обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного искусства в жизни людей; повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка; воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и уважительное отношение к отечественному искусству; укреплять межпредметные связи (литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, история).ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ЯЗЫК И СМЫСЛ (урок-игра)
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА. ЯЗЫК И СМЫСЛ (урокигра)
Ц е л и : обобщить изученный за прошедший учебный год материал;
подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течение года,
о значении изобразительного искусства в жизни людей; повторить виды
изобразительного искусства, средства выразительности, основы языка;
воспитывать на лучших образцах произведений живописи интерес и
уважительное отношение к отечественному искусству;
укреплять
межпредметные связи (литература, мировая художественная культура,
изобразительное искусство, история).
О б о р у д о в а н и е : лучшие работы учащихся, выполненные в течение
учебного года; репродукции картин: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В.
Суриков «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», И. Левитан
«Март – первые дни весны», В. Перов «Приезд гувернантки в купеческий
дом», «Сельский крестный ход на пасхе», Ф. Решетников «Опять двойка!»,
«За мир!» и «Прибыл на каникулы», И. Репин «Пушкин у моря», «Не ждали»,
К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Васнецов «Богатыри».
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
У ч и т е л ь . Подходит к завершению наш с вами разговор об искусстве,
которое создает человек благодаря жизни, всему, что дает нам земля.
Весна… Пробуждение природы и пробуждение светлых, радостных чувств,
которые так и хочется выразить в рисунке:
Дыханье листвы, как дыханье остывшего хлеба,
И небо глядит, как чуть сонный глядит человек.
И я повторяю – да будет славянское небо
И вслед повторяю – и чистым пребудет вовек.
От ярких свечей мне осталась лишь горстка огарков –
Но есть небеса – значит, будет светло и во мне.
Уже мне не надо ни слов дорогих, ни подарков,
Нужна красота – и в избытке она на земле.
Что дорого – то никогда не бывает нелепо.
Как тихо на свете! И весь мне отпущенный век
Я буду любить эту землю – безвольно и слепо,И небо, которое будет чистым вовек…
Ольга Добрицына
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . За прошедший учебный год вы сделали огромный шаг вперед в
становлении себя как зрителя и продолжили освоение техники рисования и
живописи.
Сегодня на уроке мы вспомним, что нового узнали за этот год, чему
научились на уроках изобразительного искусства.
III. Повторение пройденного материала.
1. В и д ы и з о б р а з и т е л ь н о г о и с к у с с т в а .
З а д а н и е . Впишите в клетки кроссворда названия видов изобразительного
искусства.
В о п р о с ы :
1) Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные
художественные изображения.
2) Ваяние, пластика.
3) Вид изобразительного искусства, получаемый видимое изображение
объекта на светочувствительных материалах.
4) Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с
помощью красок.
О т в е т ы : 1) графика; 2) скульптура; 3) фотоискусство; 3) живопись.
У ч и т е л ь . Правильно, основными видами изобразительного искусства
является графика, скульптура, живопись и фотоискусство.
А можно ли отнести к изобразительному искусству декоративно
прикладное творчество, архитектуру, дизайн? Почему их относят то к
изобразительным видам, то нет?
2. Т е х н и к а ж и в о п и с и .З а д а н и е . Разгадайте кроссворд с ключевым словом «техника»,
правильно назвав основные материалы и приемы живописи.
В о п р о с ы :
1) Основной инструмент художника.
2) «Водяные краски».
3) Живописная основа.
4) Живописная основа в фресках.
5) Перечень красок, которыми пользуется художник.
6) Жидкие, тестообразные или твердые вещества, обладающие
окрашивающей способностью.
7) След кисти художника.
О т в е т ы : 1) кисть; 2) акварель; 3) холст; 4) стена; 5) палитра; 6)
краски; 7) мазок.
3. С л о в а р ь т е р м и н о в .
З а д а н и е . Разгадайте кроссворд «Словарь терминов».
П о г о р и з о н т а л и :1) Исторически сложившееся внутреннее подразделение в большинстве
видов искусства. В изобразительном искусстве – это предмет изображения.
2) Форма фигуры или предмета, видимая как единая масса, как плоское
пятно на более темном или более светлом фоне.
