Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.03.2019
На уроке литературы "Поэма А.С.Пушкина "Медный всадник"" учащиеся познакомятся с поэмой; поразмышляют о судьбе города Санкт-Петербург; о судьбе основателя города, ПетраI, и о судьбах тех простых людей, которые жили в этом противоречивом городе. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое России, в своих произведениях он не раз обращался к нему.
А.С.Пушкин..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа имени С. С. Вострецова
Урок «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Властелин судьбы и маленький человек»
(10 класс)
Подготовил: Лаптев Андрей Юрьевич,
учитель русского языка и литературы
Вострецово
2016 год План урока
Урок № 7, 8 (1/8)
Тема урока: Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и
маленький человек;
Цель урока: провести художественный анализ произведения А.С. Пушкина
«Медный всадник»;
Задачи урока:
Образовательная:, определить идейное и художественное своеобразие поэмы,
выявить особенности композиции, охарактеризовать образ Петербурга в поэме,
проанализировать образы героев поэмы, соотнести образы «властителя» и
«маленького человека»;
Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать
навыки выразительного чтения, комментированного чтения;
Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать
внимательного, вдумчивого читателя;
Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие
Методы проведения: урокбеседа, работа с художественным текстом;
Межпредметные связи: мировая художественная культура, история;
Оснащение урока: проектор, видеофрагмент «Медный всадник», тексты поэмы
А.С. Пушкина «Медный всадник», презентация, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент
Написать тему урока на доске, подготовить видеофрагмент, презентацию и
иллюстрации к просмотру, подготовить тексты произведения. Проверить
готовность обучающихся к уроку, сконцентрировать внимание на изучаемом
произведении, заинтересовать темой урока;
2. Актуализация познавательной деятельности
Узнать впечатление о прочитанном произведении: имеет ли это произведение
какоенибудь отношение к нам с вами?
Узнать какое историческое событие лежит в основе поэме (Наводнение,
случившееся в Петербурге, 1824 г.) 5
мин.
3. Изучение нового материала Введение учителя: А.С. Пушкина всегда интересовала история. Анализируя
исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт
сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое
и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны. Сегодня нам предстоит
познакомиться с поэмой «Медный всадник» и поразмышлять о судьбе города
Петербурга, о судьбе его основателя и о судьбах тех простых людей, которые
жили и живут в этом противоречивом городе;
Запишите тему сегодняшнего урока: «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».
Властелин судьбы и маленький человек»;
Вступление преподавателя: 5 мин.
Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к
поэме занимает четверть всей поэмы. Скажите к какому образу А.С. Пушкин
обращается в этой части поэмы, почему вступление такое «массивное»?
Ответы обучающихся (размышления о Петербурге, гимн городу, воспевание
любимого города, обращение к образу Петра I);
Действительно, автор славит Петербург, восхищается им, а Петр – великий
император и властитель. Давайте представим что было до основания города,
найдем в тексте описание места, на котором Петр решил построить Петербург.
Работа с текстом: «Приют убогого чухонца»; «По мшистым, топким
берегам»; «И лес, неведомый лучам// В тумане спрятанного солнца…»;
(Слайд «Основание города»)
Особое значение в творчестве Пушкина имеет образ Петра I, во многом
изменившего ход русской истории. Поэт восхваляет государственное дело Петра,
созданный им город. Зачем России нужен был нужен «великий рывок», великие
преобразования? Обратимся к тексту, найдите основания, которые стали
решающими в строительстве города на болоте. Найдите лексические и другие
средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к
деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо
государства.
Работа с текстом: «Отсель грозить мы будем шведу..», «В Европу прорубить
окно…», «Ногою твердой стать при море...»;
(Слайд «Петр 1»)
Петр построил город в опасном месте, он вытащил Россию из «болота». Каким
же стал город спустя годы, воплотились ли мечты Петра. Обратимся к описанию
города. Работа с текстом: Прошло сто лет, и юный град// Полнощных стран краса и
диво// Из тьмы лесов, из топи блат// Вознесся пышно, горделиво; Громады
стройные теснятся <…>Темнозелеными садами// Ее покрылись острова//
(Слайд «Петербург»)
Таким образом, город становится одним из героев поэмы. Петербург прекрасных
дворцов, набережных, белых ночей все же остается городом на болоте, который
может в любой момент быть сметен бунтом природной стихии, жестоко им
подавленной. Что и происходит в основной части поэмы.
Вы уже прочитали две главы, в которых отражается содержание поэмы. Давайте
постараемся погрузиться в тот ноябрьский день, когда произошла трагедия в
Петербурге.
Просмотр видеоролика «Медный всадник».
