УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
Оценка 4.7

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русская литература
Взрослым
25.12.2018
УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
Представленный урок посвящен творчеству С.А.Есенина, освещает основную тему его творчества- тему Родины. Основные элементы урока- ассоциативный ряд, работа с учебником и текстом стихов поэта, выразительное чтение. музыкальное сопровождение и исполнение, просмотр фрагмента кинофильма, работа с цветописью. Урок подходит для учителя, работающего в 11 классе.
урок.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ      «России  стихотворная  душа…» (Тема Родины в творчестве С.А.Есенина) Форма урока: изучение нового материала.                     Тип урока:     урок – портрет. Учитель: Ахмедова Элина Алексеевна 1 Цели урока:  Раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина.  познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта;  показать народность творчества С. Есенина;  определить истоки музыкальности, напевности, народности стихотворений;  анализировать стихотворения С. Есенина;  развивать речь;  воспитывать любовь к Родине. Задачи: образовательные: 2 1. рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта; 2. показать народность творчества поэта; развивающие: 1. развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина; 2. развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; 3. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов; 4. совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско- поисковой деятельности; воспитательные: 1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине; 2. воспитание чувства восхищения родной природой; 3. воспитание духовно-нравственной культуры учащихся Форма урока: изучение нового материала. Тип урока: урок – портрет. Ход урока. I.Вступительное слово на фоне музыки Россия… Как из песни слово, Берёзок юная листва, Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа- Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За голос звонкий, как ручей. 3 Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть, Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь! О Руси писали многие поэты и писатели, перечислять нет смысла, но сегодня мы поговорим о чудеснейшем уголке России - Рязанском крае. Здесь – глубинные корни народности и реализма поэзии Сергея Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, пробуждающего любовь к человеку, к Родине. В самом звучании его фамилии есть, как оказывается, что-топриродное,весеннее.    Сергей Есенин!  Это имя в лесах родной моей России,   В березах нежных и осинах,   В сережках желтовато­синих,   В лугах из зелени весенней,  В стихах твоих, Сергей Есенин…  (Александр Коваль) II. Создание  эмоционального настроя. Постановка целей  урока ­Сколько   живет   человек   на   свете,   столько   он   учиться,   узнает   новое, открывает   что­то   неизвестное.   Сегодня   на   уроке   каждый   из   вас   сможет открыть для себя новую страничку в книге творчества Сергея Есенина. И, может   быть,   даже   откроет   что­то   новое   в   себе,   в   своей   душе.Попробуем нарисовать словесный портрет поэта – гражданина. ­Я очень рада тому, что  этот урок я могу провести вместе с вами. Хочется верить, что на этом   занятии вы не будете равнодушными и безучастными, ведь творчество Есенина привлекает   своей романтичностью и выражением лучших чувств. ­   Чем   же   объяснить   безграничную   любовь   русского   народа   к   творчеству Есенина? Может   сегодня мы сможем с вами найти ответ на этот   вопрос через   изучение   одной   из   основных   его   тем   –  темы   Родины.    Эпиграфом    Есенина: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».  ­ Обратите внимание не тема, а «чувство Родины» было «основным» в его творчестве. ­ Итак, я приглашаю вас на урок ­ портрет и действующими лицами на уроке будут ученики – искусствоведы. к   нашему   уроку   будут   слова   С. 4 Определение понятия: Портрет­ это… Родина,   Россия,родные…Не   кажется   ли   вам,   что   у   всех   этих   слов   один корень? Так как же произошло это слово?   (слад №7)       Начать наш разговор хотелось бы с вопроса, который, думаю, никого не оставит равнодушным:  « С чего начинается Родина?» ………… Ассоциативный ряд Задание в тетради. Напишите 4 - 5 слов, которые вызывают в вашем сознании образ Родины, родного дома.