И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.
Оценка 5

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
09.06.2017
И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.
Тема урока. И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести Цель урока: формирование нравственности, милосердия, уважения к человеку, любви к животным на материале повести «Муму» Цель учащихся: знать идейно – тематическое содержание повести Задачи: формировать понятия о социально-историческом аспекте произведения, о роли пейзажа в раскрытии образа - персонажа; развивать навык текстуального анализа текста, навык пересказа, учить делать выводы – уроки из эпизодов текста; способствовать нравственному воспитанию – чувство уважения к человеку из народа, милосердие, любовь к животным. Тип урока: изучение нового материала Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к повести, карточки с заданиями Ход урока I. Вводно-мотивационный. 1. Водная беседа об авторе. - Что знаете? - Какие произведения его читали? 2. Мотивация. Побуждение (стратегия «Воображение»). Обмен мнениями. Первые впечатления от повести. - О чем может быть эта повесть? II. Операционно-познавательный. 1. Чтение статьи учебника об авторе. 2. Дополнение учителя – рассказ о матери Тургенева. Тургенев родился на Орловщине, недалеко от города Мценска, в имении своей материи Варвары Петровны Лутовиновой. Она была умной, образованной, властной, некрасивой женщи¬ной. В детстве ей пришлось тяжело: она осталась без отца, в семье отчима чувствовала себя бесправной. Ее приютил дядя, но и тот держал в строгости, грозил выгнать из дома за непослушание. Неожиданная смерть дяди сделала девушку хозяйкой огромного поместья с громадным парком, фруктовым садом, многочисленными хозяйственными постройками и владелицей почти пяти тысяч крепостных крестьян. Вскоре она вышла замуж за молодого, красивого, умного офи¬цера Сергея Николаевича Тургенева. Через год у них родился сын Николай, а затем и второй сын - Иван. Трудности, перенесенные в детстве в доме отчима, а затем дяди, сделали характер Варвары Петровны непереносимым. Будущий писатель с детства наблюдал ее жестокие капризы и самодурство, видел, как она угнетала крепостных крестьян, дворовых, и страдал от этого. Неласкова была Варвара Петровна и к собственным детям. И.С. Тургенев вспоминал: «Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Ма¬тери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - од¬ним словом, муштровали как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше знать, дога¬дайся». Тяжелые впечатления детства на всю жизнь вызвали отвра¬щение И.С. Тургенева к крепостному праву, к угнетению одних людей другими, к насилию и жестокости крепостничества. Мо¬лодой И.С. Тургенев дал Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил из¬вестное имя: враг этот был - крепостное право. Под этим име¬нем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороть¬ся до конца - с чем я поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». Уже в 14 лет И.С. Тургенев сдал экзамены на словесное от¬деление Московского университета. Затем будущий писатель продолжил образование в Петербургском университете, а потом в Германии. Он рано начал интересоваться литературным творчеством, пробовал себя в драматурги, поэзии. Настоящий успех принесла писателю публикация сборника рассказов «Записки охотника» (1852), в котором он одним из первых в русской литературе по¬казал подлинную народную жизнь, изобразил характеры простых людей. «Записки охотника», рассказ «Муму» - это исполнение писателем его Аннибаловой клятвы. 3. Словарно-лексическая работа. Прототип – прообраз. Повесть – эпическая проза. Пейзаж – описание природы. - Где и когда происходит действие рассказа? В Москве, в доме богатой барыни, в середине XIXвека. - Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? Барыня взяла его из деревни. 4. Работа в парах. Рассказать о Герасиме: I пара: Описание Герасима. «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…» 1. Каков внешний вид Герасима? 