3) Градация светлого и темного, распределение различных по яркости
цветов, тональных и цветовых оттенков.
4) Построение художественного произведения.
5) Слово, происходящее от латинского слова «ясно вижу» – система
изображения на плоскости пространства и объемных тел, их удаления от
наблюдателя.
6) Слово, в переводе с латинского означающее «пишу, рисую».
Произведение, в котором изображение нанесено на бумагу карандашом,
гуашью, тушью.
7) Это слово в переводе с латыни означает «обращенный назад,
отраженный». В живописи – отраженный свет и цвет на какойлибо
поверхности.
8) Человек, позирующий художнику при работе над произведением.
П о в е р т и к а л и :
9) Жанр в живописи.
10) Это слово с итальянского переводится как «краска, цвет» – система
цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства.
11) Жанр в живописи, изображающий неодушевленные предметы.
4. И г р а «Угадай картину».
О п и с а н и е . Учитель на 2/3 закрывает репродукцию какойлибо картины
и предлагает учащимся назвать жанр картины, ее название и автора.
П р и м е р ы к а р т и н , предлагаемых для игры:
1) «Рожь» И. И. Шишкина;
2) «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина;
3) «Грачи прилетели» А. К. Саврасова;
4) «Березовая роща» И. И. Левитана;
5) «Золотая осень» И. И. Левитана;
6) «Московский дворик» В. Д. Поленова;
7) «НьюЙорк» А. Дейнека;
8) «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи;
9) «Девочка с персиками» В. А. Серова;
10) «Ереванские цветы» М. С. Сарьяна.
5. К о н к у р с «Отгадай, о какой картине идет речь».1) Об этой картине писали: «Что это такое? Картина или
действительность? В золотой раме или в открытое окно видели мы этот
месяц, эти облака, эту темную даль, эти «дрожащие огни печальных деревень»
и эти переливы света, это серебристое отражение месяца в струях Днепра,
огибающего даль, эту поэтическую, тихую, величавую ночь».
(Я. П.
Полонский.)
О т в е т : А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
2) На этой картине художник как бы закрепил главное – впечатление
бескрайнего простора, передал ощущение спокойного величия природы. Но
природа эта самая будничная. Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд,
вдали земля освобождается от снежного покрова. Небо покрыто облаками,
гонимыми ветром, все в природе озарено весенним солнцем. На березах в
своих гнездах суетятся, гомонят грачи. Красиво рисуется на фоне неба
стройный силуэт церкви.
О т в е т : А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
6. Ф и л в о р д «Жанры изобразительного искусства».
З а д а н и е . Найти названия жанров, читая слова только по вертикали и по
горизонтали.
7. Б е с е д а с учащимися «Что мы знаем об изобразительном искусстве».
У ч и т е л ь . Итак, основными жанрами в изобразительном искусстве
являются: натюрморт, пейзаж, портрет, карикатура, шарж, анимализм,
исторический, бытовой.
О т в е т ь т е н а в о п р о с ы :
– Какой из этих жанров является наиболее древним?
– В каких жанрах художник может передавать свое настроение?
– В каком жанре отражаются значительные для истории народа события?– Какой из жанров имеет следующие разновидности: одиночный,
групповой, поясной, в рост?
– В каком из жанров изобразительного искусства рассказывается о красоте
жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных
творениях природы – цветах, плодах и т. д.?
– В каком жанре работал известнейший русский художник Иван Иванович
Шишкин?
– Расскажите, что вы знаете об иконописи.
У ч е н и к и . Иконы – это картины с религиозным содержанием. Их писали
на деревянных досках специальными красками, приготовленными на яичных
желтках. На иконах художники изображали святых и ангелов, сцены из
библейских легенд, а иногда и исторические события, битвы. Так, в
Третьяковской галерее хранится икона XV века, изображающая битву
суздальцев с новгородцами. Святые на иконах часто похожи на простых
русских людей.
Иконы украшали и украшают как большие соборы, так и маленькие церкви.
Для богатых храмов их заказывали самым известным художникам. Но много
икон создано талантливыми народными мастерами, имена которых до нас не
дошли.