Беседа с обучающимися о видеоматериале, получилось ли у автора,
читающего текст передать переживания; подходит ли музыкальное
сопровождение к стихам поэмы; попробуйте соотнести впечатления, которые
возникали у вас вы при прочтении текста и впечатления, которые возникли у
вас от просмотра видеоролика «Медный всадник», каким вы представляете
себе Евгения.
Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику
герою, какой человек предстает перед читателем.
Работа с текстом: «Пришел Евгений молодой...», «Живет в Коломне; гдето
служит…», «Что был он беден, что трудом// Он должен был себе
доставить//
И независимость и честь;//Что мог бы бог ему прибавить//Ума и денег. Что
служит он всего два года…»;
(Слайд «Евгений»)
Перед нами возникает образ мелкого чиновника. Когдато род его был знатен, но
сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных
людей. Но этот «маленький человек» тоже может мечтать, о чем?
Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, годдругой// Местечко получу, Параше// Препоручу
семейство наше// И воспитание ребят...»;
(Слайд «Евгений»)
Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной
жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил
сосредоточиться на поисках личного счастья в семье. Однако герой вынужден
переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром. Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра,
преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Найдите описание
наводнения. Что напоминает вам наводнение, описанное Пушкиным в поэме, и его
последствия? Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие
метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым
существом? Обратите внимание на иллюстрацию А.Бенуа, какие строки поэмы
отражены в этой иллюстрации (Слайд).
Работа с текстом: «Обломки хижин, бревны, кровли// Товар запасливой
торговли// Пожитки бледной нищеты// Грозой снесенные мосты, Гроба с
размытого кладбища// Плывут по улицам! Увы! всё гибнет: кров и пища!»
Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не
виноватое, ибо природное, стихийное разливается по всем пространству
Петербургу.
Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном
счастье? Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?
Работа с текстом: Сидел недвижный, страшно бледный// Евгений. Он
страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал//
Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…
Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в
своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто
околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной
к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом
коне».
Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит
переосмысление жизни?
Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений ...// Увы! его смятенный
ум// Против ужасных потрясений// Не устоял. Мятежный шум// Невы и
ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался//
Его терзал какойто сон…
Давайте подумаем, к каким философским обобщениям приводит читателя
Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая
внутренняя связь есть между цитатами «с Божией стихией царям не
совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»?
Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных
дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он
неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Евгений вдруг
становится отрешенным от всего меркантильного и обращается к высшим интересам мировой справедливости: «иль вся наша// И жизнь ничто, как сон
пустой// Насмешка неба над землей…»! Поиск ответа на этот вопрос посылает
безумного Евгения к подножию кумира и вызывает в его душе огненную и черную
волну бунтарства.
Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И
взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…
Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он
чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему
показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот
диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание
на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).
грохотанье// Тяжелозвонкое скаканье// По потрясенной мостовой…
Евгений наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое
государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше
всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.
Работа с текстом: Бежит и слышит за собой// Как будто грома
Работа с текстом: 40 мин.
Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга,
пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко
философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с
судьбой его детища – Петербурга.
«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них Петра сколько
возможно более «великим», а другого Евгения сколько возможно более
«малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать
олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений»
воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
Для того, чтобы подчеркнуть контрастность и противоположность основных
образов, их «раздвоение», разделимся на три группы по рядам:
1 ряд – представляет два образа Петра;
2 ряд – представляет два образа Евгения;
3 ряд – представляет два образа Петербурга;
Необходимо использовать для ответов цитаты из текста.
(Слайд, после ответов – слайд заполняется)
Выполнение задания: 10 мин.
4. Закрепление материала
Письменное задание.
Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос: 1) Можно ли считать создание образа Евгения в поэме одной из первых попыток
создания образа «маленького человека» в русской литературе?
2) В чем, повашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта
поэмы?
Выполнение задания: 1 мин.
5. Подведение итогов урока
Сегодня мы провели художественный анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный
всадник», выявили ее идейное и художественное своеобразие. Давайте
подведем итоги: завязка и конфликт «Медного всадника» классицистичны: идея
личного счастья, носителем которой является Евгений, сталкивается с идеей
государственности Петра. Всё решается не в пользу той или иной стороны, а
ставится вопрос о нахождении согласованности современности и истории,
личности и государства, счастья и законности. Эта идея – ядро концепции поэмы,
определяющее ее поэтику и стиль. Маленький человек, которого не брал в расчет в
своих державных деяниях царь, вдруг удостаивается внимания, осознается им, и
окружающими, и самим повествователем как историческая сила, достойная
соперничества и даже равная «державцу».
Подведение итогов: 3 мин.
6. Домашнее задание: работа с учебником «Литература», 1 ч., 10 класс, (под ред.
Т.Ф. Курдюмовой), зад. 21, стр. 158
Комментарий по выполнению домашнего задания: 2 мин.
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.