Урок по краеведению по теме "Топонимика"
Оценка 4.6

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
5 кл
16.05.2018
Урок по краеведению по теме "Топонимика"
Урок вводный и объясняет учащимся 5-6 классов о науке топонимике, о разновидностях топонимов: ойконимы, гидронимы, оронимы и т.д.Учащиеся знакомятся с инетресной наукой, которая даёт представление об истории названий того или иного населённого пункта или географического объекта.Урок раскрывает значение топонимов в жизни человека.Урок расчитан на учащихся 5=6 классов, которые изучают краеведение.
топонимика урок 5-6.docx
Тема: Топонимика. (1 час) Цель: познакомить с  понятием – топонимика, видами топонимов; Отличия   микротопонимов и макротопонимов;  показать место топонимики в системе наук;  пробудить интерес к этой области знаний . Ход урока: 1. Слово учителя: Мир географических названий исключительно разнообразен и интересен. С рождения   мы   живем   в   этом   сложном   и   бесконечном   мире.   Наша   планета соткана из переплетений географических названий, относящихся к различным эпохам и языкам. Ежедневно мы слышим их по радио, читаем в газетах, видим на телеэкранах и мониторах компьютеров. Без них невозможно представить географическую   карту   или   атлас.   Многие   события   нашей   жизни   мы воспринимаем через географические названия. Однако редко задумываемся над тем, а что же обозначает то или иное, зачастую хорошо известное нам географическое название.  Невозможно представить современную цивилизацию без географических названий.   Топонимы   –   обязательный   элемент   развития   общества   и человечества в целом. Их совокупность в пределах той или иной территории представляет собой результат многовекового народного творчества, создания географических   имен.   Географические   названия   –   визитная   карточка,   с которой   начинается   знакомство   со   страной,   городом   или   природным объектом. Естественной   представляется   необходимость   осмыслить   топонимы, выяснить, как они появляются, развиваются, изменяются, что способствует этому процессу, и, конечно, что они обозначают. Все эти вопросы лежат в сфере   интересов   специальной   науки   –  топонимики.   Необходимость изучения   географических   названий   обусловлена   значительным   научным   и практическим значением топонимов для целого ряда научных направлений. Топонимика  –  это   научная   дисциплина,   которая   изучает географические   названия,   их   происхождение,   развитие,   современное состояние, смысловое значение, написание и произношение.  Данный термин не следует отождествлять с понятием  топонимия  – это   совокупность   географических   названий   определенной   территории. Понятия  географическая   номенклатура  (от   латинского  nomenklatura  – «список   имен»),  топоникон  (топонимикон)   являются   аналогом   термина топонимия.   Таким   образом,   топонимия   является   объектом   изучения топонимики.  Место топонимики в системе наук.  Топонимика является интегральной научной дисциплиной. Она возникла на стыке нескольких наук – лингвистики (языкознания), истории и географии.   ее   комплексная В   этом   заключается   сложность   топонимики, междисциплинарная сущность.    Ни одна из наук не должна обладать «монополией» на топонимику. Опыт   показал,   что   плодотворные   топонимические   исследования   могут развиваться   при   использовании   методов   и   достижений   всех   трех   наук. Топонимист   (ученый, занимающийся топонимикой) не должен быть только лингвистом, или географом, или историком – он должен быть топонимистом. Таким образом, топонимика – это самостоятельная «пограничная» наука, развивающаяся   на   стыке   трех   дисциплин   (лингвистики,   истории   и географии).                       МЕТОДЫ ТОПОНИМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Каждое явление или каждый объект может изучаться под определённым углом   зрения,   который   отражает   конечную   задачу   познания.   Полное понимание достигается при всестороннем исследовании, когда используются разные методы анализа и синтеза. Главная   задача   топонимиста   –   проводить   исследование   комплексно. Только   на   основе   использования   комплекса   методов   разных   наук   можно добиться реального научного результата.  Географический   метод  топонимического   исследования   основан   на использовании  народных   географических   терминов  –  слов,   определяющих характер географического объекта, его род и вид (например, гора, лес, озеро). Являясь, по сути, именем нарицательным, народные термины употребляются для определения конкретного географического понятия или явления.  Тесным образом связан с топонимикой и  картографический метод.. Выявление   топонимического   материала   требует   привлечения   различных картографических   источников.   Разновременные   карты   позволяют   изучить динамику различных явлений и их компонентов по данным топонимии.  Полноценное   описание   и   анализ   топонимических   фактов   не   может осуществляться   без   использования  исторических   методов  исследования. Каждая   историческая   эпоха   характеризуется   своим   топонимическим набором,   поэтому   особое   место   в     исследовании   принадлежит  историко­ хронологическому   анализу  топонимов.   