(Учащиеся отвечают) СЛАЙД Р- Россия, род, родня, родословная О- Отечество, отец Д – дети, дом, дерево И – имя, история России Н – народ, нация, надежда А – акация, армия В основном, все мнения сходятся к одному: Родина начинается с родного дома, с семьи, с места, где родился и вырос. Сергей Есенин в этом очень похож на вас. Для него также Родина начиналась с его родного села Константиново, с его мамы, с домика «с голубыми ставнями», с клёна, который рос под окнами, с родных берез. Давайте сначала послушаем стихотворение Есенина в исполнении Мастеров слова, а потом рассказы экскурсоводов-искусствоведов. ( (Ю. Богатырёв «О верю, верю счастье есть…» аудиозапись) -Является ли тема Родины главной в творчестве поэта? 1 искусствовед. Тема Родины является главной в творчестве Есенина. « О чём бы я ни говорил, ни писал, о чём бы ни думал, образ Родины всегда перед моими глазами…»- писал С.Есенин. Поэтизация деревни также становится отличительной чертой раннего Есенина. Радость, восторг и упоение красотой наполняют его стихи этого периода. (Чтение стихотворения «Я иду долиной. На затылке кепи… ».) 5 .Символом всего - В чём своеобразие пейзажной лирики Есенина? 2 искусствовед. Есенин – вдохновенный певец родной земли (Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом…»)                          -Какая она, природа, в стихах поэта? 3 искусствовед. Есенин одухотворяет природу. Она в его стихах поёт и шепчет, грустит и радуется, тревожится и мыслит. Она живёт! Вербы есенинские плачут, черёмуха спит, тополя шепчут, зима поёт. И сами его стихи звучат, как песня любви, возвышенной и прекрекрасной.(Выразительное чтение стихотворения «Весенний вечер») -Какой образ в поэзии С.Есенина стал символом России, Родины? 4 искусствовед чистого, красивого, пожалуй, символом самой России в стихах Есенина стала берёзка, непостижимо прекрасная, привлекающая своей неброской красотой, стройностью, изящным нарядом густой листвы. (чтение стихотворения «Берёза») -Можно ли сказать, что есенинские стихи музыкальны, напевны? 5 искусствовед. Да, можно. Есенинские пейзажи чаруют своими красками, волнуют своей музыкальностью, недаром так много романсов создано на стихи поэта. слайд №20 романс Есенина «Клен ты мой опавший…» трио Реликт Цветопись в поэзии Есенина. ­В чем притягательность есенинской поэзии? Не в том ли, что она открывает тайну познаний света, что в ней бездна смысла? Не поможет ли нам понять эту тайну, раскрыть смысл характерная особенность есенинского творчества - активное использование цвета, его словесная живопись? О 6 ней уже было упомянуто. Поговорим об этом подробнее… Сообщение о цветописи. Знакомство с определением. -Какие цвета любимые у поэта? 6 искусствовед. Доминирующий в стихах цвет- синий, который поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»! Синий – это цвет земной атмосферы и воды, это цвет покоя и тишины, а в голубом чувствуется радостное ощущение простора. В стихах встречаются и различные оттенки этого цвета- лазоревый, васильковый, голубой, небесный, сизый, лазурный, бирюзовый, слИвовый, сапфировый-   «В прозрачном холоде заголубели долы»   «Летний вечер голубой»   «Голубизна презримой гущи»   «Синяя вьюга»    Сердце остыло, и выцвели очи ...        Синее счастье! Лунные ночи!». 7 искусствовед. У Есенина часто  используется  «жёлтый» цвет. Он  имеет оттенок золотого,  овсяного, соломенного,буланого, медного, лимонного, песочного,  солнечного, ржаного… Эти цвета несут, в первую очередь сематику необычного восхищения природой . Жёлтый цвет и его оттенки символизируют дух, святость, этот цвет означает добро, радость, Мечту. Например: «И горят снежинки в золотом огне».                                                                    «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона».  «Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег» «Мне   бы   только   смотреть   на   тебя,   видеть   глаз   злато­карий омут»,   «Если   душу   вылюбить   до   дна,   сердце   станет   глыбой золотою». ­Вы просматривали стихи Есенина и каждый выбрал те стихи, которые  стали вам более близки. Найдите в них цветовую палитру. (Ответы по текстам) 8 искусствовед. Одно из замечательных стихотворений С.Есенина- «Гой ты, Русь моя родная…» слайд (Выразительное чтение) 7 Анализ стихотворения - Какие вы знаете изобразительно- выразительные средства языка? (ответы) Эпитеты, сравнения, метафоры - все эти тропы в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы, полнее и глубже выразить себя. Отсюда стремление к всеобщей гармонии. Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности присутствуют в стихах поэта. Эпитет - художественное определение, один из тропов, выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев», «тихий звон», «гордый конь»). Метафора – троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение («спит черемуха в белой накидке», «вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры») Олицетворение – стилистический приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы или животных («ива плачет»). - Скажите, все ли слова вам понятны? Задание: Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено стихотворение. Звуки: «Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет. Запахи: «Пахнет запахом и мёдом» ­ яблоки, мёд, запах ладана;  «по мятой стёжке» ­ запах  примятой травы. Цвет: «в ризах образа» ­ ризы серебряные, лики святых тёплого  золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На  приволь зелёных лех» ­ зелень травы, луга, поля. ­  С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении?  ( автор любуется крестьянской Русью.) ­ Назовите эпитеты 8 (Рать святая, кроткий Спас , Русь родная, низеньких околиц) ­ Какие ещё тропы здесь есть? ( Метафоры и олицетворения : Хаты – в ризах образа; Синь сосет глаза; Звонно чахнут тополя; Приволь зелёных лех) -Каков образ лирического героя?(Это - «Захожий богомолец».) -А образ Родины как представлен в стих-ии? --Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…» от более ранних стихов? ­ Какие ассоциации вызывает стихотворение? ­Так каков же он, Сергей Есенин? Его портретный образ на экране воплотил С.Безруков, он же постарался передать неиссякаемую любовь поэта к  голубой Руси. Давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Есенин».        ( просмотр фрагмента ) Рефлексия. - Так что объединяет в понятие Родины Сергей Есенин? (составление кластера) РУСЬ -Чем близка она нам, сегодняшним читателям? 9 экскурсовод.. Уйдя из жизни в 30 лет, он оставил огромное поэтическое наследство. Любовь к Родине, заполнявшая все его существо, была источником его вдохновения. -Так каков же портрет поэта, с творчеством которого вы сегодня столкнулись? Каков он?Он обаятелен, талантлив, смел в оценке написания образов стихотворений, беззаветно любящий свою страну, русоволос и голубоглаз, оптимистичен. - Наверно, у 9 каждого из вас есть «свой» стих Есенина. Назовите его! (ответы) (Выразительное чтение стихотворения) Есенинское небо над Россией Раскинулось, как голубой шатёр. А в поле василёк хрустально-синий Ведёт с ромашкой звонкий разговор. Звенит листвою изумрудной лето, Звучат незримые колокола, Берёзы- сёстры русского рассвета- Сбежались у околицы села. В них жажда жить до трепета , до дрожи. Им повезло- он здесь бродил в тиши. На их коре, на их шершавой коже- Тепло его ладоней и души. Он чувствовал в родном многоголосье И многоцветье, близко и вдали, Как во поле колышутся колосья России всей и всей большой земли. Он видел, как ложится синий вечер Пушистой шалью на плечи села. И в ельнике горели свечи, И в городе земля его звала. Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная его любовь-Россия- Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин- то не просто имя,- России стихотворная душа... Татьяна Зубкова Слово учителя.     Есенинская Русь  ­ это, не только пейзажи, но и деревня, её обитатели. Есенин называл себя «последним поэтом деревни», поэтом «золотой бревенчатой избы».Казалось бы простые слова: “Я люблю родину, я очень люблю родину”, но произнести их в праве только тот, чья степень любви измеряется 10 степенью сострадания, кто вместе со своей родиной не только в дни торжеств, но и в лихую годину бедствий.  Есенин — единственный среди великих русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине, о России   в   особый   раздел,   потому   что   все,   написанное   им,   продиктовано, пронизано “чувством родины”. Это не тютчевская “вера”, не лермонтовская “странная любовь”, и даже не страсть­ненависть Блока. Это именно “чувство родины”. В определенном смысле Есенин — художественная идея России. Д/Задание:  урок? Выучить понравившееся стихотворение»  Сочинение­миниатюра:  «Над   чем   заставил   меня     задуматься 11

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК по литературе " России стихотворная душа..." Iкурс СПО

УРОК  по литературе  " России стихотворная душа..." Iкурс СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018