2. Какие изобразительные средства использует автор? 3. Что вам понравилось в образе Герасима? 4. Как автор относится к Герасиму? II пара: Жизнь Герасима в деревне. «Барыня взяла его из деревни, где он жил один….» III пара: Жизнь Герасима в городе, у барыни. «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…» 1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жи¬лье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»? IV пара: Взаимоотношения Герасима с окружающими. « …со всей остальной челядью Герасим находился…» 1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие? 2. За что его уважали? 3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер Герасима в отношениях с окру¬жающими? 4. О каких еще качествах Герасима говорит автор? 5. Какое сравнение приводит автор? V пара: Образ барыни. 1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как проводит свои дни, почему живет одна? 2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая? 3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным? 4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного» скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима. 5. Как повлиял переезд в город на Герасима? Она оди¬нока и скупа, жизнь она прожила безрадостно и теперь лишь «доживает». И.С. Тургенев использует распространенную метафору или обозначения периодов человеческой жизни: день - зрелость, вечер - старость. 5. Чтение эпизода «Описание каморки Герасима». - О чем говорит обстановка каморки? - Какие выводы можно сделать о его хозяине? - Что общего между Герасимом и его жильем? В каморке Герасима все было устроено очень основательно, прочно и просто. Он устроил каморку «по своему вкусу»: соорудил «богатырскую кровать», такой же прочной и крепкой была немногочисленная мебель: стол, стул, сундук. Соответствовал могучему облику хозяина даже замок, напоминавший размерами калач. Предметы в его жилище указывают на спокойный, независимый нрав «богатыря» Герасима, на его надежность, бесхитростность. III. Контрольно-оценочный: 1. Составление синквейна. 1. Герасим 2. Высокий, сильный 3. Работал, исполнял, любил 4. Мне очень нравится Герасим 5. Богатырь Защита синквейна. Стратегия «Авторский стул». 2. Тест. 1. Повесть - это…. 2. Герасим жил в деревне один? (да/нет) 3. Где жила бырыня? А) в Петербурге; Б) в Москве; В) в деревне. 4.Что входило в обязанность Герасима? А) наколоть и натаскать дров; Б) содержать двор в чистоте и привезти бочку воды; В) по ночам караулить; Г) все перечисленное. 5. Как называлось жилище Герасима? IV. Итог урока. - Как повлияли на взгляды И.С. Тургенева тяжелые впечат¬ления детства? И.С. Тургенев был непримиримым врагом крепост¬ного права, жестокости, насилия над людьми; в основе рассказа «Муму» лежат действительные события, немного измененные пи¬сателем, а прообразами героев рассказа являются реальные люди. Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; понимаем, как он относится к работе, к людям (доброжелате¬лен, но нелюдим), как окружающие относятся к нему (уважают, побаиваются). Автор явно показывает свою симпатию к герою, любуется его богатырской мощью, трудолюбием, его внутрен¬ней независимостью, чувством собственного достоинства. Вслед зa автором и читатель проникается уважением к главному герою. V. Рефлексия. VI. Задание на дом: нарисовать Муму; прочитать в хрестоматии рассказ Веревочкина «Лешка».Цель урока: формирование нравственности, милосердия, уважения к человеку, любви к животным на материале повести «Муму» Цель учащихся: знать идейно – тематическое содержание повести Задачи: формировать понятия о социально-историческом аспекте произведения, о роли пейзажа в раскрытии образа - персонажа; развивать навык текстуального анализа текста, навык пересказа, учить делать выводы – уроки из эпизодов текста; способствовать нравственному воспитанию – чувство уважения к человеку из народа, милосердие, любовь к животным.
