Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"
Оценка 4.9

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
07.02.2019
Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"
Данная разработка является завершающим урокам по изучению романа "Обломов" И.А. Гончарова. Предназначена для начинающих педагогов и преподавателей филологических дисциплин. Представленный урок способствует формированию общих компетенций: осуществлять поиск и интерпретацию информации, работа в команде и работа в команде и эффективное взаимодействие при работе на уроки.
Открытый урок по Гончарову.docx
Министерство образования и науки Хабаровского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по НМР _____________И.А. Григорьева  «____»_______________ 2018 г. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. ЛИТЕРАТУРА 2018 г.  Обсуждено   на   заседании   предметной   цикловой   комиссии   физической культуры и филологических дисциплин с методикой преподавания  Протокол № 2 от «10» октября 2018 Председатель ПЦК ________________________________________________ Тема урока:  Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике Тип пособия: методическая разработка урока Разработчик:   Иштуганова   А.О.   –   преподаватель   русского   языка   и литературы Нетрадиционный   урок   ­   это   импровизированное   учебное   занятие, имеющее  нестандартную по  замыслу, организации и методике проведения структуру. Урок в форме судебного заседания — далеко не новая практика в методике преподавания.  Данное   занятие   является   завершающим   по   роману   И.А.   Гончарова   В   ходе   урока   могут   быть   представлены   различные «Обломов».   интерпретации романа, цель которых – подвести к пониманию культурно­ литературоведческой  проблемы, как к терминологическому понятию, так и к конкретной ее форме: проблеме обломовщины. Представленный   урок   содействует   формированию   общих компетенций:  осуществлять   поиск,   анализ   и   интерпретацию   информации; работать   в   команде,   эффективно   взаимодействовать   при   составлении сценария урока; осуществлять устную коммуникацию.  Методическая разработка предназначена для начинающих педагогов и преподавателей филологических дисциплин.  .  2 КГБ ПОУ НПГТ г. Николаевск­на­Амуре, 2018 г.  Содержание  Введение ………………………………………………………………….. 4 5 1. Методическое обоснование темы ……………………………………  2. Методические рекомендации по проведению занятия ……………. 6 3. План занятия ………………………………………………………….. 7 4. Сценарий урока ………………………………………………………… 10 5. Заключение …………………………………………………………….. 22 6. Дидактический материал к занятию ………………………………… 23 7. Список электронных ресурсов ……………………………………… 27 3 Введение В настоящее время становится актуальным вопрос об использовании приемов и методов, формирующих целостное мировоззрение, основанное на диалоге   культур,   различных   форм   общественного   сознания   ­   науки,   морали.   Согласно   федеральному   государственному искусства, образовательному   стандарту   предметные   результаты   изучения   литературы предполагают понимание литературы как особого средства познания других культур и формирование уважительного отношения к ним. Следовательно, в современном   образовании   реализуется   культурологический   подход, предполагающий   решение   воспитательных   задач   на   основе   культурных традиций,   а   также   бережное   сохранение   и   передачу   лучших   достижений   Культурологический   подход   по   своей   сути   является культуры. интегративным. Так как литература является одним из видов искусства, изучать ее следует, привлекая другие виды искусства: живопись, музыку, театр, кино. Поэтому одной из современных тенденций развития методики преподавания литературы   становится   расширение   культурологического   контекста, стремление   к   интегрированию   знаний   из   различных   видов   искусства.   На уроках   с   применением   технологии   интегрированного   обучения   или   арт­ технологии сведения из разных искусств не только дополняют друг друга, но и составляют определенный комплекс, который необходим для восприятия обучающимися предмета в целом.  В   данном   уроке   реализуется   один   из   видов   арт­технологии: театрализованно­игровой (импровизация, имитация, инсценировка). Главная идея   арт­технологии   заключается   в   использовании   различных   видов искусства в образовательном процессе с целью креативного саморазвития личности обучающихся. 4 5 1. Методическое обоснование темы  Литерат рная кр тика — область литературного творчества на грани уу иу искусства   (художественной   литературы)   и   науки   о   литературе (литературоведения). Критика   (от   греч.   «kritice»   ­   разбирать,   судить)   появилась   как своеобразная форму искусства еще во времена античности, со временем став настоящим   профессиональным   занятием,   долго   носившим   «прикладной» характер, направленный на общую оценку произведения, поощряющий или наоборот осуждающий авторское мнение, а также рекомендующий или нет книгу другим читателям. Со   временем   данное   литературное   направление   развивалось   и совершенствовалось, начав свой подъем в европейскую Эпоху Возрождения и достигнув значительных высот к концу 18 началу 19 века. На территории России подъем литературной критики приходится на середину 19 века, когда она став уникальным и ярким явлением в русской литературе   начала   играть   в   общественной   жизни   того   времени   огромную роль. В произведениях выдающихся критиков XIX столетия (В.Г. Белинский, А.А.Григорьев,   Н.   А   Добролюбов,   Д.   И   Писарев,   А.В.Дружинин,   Н.   Н. Страхов,   М.   А.   Антонович)   был   заключен   не   только   подробный   обзор литературных   сочинений   других   авторов,   разбор   личностей   главных персонажей, обсуждение художественных принципов и идей, но и видение, и собственная интерпретация всей картины современного мира в целом, его моральных и духовных проблем, пути их решения. Эти статьи уникальные по своему содержанию и силе воздействия на умы общественности и сегодня относятся к числу мощнейшего инструмента воздействия на духовную жизнь общества и его моральные устои. Внедрение арт­технологии позволяет разнообразить  приёмы и методы работы над подобными темами. 6 2. Методические рекомендации по проведению занятия.  При   подготовке   к   уроку   рекомендуется   прочитать   роман   и познакомиться   с   работами   критиков.   Необходимо   провести предварительную   работу   к   уроку:   распределить   роли,   обсудить   реплики участников, составить сценарий.  На уроке внимание педагога и обучающихся должно быть уделено тем особенностям   романа   И.А.   Гончарова,   которые   сближают   его   с   другими видами   искусства   и   тем   самым   могут   выступать   как   обоснование   для изучения творчества писателя во взаимосвязи и взаимодействии искусств.  Комплект материалов, необходимых для методического обеспечения открытого   урока,   календарно­ тематический   план;   план   учебного   занятия,   сценарий   урока;   задания   для   включает   следующие   документы: самостоятельной работы; презентация. 7 3. План занятия Программные требования, реализуемые на уроке личностные: ­ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной политики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; ­ эстетическое отношение к миру; ­   совершенствование   духовно­нравственных   качеств   личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; метапредметных: ­ умение   понимать проблему, выдвигать  гипотезу, структурировать материал, подбирать  аргументы  для  подтверждения  собственной позиции, выделять   причинно­следственные   связи   в   устных   и   письменных высказываниях, формулировать выводы;  предметных: ­   сформированность   устойчивого   интереса   к   чтению   как   средству познания других культур, уважительного отношения к ним; ­ владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; ­ владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров. Дидактическая цель урока: Обучающиеся научатся давать объективную оценку художественному произведению, опираясь на критические статьи. Задачи урока:  8     Подвести   к   пониманию   темы   и   цели   урока   по   средствам   анализа высказываний о критике, Организовать   изучение   критических   материалов   через   реализацию импровизированного судебного заседания; Создать   условия   для   выявления  особенностей  романа  Гончарова   по средствам защиты индивидуальных выступлений; Организовать   обучающихся   на   самоанализ   для   выявления   роли критики по средствам беседы и работы с раздаточным материалом. Методическая цель:  Представление   опыта   работы   по   использованию   активных   методов обучения (арт­технология) на уроке литературы Задачи:  Продемонстрировать:  использование приёмов интегрированного обучения на уроке литературы;  формирование общих компетенций через активные формы работы. Форма организации познавательной деятельности обучающихся:  включение каждого обучающегося в сотрудничество 1. 2. 3. Тип урока: урок обобщения изученного.  Ожидаемые результаты    : Понимание оценки романа «Обломов» в критике; Эмоциональный отклик в сердцах обучающихся; Желание организовывать и участвовать в нетрадиционных уроках. Вид учебного занятия: практическое занятие. Методы реализации поставленных задач:     Объяснительно­иллюстративный:   стимулирование   мыслительной деятельности   происходит   посредством   использования   презентации (иллюстрации, аудио­ и видеоматериалы).  