8.
Б е с е д а «Какие материалы используются в изобразительном
искусстве».
У ч и т е л ь . Назовите материалы, которыми пользуются художники для
создания своих произведений.
У ч е н и к и . Акварель от латинского слова «aqua», что значит «вода». Этим
словом называют и краски, которые разводятся водой, и работы, сделанные
ими. Акварельные краски обычно накладывают на бумагу прозрачным слоем,
и эта прозрачность составляет главную прелесть акварели. В самых светлых
местах сквозь краску даже просвечивает бумага. Желая получить более
темный оттенок того или иного цвета, художник покрывает краской одно и то
же место по нескольку раз, но следит за тем, чтобы прозрачность при этом не
исчезала.
Акварельными красками работали русские художники М. Врубель, В.
Серов и многие другие художники.
Гуашь – это краски. Прежде чем нанести гуашь на бумагу, их, так же как и
акварельные краски, разводят водой. Но у гуаши есть и отличие. Слой краски,
нанесенный на бумагу, не прозрачный, как в акварели, а плотный. Получаетсяэто оттого, что при изготовлении в гуашь добавляются белила. Гуашь дает
матовую, как будто бархатистую поверхность.
Ребята, особенно младшего возраста, очень любят эти краски потому, что
они яркие и веселые. И работать ими легко. Не понравилось, как получилось,
– можно переделать, стоит лишь положить поверх неудачно выбранной краски
другую.
Современный карандаш изобрел в конце XVIII века французский ученый
Н. Конте. Карандаши разделяются на мягкие и твердые. Твердые
употребляются и для черчения. На них написано: Т, 2Т, 3Т и т. д. Буква «т»
говорит о том, что карандаш твердый, а цифры 2, 3 – о степени твердости.
Так, карандаш 2Т тверже, чем просто Т, а 3Т тверже, чем 2Т.
Для рисования нужны мягкие карандаши. На них написана буква «м».
Рядом с буквой «М» тоже стоят цифры: 2М, 3М, 5М.
Чем больше цифра, тем мягче карандаш. Художники часто рисуют
специальным карандашом – итальянским. Он толще и мягче обычного и дает
на бумаге очень черные бархатистые линии.
Лаки художественные.
Небольшая черная коробочка с блестящей
поверхностью расписана тончайшим узором. Это одна из знаменитых
табакерок, так называемых лукутинских, по имени фабриканта Лукутина.
Такие табакерки стали делать в России в XVIII веке. Поверхность ее
покрывали черным лаком, а потом расписывали красками. Но еще раньше
блестящие коробочки и шкатулки были известны на Востоке. Их делали в
Китае, Корее, Японии, Индонезии. Искусство, которое знали на Востоке
тысячу лет тому назад, пришло в Россию только в XVIII веке. Но вещи,
которые делали русские мастера, были так хороши и изящны, что быстро
завоевали мировую славу.
После революции старинные иконописные мастерские – Палех, Мстера,
Холуй – стали расписывать коробки и шкатулки самых разнообразных форм.
На черном фоне этих коробочек изображены обычно люди в ярких одеждах,
цветы, деревья. По краю коробочек нарисован тончайший узор.
Масляные краски появились в Х веке, но тогда редко кто ими пользовался.
О них узнали, когда два нидерландских художника XV века, братья ВанЭйки,
стали усовершенствовать эти краски. ВанЭйки делали очень много опытов,
смешивая сухие красочные порошки с разными растительными маслами.
Наконец они установили, что лучше всего смешивать порошки с ореховым или
льняным маслом. Масло быстро сохло, а высохнув, придавало краскам блеск.
В бельгийском городе Генте в церкви св. Бавона до сих пор хранится
знаменитый полиптих (то есть картина из нескольких частей), украшающийалтарь. Его написал Ян ВанЭйк. Известно, что старший брат Губерт помогал
ему. Это произведение считается одним из самых драгоценных творений
живописи.
В мае 1432 года, когда алтарь был торжественно открыт, люди,
заполнившие церковь, были изумлены представшим перед ними творением
художника. До этого никто из них не видел такого сверкания красок. И
сейчас, спустя пять веков, не померкли чудесные краски этой большой
картины.