Важным   источником   сведений   о процессе   освоения   территории   и   изменении   природы   послужило  изучение исторических   документов,   содержащих   топонимическую   и   историко­ географическую информацию.  Среди  лингвистических методов  учеными используются  этимологический,   формантный  и   словообразовательный (структурно­грамматический) анализ топонимов как слов языка.  Этимологический   метод,   один   из   самых   древних   и   играющий   важную роль   в   топонимической   науке,   способствует   восстановлению   исходного смысла географического термина или названия.  Определенное   место   при   обработке   полученной   информации принадлежит  статистическому методу. С его помощью устанавливаются количественное   соотношение   топонимов   с   иными   категориями   названий, выявляются количественные показатели и соотношения различных категорий топонимов. Во многом данные статистики опираются на картографические материалы исследования.   Полевые изыскания,  топонимические экспедиции  и знакомство с объектами   непосредственно   на   местности   помогают   уточнить   значение некоторых   топонимов   и   географических   терминов,   скорректировать отдельные выводы.  Виды топонимов Все топонимы можно разделить  на  классы (или группы)  в зависимости  от специфики объекта номинации (таб. 1). Таким образом,  топонимический класс (класс топонимов, топонимическая группа)  – это сумма названий однотипных географических объектов.  Очевидно, что выделяется несколько основных классов топонимов. Они соотносятся   с   основными   типами   географических   объектов.   Однако количество классов довольно значительно, так как значительным является и количество разнообразных типов географических объектов (рис 1.) ОРОНИМ ОЙКОНИМ ГИДРОНИМ Ы КЛАСС ТОПОН И­МОВ ДРОМОНИ М ДРИМОНИ М АГРООНИМ Рис. 1. Основные топонимические классы Каждый   класс   делится   на   подклассы   (виды)   топонимов.   Рассмотрим основные классы топонимов. Текс на столах уч­ся: Оронимы  (от  греческого  ορος  –   «гора»,   ονο ά  –   «имя»)   ­  класс топонимов,   названия   форм   рельефа   (объектов   орографии).   Наименования гор, вершин, равнин, впадин, пещер, оврагов и других геоморфологических μ объектов   входят   в   состав   этого   класса.   Такие   топонимы,   как  Анды, Кордильеры,   Джомолунгма,   Аконкагуа,   Великая   Китайская   равнина, Полесская низменность – это оронимы.  Гидронимы  (от  греческого  ύδωρ  – «вода»,  ονο ά  – «имя») ­  класс топонимов, который включает в себя названия всех водных объектов – рек, μ ручьев,   источников,   колодцев,   прудов,   озер,   океанов   и   их   частей   (морей, заливов, проливов). Ввиду обилия водных объектов номинации, гидронимы подразделяют на подклассы. Дримонимы  (от  греческого   греч.   ονο ά  – «имя») ­ класс топонимов, названия лесов, рощ, парков и их частей (Зеленый μδρΰ ος  – «роща,  лес»,   μ бор, Горелый лес, Булонский лес, Темный гай).  Класс ойконимов (от греческого οϊκος – «обитель»,  ονο ά – «имя») включает   в   себя   названия   любых   населенных   пунктов.   Иными   словами,   и μ Чикаго,   и   хутор  Дальний,   и   деревня  Борки  ­   это   ойконимы.   Выделяют ­ несколько подклассов ойконимов. Следующий   класс   топонимов   ονο ά – «имя»). Это названия дромонимы (от греческого  транспортных путей: Великий шелковый путь, Аппиева дорога, Козий Брод, μδρο ος­ «путь»,  μ авиалиния Минск – Нью­Йорк. Одонимы  (от  греческого  όδος  –   «улица»,   ονο ά  –   «имя»)   ­   вид урбанонимов,   название   линейного   внутригородского   объекта   –   улицы, μ переулка,   проспекта,   набережной   и   т.д.   (улица   Кропоткина,   переулок Железнодорожный,   Бульвар   Шевченко,   5­я   авеню,   Уолл­Стрит, Среди   оставшихся   топонимических   классов   следует Елисейские поля.) упомянуть два. Агроонимы (от греческого греч. άγρος – «пашня»,  ονο ά – «имя») ­  класс топонимов, включающий названия земельного надела, пашни, μ сельскохозяйственной   земли   (поле   Клин,   Монастырское   поле,   Петрова полоса, Иванов шнур). ­ На основе этого текста составьте таблицу « Классификация топонимов»; приведите примеры топонимов. Происхождение термина Географические объекты Примеры топонимов Виды топонимов Ойконимы Гидронимы Оронимы Дримонимы  3. Подведение итогов урока. ­ Что такое топонимика? ­ Назовите основные классы топонимов. 4. Домашнее задание. ­   Соберите   топонимы     класса  ойконимы,   используя   карту;   Определить историю заселения жителей деревень, почему выбрано место у реки и леса. Записать у старожил легенды образования сел или районов, название города. Для его описания используйте памятку. Если есть возможность, расспросите людей, проживающих в данной метности. Можно использовать следующий вопросник: 1.Назывемый объект ( село,). 2. Его современное название. 3. Имеет ли объект другие названия или имел их в прошлом? 4.С каких пор известно название (если это возможно установить)? 5. Есть ли вблизи подобные названия? 6. Как местное население объясняет название?   Литература: 1.Басик С. Н.  Общая топонимика: Учебное пособие для студентов географического  факультета. ­ Мн.: БГУ, 2006.­ 200 с. 2. Ашурков В.Н. и др. Историческое краеведение. М., Просвещение, 1980

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"

Урок по краеведению по теме "Топонимика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018