9  Проблемно­коммуникативный:   формирование   навыков   социального общения.  Проблемно­поисковый:   развитие   поискового   навыка,   формирование дискурсивного мышления. Основные умения и навыки    : развивать навыки  работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи, выводы. Оснащение урока: 1. 2. 3. 4.  мультимедиапроектор  презентация слайдов: Оценка романа «Обломов» в критике  цитатный   материал,   иллюстрирующий   отношение   к   герою,   его жизненным убеждениям  10 Слово преподавателя. Сценарий урока: ­ Здравствуйте, уважаемые гости и участники сегодняшнего занятия! Прежде,   чем   преступить   к   обсуждению   основного   вопроса,   попытайтесь определить тему занятия по трем подсказкам.   Определение   цели   и   постановка   задач   урока   (после   просмотра мультипликационного фрагмента, определения, иллюстраций). ­   Несмотря   на   то,   чем   вы   занимаетесь   ­   музыкой,   литературой, живописью, робототехникой или кулинарным искусством, ­ избавиться от критики непросто. И всегда ли стоит ее избегать? Критика, если ее лишить эмоциональной составляющей, ­ вещь неплохая, даже полезная.  Для   древних   греков   она   имела   огромное   значение   –   это   было «искусством   разбираться».   Хороший   критик   в   классическом   понимании стремился не так выявить и обнародовать список недостатков, как помочь улучшить   общий   результат   работы.   Однако   сегодня   мы   живем   в   период информационной вседозволенности и безответственности, а поэтому вполне логично,   что   первостепенное   значение   и   назначение   критики   почти потерялось. Хорошая, взвешенная критика ­ дефицит, поэтому даже само слово   несет   на   себе   клеймо   чего­то   негативного,   недостойного   и допустимого в ограниченном перечне ситуаций. Но нужно избавляться от этого стереотипа. Конструктивная критика имеет за плечами довольно солидный список преимуществ. Она как горькая пилюля ­ противно пить, зато лечит.  ­ Так для чего нам нужна критика? На этот вопрос вам нужно будет ответить в конце урока. Запишите тему урока в тетрадь 11 ­ Сегодняшний урок проведем в форме суда. Будьте внимательны! Вы все   сегодня   –  присяжные   заседатели   и   вам   предстоит   в   конце   заседания вынести свой вердикт.  В тетрадях по ходу выступления участников делайте краткие пометки, в чью пользу вы определяете выступление ­ Секретарь, вам слово музыка И.С. Бах «Токката» (ре минор) Секретарь ­ Прошу всех встать! Суд идет!  ­ Прошу садиться! Объявляю состав суда: Судья (фамилия, имя), прокурор (фамилия, имя), адвокат (фамилия, имя). Возражений у сторон по составу суда нет?  Судья ­   Переходим   к   материалам   дела.   В   судебный   участок   было   направлено исковое заявление от студента группы ПК­17­Н о том, что чтение романа Гончарова   И.А. «Обломов»   неинтересно,  по   причине   затянутости   романа, отсутствия   динамики   сюжета.   В   связи   с   вышеуказанной   причиной   истец настаивает   на   исключении   романа   из   числа   обязательных   к   изучению произведений. ­ Истец, представьтесь, пожалуйста. ­ Хочу вам сказать, что вы первый, кто обратился к нам с таким странным заявлением. Истец ­   Не   вижу   ничего   странного.   Кроме   того   я   не   одна:   Михаил   Иванович Лазарев,   предприниматель,   изобретатель,   основатель   брэнда   витаминов «Алфавит»   и   проекта   InternetUrok   публично   выступил   с   подобным заявлением. Я передал секретарю материалы. Судья 12 ­Секретарь, ознакомьте нас с материалами, о которых говорит истец. Видеоматериал   ­ Ну что ж, действительно, прозвучал проблемный вопрос. Нам понятно ваше требование. Присядьте.  ­   В   качестве   ответчика   на   суд   мы   вызвали   преподавателя   литературы Иштуганову Алёну Олеговну. ­ Ответчик, вам слово! Ответчик ­   Экстравагантный   и   недосягаемый   для   многих   современников   Иван Александрович   Гончаров,   шёл   к   своему   зениту   в   течение   почти   что двенадцати лет. «Обломов» печатался по частям, комкался, дописывался и менялся «медленно и тяжело», как писал автор, чья творческая рука, однако, подходила   к   созданию   романа   ответственно   и   щепетильно.   Роман   был опубликован в 1859 году в петербургском журнале «Отечественные записки» и был встречен явным интересом со стороны, как литературных кругов, так и обывательских. Судья ­ Ваша позиция понятна. Начнем допрос ответчика. Господин прокурор, у вас есть вопросы? Прокурор  ­   Да,   ваша   честь.  Скажите,   каков   объем   романа   и   как   соотнесены   части внутри произведения?  Ответчик ­ Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон. 13 Можно сказать, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц.  