УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русская литература
Взрослым
25.12.2018
Представленный урок посвящен творчеству С.А.Есенина, освещает основную тему его творчества- тему Родины. Основные элементы урока- ассоциативный ряд, работа с учебником и текстом стихов поэта, выразительное чтение. музыкальное сопровождение и исполнение, просмотр фрагмента кинофильма, работа с цветописью. Урок подходит для учителя, работающего в 11 классе.
урок.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
«России стихотворная душа…»
(Тема Родины в творчестве
С.А.Есенина)
Форма урока: изучение нового материала.
Тип урока: урок – портрет.
Учитель: Ахмедова Элина
Алексеевна
1 Цели урока:
Раскрыть образ Родины и художественные средства его
воплощения в лирике С.А. Есенина.
познакомить учащихся с особенностями творческого
метода поэта;
показать народность творчества С. Есенина;
определить истоки музыкальности, напевности,
народности стихотворений;
анализировать стихотворения С. Есенина;
развивать речь;
воспитывать любовь к Родине.
Задачи:
образовательные:
2 1. рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и
формировании его творческого таланта;
2. показать народность творчества поэта;
развивающие:
1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
2. развитие навыков творческого восприятия и
выразительного чтения произведений поэта;
3. развитие образного мышления, творческих способностей
и познавательной активности студентов;
4. совершенствование навыков самостоятельной работы в
ходе исследовательско- поисковой деятельности;
воспитательные:
1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к
Родине;
2. воспитание чувства восхищения родной природой;
3. воспитание духовно-нравственной культуры учащихся
Форма урока: изучение нового материала.
Тип урока: урок – портрет.
Ход урока.
I.Вступительное слово на фоне музыки
Россия…
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
3 Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь!
О Руси писали многие поэты и писатели, перечислять нет
смысла, но сегодня мы поговорим о чудеснейшем уголке
России - Рязанском крае. Здесь –
глубинные корни народности и реализма поэзии Сергея
Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением
чего-то прекрасного, пробуждающего любовь к человеку,
к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как
оказывается, что-топриродное,весеннее.
Сергей Есенин!
Это имя в лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтоватосиних,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин… (Александр Коваль)
II. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока
Сколько живет человек на свете, столько он учиться, узнает новое,
открывает чтото неизвестное. Сегодня на уроке каждый из вас сможет
открыть для себя новую страничку в книге творчества Сергея Есенина. И,
может быть, даже откроет чтото новое в себе, в своей душе.Попробуем
нарисовать словесный портрет поэта – гражданина.
Я очень рада тому, что этот урок я могу провести вместе с вами. Хочется
верить, что на этом занятии вы не будете равнодушными и безучастными,
ведь творчество Есенина привлекает своей романтичностью и выражением
лучших чувств.
Чем же объяснить безграничную любовь русского народа к творчеству
Есенина? Может сегодня мы сможем с вами найти ответ на этот вопрос
через изучение одной из основных его тем – темы Родины.
Эпиграфом
Есенина:
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство
Родины – основное в моем творчестве».
Обратите внимание не тема, а «чувство Родины» было «основным» в его
творчестве.
Итак, я приглашаю вас на урок портрет и действующими лицами на уроке
будут ученики – искусствоведы.
к нашему уроку будут слова С.
4 Определение понятия: Портрет это…
Родина, Россия,родные…Не кажется ли вам, что у всех этих слов один
корень? Так как же произошло это слово? (слад №7)
Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит
равнодушным: « С чего начинается Родина?» …………
Ассоциативный ряд
Задание в тетради. Напишите 4 - 5 слов, которые вызывают в
вашем сознании образ Родины, родного дома.(Учащиеся
отвечают) СЛАЙД
Р- Россия, род, родня, родословная
О- Отечество, отец
Д – дети, дом, дерево
И – имя, история России
Н – народ, нация, надежда
А – акация, армия
В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается
с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос.
Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также
Родина начиналась с его родного села Константиново, с его
мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос
под окнами, с родных берез.