Пастель – слово это произошло от итальянского слова «pasta», что значит
«тесто». Из разноцветных порошков пигмента, с помощью масла и смолы,
замешивается специальное тесто. Потом из теста делают круглые палочки и
сушат их. Пастель имеет много оттенков каждого цвета, и ею можно делать
тончайшие переходы от одного цвета к другому. И хотя пастель – это
карандаш, но благодаря ее яркому цвету мы говорим о ней как о живописи.
Иногда мелки растворяют водой, и тогда художник пишет пастелью,
примерно так же, как акварелью или гуашью. Техника пастели была известна
уже давно. Еще Леонардо да Винчи рисовал иногда этими цветными
карандашами. Но все же художники эпохи Возрождения предпочитали писать
темперой или масляными красками: они создали большие произведения, для
которых пастель не подходит. Кроме того, считалось, что техника пастели
недолговечна. А мастера XVIII века полюбили пастель за ее нежность,
сочность и за серебристую матовость поверхности. Это была эпоха расцвета
пастельной живописи. Когда же был изобретен особый закрепитель, то
пастель стала очень прочной. Картины, написанные ею, живут долгие годы и
не выгорают на солнце.
9.
Р а с с м а т р и в а н и е р а б о т учащихся, демонстрирующихся на
классной выставке «Мы рисуем. Изобразительное искусство в 6 классе».
У ч и т е л ь . Покажите среди лучших выставленных работ учащихся 6
класса рисунки, относящиеся к каждому из жанров изобразительного
искусства, дайте им небольшую характеристику.
10. Б е с е д а п о к а р т и н е Александра Кондратьевича Саврасова «Грачи
прилетели» об изобразительновыразительных средствах.
У ч и т е л ь . Чем больше мы вглядываемся в картину, тем полнее
воспринимаем ее художественные особенности, глубже проникаем в ее
содержание. Даже произведения, которые мы узнали, занимаясь еще в 1
классе, не всегда были нами глубоко поняты, прочувствованы. Давайте ещераз посмотрим на одно из них с багажом новых знаний – пейзаж А. К.
Саврасова «Грачи прилетели», созданный в 1871 году.
…На мокром побуревшем снегу следы птичьих лапок; грач, держа в клюве
прутик, приготовился взлететь к вершинам берез, где стая его собратьев
наводит порядок в пустовавших всю зиму гнездах. За забором серые домишки,
церковь с колокольней, столь характерные для русского пейзажа, а дальше,
внизу – поля… Полоска полноводной реки, белые островки среди скользкой и
липкой земли. И над всем этим – весеннее небо с разбухшими от влаги
облаками. Вот, казалось бы, и все содержание картины.
– И чего в ней красивого! – скажет иной, равнодушный, – лужи, грязь,
корявые деревья, старые сараи…
Да, Александр Кондратьевич Саврасов написал довольно скромный
пейзаж: ни пышных растений и роскошных построек, ни затейливых линий и
сверкающих красок.
Но почему мы наслаждаемся тихой прелестью «Грачей»?
Как художник сумел с такой убедительностью открыть зрителю
поэтическое обаяние и содержательность самого обыденного и одновременно
типичного русского пейзажа?
Какими выразительными средствами Александр Кондратьевич Саврасов
напоминает каждому близкие сердцу места, заставляет осмыслить понятие
«Родина»? (Ответы учащихся.)
Правильно, одним из главных средств является композиция картины.
Попробуем мысленно удалить из картины какуюлибо деталь. Допустим,
тоненькие веточки слева у самой рамы, или сухой сучок, лежащий на снегу, и
мы почувствуем, как гармония ее нарушилась, словно из строфы выпало
слово. Березки тянутся друг другу навстречу, их движение как бы связывает
воедино все изображение.
А посмотрите на рисунок. Как умело художник избегает однообразия!..
Стройным формам каменной колокольни А. К. Саврасов противопоставил
причудливые плавные изгибы деревьев.
Вы правильно обратили внимание и на колорит картины. Холодным
краскам неба и воды художник противопоставляет теплые тона земли,
растений, построек. Такие контрасты оживили изображение, усилили его
выразительность. А снег? Ведь это не положенная на холст белая краска. Это
цвет, имеющий множество оттенков.