Прокурор  ­ О чем же этот роман? Ответчик Роман этот, прежде всего, о пороке общественного значения. Нередко читатель может заметить сходство Обломова не только с его создателем, но и с большинством людей, живущих и когда­либо живших. Кто из читателей по  мере сближения  с Обломовым  не узнавал  себя,  лежащим  на  диване  и размышляющим о смысле жизни? Обломов — это не просто персонаж, это стиль жизни, это культура, это любой современник, это каждый третий житель России, каждый третий житель всего мира. Гончаров писал роман о всеобщей мирской лени жить, чтобы самому преодолеть её и помочь людям справиться с данной болезнью. Прокурор ­ Спасибо. У меня нет больше вопросов. Судья ­ Адвокат, у вас есть вопросы к ответчику? Адвокат ­  Да,   ваша   честь.  Чем,  по   вашему   мнению,   может   быть   интересен   роман современному читателю? Ответчик ­   Мне   кажется,   в   романе   можно   найти   ответы   на   многие   вопросы современности. Не случайно это классическое произведение.  Но мне данное произведение интересно развитием отношений Обломова и Ольги Ильинской. Переломный момент в жизни Обломова  можно назвать одним   именем   –   Ольга   Ильинская.   Ольга   —   Ильинская   потому,   что 14 принадлежит Илье. Она интересна, она особенна, она умна, она воспитана, она   изумительно   поёт...   (фрагмент   из   фильма   «Несколько   дней   из   жизни Обломова») Адвокат. Ваша честь, мы считаем, что ария, которую исполняет Ольга, неслучайно выбрана автором. Просим пригласить свидетеля, который знает чуть больше об указанном произведении.  Судья ­ Хорошо. Секретарь, пригласите свидетеля. Ответчик, присядьте, пока. Секретарь ­ В зал суда приглашается свидетель защиты (Сомова Мария)  Адвокат. ­   Свидетель,   расскажите,   что   вам   известно   об   арии,   которую   исполняет Ольга Ильинская в романе И.А. Гончарова?   Свидетель № 1 Это   одно   из   любимых   произведений   не   только   Обломова,   но   и   самого Гончарова.   А   наш   герой   говорит   о   нем   на   страницах   романа   задолго   до знакомства с Ольгой.  Слайд  "В   доме   уж   засветились   огни;   на   кухне   стучат   в   пять   ножей;   сковорода грибов, котлеты, ягоды: тут музыка. Casta diva: Casta diva! ­ запел Обломов. ­ Не   могу   равнодушно   вспомнить   Casta   diva,   ­   сказал   он,   пропев   начало каватины, ­ как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки!... И никто не знает ничего вокруг: она одна: Тайна тяготит её, она вверяет её луне" (звучит фрагмент арии). Свидетель № 1 «Casta   Diva», — ария из оперы Винченцо   Беллини «Норма»   (1831), Одна из наиболее знаменитых и сложных для исполнения итальянских арий. 15 «Норма» ­ признанный шедевр мировой оперы, сам автор ­ Беллини считал, что в случае наводнения это единственное его произведение, которое стоило бы спасать.   История,   представленная   в   опере     происходит   до   нашей   эры.   Главная героиня – верховная жрица. В храме очень строгие правила: жрицы должны забыть   земных   мужчин.   Но   норма   влюбляется   в   римлянина,   который отвечает ей взаимностью. Он становится даже отцом её детей, которых ей приходится тайно воспитывать. Помогает ей в воспитании детей подруга. Прошли годы, и он охладел. И даже увлекся ещё одной жрицей этого храма, но   только   более   молодой.   Адальжиза   тоже   влюбилась   в   него.   Но   на   его предложение бежать с ним в Рим девушка не готова согласиться сразу. Она просит совета у верховной жрицы. Норма, которая всегда держала в тайне свои отношения, гневается. Она готова даже убить его детей. Но в последний момент  Норма   опомнилась.   Жрица  обращается   с  молитвой   к  природе,  к луне… Норма пробует поговорить с возлюбленным, она, конечно, просит вернуться к   ней,   забыть   молодую   жрицу   Адальжизу.   Римлянин   гордо   отказывается. Тогда Норма отправляет против его войск свои войска. И   вдруг   Поллиона   застают   в   их   храме,  что   было   запрещено.  Ему   грозит смертная   казнь.   Норма   предлагает   свою   помощь   в   обмена   на   забвение Адальжизы. Но снова отказ… И вот Норма признается всем в своих грехах. Она добровольно идёт на костёр, а Поллион следует за ней, так как восхищен её самоотверженностью и смелостью. Получается, что после гибели они опять будут вместе, но уже в другом мире. Слайд  От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один и тот же момент хотелось умереть, не пробуждаясь от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни: Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слезы, и еще труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не 16 чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг. Адвокат. Почему же на Обломова так повлияло это произведение? Свидетель № 1 Потому что характер Обломова складывается из контрастов, в нем борются мечтатель   и   лентяй,   романтик   и   гурман.   