муму.docx
Тема урока. И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести Цель урока: формирование нравственности, милосердия, уважения к человеку, любви к животным на материале повести «Муму» Цель учащихся: знать идейно – тематическое содержание повести Задачи: формировать понятия о социально­историческом аспекте произведения, о роли пейзажа в раскрытии образа ­ персонажа; развивать навык текстуального анализа текста, навык пересказа, учить делать выводы – уроки из эпизодов текста; способствовать нравственному воспитанию – чувство уважения к человеку из народа, милосердие, любовь к животным. Тип урока: изучение нового материала Методы: наглядный, словесный, проблемный, частично­поисковый Оборудование: портрет И.С. Тургенева, иллюстрации к повести, карточки с заданиями Ход урока I. Вводно­мотивационный. 1. Водная беседа об авторе. ­ Что знаете? ­ Какие произведения его читали? 2. Мотивация. Побуждение (стратегия «Воображение»).  Обмен мнениями. Первые впечатления от повести. ­ О чем может быть эта повесть?  II. Операционно­познавательный. 1. Чтение статьи учебника об авторе. 2. Дополнение учителя – рассказ о матери Тургенева. Тургенев родился на Орловщине, недалеко от города Мценска, в имении своей материи Варвары Петровны Лутовиновой. Она была умной, образованной,  властной, некрасивой женщиной. В детстве ей пришлось тяжело: она осталась  без отца, в семье отчима чувствовала себя бесправной. Ее приютил дядя, но и  тот держал в строгости, грозил выгнать из дома за непослушание.  Неожиданная смерть дяди сделала девушку хозяйкой огромного поместья с  громадным парком, фруктовым садом, многочисленными хозяйственными  постройками и владелицей почти пяти тысяч крепостных крестьян. Вскоре она вышла замуж за молодого, красивого, умного офицера Сергея  Николаевича Тургенева. Через год у них родился сын Николай, а затем и  второй сын ­ Иван. Трудности, перенесенные в детстве в доме отчима, а затем дяди, сделали  характер Варвары Петровны непереносимым. Будущий писатель с детства  наблюдал ее жестокие капризы и самодурство, видел, как она угнетала крепостных крестьян, дворовых, и страдал от этого. Неласкова была Варвара  Петровна и к собственным детям. И.С. Тургенев вспоминал: «Мне нечем  помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся  как огня. Меня наказывали за всякий пустяк ­ одним словом, муштровали как  рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за  что меня наказывали, мать категорически заявляла: «Тебе об этом лучше  знать, догадайся». Тяжелые впечатления детства на всю жизнь вызвали отвращение И.С.  Тургенева к крепостному праву, к угнетению одних людей другими, к  насилию и жестокости крепостничества. Молодой И.С. Тургенев дал  Аннибалову клятву: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с  тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ,  носил известное имя: враг этот был ­ крепостное право. Под этим именем я  собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца ­ с чем я  поклялся никогда не примиряться... Это была моя Аннибаловская клятва». Уже в 14 лет И.С. Тургенев сдал экзамены на словесное отделение  Московского университета. Затем будущий писатель продолжил образование  в Петербургском университете, а потом в Германии. Он рано начал интересоваться литературным творчеством, пробовал себя в  драматурги, поэзии. Настоящий успех принесла писателю публикация  сборника рассказов «Записки охотника» (1852), в котором он одним из первых в русской литературе показал подлинную народную жизнь, изобразил  характеры простых людей. «Записки охотника», рассказ «Муму» ­ это исполнение писателем его  Аннибаловой клятвы. 3. Словарно­лексическая работа. Прототип – прообраз. Повесть – эпическая проза. Пейзаж – описание природы. ­ Где и когда происходит действие рассказа? В Москве, в доме богатой барыни, в середине XIXвека. ­ Как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет   Барыня взяла его из деревни. 4. Работа в парах. Рассказать о Герасиме:  I     пара: Описание Герасима.  «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»  1. Каков внешний вид Герасима?  2. Какие изобразительные средства использует автор? 3. Что вам понравилось в образе Герасима? 4. Как автор относится к Герасиму?     И.С. Тургенев? II      пара: Жизнь Герасима в деревне.  «Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»  III      пара: Жизнь Герасима в городе, у барыни.  «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»  1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жилье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него»? IV      пара: Взаимоотношения Герасима с окружающими.  « …со всей остальной челядью Герасим находился…»  1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие? 2. За что его уважали? 3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер Герасима в отношениях с окружающими? 4. О каких еще качествах Герасима говорит автор? 5. Какое сравнение приводит автор? V      пара: Образ барыни. 1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как проводит свои дни, почему живет одна? 2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая? 3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным? 4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного» скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима. 5. Как повлиял переезд в город на Герасима? Она одинока и скупа, жизнь она прожила безрадостно и теперь лишь  «доживает». И.С. Тургенев использует распространенную метафору или  обозначения периодов человеческой жизни: день ­ зрелость, вечер ­ старость. 5. Чтение эпизода «Описание каморки Герасима». ­ О чем говорит обстановка каморки? ­ Какие выводы можно сделать о его хозяине? ­ Что общего между Герасимом и его жильем? В каморке Герасима все было устроено очень основательно, прочно и просто.  Он устроил каморку «по своему вкусу»: соорудил «богатырскую кровать»,  такой же прочной и крепкой была немногочисленная мебель: стол, стул,  сундук. Соответствовал могучему облику хозяина даже замок, напоминавший  размерами калач. Предметы в его жилище указывают на спокойный, независимый нрав  «богатыря» Герасима, на его надежность, бесхитростность. III. Контрольно­оценочный: 1. Составление синквейна.  1. Герасим 2. Высокий, сильный 3. Работал, исполнял, любил  4. Мне очень нравится Герасим 5. Богатырь Защита синквейна.  Стратегия «Авторский стул».  2. Тест.  1. Повесть ­ это….  2. Герасим жил в деревне один? (да/нет)  3. Где жила бырыня?  А) в Петербурге;  Б) в Москве;  В) в деревне.  4.Что входило в обязанность Герасима?  А) наколоть и натаскать дров;  Б) содержать двор в чистоте и привезти бочку воды;  В) по ночам караулить;  Г) все перечисленное.  5. Как называлось жилище Герасима?  IV. Итог урока. ­ Как повлияли на взгляды И.С. Тургенева тяжелые впечатления детства? И.С. Тургенев был непримиримым врагом крепостного права, жестокости,  насилия над людьми; в основе рассказа «Муму» лежат действительные  события, немного измененные писателем, а прообразами героев рассказа  являются реальные люди. Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что он одинок, во многом  из­за своего физического недостатка; понимаем, как он относится к работе, к  людям (доброжелателен, но нелюдим), как окружающие относятся к нему  (уважают, побаиваются). Автор явно показывает свою симпатию к герою, любуется его богатырской мощью, трудолюбием, его внутренней  независимостью, чувством собственного достоинства. Вслед зa автором и  читатель проникается уважением к главному герою. V. Рефлексия. VI. Задание на дом: нарисовать Муму; прочитать в хрестоматии рассказ Веревочкина «Лешка». I     группа: Описание Герасима.  «…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем…»  1. Каков внешний вид Герасима?  2. Какие изобразительные средства использует автор? 3. Что вам понравилось в образе Герасима? 4. Как автор относится к Герасиму? II      группа: Жизнь Герасима в деревне.  «Барыня взяла его из деревни, где он жил один….»      группа: Жизнь Герасима в городе, у барыни.  III  «Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье…»  1. Почему Герасиму «не полюбилось сначала его новое жилье»? 2. Какие обязанности были у Герасима? Как он с ними справлялся? 3. Как вы понимаете выражение «работать за четверых», «дело спорилось в  его руках, и весело было смотреть на него»?     группа: Взаимоотношения Герасима с окружающими.  IV  « …со всей остальной челядью Герасим находился…»  1. Как Герасим общался с челядью? Как относились к Герасиму окружающие? 2. За что его уважали? 3. В каких отношениях он находился с дворней? Как проявляется характер Герасима в отношениях с окружающими? 4. О каких еще качествах Герасима говорит автор? 5. Какое сравнение приводит автор? V группа: Образ барыни. 1. Дайте характеристику образа барыни: в каких условиях она живет, как проводит свои дни, почему живет одна? 2. Как вы думаете, почему барыня такая недобрая? 3. Что даёт право барыне так относиться к крепостным? 4. Раскройте смысл противопоставления «нерадостного и ненастного» скучающей в городе барыни и ладной работы в деревне Герасима. 5. Как повлиял переезд в город на Герасима?

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.

И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017