И это только главные выразительные средства, используемые художником.
Но ведь А. К. Саврасов уделяет большое внимание и дополнительным:
линейной и воздушной перспективе, мазку, светотеневой моделировке и т. д.Что вы можете сказать о перспективе в данном произведении? (Ответы
учащихся.)
Да, правильно, очертания осевшей снежной толщи и лужи направлены в те
же стороны, что и скаты крыши потемневшего от времени сарая и дома.
Повторяясь, эти направления ведут взгляд зрителя к белокаменной
колокольне, а та, устремленная ввысь, провожает его к главным героям,
давшим название картины.
Вот так изобразительновыразительными средствами художник воссоздал
на картине маленький уголок России, смотря на который мы ощущаем
необъятность и величие страны.
Как видите, с помощью знаний, полученных в этом году, мы смогли
рассказать об известной картине гораздо больше нового, понять замысел
художника, оценить сложность выполненной им работы, ее своеобразие.
IV. Рассказ учащихся о любимых картинах.
Учащиеся рассказывают по репродукции, представленной на выставке, о
своей любимой картине по плану:
– сюжет картины;
– жанр живописи, к которому она относится;
– автор полотна;
– выразительные средства, применяемые художником для выражения его
мыслей, чувств;
– какие чувства картина вызывает у зрителя;
– чем она нравится ему.
Ф о р м у л ы п с и х о м ы ш е ч н о й т р е н и р о в к и :
1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
2. Мои руки полностью расслабленные… теплые… неподвижные.
3. Мои ноги полностью расслабленные… теплые… неподвижные.
4. Мое туловище полностью расслабленное… теплое… неподвижное.
5. Моя шея полностью расслабленная… теплая… неподвижная.
6. Мое лицо полностью расслабленное… теплое… неподвижное.
7. Состояние приятного (полного, глубокого) покоя.
В процессе овладения методом психомышечной тренировки каждую
предварительную формулу, вызывающую два ощущения – расслабленности и
тепла, можно осмысливать по два, четыре, шесть раз подряд. Причем делать
это надо очень неторопливо, даже в специальном замедленном темпе и,
конечно, с соответствующими интонациями.V. Художественная викторина.
1. Назовите имена известных русских пейзажистов.
2. Посмотрите на картину Ивана Ивановича Шишкина. Суровые тучи,
снежные дали и на крутом утесе могучая, величественная сосна – одна среди
безмолвия ночи, озаренная холодным светом луны.
Художник назвал эту картину «На севере диком». Чем же навеяно это
название и весь замысел картины?
Кто из вас помнит и может прочесть стихи М. Ю. Лермонтова,
вдохновившие художника?
3. На своих исторических полотнах художник Суриков изображает
сильных духом людей, показывает русский народ – его смелость, удаль,
отвагу. На картине «Переход Суворова через Альпы» изображены
непобедимые суворовские чудобогатыри: выполняя приказ любимого
полководца, они бесстрашно спускаются с обледенелых альпийских круч.
Назовите другие исторические полотна Сурикова и расскажите о героях
этих картин.
И. Левитан. Март – первые дни весны
4. «Март» – один из лучших пейзажей художника И. И. Левитана. Скажите,
какие признаки весны видим мы на картине, какие мысли и настроения
пробуждает в нас эта работа художника.
5. Темное царство купечества изобразил на картине «Приезд гувернантки в
купеческий дом» художник В. Г. Перов. Юная гувернантка, только что
окончившая институт, робко вступает в богатый купеческий дом. Купец«выписал» ее, чтобы обучать свою дочку. Сбежался весь дом – и слуги, и
домочадцы. С недоверием, с неприязнью смотрят они на приезжую. Толстый
купец в недоумении уставился на девушку: сомневается, сумеет ли хоть чему
нибудь научить его дочь молоденькая гувернантка.
На этой картине в рассказе принимают участие не только люди, но и
предметы, аксессуары, изображенные художником. Расскажите, какие из них
говорят нам о прошлом молодой гувернантки.
