Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
Оценка 4.6

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
: познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее разновидностями; учить отбирать детали и обострять образ при изображении сатирических образов или создании дружеских шаржей; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство); формировать умение находить смешные, саркастические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении. Оборудование: репродукции различных видов карикатуры; образец педагогического рисунка. Словарь: карикатура, шарж.САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА
САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА.docx
САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА Ц е л и : познакомить учащихся с переплетением понятий правды жизни и языка искусства,  приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – карикатурой и ее   разновидностями;   учить   отбирать   детали   и   обострять   образ   при изображении   сатирических   образов   или   создании   дружеских   шаржей; развивать   наблюдательность,   технику   рисования   карандашом;   воспитывать интерес   к   человеку,   творчеству,   созиданию,   положительное   отношение   к юмору;   укреплять   межпредметные   связи   (литература,   технология, изобразительное   искусство);   формировать   умение   находить   смешные, саркастические   образы   человека   (литературного   персонажа),   тонко   и тактично изображать друзей в юмористическом решении. О б о р у д о в а н и е :   репродукции   различных   видов   карикатуры;   образец педагогического рисунка. С л о в а р ь : карикатура, шарж. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь .   Послушайте   несколько   стихотворений   и   попробуйте догадаться, как их содержание можно связать с темой нашего урока. Куплеты С позволения сказать, Есть над чем и посмеяться: Надо всем, друзья, признаться, Глупых можно тьму сыскать Между дам и между нами, Даже, даже … меж царями, С позволения сказать. А. С. Пушкин Мои друзья – загадка для меня (Пародии на Евгения Винокурова) Мои друзья – загадка для меня: Мы сверстники, погодки, – почему же Я лучше становлюсь день ото дня, А вот друзья день ото дня все хуже? Тот оплешивел, этот окривел, Тот с зонтиком, у этого калоши. Собачки, дачки, карты – их удел. Мои друзья – плохие. Я – хороший. Владимир Лифшиц Его стихи для уха сладки В твореньях малых и больших; Они, как пол лощеный, гладки: На мысли не споткнешься в них. А. Я. Римский­Корсаков. 1827 год Почему авторы этих строк утрируют некоторые черты характера  своих героев? Для чего это нужно? Чего они достигают таким приемом? (Ответы учащихся.) Вспомните   знакомые   вам   смешные,   сатирические   образы   литературных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А приходилось ли вам самим придумывать   безобидные,   но   смешные   дружеские   стишки   для   своих знакомых? Свои   зрительные   и   ассоциативные   впечатления   смешных   образов   вы попробуете сегодня воплотить в рисунке. 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь .   Знаете   ли   вы,   как   называется   изображение,   намеренно подчеркивающее и преувеличивающее отрицательные особенности объекта и несмотря на это пользующееся неизменным интересом? У ч е н и к и . Это карикатура. У ч и т е л ь .   На   сегодняшнем   уроке   вы   узнаете   о   разновидностях карикатуры, научитесь приемом создания сатирических образов и дружеских шаржей. III. Изучение нового материала. 1. Т е р м и н о л о г и ч е с к а я   р а б о т а . Карикатура   –  1)   рисунок,   комически   или   сатирически   изображающий кого­что­нибудь.  (Злая   карикатура;   карикатура   на   бюрократов.);  2) смешное,   жалкое   подобие   чего­нибудь.  (Эта   картина   –   карикатура   на искусство.) Карикатурист – художник, рисующий карикатуры. Карикатурный  –   смешной,   подходящий   для   карикатуры   образ. (Карикатурная фигура.) Шарж   –  шуточное   или   сатирическое   изображение   кого­нибудь   с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт. 2. З н а к о м с т в о  с карикатурой как видом изобразительного искусства. У ч и т е л ь . Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где   отрицательные   образы,   отрицательные   типы,   явления   негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро. Слово  карикатура  (итальянского   caricatura)   означает   перегрузку, преувеличение. Карикатура – это рисунок, высмеивающий какое­либо явление или человека с помощью преувеличения их характерных черт. Карикатура является одной из самых распространенных форм сатиры в изобразительном   искусстве.   Элементы   карикатуры   существовали   уже   в античном   искусстве,   отчасти   в   средневековье,   а   также   в   искусстве Возрождения   (рисунки   Аннибале   Караччи   и   Леонардо   да   Винчи),   но   в   то время они были сравнительно редки. Как   особый   сатирический   жанр   изобразительного   искусства   карикатура сложилась   в   конце   ХVIII–начале   XIX   века.   