Давайте сначала послушаем стихотворение Есенина в
исполнении Мастеров слова, а потом рассказы
экскурсоводов-искусствоведов.
( (Ю. Богатырёв «О верю, верю счастье есть…»
аудиозапись)
-Является ли тема Родины главной в творчестве поэта?
1 искусствовед. Тема Родины является главной в творчестве
Есенина. « О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём
бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами…»-
писал С.Есенин. Поэтизация деревни также становится
отличительной чертой раннего Есенина. Радость, восторг и
упоение красотой наполняют его стихи этого периода.
(Чтение стихотворения «Я иду долиной. На затылке кепи… ».)
5 .Символом всего
- В чём своеобразие пейзажной лирики Есенина?
2 искусствовед.
Есенин – вдохновенный певец родной земли
(Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом…»)
-Какая она, природа, в стихах поэта?
3 искусствовед.
Есенин одухотворяет природу. Она в его стихах поёт и
шепчет, грустит и радуется, тревожится и мыслит. Она
живёт! Вербы есенинские плачут, черёмуха спит, тополя
шепчут, зима поёт. И сами его стихи звучат, как песня любви,
возвышенной и прекрекрасной.(Выразительное чтение
стихотворения «Весенний вечер»)
-Какой образ в поэзии С.Есенина стал символом России,
Родины?
4 искусствовед
чистого, красивого,
пожалуй, символом самой России в стихах Есенина стала
берёзка, непостижимо прекрасная, привлекающая своей
неброской красотой, стройностью, изящным нарядом густой
листвы. (чтение стихотворения «Берёза»)
-Можно ли сказать, что есенинские стихи музыкальны,
напевны?
5 искусствовед.
Да, можно. Есенинские пейзажи чаруют своими красками,
волнуют своей музыкальностью, недаром так много романсов
создано на стихи поэта. слайд №20 романс Есенина
«Клен ты мой опавший…» трио Реликт
Цветопись в поэзии Есенина.
В чем притягательность есенинской поэзии? Не в том ли,
что она открывает тайну познаний света, что в ней бездна
смысла? Не поможет ли нам понять эту тайну, раскрыть
смысл характерная особенность есенинского творчества -
активное использование цвета, его словесная живопись? О
6 ней уже было упомянуто. Поговорим об этом подробнее…
Сообщение о цветописи. Знакомство с определением.
-Какие цвета любимые у поэта?
6 искусствовед.
Доминирующий в стихах цвет- синий, который поэт считал
цветом не бытовым, а символическим,
означающим
«божественность»! Синий – это цвет земной атмосферы и
воды, это цвет покоя и тишины, а в голубом чувствуется
радостное ощущение простора. В стихах встречаются
и различные оттенки этого цвета- лазоревый, васильковый,
голубой, небесный, сизый, лазурный, бирюзовый, слИвовый,
сапфировый-
«В прозрачном холоде заголубели долы»
«Летний вечер голубой»
«Голубизна презримой гущи»
«Синяя вьюга»
Сердце остыло, и выцвели очи ... Синее счастье! Лунные ночи!».
7 искусствовед.
У Есенина часто используется «жёлтый» цвет. Он имеет оттенок золотого,
овсяного, соломенного,буланого, медного, лимонного, песочного,
солнечного, ржаного… Эти цвета несут, в первую очередь
сематику необычного восхищения природой . Жёлтый цвет и
его оттенки символизируют дух, святость, этот цвет означает
добро, радость, Мечту. Например:
«И горят снежинки в золотом огне».
«Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона».
«Покатились глаза собачьи
золотыми звездами в снег»
«Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз златокарий
омут», «Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой
золотою».
Вы просматривали стихи Есенина и каждый выбрал те стихи, которые
стали вам более близки. Найдите в них цветовую палитру.
