вы видите огромное многообразие форм: и сложных и простых. Зачем нам необходимо знание формы, вы узнаете сегодня на уроке. III. Изучение нового материала. С о о б щ е н и е  теоретических сведений. 1) Общее понятие о форме. У ч и т е л ь .   Художник   пытается   реализовать   замысел,   насколько   это позволил   ему   талант,   при   помощи   всякого   рода   необходимых   для   этого приемов   и   материалов.   Разумеется,  наступила   решающая   стадия   в   работе. Идея,   не   обретшая  конкретную   форму,  так   и   останется   дорогим   одному автору эмбрионом. Очевидно, как важно знание формы рисующему. Определение   понятия  формы  находим   в   «Толковом   словаре   русского языка» С. И Ожегова и Н. Ю. Шведовой:  Форма  – это способ существования содержания, неотделимый от него и служащий   его   выражением  (единство   формы   и   содержания);  внешнее очертание, наружный вид предмета (Земля имеет форму шара. Квадратная форма. Предмет изогнутой формы). Нас   будет   интересовать   это   понятие   в   значении,   данном   в энциклопедической литературе: форма (латинское forma – форма, вид, образ – очертания, внешний вид, контуры предмета). 2) Беседа о многообразии форм в окружающем мире. У ч и т е л ь .   При   работе   над   каким­либо   объектом   художник   всегда старается все части натуры привести к простейшим и характерным формам, то есть обобщить их. Наблюдая любые изображенные предметы, вы можете убедиться, что, упрощая, обобщая их формы, можно прийти к самым простым геометрическим телам: кубу, призме, пирамиде, цилиндру, конусу, шару. Приведите   примеры   различных   окружающих   нас   предметов   и   объектов, имеющих те или иные формы. Соотнесите их с формами геометрических тел. (Ответы учащихся.) Какую форму имеют ящики, книги? У ч е н и к и . Форму параллелепипеда. У ч и т е л ь . Вспомните из математики, что такое параллелепипед. У ч е н и к и . Параллелепипед в математике – призма, основанием которой служит   параллелограмм   –   четырехугольник,   у   которого   стороны   попарно параллельны.У ч и т е л ь .   Посуда   встречается   нам   в   форме   цилиндров,   усеченных конусов или в сочетаниях этих последних с шаром (например, в кувшине). Охарактеризуйте цилиндрическую форму. У ч е н и к и .   Цилиндр   –   геометрическое   тело,   образованное   вращением прямоугольника вокруг одной из его сторон. Колонновидный предмет. У ч и т е л ь . Что представляет собою конус? У ч е н и к и .   Конус   –   геометрическое   тело,   образованное   вращением прямоугольного треугольника вокруг одного из его катетов. Предмет такой формы – конусный. У ч и т е л ь . Уже при рисовании простейших тел необходимо развивать в себе  это   чувство   формы.  Рисуя,  например,  куб,  нельзя   изображать   только видимые его стороны, без учета сторон, скрытых от глаз. Не представляя их, невозможно   ни   построить,   ни   нарисовать   данный   куб.   Без   ощущения   всей формы в целом изображаемые предметы будут казаться нам односторонними. Рисующему рекомендуется изучить форму предмета с различных точек. Освоив главные правила рисования на простейших предметах, например, геометрических телах, в дальнейшем можно будет и перейти к более сложным конструкциям. Под   «конструкцией»   или   строением   предмета   подразумевают   взаимное расположение и связь его частей. Понятие «конструкция» приложимо ко всем существующим предметам, созданным природой или человеком. В ы п о л н и т е   у п р а ж н е н и я : 1. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет «раз» – поднять руки вверх, встать на носки, потянуться; на счет «два» – вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5–6 раз). 2. Исходное положение – стоя. Ноги вместе, руки опущены. Выполнить рывки   руками,   поочередно   поднимая   вверх   то   правую,   то   левую   руку (повторить упражнение 6–8 раз). IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь .   Художнику   необходимо   уметь   находить   закономерность   в строении предметов. Эта способность развивается постепенно. Изучение геометрических тел и предметов,   близких   к   ним   по   форме,   поможет   вам   выявлять   характер конструкции изображаемой натуры, будь то крынка или же человеческое тело. Сегодня   на   уроке   вы   будете   выполнять   конструирование   из   бумаги геометрических тел. При построении развертки надо найти сначала истинныеразмеры и форму отдельных элементов предмета на чертеже. В простейших случаях   развертки   можно   вычертить,   не   пользуясь   проекциями   предмета. Например, для построения развертки куба достаточно знать размер одного ребра куба. Для построения развертки прямой призмы достаточно знать три размера: длину, ширину и высоту призмы. Общеизвестно   также,   что   развертка   цилиндра   представляет   собой прямоугольник, одна сторона которого равна высоте цилиндра, а другая – развернутой длине окружности основания 2πR. Как   выполнить   развертки   простейших   геометрических   тел   (куба, параллелепипеда, конуса, призмы, цилиндра), показано на рисунках. Усложните свою работу: составьте из разных геометрических тел более сложную конструкцию, например, воронку. Из каких геометрических тел состоит она? (Ответы учащихся.) Правильно,   из   усеченного   конуса   и   цилиндра.   Аналогичным   образом можете представить в своих конструкциях и другие предметы.V. Практическая работа. З а д а н и е .   Выполните   конструирование   из   бумаги   геометрических   тел (куб, параллелепипед, конус и т. д.). Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы   и   соблюдения   правил   безопасности;   3) оказание   помощи   учащимся,   испытывающим   затруднения;   4)   контроль объема и качества выполненной работы. VI. Итог урока. 1 .   В ы с т а в к а   р а б о т . 2 .   З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь .   Художник   постоянно   учится   видеть   и   чувствовать   в окружающем   мире   объемные   формы,   подчиняя   им   все   способы   и   приемы выполнения рисунка. Сегодня вы сделали первые шаги в этом направлении. Посмотрите, какие оригинальные конструкции получились у вас! Из самых простых объемных геометрических тел вы изобрели огромное разнообразие новых сложных форм. В этом и состоит творческое конструктивное видение художником   многообразного   формообразующего   начала   в   изобразительном искусстве. Похвально, что и вам удалось найти необычные сочетания форм в ваших работах, показать свою индивидуальность. Домашнее   задание:  подобрать   информацию   по   рассмотренной   теме; проанализировать использование тех или иных форм на примерах различных репродукций художников по своему выбору.

Посмотрите также