Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Оценка 4.9

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
28.03.2019
Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
На уроке литературы "Поэма А.С.Пушкина "Медный всадник"" учащиеся познакомятся с поэмой; поразмышляют о судьбе города Санкт-Петербург; о судьбе основателя города, ПетраI, и о судьбах тех простых людей, которые жили в этом противоречивом городе. А.С.Пушкина всегда интересовало историческое прошлое России, в своих произведениях он не раз обращался к нему.
А.С.Пушкин..docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Средняя общеобразовательная школа имени С. С. Вострецова  Урок «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».  Властелин судьбы и маленький человек» (10 класс) Подготовил: Лаптев Андрей Юрьевич,  учитель русского языка и литературы Вострецово 2016 год План урока Урок № 7, 8 (1/8) Тема   урока:  Поэма   А.С.   Пушкина   «Медный   всадник».   Властелин   судьбы   и маленький человек; Цель   урока:  провести   художественный   анализ   произведения   А.С.   Пушкина «Медный всадник»; Задачи урока:  Образовательная:,   определить   идейное   и   художественное   своеобразие   поэмы, выявить   особенности   композиции,   охарактеризовать   образ   Петербурга   в   поэме, проанализировать   образы   героев   поэмы,   соотнести   образы   «властителя»   и «маленького человека»;  Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать навыки выразительного чтения, комментированного чтения; Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;  Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие  Методы проведения: урок­беседа, работа с художественным текстом;  Межпредметные связи: мировая художественная культура, история; Оснащение   урока:   проектор,   видеофрагмент   «Медный   всадник»,   тексты   поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», презентация, иллюстрации. Ход урока 1. Организационный момент        Написать   тему   урока   на   доске,   подготовить   видеофрагмент,  презентацию   и иллюстрации   к   просмотру,   подготовить   тексты   произведения.   Проверить готовность   обучающихся   к   уроку,   сконцентрировать   внимание   на   изучаемом произведении, заинтересовать темой урока; 2. Актуализация познавательной деятельности       Узнать впечатление о прочитанном произведении: имеет ли это произведение какое­нибудь отношение к нам с вами?       Узнать   какое   историческое   событие   лежит   в   основе   поэме  (Наводнение, случившееся в Петербурге, 1824 г.)                                                                          5 мин. 3. Изучение нового материала Введение   учителя:   А.С.   Пушкина   всегда   интересовала   история.  Анализируя исторические   события,   исследуя   действия,   характеры   исторических   лиц,   поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны. Сегодня нам предстоит познакомиться   с   поэмой   «Медный   всадник»   и   поразмышлять   о   судьбе   города Петербурга, о судьбе его основателя и о судьбах тех простых людей, которые жили и живут в этом противоречивом городе;     Запишите тему сегодняшнего урока: «Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек»; Вступление преподавателя: 5 мин.    Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к поэме   занимает   четверть   всей   поэмы.   Скажите   к   какому   образу   А.С.   Пушкин обращается в этой части поэмы, почему вступление такое «массивное»?      Ответы обучающихся (размышления о Петербурге, гимн городу, воспевание любимого города, обращение к образу Петра I);      Действительно, автор славит Петербург, восхищается им, а Петр – великий император   и   властитель.   Давайте   представим   что   было   до   основания   города, найдем в тексте описание места, на котором Петр решил построить Петербург.      Работа   с   текстом:   «Приют   убогого   чухонца»;   «По   мшистым,   топким берегам»; «И лес, неведомый лучам// В тумане спрятанного солнца…»;    (Слайд «Основание города»)        Особое   значение   в   творчестве   Пушкина   имеет   образ   Петра   I,   во   многом изменившего ход русской истории. Поэт восхваляет государственное дело Петра, созданный им город. Зачем России нужен был нужен «великий рывок», великие преобразования?   Обратимся   к   тексту,   найдите   основания,   которые   стали решающими   в   строительстве   города   на   болоте.  Найдите   лексические   и   другие средства   художественной   выразительности,   показывающие   отношение   автора   к деятельности   Петра   как   исторически   необходимой   и   направленной   на   благо государства.    Работа с текстом: «Отсель грозить мы будем шведу..», «В Европу прорубить окно…», «Ногою твердой стать при море...»;    (Слайд «Петр 1»)     Петр построил город в опасном месте, он вытащил Россию из «болота». Каким же стал город спустя годы, воплотились ли мечты Петра. Обратимся к описанию города. Работа с текстом: Прошло сто лет, и юный град// Полнощных стран краса и диво// Из тьмы лесов, из топи блат// Вознесся пышно, горделиво; Громады стройные теснятся <…>Темно­зелеными садами// Ее покрылись острова//    (Слайд «Петербург»)    Таким образом, город становится одним из героев поэмы. Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей все же остается городом на болоте, который может   в   любой   момент   быть   сметен   бунтом   природной   стихии,   жестоко   им подавленной. Что и происходит в основной части поэмы.     Вы уже прочитали две главы, в которых отражается содержание поэмы. Давайте постараемся   погрузиться   в   тот   ноябрьский   день,   когда   произошла   трагедия   в Петербурге.     Просмотр видеоролика «Медный всадник».    Беседа   с   обучающимися   о   видеоматериале,   получилось   ли   у   автора, читающего   текст   передать   переживания;   подходит   ли   музыкальное сопровождение к стихам поэмы; попробуйте соотнести впечатления, которые возникали у вас вы при прочтении текста и впечатления, которые возникли у вас от просмотра видеоролика «Медный всадник», каким вы представляете себе Евгения.      Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику герою, какой человек предстает перед читателем.     