Само   слово   впервые   было употреблено в названиях картин английского художника У. Хогарта в 1748 году. В   карикатуре   недопустима   усложненность,   излишняя   насыщенность деталями – все должно быть просто для восприятия. Нежелательно слишком большое приближение к натуре: тогда карикатура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество. Некоторые полагают, что карикатура – это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое   заблуждение.   Сложные   вопросы   пространства,   света   и   цвета, анатомии   и   перспективы   в   карикатуре,   правда,   решаются   упрощенно   и   в своеобразной   форме.   Но   это   упрощение   требует   от   художника   серьезного владения всеми этими средствами. Художник­карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но   и   очень   наблюдательным,   уметь   подмечать   едва   заметные   для   других черты, чтобы смелым, гротескным преувеличением их вызывать смех. Несмотря   на   тенденциозное   преувеличение,   карикатура   не   должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж. На рисунке показан как бы постепенный процесс окарикатуривания. Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник XIX века О. Домье довел изображение до обыкновенной груши! Филиппон. Карикатура на короля Луи Филиппа Нет   сомнения,   что,   увидев   эту   карикатуру,   современники   тотчас   же догадывались, кого изобразил художник. Можно легко себе представить, как они покатывались со смеху и как бесился сам король и его приближенные. Карикатура   может   быть   юмористической   или   сатирической.   добродушным Юмористическая   карикатура   отличается   шутливым, отношением художника к изображаемому. Сатирическая карикатура разит зло и беспощадно. Рассмотрите рисунок Н. Елина и попробуйте догадаться, о чем спросил ребенок свою маму, что лежит в его основе. Мам! Когда я научусь читать, я тоже смогу сидеть, как все? Еще один вид карикатуры – это  шарж  (от франц. Charge – искаженное изображение). Шаржи делаются на людей, к которым автор относится очень хорошо, с большим уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский. В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающеro личное достоинство. Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский художник Ф. Решетников: «Свои   шаржи   я  делаю   только   на  тех   людей,  которых   хорошо   знаю...   Мне просто   хочется   весело   рассказать   о   неповторимой   оригинальности   их внутреннего мира, сделать наглядным то, что раскрывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения». 3. О с о б е н н о с т и   р а б о т ы  над карикатурой и шаржем. У ч и т е л ь .   Чтобы   уметь   изобразительными   средствами   выделить существенное   и   характерное   в   персонаже,   нужно   уметь   тонко   и   остро подметить   эти   черты   в   натуре   и   очень   точно   передать   их   в   рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное. Карикатурист должен упорно тренировать зрительную память, так как ему более   чем   другим   художникам   приходится   работать   по   памяти   и   по представлению. Для тренировки полезны два способа. Первый – постоянно делать быстрые наброски с натуры, когда художнику приходится передавать только главное. Второй – постоянно работать по памяти, то есть повторять по памяти свои «академические» рисунки. Человек – основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях – он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процессе создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набрасывать обнаженными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей). Один из труднейших компонентов – лица персонажей с их характерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Решая эту задачу, следует особенно много приложить старания, непрерывно делая наброски различных типажей с натуры, остро подмечая характерные черточки. Лицо   каждого   человека   своеобразно   и   неповторимо,   поэтому   нужно внимательно   вглядываться   в   объект   изображения,   находя   главное   и отличительное, что потом следует подчеркнуть. Зарисовывать следует так, чтобы человек не подозревал об этом, не позировал. Руки   –   немаловажный   элемент   в   карикатуре.   Их   надо   уметь   верно изображать   в любых   положениях  и  ракурсах,  что  вызывает  необходимость делать многочисленные зарисовки с натуры. IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь . Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя.  (Показывает.) Рассмотрим рисунок А. А. Агина, выдающегося иллюстратора «Мертвых  Как   вы   думаете,   какой   образ душ»   Н.   В.   Гоголя. литературного героя из этой книги изображается чаще всего сатирически? Конечно   же,   это   Плюшкин.   Посмотрите,   каким   он   показан   на   рисунке. Благоговейно,   с   молитвенным   выражением   взирает   он   на   только   что полученные   деньги.   Плюшкин   изображен   сутулым,   с   морщинистым   лицом, укутанным   в   рубище.   