Презентация по литературе (Статья)
Оценка 5

Презентация по литературе (Статья)

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
Взрослым
23.01.2019
Презентация по литературе (Статья)
Резюме. Цель. Изучение проблемы зарождения и специфики сюжетов табасаранских сказок об охотниках. Методы исследования – сравнительный и историко-типологический. Предпринята попытка исследования особенностей сюжетосложения текстов, образов, а также некоторых эпических мотивов поэтики традиционных сказок об охотниках. Результаты. Изучение и сопоставление табасаранских сказок об охотниках с другими народами Дагестана. Вывод: «Охотничьи» сюжеты возникли в глубокой древности и сохранили в структуре своей поэтики древнейшие поверья тотемистического, анимистического и антропоморфного характера, что будто бы человек – это часть животного мира.
Архаические сюжеты в сказочной традиции табасаранцев. Сказки об охотниках (2).docx
Архаические сюжеты в сказочной традиции табасаранцев. (Сказки об охотниках). Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e­mail: chulat.shkola@mail.ru Гюлев А. С.  Резюме.   Цель. Изучение   проблемы   зарождения   и   специфики сюжетов табасаранских сказок об охотниках.  Методы исследования – сравнительный   и   историко­типологический.   Предпринята   попытка исследования   особенностей   сюжетосложения   текстов,   образов,   а также некоторых эпических мотивов поэтики традиционных сказок об  Изучение   и   сопоставление   табасаранских охотниках. сказок   об   охотниках   с   другими   народами   Дагестана. Вывод: «Охотничьи»   сюжеты   возникли   в   глубокой   древности   и сохранили   в   структуре   своей   поэтики   древнейшие   поверья тотемистического,   анимистического   и   антропоморфного   характера, что будто бы человек – это часть животного мира.  Результаты. Ключевые   слова:  архаические   сюжеты,   тотемистический, анимистический, антропомофный.   Archaic subjects in the fabulous tradition of Tabasarans. (Tales of Hunters). Alim S. Gyulev Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e­mail: chulat.shkola@mail.ru Summary. Aim. The study of the problem of the origin and specificity of the stories of Tabasaran fairy tales about hunters. The methods of research are comparative and historical­typological. An attempt has been made to study the features of the plot of texts, images, as well as some epic motifs of the poetics of traditional   fairy   tales   about   hunters.  Results.  Study   and   comparison   of Tabasaran fairy tales about hunters with other peoples of Dagestan. Conclusion: "Hunting" stories arose in the extreme antiquity and preserved in the structure of their  poetics the oldest  beliefs  of  a  totemic,  animistic and anthropomorphic nature, that if man is part of the animal world. Key words: archaic subjects, totemic, animistic, anthropomorphic. Как   считают   российские   исследователи,   наиболее   древнейшими сюжетами   сказок   были   произведения,   повествовавшие   об   охотничьем промысле   и   родственных связях человека и животных. В этих сюжетах отчасти   сохранились   поверья   тотемистического,   анимистического   и антропоморфного характера, что будто бы  человек – это часть животного мира.   Так,   к   примеру,   в   сказке   «Хюрчабан   Карим»   («Охотник   Карим») герой­охотник   питался   молоком   животных,  знал   язык   зверей,   и   они   его любили   как   родного   и   т.д.   В   одном   варианте   сказки   «Охотник   Карим» рассказывается о том, как царь змей научил охотника языкам зверей и птиц за то, что Хюрчабан Карим спас от смерти его дочь – белую змею. После этого Карим возвращался с охоты, остановился на ночь у пастухов. Хозяева начали варить мясо для хинкала,  и в это время охотник услышал разговор собак: ­ Если пастухи нам не дадут хорошего куска мяса, мы не будем ночью охранять их отару. Когда  хинкал был  готов, по совету  охотника собакам дали лучший кусок мяса.  