Под   влиянием   нахлынувшего чувства романтик одерживает временную победу. Адвокат. Спасибо. Судья Спасибо. Присаживайтесь.  Судья ­ Ответчик, вы согласны с исковым заявлением? Ответчик ­ Нет. Читатели 21 века, действительно, редко читают роман, а если и читают, то не до конца. Некоторым любителям русской классики несложно согласиться с тем, что роман отчасти скучен, но скучен намеренно. Однако это не пугает рецензентов, и многие критики с удовольствием разбирали и до сих пор разбирают роман по психологическим косточкам. Одним   из   популярных   примеров   является   работа   Николая Александровича Добролюбова. В своей статье «Что такое обломовщина?» критик дал прекрасную характеристику каждому из героев.  Судья ­   Ваша   позиция   понятна.   Присаживайтесь.   Секретарь,   пригласите второго свидетеля. Секретарь 17 ­ В зал суда приглашается свидетель обвинения (Ткаченко Женя) Вошел второй свидетель. Свидетель № 2 ­ Здравствуйте.  Судья ­ Здравствуйте. Что вам известно по сегодняшнему делу? Свидетель № 2 ­ Я изучил содержание статьи Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и готов ответить на ваши вопросы. Судья ­ Прокурор, начинайте допрос свидетеля Прокурор ­   Спасибо,   Ваша   честь.   Свидетель,   расскажите   суду,   как   встретили современники, по мнению Добролюбова, новое произведение Гончарова? Свидетель № 2   ­   Роман   «Обломов»   остался   для   большинства   в   стороне;   многие   даже чувствовали   утомление   от   необычайно­тонкого   и   глубокого   психического анализа,   пронизывающего   весь   роман   г.   Гончарова.   Та   публика,   которая любит   внешнюю   занимательность   действия,   нашла   утомительною   первую часть романа потому, что до самого конца ее герой все продолжает лежать на том же диване, на котором застает его начало первой главы.  Адвокат ­ А как сам Добролюбов оценивает работу автора? Прокурор ­   Протестую,   Ваша   честь.   Мы   рассматриваем   объективную   оценку,   а   не мнение отдельной личности. Судья 18 ­   Протест   отклонен.   Нас,   господин   прокурор,   интересуют   все   факты   по данному делу. Свидетель, ответьте на вопрос адвоката. Свидетель № 2 ­  Добролюбов соглашается  с тем, что  роман  действительно  растянут. Но отмечает, что всё это связано с выразительной особенностью автора. Критик подчеркивает,   что   Гончаров   добивается,   «чтобы   случайный   образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. Поэтому во всем, что касалось Обломова, не было для него вещей пустых и ничтожных. Всем занялся он с любовью, все очертил подробно и отчетливо».  Прокурор ­ Но ведь всё это в некоторой степени вредит быстроте действий в романе.  Свидетель № 2 Возможно. И даже где­то утомляет безучастного читателя, требующего, чтоб его завлекали сильными ощущениями. Но, тем не менее, в таланте Гончарова, по   выражению   Добролюбова,   это   драгоценное   свойство,   помогающее художественности   его   изображения.   Таким   образом,   Гончаров   является перед читателями, прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни. Адвокат ­ В чем же заслуга Гончарова, по мнению критика? Свидетель № 2 ­ Гончаров рассказал историю, в которой отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип …; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития…— обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения. Судья 19 ­ Есть еще вопросы к свидетелю? Спасибо. Можете присесть. Объявляется 5­ минутный перерыв.  Судья ­ Продолжаем слушание дела о романе Гончарова «Обломов». Секретарь,  пригласите следующего свидетеля. Секретарь ­ В зал суда приглашается свидетель защиты (Зюхт Евгений) Свидетель № 3 Здравствуйте. Судья ­ Здравствуйте, свидетель. Вас пригласили в качестве свидетеля. Скажите,  чью оценку по роману Гончарова «Обломов» вы изучали? Свидетель № 3 Я изучил Статью Дмитрия Ивановича Писарева.  Судья ­ Адвокат, свидетель вызван вами, поэтому вам начинать допрос. Адвокат ­Спасибо, ваша честь. Свидетель, скажите, какова, по мнению Писарева,  задача автора романа? Свидетель № 3 ­ Дмитрий Иванович утверждает, что автор задумал проследить мертвящее,  губительное влияние, которое оказывает на человека умственная апатия. Адвокат ­Что подразумевается под умственной апатией? Свидетель № 3 ­   Однозначно   нельзя   ответить   на   ваш   вопрос.   Это,   по   мнению   критика, общественное   явление.   Это   мучительный   поиск   смысла   жизни.   Человек вдруг начинает искать ответ на вопрос: «Зачем жить? К чему стремиться?» 20 И эти поиски забирают все силы. Судья ­ Что же в результате? Находит человек ответы на свои вопросы? Свидетель № 3 ­ Писарев выделяет два типа людей: один рвется из своего бездействия, ищет что­нибудь,   чем   можно   заполнить   внутреннюю   пустоту;   другой   тихо   и лениво   откладывает   работу,   опускается   в   мягкое   кресло   и   наслаждается своим   бессмысленным   покоем.   