«Успеют ли смельчаки дописать слово "мир"»?» –
волнуемся мы, глядя на картину Ф. П. Решетникова
6. Всем хорошо известны картины художника Решетникова «Прибыл на
каникулы» и «Опять двойка!». На первой изображен бравый суворовец. Он
прибыл из училища на побывку и повоенному четко, приложив ладонь к
шапке, приветствует старого деда. На картине «Опять двойка!» изображен
школьник. Он пришел домой с двойкой. Картина заставляет нас глубоко
задуматься и понять, что каждая двойка – серьезное событие в жизни
школьника и его близких.
На этих двух полотнах художник рассказывает о жизни простых ребят,
школьников. Но есть у него еще одна картина – о жизни детей за рубежом.
Она называется «Зa мир!». Действие происходит в небольшом французском
городке. На переднем плане мы видим ребят. Их пятеро.Какой же момент выбрал для своей картины художник? Что делают
ребята? Почему эта картина волнует зрителей?
7. В городе Пушкине, во Всесоюзном музее А. С. Пушкина, выставлена
большая картина И. Е. Репина «Пушкин у моря». Перед отъездом из Крыма
поэт прощается с морем. Он стоит на скале, ветер развевает одежду, волны
брызгами рассыпаются у самых ног. Поэт обращается к морю с прощальным
приветом:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз...
На этой картине Репин создал вдохновенный образ поэта, но художник не
считал себя мастером морских пейзажей и попросил прописать море
известного русского мариниста.
Назовите фамилию этого художника и несколько его произведений.
8. Картина И. Е. Репина «Отказ от исповеди» и картина В. Г. Перова
«Сельский крестный ход на пасхе» по приказанию царских чиновников были
сняты с выставок.
Что же испугало чиновников в этих полотнах?
9. Каменный град, земля дрожит под ногами, сверкают молнии, рушатся
статуи, мечутся кони. Толпа бежит, спасаясь от землетрясения, люди падают,
лица искажены страхом. Великое бедствие изобразил на своем полотне
«Последний день Помпеи» художник Карл Павлович Брюллов. Только один
юноша не поддался страху. Он несет на голове самое для него ценное – ящик с
кистями и красками. Этот юноша – сам Брюллов.
Укажите, где художник изобразил себя.
10. Событие из русской истории изобразил на картине «Боярыня
Морозова» художник В. И. Суриков. По царскому указу боярыню
раскольницу высылают из Москвы на далекий Север. Скованная цепями,
полулежит она на широких санях, но глаза горят – ее дух не сломлен. Высоко
подняв руку, она обращается к толпе. Народ сочувствует опальной боярыне,
уважает ее гордость и стойкость. Люди устремились вслед за санями,
кланяются боярыне, протягивают к ней руки, юродивый в рубище (ветхая,рваная одежда) благословляет ее. А справа – боярин в богатой шубе
пересмеивается с соседом, злорадствует.
Как драгоценные камни, переливаются
краски на полотне Сурикова «Боярыня Морозова»
Замечательны краски картины: белый снег, черная мантия боярыни и тут
же рядом, как самоцветные камни, мерцают в толпе пестрые шали и вышитые
яркими цветами платки.
Отъезд боярыни изобразил на своей картине Суриков. Сани мчатся. Сейчас
они скроются за домами.
Как же удалось художнику показать, что сани не стоят на месте?
11. Всем известна картина В. М. Васнецова «Богатыри».
Былинные витязи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович –
на могучих конях выехали в дозор; зорко смотрят витязи, нет ли где врагов,
не напали бы врасплох на Русскую землю. Образ русского богатыря видим мы
и на другом историческом полотне Васнецова «Витязь на распутье».
Найдите цветную репродукцию. Смотрите. Поникли травы, черный ворон
кружит над полем, усеянным мертвыми костями.
Задумался богатырь у придорожного камня: куда путь держать? – всюду
грозит ему смерть и беда. Писал Васнецов и Бояна с гуслями на крутом
кургане, писал и бранное поле после битвы Игоря Святославовича с
половцами.
Васнецов вырос в далеком северном селе под Уржумом. С детства любил
русские былины и народные русские сказки. Многих героев этих сказок он
изобразил на картинах.– Скажите нам, какие вы знаете картинысказки художника Виктора
Васнецова?