Этой же ночью, когда все уснули, охотник услышал разговор и двух овец. Одна из них сказала: «Сегодня ночью я рожу близнецов­ягнят. В будущем каждый из них родит по тысячу ягнят».  Наутро   пастухи   увидели,   что   ночью   волки,   напавшие   на   отару, разорваны   собаками   на   части.   Они   спросили   у   Карима,   как   его поблагодарить. Тогда охотник попросил ягненка той самой овцы, которая родила ночью. Так  Карим разбогател.   Правда,   в   этом   сказочном   сюжете   произошло   наслоение   других мотивов более позднего происхождения, в частности,  предательство жены Карима, решившей достичь свои корыстные цели и т.д.  Царь змей запретил Кариму   рассказать   кому­нибудь   о   его   способностях   понимать     зверей. Однако охотник под влиянием коварной жены нарушил табу, и охотник уже не мог говорить со зверями на их языке. Но в финале сказки с помощью своего   маленького   сына   он   освобождается   из   плена   разбойников   и расправляется   с   женой,   красавица­богатырша   убивает   аждаху,   и   сюжет завершается   женитьбой   Карима   на   богатырше.   Варианты   сказок   об охотнике Кариме встречаются в фольклоре татов, азербайджанцев, агулов и других народов Дагестана, но у них могут быть другие имена.  А в сказке «Асландин бай»1 («Сын льва») герой был рожден в лесу от заблудившейся женщины Сельми, искавшей своего мужа. Львица ежедневно приходила к ребенку и выкормила его. Мальчик рос «не днями, а часами», достигнув богатырской силы и   с   повадками   «царя зверей».   Герой был настолько силен, что  в поединке умерщвлял своих противников­богатырей «львиным ревом», понимал язык «коня­симурга» и русалки. Гиперболичны его   действия:   он   с   другими   львами   «съел     сорок     кастрюль     плова», 1 Зап. Садыкова Замира  в  г.  Дербенте от  67 летней Сеидовой  Н. в 1988г.  Студенческая фольклорная лаборатория ДГПУ (В дальнейшем – СФЛ  ДГПУ). Д. 1054. «выловил одной рукой морского коня­симурга», «укротил страшного дева» и т.д. Сказка богата и другими элементами, говорящими о древности сюжета сказки. Так, отец героя  и его возлюбленная Сельми, хотя являлись братом и сестрой,   находились в интимных связях, вследствие чего родился сын, названный   «Сыном   льва»,   героя   в   брачную   ночь   похищает   какая­то «громадная  черная     рука»,    герой   и  его   мать  Сельми   жили   в  пещере   и охотились на зверей вместе  и т.д. Родовые отношения и охотничий промысел отражены в сказке «Ургур чвена сар чи»2 («Семь братьев и сестра»), в которой говорится, каков образ жизни   братьев­богатырей   и   их   сестры   Бажигиз.   Братья   жили   в   лесу, занимались охотой, а их сестра поддерживала огонь в очаге. Однажды огонь потух,  и    девушка   в  поисках   огня   попала   в  пещеру   аждахи.  Там   горел необычный   огонь,   которого   можно   было   срезать   только   специальными ножницами.  Бажигиз  похитила   огонь   до   возвращения   братьев­охотников. Но вскоре девушку похитил аждаха, но братья­богатыри освободили сестру и убили чудовище. На том месте выросла съедобная трава, Бажигиз сделала из   нее   чуду,   братья   съели   чуду,   и   они   превратились   в   баранов.   Когда девушка   пасла   баранов   и   плакала,   появляется   волшебный     охотник, который ударом по баранам превратил их в людей. Но только младший брат остался   получеловеком,   полубараном.   По   совету   старика   Бажигиз освобождает   висевшую   за   волосы   девушку­пленницу,   братья   разбивают сосуд,   где   пряталась   душа   аждахи,   и   младший   брат   оборачивается   в человека. В этом сюжете привлекает внимание мотив похищения огня – один из распространенных в архаических сюжетах народов Дагестана. Культ огня, 2 Зап. студнтка Алиева Наида от 84­летней  Гаджимурадовой Туйханум в с.  Аркит   Табасаранского р­на в 1984 г. СФЛ ДГПУ Д.  1066. сохранившийся   во   многих   сказочных   сюжетах   табасаранцев   как   оберега благополучия   рода   или   племени,   в   первобытном   мифологическом воображении   играл   первенствующую   роль   в   жизни   человека.   