И   в   том   и   в   другом   случае   мы   видим общественную болезнь, связанную с апатией: это байронизм и обломовщина. Так назвал их критик. Судья ­ Что же существуют только два типа? Свидетель № 3 ­ Да, ваша честь. Критик отмечает, что славянская природа и жизнь нашего общества   способствуют   развитию   апатии.   И   эта   апатия   формирует   два полярных   типа   людей.   Между   тем   Писарев   подчеркивает,   что   Обломов находится   в   постоянной   борьбе   между   природною   ленью     и   сознанием человеческого долга. Но эта борьба бесплодна. Судья ­ Спасибо. Есть вопросы к свидетелю? Присаживайтесь. ­ Секретарь, еще есть свидетели по делу? Секретарь ­   Да,   ваша   честь.   В   зал   суда   приглашается   свидетель   стороны   защиты (Филиппов Кирилл) Свидетель № 4 ­   Здравствуйте.   Я   изучил   статью   Иннокентия   Федоровича   Анненского «Гончаров и его Обломов» и могу сказать, что критик любуется главным героем и даже оправдывает его бездеятельность. 21 Судья ­ Я прошу вас воздержаться от комментариев, а ответить на вопросы суда. ­ Адвокат, вам слово. Адвокат ­ Вы уже сказали, что критик любуется Обломовым. Почему вы так решили? Свидетель № 4 ­ Иннокентий Анненский признается, что герой становится ему симпатичней, потому   что   в   нем   чувствуется   породистость.   И   также   отмечает,   что   в Обломове нет ни жадности, ни распутства, ни жестокости. Прокурор ­ После Вашего ответа хочется сделать вывод, что Иннокентий Федорович считает Обломова положительным героем. Так ли это? Свидетель № 4 ­ Не совсем так. В своей работе Анненский приходит к выводу, что сам автор   любит   своего   героя.   Его   пассивность   не   производит   на   критика впечатления   горечи   или   стыда.   Но   в   статье   автор   объясняет   поведение Обломова и намекает на то, что герой является отражением самого автора. Прокурор ­ Спасибо. У меня нет вопросов. Судья ­ Адвокат, у вас есть вопросы? Присаживайтесь.  ­ Секретарь, свидетели по делу еще есть? Секретарь ­Нет, ваша честь. Но в деле есть еще два письма: одно – фрагменты критики Дружинина А. В., другое – фрагменты высказываний знаменитых писателей. Судья ­ Эти письма передайте присяжным заседателям. А мы переходим к прениям сторон.  22 ­   Уважаемые   присяжные,   вам   предстоит   вынести   вердикт.   Послушайте внимательно, к каким выводам пришли прокурор и адвокат. Прокурор, вам слово. Прения сторон (приложение 1) ­ Спасибо. Нам понятны мнения сторон. Присяжные заседатели, вам дается время.  Изучите   материалы,   переданные   вам   секретарем,   и   вынесите   свой вердикт. Вам предстоит ответить на два вопроса: 1. Нужно ли изучать роман «Обломов»? 2. Почему?  5 минут ­ Присяжные, сообщите нам свое решение 1. Нужно ли изучать роман «Обломов»? (ответ: да, нужно) 2. Почему?   (ответ:   потому   что   в   романе   автор   обозначает   множество вопросов, которые актуальны и в наши дни) Судья ­   Объявляется   решение   суда:   суд   постановил   в   иске   отказать.   Судебное заседание закрыто.  Рефлексия ­ Спасибо всем участником сегодняшнего занятия. Очень хорошо вжился в роль   и   отстаивал   свое   мнение   ….   Чуть­чуть   не   дотянул   до   «отличной» оценки   …,потому   что   не   прочувствовал,   не   достаточно   хорошо   изучил материал… ­ Скажите, для чего необходима критика? Что она дает?  возможность   взглянуть   на   ситуацию   «со   стороны»   и   оценить   ее   более объективно;  дает возможность понять и исправить допущенные ошибки;  тестирует определенные идеи и действия на прочность, более глубоко погружаясь в их содержание и определяя истинную ценность; 23  помогает понять, каковы причины и последствия того, что происходит или должно произойти в будущем;  помогает избавиться от предубеждений, предрассудков, путаницы, других искаженных форм сознания;  закаляет, учит отстаивать свою позицию. 4. Заключение Данная   структура   урока   была   выбрана   для   успешного   решения поставленных задач. Время,   отведенное   на   все   этапы   урока,   было   использовано рационально. Главный акцент делался на целостное восприятие обучающимися темы, на повышение уровня культуры обучающихся.  В   формировании   учебной   мотивации   особо   значимым   является пробуждение   интереса,   который   служит   необходимой   предпосылкой обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития у обучающихся познавательных функций и жизненно важных умений. Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приемами и благодаря использованию наглядно­иллюстративного метода.  