Урок по ИЗО "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ" 6 класс
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства; познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи; воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).
Оборудование: репродукции картин разных жанров.
Словарь: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанр.ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Жанры в изобразительном искусстве.docx
ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Ц е л и : систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного
искусства; познакомить с предметами изображения и картиной мира в
изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи; воспитывать
интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи
(изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка,
литература, история).
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин разных жанров.
С л о в а р ь : портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический
жанр.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
3. С м а ч и в а н и е к р а с о к .
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Вы уже знакомы с некоторыми жанрами в живописи и
скульптуре. Какими? Правильно, натюрмортом и портретом. Но есть и другие
жанры. Сегодня мы рассмотрим все виды жанров и оформим в словаре раздел
«Жанры изобразительного искусства».
III. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е теоретических сведений.
1 ) Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
У ч и т е л ь . Жанр (франц. Genre от лат. Genus – род, вид, племя,
поколение) – общность художественных произведений, складывающаяся в
процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения
по предметному смыслу.
В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает
актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на
потребности времени, исторической обстановки. Сначала появляется идея, а
потом подыскивается нужный предмет. Поэтому границы жанра расплывчаты,
подвижны, и разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются
и разделяются. В XVI веке теоретики академического искусства разделили живопись на
«высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы,
сюжеты. Это деление укрепилось в практике европейских художественных
академий XVII–XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический)
и мифологический жанры, «низким» – портрет (за исключением парадного,
церемониального), пейзаж, натюрморт.
В протестантской Голландии XVII века, напротив, «низкие» жанры –
пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки – оказались ведущими, именно
они обеспечивали художнику успех.
Жанровая определённость художественного произведения зависит от
специфики вида искусства. Например, в скульптуре многие темы,
естественные для живописи, как то: пространство, свет и воздух почти
неизобразимы. Жанры в скульптуре складываются либо по способу
художественного обобщения (монумент, портрет), либо по формальным
критериям (конные статуи, анималистика, рельефы, бюсты, мелкая пластика).
2) Жанры в изобразительном искусстве.
Жанры возникли в разное время. Древнейший – анималистический (от
франц. Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли
первобытные художники.
Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства
(прежде всего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять
тысячелетий тому назад.
Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного
искусства. Он имеет разновидности: одиночный, погрудный, поясной, в рост,
парный портрет, групповой, автопортрет.
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах
Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат
разновидностями: сельский, городской, марина (от итал. marina – морской). В
1897 году вместе с картиной Рериха «Гонец» возник пейзаж исторический,
показывающий природу во всей ее древности, как бы увиденной глазами
наших далеких предков.
Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москвы, можно
отнести к историческому городскому пейзажу. Написав в 1923 году картину
«Транспорт налаживается», Б. Н. Яковлев стал основоположником советского
индустриального пейзажа.
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в
Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая
натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы – цветах,
плодах, дарах моря и т. д.
Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия XVII века. В
наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного
искусства, хотя еще совсем недавно, в первой половине минувшего столетия,
он считался низким, недостойным внимания художника. Часто произведения
на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой
живописи (от франц. Genre – род, вид). К бытовому жанру относятся картины,
рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Особое место принадлежит историческому жанру, который включает
произведения на темы большого общественного звучания, отображающие
значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или
скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он
сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно
быть посвящено минувшему: это могут быть какиелибо важные события
наших дней, имеющие большое историческое значение.
IV. Практическая работа.
З а д а н и е . Проиллюстрировать в словаре раздел
«Жанры в
изобразительном искусстве» (работа карандашами или красками).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполняемой работы.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й :
1. Исходное положение – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны.
Приподнимать пятки одновременно и поочередно, развести стопы в стороны.
2. Исходное положение – стоя, руки на поясе, стопы параллельны на
ширине ступни. Выполнять перекат с пятки на носок.
3. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. Ходьба на носках, на
наружных краях стопы.
VI. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя. Работая над иллюстрированием раздела словаря «Жанры в
изобразительном искусстве», вы убедились в том, что очень часто чистота
жанра художником не соблюдается. Синтез различных жанров особенно
характерен для современного изобразительного искусства.
Домашняя работа:
продолжить работу со словарем; подготовить
сообщение о своем любимом жанре искусства живописи.
Урок по ИЗО "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ" 6 класс
Урок по ИЗО "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ" 6 класс
Урок по ИЗО "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ" 6 класс
Урок по ИЗО "ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.