(Ответы по текстам)
8 искусствовед. Одно из замечательных стихотворений
С.Есенина- «Гой ты, Русь моя родная…» слайд
(Выразительное чтение)
7 Анализ стихотворения
- Какие вы знаете изобразительно- выразительные
средства языка? (ответы) Эпитеты,
сравнения, метафоры - все эти тропы в лирике Есенина
существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для
того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда
стремление к всеобщей гармонии. Давайте вспомним,
какие средства художественной выразительности
присутствуют в стихах поэта.
Эпитет - художественное определение, один из тропов,
выражается преимущественно именем прилагательным
(«сладостный напев», «тихий звон», «гордый конь»).
Метафора – троп, представляющий собой перенос
значений по сходству; в основе имеет неназванное
сравнение («спит черемуха в белой накидке», «вяжет
взбалмошная луна на полу кружевные узоры»)
Олицетворение – стилистический приём, состоящий в
перенесении свойств человека на неодушевлённые
предметы, явления природы или животных («ива плачет»).
- Скажите, все ли слова вам понятны?
Задание: Давайте проследим, какими звуками,
запахами, цветом наполнено стихотворение. Звуки:
«Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут
тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит
девичий смех»; «рать святая» крикнет.
Запахи: «Пахнет запахом и мёдом» яблоки, мёд, запах ладана;
«по мятой стёжке» запах примятой травы.
Цвет: «в ризах образа» ризы серебряные, лики святых тёплого
золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На
приволь зелёных лех» зелень травы, луга, поля.
С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении?
( автор любуется крестьянской Русью.)
Назовите эпитеты
8 (Рать святая, кроткий Спас , Русь родная, низеньких околиц)
Какие ещё тропы здесь есть?
( Метафоры и олицетворения : Хаты – в ризах образа; Синь
сосет глаза; Звонно чахнут тополя; Приволь зелёных лех)
-Каков образ лирического героя?(Это - «Захожий
богомолец».)
-А образ Родины как представлен в стих-ии?
--Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…» от более
ранних стихов?
Какие ассоциации вызывает стихотворение?
Так каков же он, Сергей Есенин? Его портретный образ на экране воплотил
С.Безруков, он же постарался передать неиссякаемую любовь поэта к
голубой Руси. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Есенин».
( просмотр фрагмента )
Рефлексия.
- Так что объединяет в понятие Родины Сергей
Есенин?
(составление кластера)
РУСЬ
-Чем близка она нам, сегодняшним читателям?
9 экскурсовод..
Уйдя из жизни в 30 лет, он оставил огромное поэтическое наследство. Любовь
к Родине, заполнявшая все его существо, была источником его вдохновения.
-Так каков же портрет поэта, с творчеством которого вы
сегодня столкнулись? Каков он?Он обаятелен, талантлив, смел в
оценке написания образов стихотворений, беззаветно любящий свою страну,
русоволос и голубоглаз, оптимистичен.
- Наверно, у
9 каждого из вас есть «свой» стих Есенина. Назовите его!
(ответы)
(Выразительное чтение стихотворения)
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатёр.
А в поле василёк хрустально-синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы- сёстры русского рассвета-
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета , до дрожи.
Им повезло- он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже-
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышутся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью на плечи села.
И в ельнике горели свечи,
И в городе земля его звала.
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная его любовь-Россия-
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин- то не просто имя,-
России стихотворная душа... Татьяна Зубкова
Слово учителя. Есенинская Русь это, не только пейзажи, но и деревня, её
обитатели. Есенин называл себя «последним поэтом деревни», поэтом «золотой
бревенчатой избы».Казалось бы простые слова: “Я люблю родину, я очень люблю
родину”, но произнести их в праве только тот, чья степень любви измеряется
10 степенью сострадания, кто вместе со своей родиной не только в дни торжеств, но
и в лихую годину бедствий. Есенин — единственный среди великих русских
лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о
России в особый раздел, потому что все, написанное им, продиктовано,
пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская
“странная любовь”, и даже не страстьненависть Блока. Это именно “чувство
родины”. В определенном смысле Есенин — художественная идея России.
Д/Задание:
урок? Выучить понравившееся стихотворение»
Сочинениеминиатюра: «Над чем заставил меня задуматься
11
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.