Работоспособность   обучающихся   на   уроке   достигается   за   счет использования   информационно­коммуникационных   технологий,   создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу,   подобрав   интересный,   насыщенный   материал,   имеющий теоретическую, практическую и познавательную значимость. Ориентируясь   на   уровень   подготовки   и   речевых   способностей обучающихся, применяла дифференцированный подход. Отклонений от плана урока не было. Результативность урока хорошая. 24 Цель урока достигнута. Задачи урока решены. Этому помогло четкое  планирование структуры урока, использование различных форм обучения,  тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала. 25 5. Дидактический материал Прения Слово прокурора Приложение № 1 Основная проблематика «Обломова» состоит в отсутствии мотивации двигаться. Многие люди стали и становятся обломовскими жертвами до сих пор. Именно данную человеческую боль хотел показать Гончаров, прибегая за   помощью   к   концепции   конфликтности:   здесь   есть   и   конфликт   между человеком и обществом, между мужчиной и женщиной, между дружбой и любовью,   между   одиночеством   и   праздной   жизнью   в   обществе,   но   нет движения. Писарев   Д.И.     подчеркнул   философскую   основу   романа,   но   ведь студенты   не   философы.   Разве   обязаны   они   размышлять   о   сложных проблемах мира? Они только начинают жить своей взрослеющей жизнью и в ней должно быть всё предельно просто. В.Г.   Белинский   назвал   роман   «Обломов»   лекарством.   Но   почему впоследствии   критики   лекарство   приняли   за   еду?   Как   получилось,   что Гончаров   заставил   многих   учителей   литературы   считать   патологическую лень   –   характерной   чертой   русского   человека?   С   какой   целью автор противопоставляет   русского   Илью   Обломова   и   немца   Андрея Штольца?   Уважаемые   присяжные   заседатели,   у   нас   осталось   много вопросов…  Прения Слово адвоката Уважаемые присяжные заседатели! Давайте подведем итоги. Во­первых, вы услышали замечательное музыкальное произведение в романе.   И   то,   что   Добролюбов   подчеркнул   в   романе   художественную 26 особенность автора. Да, Гончаров не рассуждает, а изображает предметы и явления. В этом он – мастер. Во­вторых, согласимся с мнением Писарева, что все мы находимся в постоянном  поиске   смысла   жизни.  Д.И.  Писарев  считает,  что  «Обломов» обязателен   к   прочтению,   потому   что   является   образцом   зрелой отечественной   литературы,   знакомит   с   современным   ее   положением,   а   в будущем олицетворит эпоху развития русской прозы.  В­третьих, роман И. А. Гончарова был высоко оценен современниками, вызвав   многочисленные   критические   отклики.   Нельзя   не   согласиться   с оценкой И. С. Тургенева, заметившего после его прочтения: «Пока останется хоть   один   русский, —  до   тех   пор   будут   помнить   Обломова».   Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жизни   героев   романа.   А   характер   и   судьба   главного   героя заставляют читателей размышлять о сложнейших вопросах жизни, о своем назначении в ней. Спасибо! Материал для выступления свидетеля № 1  «Casta Diva», — ария из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831), Одна из наиболее   знаменитых   и   сложных   для   исполнения   итальянских   арий   для сопрано. В течение XX века лишь несколько певиц обладали достаточными умениями, чтобы справиться с нею среди них Роза Понсель (в начале 1920­х), затем Монсеррат Кабалье и другие. «Норма» ­ признанный шедевр мировой оперы, сам автор ­ Беллини считал, что в случае наводнения это единственное его произведение, которое стоило бы спасать.   Написана она была в конце девятнадцатого века на заказ для оперного театра по неизвестной трагедии.   История,   представленная   в   опере     происходит   до   нашей   эры.   Главная героиня – верховная жрица. В храме друидов,  очень строгие правила: жрицы должны   забыть   земных   мужчин.   Однако   Норма   влюбляется   в   римлянина 27 Поллиона,   который   отвечает   ей   взаимностью.   Поллион   становится   даже отцом её детей, которых ей приходится тайно воспитывать. Помогает ей в воспитании детей подруга. Прошли годы, и Поллион охладел. И даже увлекся ещё одной жрицей этого храма, но только более молодой. Адальжиза тоже влюбилась в него. Но на его предложение бежать с ним в Рим девушка не готова согласиться сразу. Она просит совета у верховной жрицы. Норма, которая всегда держала в тайне свои отношения, гневается. Она готова даже убить его детей. Но в последний   момент   Норма   опомнилась.   Жрица   обращается   с   молитвой   к природе, к луне… Норма пробует поговорить с возлюбленным, она, конечно, просит вернуться к   ней,   забыть   молодую   жрицу   Адальжизу.   