Урок по ИЗО "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества. Оборудование: для учителя – методическая таблица, рисунки; для учащихся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА. Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов. Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».Урок по ИЗО "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА" 4 класс
Иконка файла материала Средневековые готические костюмы.docx
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ.  РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА Ц е л и   и   з а д а ч и : дать представление о сословных разделениях людей, о   ремесленных   цехах;   познакомить   с   образом   средневекового   готического костюма;   показать   стилистическое   единство   средневековой   архитектуры   и средневекового   костюма;   совершенствовать   навыки   изображения   людей; развивать   композиционное   мышление,   умение   работать   коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методическая таблица, рисунки; для учащихся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   рисунки с изображением  средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :  отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».  Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.  II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . В средние века в Западной Европе число городов стало расти. Разнообразные   изделия,   которые   продавались   в   городах,   производились   в маленьких мастерских ремесленников.  Вся   жизнь   ремесленников   была   связана   с   цехами.   Цех   устраивал совместные праздники. Само слово «цех» означало «пирушка». Члены цеха участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали при крещении детей, провожали членов семьи мастера в последний путь. Они сообща   тушили   пожары.   Цех   помогал   больным   и   впавшим   в   нужду ремесленникам. Если умирал мастер, его вдова и малолетние дети получали помощь из кассы цеха.  Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе и составляли отряд городского войска. При нападении врага, вооружившись, они спешили занять отведенную им для обороны часть стены. Цех имел герб, знамя, свою церковь и даже кладбище.Гербы ремесленных цехов Учитель демонстрирует гербы ремесленных цехов.  Определите, каким цехам они принадлежат?  У ч е н и к и . Хлебопекарным и оружейным цехам. У ч и т е л ь . Костюм господствующих сословий был довольно однотипным.  Сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.         Костюмы крестьян     Крестьяне на барщине. Миниатюра (XIV в.) Группа ремесленников  на улице средневекового  города.  Миниатюра (1400 г.) Костюмы феодальной знати Античная одежда (как и античное жилище) была открытой, что в какой­то мере объясняется и мягкостью климата, но в не меньшей степени и общими этическими   принципами   эпохи,   и   прежде   всего   уважением   к   красоте человеческого тела. Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и плаща,   которые,   как   правило,   обертывались   вокруг   тела   и   закреплялись застежкой  на  плечах. Драпировка  складками  составляла   важнейший  прием украшения античного костюма.Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи. Церковь   объявила   плоть   греховной   и   требовала,   чтобы   люди   наглухо закрывали свое тело. В принципе костюм средневековья составляли льняная рубашка   –   камиза   и   шэнс,   штаны,   верхняя   рубаха,   плащ   и   мягкая   обувь. Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями. С течением времен поверх брэ (коротких штанов) стали надевать другие штаны – шосс. Это были простые чулки.  Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта – при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось непристойным,   – оскорбительным.   Вручение   перчатки   означало   омаж   –   установление вассальной зависимости. А бросая кому­нибудь перчатку, человек выражал свое презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью, чтобы покрывать рукава.    пожать   руку   приятелю,   не   снимая   перчатки, Обувь   шили   из   мягкой   цветной   кожи,   носок   был   удлиненный   и заостренный.   По   грязным   улицам   ходили   босиком   либо   в   деревянных башмаках. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен был довольствоваться серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди одевались в зеленое, синее, красное.  С XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец, который   иногда   надевали   под   шапку,   шляпка   с   полями,   мягкий   берет, полусферический калотт, капюшон.  Костюм   –   один   из   важнейших   символов   социального   статуса   на протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в одежде   имели   университетские   и   цеховые   корпорации,   представители свободных профессий (например, врачи носили замшевые перчатки и береты).  Женам   ремесленников   так   называемых   неблагородных   профессий (кожевники, цирюльники, льноткачи и др.) запрещалось надевать коралловые бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины. Аксессуаром исключительно рыцарства были шпоры.  Чтение отрывка из поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт». … Достойней сын простого рода,  Чем трутень рыцарской породы,  Пусть род его не знаменит,  Народ им больше дорожит,  Чем тем, наследником поместья, Кто выбрал леность и бесчестье… Но рассуди, сынок любезный, Кто прожил более полезно? Прилежный пахарь или плут,Кого ругают и клянут,  Кто на чужой беде разжился  И против бога ополчился? Кто с чистой совестью живет  Признай по чести, это тот,  Кто не словами, делом Всех кормит в мире целом,  Хлопочет день и ночь,  Чтобы другим помочь…  Сравните   средневековые   готические   костюмы   и   средневековую  (Учащиеся   выделяют   единство   форм   костюма   и архитектуру. архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.)   Ф и з к у л ь т м и н у т к а У п р а ж н е н и е  «Прялица» (имитация движений, характерных для пряхи) – для девочек. Мальчики выбирают «лучшую пряху». Девочки   выполняют   движения   одновременно   с   произносимым   учителем текстом: Позолоченная прялица,  Мы прядем, а нитка тянется,  Нам работа эта нравится. Девочки   поднимают   левую,   согнутую   руку   в   сторону   –   вверх. Одновременно   с   левой   рукой   поднимается   и   правая   рука.   Затем   девочки плавно   ведут   правую   руку   от   поднятой   левой   вправо   –   вниз.   Движения пальцев   правой   руки   имитируют   ссучивание   нитки.   Эти   движения   можно повторить 2–3 раза.  У п р а ж н е н и е   «Всякий   труд   у   нас   в   почете»   (имитация   движений, характерных какому­либо трудовому процессу) – для мальчиков. Мальчики   выстраиваются   у   доски.   Учитель   шепотом   сообщает,   какую работу   они   должны   показать   движениями   (рубить   дрова,   забивать   гвоздь, поливать   цветы,   пилить   доску,   копать   яму   и   т.   п.).   Мальчики   выполняют движения   одновременно   с   текстом   учителя.   Девочки   определяют,   что показывают   мальчики,   какой   трудовой   процесс,   и   выбирают   «лучшего работника». ВСЯКИЙ ТРУД У НАС В ПОЧЕТЕ Всякий труд у нас в почете, Сколько здесь умелых рук! Ну­ка дружно за работуВыходи скорее, друг! Ну­ка дружно, ну­ка ловко Движения выполняй.  Знаем мы, что делать нужно,  Посмотри и угадай.  Умелые руки Не знают скуки.  Кто трудился от души? Тому похлопать поспеши!    Н. Френкель III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е :   коллективная   работа   над   панно   «Праздник   цехов ремесленников на городской площади». Группа   «главных   художников»   расписывает   или   наклеивает   элементы пейзажа (постройки, деревья), а остальные учащиеся рисуют фигуры людей в средневековых   костюмах,   которые   затем   вырезаются   и   прикрепляются   к панно булавками.  IV. Итог урока.  Анализ и оценка панно.  Уборка рабочих мест.  Домашнее   задание:  повторить   материал   по   теме   «Каждый   народ   – художник».

Посмотрите также