12. Возвращение отцареволюционера изобразил Репин на картине «Не
ждали» Уже само название картины говорит, что отец неожиданно
возвратился в родную семью. Все взволнованы, мать привстала с кресла,
пристально всматривается она в вошедшего – сын ли это? Он так исхудал,
изменился, оброс бородой. Она не может не радоваться возвращению сына, но
во всей ее фигуре, в беспомощно опущенной руке мы читаем тревогу: уж не
бежал ли он из ссылки, не пришла ли в дом беда с этим беспокойным
человеком, – снова начнутся обыски, сходки.
И. Е. Репин. Не ждали
Дети каждый посвоему встречают возвращение отца. Восхищение читаем
мы на лице мальчика. Он знает, что отец его – стойкий борец за свободу, и
смотрит на него как на героя. Младшей девочке это непонятно, она не помнит
отца – глядит на него исподлобья, как на незнакомого человека.
«Что ожидает эту семью, как сложится жизнь в этом доме?» – невольно
спрашиваешь себя, глядя на эту картину.
А теперь скажите: почему И. Е. Репин не изобразил ссыльного
отдыхающим в кругу семьи, когда все уже обо всем узнали, обо всем
договорились, а выбрал для картины минуту внезапного появления отца?О т в е т ы :
1. В ответ на первый вопрос достаточно назвать имена пяти крупнейших
мастеров русского пейзажа: Алексея Кондратьевича Саврасова, Федора
Александровича Васильева, Ивана Ивановича Шишкина, Архипа Ивановича
Куинджи и Исаака Ильича Левитана.
Если играющие забудут назвать фамилию одного из этих художников,
например Саврасова, помогите им наводящим вопросом: кто написал картину
«Грачи прилетели»? Это поможет вашим ученикам дать полный ответ.
2. Попросите того, кто вызовется читать стихи М. Ю. Лермонтова,
прочесть их с выражением. Вот это стихотворение:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Объясните, что на этой картине художник И. И. Шишкин не просто
изобразил красивую сосну, но выразил настроения и мысли одинокого
человека, мечтающего в суровом краю о далеком счастье.
3. Перечисляем исторические полотна В. И. Сурикова.
«Утро стрелецкой казни». Герои этой картины – стрельцы, не
покорившиеся Петру даже перед лицом смерти.
«Боярыня Морозова». Даже закованная в цепи, эта сильная духом русская
женщина не смирилась: она призывает народ не отступать от «старой веры».
«Меншиков в Березове». Опальный вельможа в ссылке, он лишен богатства
и власти, но силен попрежнему. Мы видим, как тесно в темной избе этому
деятельному, могучему человеку.
«Покорение Сибири Ермаком». Герои картины – тоже сильные люди:
горсточка казаков. Их немного, но на своих утлых челнах смело теснят они
несметные полчища татар.
4. На пейзаже И. И. Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым
весенним солнцем. У крыльца – лошадь, еще позимнему запряженная в сани.
Но снег уже рыхлый – не такой, как в зимние месяцы. На кровле крыльца он
оттаял, искрится на солнце.Деревья, березки на заднем плане повесеннему розовеют, набирают силы
для роста. По земле легли синие тени.
Высоко в ветвях светится в лучах солнца новенький скворечник: скоро
прилетят весенние гости – птицы. Картина пробуждает в нас чувство светлой
радости.
Март – это первые дни долгожданной весны.
5. О прошлом гувернантки нам рассказывают дорожные вещи девушки,
стоящие у двери слева. Они покрыты пылью – это говорит о том, что
гувернантка приехала издалека.
Девушка привезла с собой не сундучок, сколоченный деревенским
мастером, а кожаный чемодан с ремнями и медными пряжками и картонку из
под шляпы – это городские вещи. Мы уже знаем, что девушка приехала из
большого города: из Петербурга или Москвы. Только вещи эти, хотя и
дорогие, но совсем не новые. Это говорит о том, что семья гувернантки знала
когдато лучшие дни, а теперь, потеряв кормильца, впала в бедность. Вот и
приходится девушке наниматься в услужение к чужим людям.