Римлянин   гордо   отказывается. Тогда Норма отправляет против его войск свои войска. И   вдруг   Поллиона   застают   в   их   храме,  что   было   запрещено.  Ему   грозит смертная   казнь.   Норма   предлагает   свою   помощь   в   обмена   на   забвение Адальжизы. Но снова отказ… И   вот   Норма   признается   всем   в  своих   грехах.   Она   добровольно   идёт   на костёр, а Поллион следует за ней, так как восхищен её самоотверженностью и смелостью. Получается, что после гибели они опять будут вместе, но уже в другом мире. Материалы для присяжных заседателей Писатель и критик А. В. Дружинин (1859 г.):   "...Наперекор всем препятствиям "Обломов" победоносно захватил собою все страсти, все внимание, все помыслы читателей. В каких­то пароксизмах наслаждения   все   грамотные   люди   прочли   "Обломова".   Толпы   людей,  как будто   чего­то   ждавших,   шумно   кинулись   к   "Обломову".   Без   всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного малейшего, безуездного, заштатнейшего города, где бы не читали "Обломова",   не   хвалили   "Обломова",   не   спорили   об   "Обломове".." "...Обломов,   лучшее   и   сильнейшее   создание   нашего   блистательного романиста, не принадлежит к числу типов, „к которым невозможно добавить ни   одной   лишней   черты”,   —   над   этим   типом   невольно   задумываешься, дополнений к нему невольно жаждешь, но дополнения эти сами приходят на мысль, и автор со своей стороны сделал почти все нужное для того, чтобы 28 они приходили..." "...ничье обожание <...> не трогает нас так, как любовь Агафьи Матвеевны к Обломову, той самой Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая   с   первого   своего   появления   показалась   нам   злым   ангелом   Ильи Ильича,   ­   и   увы!   действительно   сделалась   его   злым   ангелом.   Агафья Матвеевна,   тихая,   преданная,   всякую   минуту   готовая   умереть   за   нашего друга, действительно  загубила   его  вконец,  навалила  гробовой   камень  над всеми   его   стремлениями,   ввергнула   его   в   зияющую   пучину   на   миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила. <...> Скорбь Агафьи Матвеевны о покойном Обломове, ее отношения к семейству и Андрюше, наконец этот дивный анализ ее души и ее прошлой страсти ­ все это выше самой восторженной оценки..."   (А.   В.   Дружинин,   статья   "Обломов".   Роман   И.   А.   Гончарова",   1859   г.) Знаменитые писатели о романе "Обломов"  Л. Н. Толстой: "..„Обломов” — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не   было.   Скажите   Гончарову,   что   я   в   восторге   от   „Облом(ова)”   и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это, что „Обломов” имеет   успех   не   случайный,   не   с   треском,   а   здоровый,   капитальный   и   не временный   в   настоящей   публике..."   (письмо   Л.   Н.   Толстого   к   А.   В. Дружинину,   16   апреля   1859   г.)   "...История   любви   и   описание   прелестей Ольги невозможно пошло..." (дневник Л. Н. Толстого, 10 октября 1889 г.)   Ф. М. Достоевский: "...Обломов. Русский человек много и часто грешит против любви; но и первый страдалец за это от себя. Он палач себе за это. Это самое характеристичное свойство русского человека. Обломову же было бы только мягко. Это только лентяй, да еще вдобавок эгоист. Это даже и не русский человек. Это продукт петербургский. Он также и барич, но и барич­ то уже не русский, а петербургский..." (Ф. М. Достоевский, записная книжка 1864—1865 г.)  А. П. Чехов: "...Читаю Гончарова и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем? Его „Обломов” совсем неважная   штука.   Сам   Илья   Ильич   —   утрированная   фигура,   не   так   уж крупен, чтобы  из­за  него  стоило   писать  целую  книгу. Обрюзглый  лентяй, каких много, натура не сложная, дюжинная, мелкая; возводить сию персону в общественный   тип   —   это   дань   не   по   чину.   Я   спрашиваю   себя:   если   бы Обломов не был лентяем, то чем бы он был? И отвечаю: ничем. А коли так, 29 то   и   пусть   себе   дрыхнет.   Остальные   лица   мелкие,   пахнут   лейковщиной, взяты   небрежно   и   наполовину   сочинены.   Эпохи   они   не   характеризуют   и нового ничего не дают. <...> Ольга сочинена и притянута за хвост. А главная беда — во всем романе холод, холод, холод... Вычеркиваю Гончарова из списка моих полубогов..." (письмо А. П. Чехова к А. С. Суворину, начало мая 1889 г.) 5. Список электронных ресурсов http://mirnt.ru/statja/zachem­nujna­kritika https://literaguru.ru/analiz­proizvedeniya­oblomov­i­goncharov/ http://www.literaturus.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/Casta_diva   30

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"

Урок по литературе по теме"Изучение и обсуждение оценки романа «Обломов» в критике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019