Дать представление о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей; развивать композиционное мышление, умение работать коллективно; воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
Оборудование: для учителя – методическая таблица, рисунки; для учащихся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.
Зрительный ряд: рисунки с изображением средневековой одежды и гербов ремесленных цехов.
Литературный ряд: отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».Урок по ИЗО "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ. РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА" 4 класс
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГОТИЧЕСКИЕ КОСТЮМЫ.
РЕМЕСЛЕННЫЕ ЦЕХА
Ц е л и и з а д а ч и : дать представление о сословных разделениях людей,
о ремесленных цехах; познакомить с образом средневекового готического
костюма; показать стилистическое единство средневековой архитектуры и
средневекового костюма; совершенствовать навыки изображения людей;
развивать композиционное мышление, умение работать коллективно;
воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методическая таблица, рисунки; для
учащихся – бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей ПВА.
З р и т е л ь н ы й р я д : рисунки с изображением средневековой одежды и
гербов ремесленных цехов.
Л и т е р а т у р н ы й р я д : отрывок поэмы Вернера Садовника «Крестьянин
Гельмбрехт».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . В средние века в Западной Европе число городов стало расти.
Разнообразные изделия, которые продавались в городах, производились в
маленьких мастерских ремесленников.
Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Цех устраивал
совместные праздники. Само слово «цех» означало «пирушка».
Члены цеха участвовали в свадебных торжествах мастера, присутствовали
при крещении детей, провожали членов семьи мастера в последний путь. Они
сообща тушили пожары. Цех помогал больным и впавшим в нужду
ремесленникам. Если умирал мастер, его вдова и малолетние дети получали
помощь из кассы цеха.
Члены цеха по очереди несли сторожевую службу в городе и составляли
отряд городского войска. При нападении врага, вооружившись, они спешили
занять отведенную им для обороны часть стены. Цех имел герб, знамя, свою
церковь и даже кладбище.Гербы ремесленных цехов
Учитель демонстрирует гербы ремесленных цехов.
Определите, каким цехам они принадлежат?
У ч е н и к и . Хлебопекарным и оружейным цехам.
У ч и т е л ь . Костюм господствующих сословий был довольно однотипным.
Сравните античную одежду древних греков и костюмы феодальной знати.
Костюмы крестьян
Крестьяне на барщине.
Миниатюра (XIV в.)
Группа ремесленников
на улице средневекового
города.
Миниатюра (1400 г.)
Костюмы феодальной знати
Античная одежда (как и античное жилище) была открытой, что в какойто
мере объясняется и мягкостью климата, но в не меньшей степени и общими
этическими принципами эпохи, и прежде всего уважением к красоте
человеческого тела. Античная одежда состояла из двух элементов: рубашки и
плаща, которые, как правило, обертывались вокруг тела и закреплялись
застежкой на плечах. Драпировка складками составляла важнейший прием
украшения античного костюма.Накладная рубаха и штаны входят в обиход в эпоху Римской империи.
Церковь объявила плоть греховной и требовала, чтобы люди наглухо
закрывали свое тело. В принципе костюм средневековья составляли льняная
рубашка – камиза и шэнс, штаны, верхняя рубаха, плащ и мягкая обувь.
Женская одежда отличалась от мужской лишь известными модификациями. С
течением времен поверх брэ (коротких штанов) стали надевать другие штаны
– шосс. Это были простые чулки.
Перчатки и рукавицы родились в связи с нуждами крестьянского быта –
при прополке и жатве. Но постепенно они сделались предметами роскоши и
обросли символическими значениями: войти в церковь в перчатках считалось
непристойным,
–
оскорбительным. Вручение перчатки означало омаж – установление
вассальной зависимости. А бросая комунибудь перчатку, человек выражал
свое презрение. Средневековые перчатки обычно расширялись к предплечью,
чтобы покрывать рукава.
пожать руку приятелю,
не снимая перчатки,
Обувь шили из мягкой цветной кожи, носок был удлиненный и
заостренный. По грязным улицам ходили босиком либо в деревянных
башмаках. Простому народу было запрещено носить яркие цвета, он должен
был довольствоваться серым, черным, коричневым, тогда как знатные люди
одевались в зеленое, синее, красное.
С XIII века входят в употребление разные виды головных уборов: чепец,
который иногда надевали под шапку, шляпка с полями, мягкий берет,
полусферический калотт, капюшон.
Костюм – один из важнейших символов социального статуса на
протяжении всего средневековья. Он определял принадлежность человека не
только к классу или сословию, но и к социальной группе. Свои особенности в
одежде имели университетские и цеховые корпорации, представители
свободных профессий (например, врачи носили замшевые перчатки и береты).
Женам ремесленников так называемых неблагородных профессий
(кожевники, цирюльники, льноткачи и др.) запрещалось надевать коралловые
бусы и украшения, которые носят обычно почтенные женщины. Аксессуаром
исключительно рыцарства были шпоры.
Чтение отрывка из поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт».
… Достойней сын простого рода,
Чем трутень рыцарской породы,
Пусть род его не знаменит,
Народ им больше дорожит,
Чем тем, наследником поместья,
Кто выбрал леность и бесчестье…
Но рассуди, сынок любезный,
Кто прожил более полезно?
Прилежный пахарь или плут,Кого ругают и клянут,
Кто на чужой беде разжился
И против бога ополчился?
Кто с чистой совестью живет
Признай по чести, это тот,
Кто не словами, делом
Всех кормит в мире целом,
Хлопочет день и ночь,
Чтобы другим помочь…
Сравните средневековые готические костюмы и средневековую
(Учащиеся выделяют единство форм костюма и
архитектуру.
архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У п р а ж н е н и е «Прялица» (имитация движений, характерных для пряхи)
– для девочек. Мальчики выбирают «лучшую пряху».
Девочки выполняют движения одновременно с произносимым учителем
текстом:
Позолоченная прялица,
Мы прядем, а нитка тянется,
Нам работа эта нравится.
Девочки поднимают левую, согнутую руку в сторону – вверх.
Одновременно с левой рукой поднимается и правая рука. Затем девочки
плавно ведут правую руку от поднятой левой вправо – вниз. Движения
пальцев правой руки имитируют ссучивание нитки. Эти движения можно
повторить 2–3 раза.
У п р а ж н е н и е «Всякий труд у нас в почете» (имитация движений,
характерных какомулибо трудовому процессу) – для мальчиков.
Мальчики выстраиваются у доски. Учитель шепотом сообщает, какую
работу они должны показать движениями (рубить дрова, забивать гвоздь,
поливать цветы, пилить доску, копать яму и т. п.). Мальчики выполняют
движения одновременно с текстом учителя. Девочки определяют, что
показывают мальчики, какой трудовой процесс, и выбирают «лучшего
работника».
ВСЯКИЙ ТРУД У НАС В ПОЧЕТЕ
Всякий труд у нас в почете,
Сколько здесь умелых рук!
Нука дружно за работуВыходи скорее, друг!
Нука дружно, нука ловко
Движения выполняй.
Знаем мы, что делать нужно,
Посмотри и угадай.
Умелые руки
Не знают скуки.
Кто трудился от души?
Тому похлопать поспеши!
Н. Френкель
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е : коллективная работа над панно «Праздник цехов
ремесленников на городской площади».
Группа «главных художников» расписывает или наклеивает элементы
пейзажа (постройки, деревья), а остальные учащиеся рисуют фигуры людей в
средневековых костюмах, которые затем вырезаются и прикрепляются к
панно булавками.
IV. Итог урока.
Анализ и оценка панно.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: повторить материал по теме «Каждый народ –
художник».