Работа с текстом: «Пришел Евгений молодой...», «Живет в Коломне; где­то служит…»,   «Что   был   он   беден,   что   трудом//   Он   должен   был   себе доставить// И независимость и честь;//Что мог бы бог ему прибавить//Ума и денег. Что служит он всего два года…»;      (Слайд «Евгений»)    Перед нами возникает образ мелкого чиновника. Когда­то род его был знатен, но сейчас   даже   воспоминание   об   этом   стерлось,   а   сам   Евгений   дичится   знатных людей. Но этот «маленький человек» тоже может мечтать, о чем?    Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою. Пройдет,   быть   может,   год­другой//   Местечко   получу,   Параше//   Препоручу семейство наше// И воспитание ребят...»;   (Слайд «Евгений»)    Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил сосредоточиться   на   поисках   личного   счастья   в   семье.   Однако   герой   вынужден переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром. Наставший  день  приносит  страшное   несчастье.  Нева,  не одолев  силы  ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Найдите описание наводнения. Что напоминает вам наводнение, описанное  Пушкиным в поэме, и его последствия?   Какими   способами   изображена   разбушевавшаяся   стихия?   Какие метафоры   и  сравнения   помогают   представить   разбушевавшуюся   стихию   живым существом?  Обратите   внимание   на  иллюстрацию   А.Бенуа,  какие   строки   поэмы отражены в этой иллюстрации (Слайд).      Работа с  текстом:  «Обломки  хижин, бревны,  кровли// Товар  запасливой торговли//   Пожитки   бледной   нищеты//   Грозой   снесенные   мосты,   Гроба   с размытого кладбища// Плывут по улицам! Увы! всё гибнет: кров и пища!»    Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не виноватое,   ибо   природное,   стихийное   разливается   по   всем   пространству Петербургу.      Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном счастье? Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?      Работа   с   текстом:   Сидел   недвижный,   страшно   бледный//   Евгений.   Он страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал// Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…    Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем   бедном   домишке   его   возлюбленная   со   своей   матерью.   Как   будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».       Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит переосмысление жизни?     Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений ...// Увы! его смятенный ум//   Против   ужасных   потрясений//   Не   устоял.   Мятежный   шум//   Невы   и ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался// Его терзал какой­то сон…    Давайте подумаем, к каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь? Какая внутренняя   связь   есть   между   цитатами   «с   Божией   стихией   царям   не совладать» и «жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землёй»?     Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю,   месяц,   бродит,   питается   подаянием,   спит   на   пристани.   Евгений   вдруг становится   отрешенным   от   всего   меркантильного   и   обращается   к   высшим интересам   мировой   справедливости:   «иль   вся   наша//   И   жизнь   ничто,   как   сон пустой// Насмешка неба над землей…»! Поиск ответа на этот вопрос посылает безумного Евгения к подножию кумира и вызывает в его душе огненную и черную волну бунтарства.       Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…       Евгений   обходит   вокруг   подножия   памятника,   дико   глядя   на   изваяние,   он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).   грохотанье//  Тяжело­звонкое скаканье// По потрясенной мостовой…       Евгений   наконец   понял,   кто   виноват   в   его   бедах;   повинно   в   них   то   самое государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.  Работа   с   текстом:   Бежит   и   слышит   за   собой//   Как   будто   грома        Работа с текстом: 40 мин.     Повествование   о   трагической   судьбе   заурядного   жителя   Петербурга, пострадавшего   во   время   наводнения,   стало   сюжетной   основой   для   историко­ философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.    «Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них ­ Петра ­ сколько возможно   более   «великим»,   а   другого   ­   Евгения   ­   сколько   возможно   более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» ­ воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».      Для того, чтобы подчеркнуть контрастность и противоположность основных образов, их «раздвоение», разделимся на три группы по рядам: 1 ряд – представляет два образа Петра; 2 ряд – представляет два образа Евгения; 3 ряд – представляет два образа Петербурга;    Необходимо использовать для ответов цитаты из текста.     (Слайд, после ответов – слайд заполняется) Выполнение задания: 10 мин. 4. Закрепление материала    Письменное задание.  Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос: 1) Можно ли считать создание образа Евгения в поэме одной из первых попыток создания образа «маленького человека» в русской литературе? 2) В чем, по­вашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта поэмы? Выполнение задания: 1 мин. 5. Подведение итогов урока      Сегодня мы провели художественный анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»,   выявили   ее   идейное   и   художественное   своеобразие.   Давайте подведем итоги: завязка и конфликт «Медного всадника» классицистичны: идея личного   счастья,   носителем   которой   является   Евгений,   сталкивается   с   идеей государственности   Петра.   Всё   решается   не   в   пользу   той   или   иной   стороны,   а ставится   вопрос   о   нахождении   согласованности   современности   и   истории, личности и государства, счастья и законности. Эта идея – ядро концепции поэмы, определяющее ее поэтику и стиль. Маленький человек, которого не брал в расчет в своих державных деяниях царь, вдруг удостаивается внимания, осознается им, и окружающими,   и   самим   повествователем   как   историческая   сила,   достойная соперничества и даже равная «державцу». Подведение итогов: 3 мин. 6. Домашнее задание: работа с учебником «Литература», 1 ч., 10 класс, (под ред. Т.Ф. Курдюмовой), зад. 21, стр. 158 Комментарий по выполнению домашнего задания: 2 мин.

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""

Урок по литературе в 10 классе "Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник""
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019