Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.
Оценка 4.6

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.06.2017
Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.
Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины. Цель: расширить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула». Ход урока I. Организационный этап. (Создание коллаборативной среды). II. Актуализация знаний. 1. Конкурс знатоков былин. 1. Откуда родом Илья Муромец? 2. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником? 3. Куда отправился из Чернигова Илья Муромец по прямоезжей дороженьке? 4. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? 5. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? 6. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине? 2. Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья-разбойника. Впишите пропущенные слова. (Приложение 1) Да как _____________(засвищет) он по-соловьему, _________(кричит) по-звериному так все травушки-муравы __________(уплетаются), а лазоревы цветки прочь ________(осыпаются), темны лесушки к земле все ___________________(приклоняются), а что есть людей, то все мертвы ________________(лежат.) III. Формирование новых понятий и способов действия. 1. Слово учителя. - Несмотря на то, что Русь в первой половине XI века достигла расцвета, что почти все восточнославянские земли были собраны под власть киевского князя, это объединение было непрочным. Князья Рюриковичи (так называли потомков первого киевского князя Рюрика) боролись между собой за Киев, затем за обладание отдельными княжествами и вотчинами. Князья вместо того чтобы быть организаторами защиты всей Руси, своими междоусобными войнами разоряли население. Такая политика феодалов получила в народе осуждение, и это нашло отражение в былине «Вольга и Микула». Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её возникновение к XIV-XV векам. Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья. Сегодня на уроке мы проанализируем былину «Вольга и Микула Селянинович», определим тему былины и выясним, кто является её подлинным героем. 2. Чтение учителем былины «Вольга и Микула». IV. Применение. Формирование умений и навыков Беседа по вопросам - О ком эта былина? Что отражается в её названии? О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины. - О чём рассказывает былина? Какова её тема? В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании. - Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?) Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной «за получкою» (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего пахаря и, узнав от него, что в тех городах «мужички да всё разбойнички», зовёт богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды сошку – «бросить сошку за ракитов куст». И оказывается, что это никому не под силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство Вольги с чудо-богатырём и определяется его имя: «Молодой Микула Селянинович». - Кто является подлинным героем былины? Молодой Микула Селянинович. 2. Какие сравнения используются при описании внешности Микулы Селяниновича? «Кудри…что жемчуг», «брови…чёрна соболя», «глаза…ясна сокола», «сапожки…зелён сафьян». Он одет очень нарядно, по-праздничному. Описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание. 3. Что можно сказать о характере Вольги и Микулы из их диалога. (Чтение диалога по ролям.) В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его. 4. Какое событие можно считать кульминацией? Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и «дружинушки хороброй»: попытка «повывернуть» сошку Микулы из земли и «бросить сошку за ракитов куст» повторяется трижды. 8. Кто выходит победителем? Микула. Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей - «мужичков». Вывод. В глазах «мужичков» имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу на благо людей. Рассказом о труде, славящем имя героя, завершается текст былины, что перекликается с ее названием, и тем самым подчёркивается приоритет Микулы Селяниновича как главного героя произведения. Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги. V. Групповая работа. Литературный диктант по былине «Вольга и Микула Селянинович»(Приложение 2) 1.Отчество Вольги - ______________________2.Кем приходился князь Владимир Вольге?_____________________________________________3.За чем поехали Вольга и его дружина?________________________4.Восстановите слово: «Как орет в поле оратай, посвистывает____________________у него поскрипывает».5.Дополните слова Вольги: «Ай же ты, оратай-оратаюшко, ты поедем со мною_________________6.По сколько дружинников посылал Вольга, чтобы сошку Микулы «из земли повыдернули»?_____________________________7. Что сделал с сошкой Микула Селянинович, когда «повыдернул» её из земли?__________________________ VI. Этап информации о домашнем задании. Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». VII. Этап рефлексии. «Дерево успеха».Ход урока I. Организационный этап. (Создание коллаборативной среды). II. Актуализация знаний. 1. Конкурс знатоков былин. 1. Откуда родом Илья Муромец? 2. Где встретился Илья Муромец с Соловьём-разбойником? 3. Куда отправился из Чернигова Илья Муромец по прямоезжей дороженьке? 4. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»? 5. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе? 6. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей-разбойник? Что об этом говорится в былине?
вольга и микула.docx
Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально­бытовой былины.  Герои былины. Цель: расширить знания о былинах на примере былины «Вольга и Микула». Ход урока I. Организационный этап. (Создание коллаборативной среды). II. Актуализация знаний. 1.  Конкурс знатоков былин. 1. Откуда родом Илья Муромец?  2. Где встретился Илья Муромец с Соловьём­разбойником? 3. Куда отправился из Чернигова  Илья Муромец  по прямоезжей дороженьке? 4. К каким былинам относится былина «Илья Муромец и Соловей­разбойник»?  5. Кем предлагали мужички черниговские остаться Илье Муромцу у них в городе?  6. Отвечая на вопрос князя Владимира, Илья Муромец скажет: «Я старый казак да  Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович». А чьим сыном был Соловей­ разбойник? Что об этом говорится в былине?  2. Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья­разбойника. Впишите  пропущенные слова. (Приложение 1) Да как _____________(засвищет) он по­соловьему, _________(кричит) по­звериному  так все травушки­муравы __________(уплетаются), а лазоревы цветки прочь  ________(осыпаются), темны лесушки к земле все  ___________________(приклоняются), а что есть людей, то все мертвы  ________________(лежат.) III. Формирование новых понятий и способов действия.  1. Слово учителя. ­ Несмотря на то, что Русь в первой половине XI века достигла расцвета, что почти все восточнославянские земли были собраны под власть киевского князя, это объединение было непрочным. Князья Рюриковичи (так называли потомков первого киевского  князя Рюрика) боролись между собой за Киев, затем за обладание отдельными  княжествами и вотчинами. Князья вместо того чтобы быть организаторами защиты  всей Руси, своими междоусобными войнами разоряли население. Такая политика  феодалов получила в народе осуждение, и это нашло отражение в былине «Вольга и  Микула». Былина о Вольге и Микуле – новгородская. Исследователи относят её  возникновение к XIV­XV векам.  Именно в Новгородской, Псковской, Олонецкой губернии почва после расчистки леса  была усеяна кореньями, которые нужно было вывёртывать и в борозду валить, и валунами, которые приходилось огибать при пахоте. Огромная соха чудесного  богатыря Микулы могла сама выворачивать коренья. Сегодня на уроке мы проанализируем былину «Вольга и Микула Селянинович»,  определим тему былины и выясним, кто является её подлинным героем. 2. Чтение учителем былины «Вольга и Микула». IV. Применение. Формирование умений и навыков Беседа по вопросам ­ О ком эта былина? Что отражается в её названии? О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои  былины. ­ О чём рассказывает былина? Какова её тема? В былине повествуется о встрече двух героев и их невольном состязании. ­ Как разворачиваются события? (Как развивается сюжет?) Сюжет прост: молодой Вольга Святославович отправляется со своей дружиной  «за получкою» (за данью) в подаренные ему города. В поле он встречает могучего  пахаря и, узнав от него, что в тех городах «мужички да всё разбойнички», зовёт  богатыря с собой. Богатырь соглашается, но прежде просит убрать с борозды  сошку – «бросить сошку за ракитов куст». И оказывается, что это никому не под  силу, кроме самого пахаря. Только после этого происходит настоящее знакомство  Вольги с чудо­богатырём и определяется его имя: «Молодой Микула  Селянинович».  ­ Кто является подлинным героем былины? Молодой Микула Селянинович. 2. Какие сравнения используются при описании внешности Микулы Селяниновича? «Кудри…что жемчуг», «брови…чёрна соболя», «глаза…ясна сокола», «сапожки… зелён сафьян». Он одет очень нарядно, по­праздничному. Описание Микулы  выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание. 3. Что можно сказать о характере Вольги и Микулы из их диалога. (Чтение диалога по  ролям.)  В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В  собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он  справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле  сопровождать его. 4. Какое событие можно считать кульминацией?  Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и «дружинушки хороброй»:  попытка «повывернуть» сошку Микулы из земли и «бросить сошку за ракитов  куст» повторяется трижды. 8. Кто выходит победителем?  Микула. Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей ­ «мужичков». Вывод. В глазах «мужичков» имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой  мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу на благо людей. Рассказом о труде, славящем имя героя, завершается текст былины, что  перекликается с ее названием, и тем самым подчёркивается приоритет Микулы  Селяниновича как главного героя произведения. Получается, что обычный крестьянин  Микула стоит выше князя Вольги. V.  Групповая работа. Литературный диктант по былине «Вольга и Микула Селянинович»(Приложение  2) 1.Отчество Вольги ­ ______________________2.Кем приходился князь Владимир  Вольге?_____________________________________________3.За чем поехали Вольга и его дружина?________________________4.Восстановите слово: «Как орет в поле  оратай, посвистывает____________________у него поскрипывает».5.Дополните слова  Вольги: «Ай же ты, оратай­оратаюшко, ты поедем со мною_________________6.По  сколько дружинников посылал Вольга, чтобы сошку Микулы «из земли  повыдернули»?_____________________________7. Что сделал с сошкой Микула  Селянинович, когда «повыдернул» её из земли?__________________________ VI. Этап информации о домашнем задании. Подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович». VII. Этап рефлексии. «Дерево успеха». Приложение 1. Найдите абзац, в котором говорится о силе Соловья­разбойника. Впишите  пропущенные слова.  Да как _____________ он по­соловьему, _________ по­звериному так все травушки­ муравы __________, а лазоревы цветки прочь ________, темны лесушки к земле все  ___________________, а что есть людей, то все мертвы _______________. Приложение 2. Литературный диктант по былине «Вольга и Микула Селянинович» 1.Отчество Вольги ­ ______________________2.Кем приходился князь Владимир  Вольге?_____________________________________________3.За чем поехали Вольга и его дружина?________________________4.Восстановите слово: «Как орет в поле  оратай, посвистывает____________________у него поскрипывает».5.Дополните слова  Вольги: «Ай же ты, оратай­оратаюшко, ты поедем со мною_________________6.По  сколько дружинников посылал Вольга, чтобы сошку Микулы «из земли  повыдернули»?_____________________________7. Что сделал с сошкой Микула  Селянинович, когда «повыдернул» её из земли?__________________________

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.

Урок по литературе: Былина «Вольга и Микула». Идейное своеобразие социально-бытовой былины. Герои былины.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017