Рисунок   выполнен   точными,   подчеркнуто   четкими линиями и штрихами, выявляющими главное – позы, жесты, выражение лица. Заострив внимание на внешности Плюшкина, художник великолепно выявил суть стяжательства и скряги. В ы п о л н е н и е   у п р а ж н е н и й : 1. Исходное положение – стоя, держась за спинку стула. На счет «раз» – подняться на носки; на счет «два» – присесть; на счет «три» – вернуться в исходное положение. Повторить 15–20 раз. 2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5–6 раз. 3. Исходное положение – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперед и коснуться руками носков ног. Повторить 12–14 раз. 4. Исходное положение – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Сделать по 8 круговых движений в левую сторону, а затем в правую сторону. Повторить 5–6 раз. 5.   Исходное   положение   –   сидя,   руки   вперед.   Посмотреть   на   кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 4–5 раз. 6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз. 7.   Исходное   положение   –   сидя,   закрыть   веки.   В   течение   30   секунд массировать их кончиками указательных пальцев. V. Практическая работа. З а д а н и е .   Выполнить   рисунок   с   изображением   сатирического   образа литературного героя и дружеского шаржа. У ч и т е л ь .   Прочитайте   записанные   на   доске   стихотворные   портретные зарисовки, которым я  дала общее  название «Улыбки сатиры»,  представьте описанные   образы,   если   они   вам   понравились,   и   можете   их   изобразить   на своих сатирических портретах и шаржах. Вельможа и философ Вельможа, в праздный час толкуя с Мудрецом О том, о сем, «Скажи мне, – говорит, – ты свет довольно знаешь, И будто в книге, ты в сердцах людей читаешь: Как это, что мы ни начнем,  Суды ли, общества ль учены заведем, Едва успеем оглянуться,  Как первые невежи тут вотрутся? Уж ли от них совсем лекарства нет?» – «Не думаю, – сказал Мудрец в ответ, – И с обществами та ж судьба (сказать меж нами), Что с деревянными домами». – «Как?» – «Так же: я вот свой достроил сими днями; Хозяева в него еще не вобрались, А уж сверчки давно в нем завелись». И. А. Крылов Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту, А ей твердят: «Пой, птичка, пой!» Г. Р. Державин Малоутешительный итог Мой кошелек с моею головой Все препирались, кто из них пустой. Я тщательно исследовал наутро их. Картина оказалась такова: До удивленья пусто в них обоих, Но первенствует явно голова. Анонимная эпиграмма, XVIII век «Послушай, Клим, побойся Бога! За взятки сколько раз уж попадался ты – А все берешь; и так уж много, Друг милый, накопил! Да, чай, от простоты И с бедного сорвешь?» – «Беру… от доброты: И бедных обижать не должно; Отказом ведь обидеть можно». С. А. Ольхин. 1827 год                         *  *  *                                                      *  *  * Лакеи вообще народ не достохвальный, Но гаже всех из них Достоин сей портрет оригинала Там красок через край лакей официальный.                         Джон Донн                                             П. П. Ершов и тут немало. Трагическая история Один мудрец когда­то жил, Косичку славную носил. «Зачем, – он раз себя спросил, – Висит косичка сзади?» Смутил его такой курьез, И, отвечая на вопрос, На нос косичку перенес, Чтоб не болталась сзади. Сказал он: «Знаю, в чем секрет!» И тут же сделал пируэт, Но, как и прежде, шлет привет Ему косичка сзади. Вертелся он туда­сюда Вокруг себя, да вот беда: Опять – ну что за ерунда! – Висит косичка сзади. Во лбу его седьмая пядь Кружила вкось, и вкривь, и вспять, Тугой косички не видать – Висит упрямо сзади. Мудрец – увы – лишился сна, Но голова на то дана, Чтобы косичка (вот те на!) Всегда болталась сзади. Уильям М. Теккерей *  *  * Чему завидовать, что некий господин В превосходительный пожалован был чин. Когда бы ум его на миг хоть прояснился, То сам бы своего он чина постыдился! П. П. Ершов Во время практической работы учитель делает  ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1)   контроль   организации   рабочего   места;   2)   контроль   правильности выполнения   приемов   работы;   3)   оказание   помощи   учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VI. Итог урока. 1. В ы с т а в к а  работ учащихся. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь .   Мне   приятно   было   убедиться   в   том,   что   вы   умеете подшучивать   над   другими   по­доброму,  безобидно,  неоскорбительно.  И   эти шутки   выглядят   на   ваших   рисунках   добродушно­ироничными.   В   своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их. Домашняя   работа:  подобрать   иллюстрации   из   газет   и   журналов   с изображением   сатирических   образов,   описать   их,   придумать   к   ним   текст соответствующего   содержания;   индивидуальное   задание   по   желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов.

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс

Урок по ИЗО "САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018