Урок по ИЗО "ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения людей; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность. Оборудование: для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – гуашь или мелки, бумага. Зрительный ряд: репродукции картин Веласкеса «Менины»; Гирландайо «Портрет старика с внуком»; О. А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева»; В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует». Литературный ряд: стихотворения «Детские глаза» С. Тру- шиной; «Домой» В. Коржикова; «Ветер на речке» З. Александровой; «Мой змей» Мориса Карема. Музыкальный ряд: запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю. Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунга-чанга» (В. Шаинский – Ю. Энтин).Урок по ИЗО "ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА" 4 класс
Иконка файла материала Юность и надежда.docx
ЮНОСТЬ И НАДЕЖДА Ц е л и   и   з а д а ч и :   дать   представление   об   изображении   в   искусстве разных   народов   радости   детства;   познакомить   с   творчеством   некоторых художников и их произведениях о детях; продолжить формирование навыков изображения   людей;   развивать   композиционное   мышление,   творчество   и воображение; укреплять межпредметные связи; прививать аккуратность.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методическая таблица, репродукции; для учащихся – гуашь или мелки, бумага.  З р и т е л ь н ы й   р я д :   репродукции   картин   Веласкеса   «Менины»; Гирландайо   «Портрет   старика   с   внуком»;   О.   А.   Кипренского   «Портрет мальчика Челищева»; В. Серова «Девочка с персиками»; П. Кончаловского «Маргот танцует». Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихотворения «Детские глаза» С. Тру­ шиной; «Домой»  В.  Коржикова;   «Ветер   на  речке»   З.  Александровой;  «Мой   змей» Мориса Карема.  М у з ы к а л ь н ы й   р я д : запись детских песен «Антошка» (В. Шаинский – Ю. Энтин), «Облака» (В. Шаинский – С. Козлов), «Чунга­чанга» (В. Шаинский – Ю. Энтин). Х о д   у р о к а I. Организационный момент. Учитель предлагает учащимся прочитать ребус.  О т в е т : детство.II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь .   Сегодня   на   уроке   мы   рассмотрим,   как   в   искусстве раскрывается тема детства и юности, познакомимся с творчеством отдельных художников, которые обращались к детскому портрету и теме детства.  Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве художников   многих   поколений,   посвятивших   свои   полотна   изображению детей.   Трудно   найти   хоть   одного   известного   мастера,   которого   бы   не волновала и не увлекала эта тема. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Ренуар, Рубенс, А. Венецианов, И. Репин, В. Серов, А. Пластов и многие другие в моменты творческого подъема обращались к этой теме. Дети были источниками вдохновения, с ними связано немало шедевров мирового изобразительного   искусства.   А   ведь   детей   рисовать   даже   сложнее,   чем взрослых.  Заранее подготовленные дети читают стихотворения о детях, их играх и фантазиях.  ДЕТСКИЕ ГЛАЗА О эти детские глаза,  Глядящие в меня, как в воду,  В них то веселье, то слеза,  То предвкушение свободы.  Они мне – компас и штурвал,  Они – маяк в житейском море.  В них детских чувств девятый вал Меня качает на просторе.  Они в беде не предадут И не разлюбят, не обманут.  Жаль одного: они уйдут,  Как только быть детьми устанут.  В них вдруг исчезнет озорство И юность робко улыбнется,  Но точно знаю: их тепло Любовью к нам вернется.  С. Трушина ДОМОЙ Мы бродили вдалеке  По морям и по реке,  Где кайман на островке,  Где бананов ящики! И светились вдалеке Апельсины в городке,  Грелись крабы на песке,  На деревьях – ящерки!А теперь наш путь прямой – К сопкам, к берегу, домой,  Где снежок кружит зимой,  Где леса да просеки! Я смотрю из­под руки: Где вы, родные дымки? Шевелись, маховики! Веселей, колесики! В. Коржиков ВЕТЕР НА РЕЧКЕ Возле речки детский сад,  На лугу ромашки… Сорок маленьких ребят Бегают в пятнашки.  По дорожке побеги, побеги, поймай­ка Голубые трусики, беленькие майки! Мы приехали сюда,  Ходим за цветами.  Солнце, воздух и вода На прогулках с нами.  Одинаковые все, кружат по лужайке Голубые трусики, беленькие майки. Мы купаться побежим,  Голышами ляжем,  Ветер, ты посторожи  Трусики на пляже! Ветер дунул, обманул – и летят, как чайки,  Голубые трусики, беленькие майки.  Кто поймает всех скорей? Ну­ка, без оглядки!.. Распугали пескарей Озорные пятки.  Ух, поймали!.. На кусты сели сохнуть стайкой  Голубые трусики, беленькие майки. З. Александрова МОЙ ЗМЕЙ Унеси меня, мой змей,  Прямо в небо поскорей! В небе я хочу кружиться,  В небе я хочу носиться,  И хочу я словно птица,  Улететь за сто морей.Унеси меня, мой змей,  Прямо в небо поскорей! Я весь мир хочу увидеть,  Всех детей хочу увидеть,  Чтобы за руки нам взяться,  Чтобы вместе нам смеяться. Унеси меня, мой змей,  Прямо в небо поскорей! Морис Карем – Какие образы рождаются при чтении стихов о детях? Учитель   демонстрирует   репродукции   картин   Веласкеса   «Менины», Гирландайо «Портрет старика с внуком», О. А. Кипренского «Портрет мальчика Челищева», В. Серова «Девочка с персиками» и П. Кончаловского «Маргот танцует». – Рассмотрите репродукции с изображением детей, выполненные разными художниками в разное время. Что хотели рассказать зрителю эти художники? Отличен ли образ детей прошлых лет от современных? Что объединяет их образы? III. Знакомство с репродукциями картин о детях.  «Менины»   («Придворные   дамы»,   1656   г.)   –   произведение   испанского художника   Веласкеса.   Это   групповой   портрет,   на   нем   изображена королевская семья (король Филипп IV и его жена) и придворные королевы и инфанты. В просторном зале королевского дворца стоит тишина. Рассмотрим картину.   По   придворному   этикету,   пока   король   безмолвствует,   никто   не имеет права говорить. Вдруг распахивается дверь, и в нее вбегает маленькая светловолосая   девочка   в   неудобном   темном   платье.   Придворные   дамы   и кормилица   стараются   удержать   ее   от   неуместного   проявления   резвости   и нарушения этикета, но инфанта (принцесса) не слушается, ей хочется бегать и резвиться.   Увидев   отца   и   мать,   она   внезапно   останавливается,   а   менина, почтительно склонившись, подносит бокал воды, чтобы успокоить ее.  –   Какие   детские   черты   раскрыл   художник   в   картине   «Менины»? (Непосредственность, шалость, озорство, радость детства.) А   вот   картина   итальянского   художника  XV  века   Гирландайо   «Портрет старика с внуком». Автор сравнивает два возраста. С какой любовью и теплом смотрят   друг   на  друга   дедушка   и   его   маленький   внучек,  жившие  500  лет назад! Так ли уж отличаются они от современных дедушек и их любимых внуков? О чем они могли говорить? – Что хотел рассказать зрителю художник? (Знание, опыт даются людям путем   жертв   и   горя.   Только   в   начале   жизни,   в   детстве,   существует радостный взгляд на мир.)На   темном   фоне   «Портрет   мальчика   Челищева»   (1809   г.)   О.   А.   Кип­ ренского   особенно   выделяется   лицо   мальчика.   Все   внимание   художник сосредоточил на передаче выражения лица. Его привлекательное умное лицо чуть   повернуто   вправо,   большие   темные   глаза   широко   открыты   и внимательно, пытливо смотрят на зрителя, на мир. Это сверстник Пушкина и декабристов, старший брат Лермонтова. О чем он думает и мечтает? –  Какие  черты   детского   характера   изобразил   художник?  (Надежда   на светлое будущее, мечты о подвигах, путешествиях, открытиях.) А   вот   картина   В.   Серова   «Девочка   с   персиками»   (1887   г.)   В   центре картины   художник   поместил   девочку­подростка   Верушу   Мамонтову.   Весь облик   ее   говорит   о   живости   характера,   темпераменте.   Девочка   сидит   за столом   в   светло­розовой   блузе.   Перед   ней   на   белой   скатерти   персики   и осенние   листья.   Комната   озарена   осенним   светом,   идущим   через   большие окна.   Девочка   как   будто   присела   на   минутку   и   тотчас   умчится,   едва художник закончит ее рисовать. Сразу видно, что долго сидеть ей труднее, чем бегать, прыгать целый день! – Чем она похожа на вас? (Ответы детей.) Детские   игры,   фантазии   захватывают   воображение   художника   П. Кончаловского в картине «Маргот танцует» (1949 г.) Забыты любимый мяч и прыгалки ради возможности нарядиться в платье матери. Оно такое яркое и нарядное, имеет внизу три оборки, и сейчас же ребячья фантазия создает в воображении   девочки   увлекательный   испанский   танец.   Маргот   танцует   и переносится в своей фантазии в Испанию, придуманную ею страну сказочных чудес.  – А вы представляете себя кем­то другим в ваших играх?  Учащиеся выполняют движения за учителем.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а ФАНТАЗИЯ Я – небесный верхолаз,  Я по небу лазаю,  А потом оттуда – раз! – Опускаюсь на землю.  Ты не веришь? Ну и что ж… Все равно это не ложь,  А моя фантазия.  А. Барто IV. Самостоятельная работа учащихся.З а д а н и е :   изобразить   радость   детства,   мечты   о   счастье,   подвигах, путешествиях, открытиях.  Учитель   демонстрирует   таблицу   «Строение   человеческой   фигуры», объясняет пропорциональное соотношение частей. 1                 2               3 Строение человеческой фигуры: 1 – ребенок 4–5 лет; 2 – ребенок 7–8 лет; 3 – взрослый человек За масштабную единицу при определении пропорций принимается какая­ либо часть тела, обычно голова (ее высота). Высота всей фигуры человека составляет   7–8   масштабных   единиц   (включая   голову).   Размеры   длины туловища и головы вместе равны примерно длине ног. Руки на одну единицу длиннее   туловища   (доходят   до   середины   бедра).   Рука   до   локтя   длиннее предплечья;   локоть   находится   на   уровне   талии   (примерно   на   половине туловища). Ширина фигуры в плечах равна двум единицам. Ноги в коленях делятся на две равные части.  Разница между мужской и женской фигурами: у женщин плечи более узкие и покатые, таз более широкий, все формы более округлые. У мужчин плечи гораздо шире бедер.Пропорции     тела     детей     иные,     чем     у     взрослых.     Голова   у   трех­ семилетнего ребенка составляет пятую или шестую всего роста. Плечи равны полутора   единицам,   длина   ног   равна   длине   туловища,   талия   почти   не намечена.  Т р е б о в а н и я   к   р а б о т а м : – компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме урока;  – колорит, композиционное решение; – завершенность, выразительность; – название работе. Для поддержания эмоционального настроя во время работы звучит запись детских песен. V. Итог урока.  Экспресс­выставка, оценка работ.  Уборка рабочих мест.  Домашнее задание: повторить материал по теме «Искусство объединяет народы».

Посмотрите также