Поэтому   в ранний   период   ведения   хозяйства   именно   женщинам   вменялась   в обязанность сохранность огня в пещере или очаге. У многих народов мира встречаются отголоски обычая поддерживания  постоянного огня. Причем, традиция предписывала воздержаться от передачи огня в чужое жилище, считая, что в другой дом перейдет и благополучие. А потушенный огонь олицетворял гибель семьи или рода.  А в сказке «Хюрчабан Нюх» (Охотник Нюгь), главный герой пошел на охоту  с  друзьями,  обещав матери  придти  через  три  дня.  На  охоте  Нюх поскакал за оленью и  конь его умер от усталости. Он заблудился в лесу и случайно вышел на поляну. Там он уснул. Разбудил его прекрасная царевна Маги (Магьи). Они влюбились друг в друга. Друзья,   тем   временем,   не   находя   Нюха,   через   три   дня   и   две   ночи возвратились домой и принесли старой матери плохие вести. Через   три   дня   Нюх   попросил   у   девушки   руку   и   сердце,   но   Маги сказала, что ответит через три дня. Прошло три дня. Мясум (так звали царя) позвал Нюха к себе и сказал: ­ «Увхъан, валлагь, жанра, Нюгь, вуйиз гъурбан, Анжагъ читинуб ву месэла шуран. Миржц!ур йис яш дубхьнайиз, му ц!иб дар, Кьаби марччлинсибт!ан уьмур имдарзуз. Йип ага, Нюгь, шлиз гъузди йиз мулкар, Айи­адру веледра тувиш увуз? Нюгь, хъял мап!ан, кьисмат хьидарвуз йиз риш, Эгер яв разивал гьамус тутрувиш Гъузуз гьарган паччагьди йиз жилар,ин. Уьрхюри дурар душмнарихьан хаин». После   долгих   раздумий,   Нюх   дал   согласие   и   сразу   начали   играть свадьбу по традиции семь дней и семь ночей. Тем временем друзья и односельчане искали Нюха, но нигде не находя возвратились к старой бабушке с ответом: «Искали Нюха во всем лесу, но нигде и следа не нашли». У   Нюха   и   Маги   родился   сын.   Нюх   был   так   счастлив,   что   другого такого не найти на белом свете. Всегда игрался с сыном. Весной вышли они на прогулку. К вечеру Нюх позвал сына, но он смотрел на что­то удивленно. Подошли родители и посмеялись. Это был ежик. Взяли они ежика домой и посадили в золотую клетку. За ежиком всегда следил один слуга. И мальчик игрался с ним допоздна, каждый день, но ежик плакал и что­то говорил человечьим голосом. Ничего ни ел, ни пил, все время плакал и говорил: «Моя Родина, моя любимая, красивая Родина!» Решили   отпустить   ежика   и   посмотреть   куда   она   побежит.   Она побежала к забору и спряталась под кустик. Здесь был дом ежика. После этого случая Нюх задумался и укусил себе палец: «Если ежик так стремился к себе домой, а я кто?» Обратился он к царю Мясум и попросил отпустить его домой. Царь отпустил с семьей его домой, но попросил Нюха: «Когда я умру, приходите на кладбище». Старый   чабан   принес   весть   о   том,  что   Нюх   едет   домой   с  женой   и ребенком. Старая мать обрадовалась и сыграли они свадьбу по обычаю семь дней и семь ночей. Список литературы 1. Зап. Садыкова Замира  в  г.  Дербенте от  67 летней Сеидовой  Н. в 1988г.   Студенческая   фольклорная   лаборатория   ДГПУ   (В дальнейшем – СФЛ  ДГПУ). Д. 1054. 2. Зап.   студентка   Алиева   Наида   от   84­летней     Гаджимурадовой Туйханум в с.  Аркит  Табасаранского р­на в 1984 г. СФЛ ДГПУ Д. 1066. 3. Зап. Гасанов М.М. от Р. Асланова в 1961 г. в  с. Ханаг  Табасаранского р­на РД / Табасаран халкьдин махъвар. Махачкала:  Дагучпедгиз, 1989. С. 74–82. (Таб. яз.). 4. Зап.Асланова Г. в с. Лиже Табасаранского р­она от отца Рамазана в  1982г. Рукоп. фонд СФЛ ДГПУ, ТФ­526 5. Табасаран халкьдин махъвар. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. С. 60– 73. (Таб. яз.). 6. М.М.   Курбанов.   Табасаран   в   мифах,   преданиях,   легендах   и притчах» Мах. 1996

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)

Презентация по литературе (Статья)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2019