6. Рабочие бастуют, идет демонстрация, бегут полицейские, а мальчик в
белой рубашке пишет на стене слово «Мир!». Он стоит на спине у товарища,
чтобы написать это слово как можно выше, где его не так скоро сотрут.
Мальчик поменьше помогает ему – подает баночку с краской. Остальные –
сторожат: они зорко следят, чтобы полиция не помешала их смелому делу.
Художник изобразил ребят в самый опасный момент, когда они пишут на
стене слово «Мир!». Работа почти закончена, осталось поставить только
последнюю точку. Мы волнуемся за ребят: не поймают ли их, успеют ли они
закончить работу?
7. Море на картине И. Е. Репина «Пушкин у моря» написал известный
русский маринист Иван Константинович Айвазовский – автор картин
«Девятый вал», «Черное море», «Чесменский бой» и многих других морских
пейзажей.
8. В картине «Отказ от исповеди» И. Е. Репин рассказал о стойкости борца
революционера. Полотно В. Г. Перова «Сельский крестный ход на пасхе»
обличало нравы сельского духовенства, показывало бессмысленность
религиозных обрядов.
9. Юноша художник, похожий лицом на Брюллова, изображен в левой
части картины, позади девушки с поднятой рукой.Всмотритесь в автопортрет Брюллова (слева), а потом в лицо художника
на картине «Последний день Помпеи» (справа), и вы сразу скажете, что это
один и тот же человек
Мальчик бежит – значит, и сани движутся
10. Слева от саней мы видим фигуру мальчика: он бежит – следовательно,
и сани не стоят на месте. Так маленькая деталь усиливает выразительность
огромного полотна, еще ярче раскрывает замысел художника.11. Перечисляем картинысказки, написанные художником Виктором
Михайловичем Васнецовым: «Аленушка», «Иванцаревич на сером волке»,
«Коверсамолет», «Царевналягушка».
«Коверсамолет» – одно из многих сказочных полотен
русского художника Виктора Васнецова
12. Изобразив возвратившегося из ссылки отца отдыхающим в кругу
семьи, Репин лишил бы картину главного – драматизма. Герои картины обо
всем бы уже договорились, лица были бы спокойны и маловыразительны. Но
художник хотел заставить зрителей волноваться, задуматься о судьбе
ссыльного и его семьи – он изобразил своих героев в самый тревожный
момент, когда отец неожиданно появился дома. Об этом говорит нам и само
название картины: «Не ждали».
VI. Итог урока.
З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в а у ч и т е л я .
Вот и закончилось в этом учебном году наше путешествие по великой
стране изобразительного искусства. Вы уже научились не только «смотреть»,
но и «видеть» картину. Познакомившись со многими новыми понятиями,
рассказывающими о многообразии и неповторимости жанров, с языком
изобразительного искусства и выразительными его возможностями, можете ли
вы утверждать, что вы знаете все об искусстве? (Ответы учащихся.)
Конечно, нет. Пусть нынешние ваши знания откроют путь к познанию
нового в мире искусства!
На летних каникулах обязательно посетите выставки и музеи
изобразительного искусства, пополните свои впечатления живым созерцаниемполотен и предметов искусства. А, возможно, комунибудь из вас захочется
запечатлеть свои летние встречи, наблюдения, выразить их в рисунках.
Буду очень рада, если вы, придя в школу в новом учебном году, принесете
свои работы, наполненные летними пейзажами природы и тех мест
(городских, сельских, разных стран), с которыми вам доведется
познакомиться, морскими зарисовками, встречами с новыми друзьями
(портреты, шаржи, карикатуры), изображением плодов и ягод, – в общем,
всего интересного и примечательного, что вы увидите и с чем захотите
поделиться со зрителем.
И вновь обратимся в заключение к замечательным строкам Ф. И. Тютчева:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Говорят: талант от бога
Этим дан, а этим нет…
Всем зато дана дорога –
Кто какой оставит след?
Я искренне желаю вам всегда встречаться с красотой и оставить красивый
и памятный след на земле – пусть это будет след в искусстве либо в других
своих помыслах и делах.